Ara: History Untold: Обзор новой 4X-стратегии

Александр Бурсов 2024-10-14 18:34:40 6

Учитывая количество эпигонов знаменитой серии стратегий, любой, кто привлекает внимание к очередному подражателю «Цивилизации», берёт на себя роль адвоката дьявола. Зачем мусолить ещё одну игру по давно знакомым правилам? Почему Ara, а не Ura или, допустим, Era? На что надеются малоизвестные разработчики, дебютируя в жанре 4X накануне выхода Civilization VII? Так много вопросов, и так мало ответов. Но History Untold создана студией Oxide Games, где есть выходцы из Firaxis, так что не всё потеряно — почему бы и не заценить?

Дебют

Игра предлагает построить самую сильную империю на карте, используя перевес в очках репутации, культурно-технический прогресс или старую добрую военную экспансию. В общую для всего жанра канву разработчики вплели индустриальные механики в стиле Anno, более-менее приличную графику с эффектом тилт-шифт, как в Endless Legend, и другие занятные нюансы.

Партия стартует знакомо — с выбора лидера и его уникальных черт, которые в массе представляют собой систему сдержек и противовесов. Например, навык «Агрессивность» усиливает солдат за границами их родины, а «Пацифизм» в тех же условиях делает их слабее обычного, зато на своих территориях они получают бонусы. В научных чертах есть «Мудрость» с бустом очков знаний и «Раш», действующий по принципу «Сила есть — ума не надо». Такие черты могут повторяться у разных личностей, но вдобавок каждый правитель обладает уникальным свойством, которого нет ни у кого другого. Скажем, у России под управлением Екатерины II оригинальность в том, что она закладывает один город сверх лимита и использует колонистов-скороходов.

По персоналиям разброс велик. Борцы за права соседствуют в ростере с Чингисханом, лауреаты Нобелевской премии — с теми, кто был невеждой даже по меркам своей эпохи, а Римская империя тягается на равных с кроу и чероки. Из необычных личностей стоит отметить австралийского фармаколога Говарда Флори, а также Эву Перон — актрису, которая удачно вышла замуж и стала видной политической деятельницей Аргентины. На самом деле, настоящих царей и президентов в игре на удивление мало. Отдельное недоумение вызывают Сафо во главе греков и Николай Коперник во главе поляков. Но здесь же не «Цивилизация», в конце концов, а History Untold. Снято по секретным документам, понятно?

Остальные настройки партии организованы привычно: можно задать уровень сложности, тип местности, количество и качество противников. К столице, размещённой по умолчанию, поклонники глобальных пошаговых стратегий тоже привыкли: берите что дают и смекайте, как это применить с максимальной пользой. На карте сразу виден свежий взгляд авторов на виртуальную географию. Здесь нет никаких «пчелиных сот» — местность делится на регионы произвольной формы, а те, в свою очередь, разбиты на точно такие же лоскуты округов. Город и полезные постройки вроде ферм, шахт или заводов занимают по одному из округов, тогда как под триумф (так называют чудеса) надо выделить целый регион — лавку купца к пирамидам Гизы не пристроишь.

Поначалу хорошо виден только ваш регион — можно оценить, сколько пищи, древесины, материалов и денег дают его округа. Значками, как в «Цивилизации», отмечены особые ресурсы вроде винограда, пшеницы, риса, овец, свиней, лошадей, меди и соли. Но также встречаются необычные объекты — например, места падения метеоритов, где надо строить каменоломни, чтобы извлекать полезные металлы. А ещё в окрестностях бродят стаи хищников — волки, тигры, медведи, гиены и пумы. Это своеобразная (и, надо сказать, не самая плохая) замена варварам. В отличие от последних, звери сами по себе не нападают и в осаду города не берут, но могут потрепать овец на приглянувшемся вам пастбище. Вдобавок ничто не мешает прокачивать на дикой фауне войска.

В изучении местности полезны разведчики — именно они собирают припасы, помогают наладить контакт с независимыми племенами (аналог городов-государств) и соседними лидерами, а заодно позволяют узнать, куда сподручнее послать колонистов. Поселенцы здесь, кстати, не отнимают у города жителей — на их производство уходят запасы пищи. Но это не значит, что можно понастроить ферм и расселиться по карте, как пауки по даче летом. Потому что количество доступных для основания городов зависит от степени развития вашего государства: империя, например, может содержать десять городов, а республика — восемь.

Чтобы это самое развитие подстегнуть, надо делать много чего: и технологии открывать, и по эпохам в светлое будущее продвигаться, и строить, и пахать, и «Бхагавадгиту» сочинять. За создание шедевров отвечают гении, аналогичные великим личностям, — их можно подрядить на добычу денег, культуры, науки и других благ, назначить классиками искусства, дипломатами либо преподами в универ. Важным аспектом прогресса также выступают различные усилители, которыми можно увеличивать продуктивность городов и отдельных построек. Речь о бесчисленном множестве утвари вроде сосудов с зерном, колёс, верёвок, плугов, горшков, кастрюль, орудий, тряпок, жидкостей и железяк, которые надо сперва произвести, а затем — с толком применить.

Следить за круговертью хлама бывает не только сложно, но и утомительно, даже несмотря на то, что справа сверху имеется значок, позволяющий найти бездействующие производственные постройки и заказать в них необходимую продукцию. Забыли сменить профиль мастерских? Тогда не будет орошаемых ферм вместо обычных, поскольку им нужны железные орудия труда, а не каменные. Без апгрейда огородов добыча еды в крупнейших городах уйдёт в минус и потянет за собой индустрию. И подобного в игре много. Необходимость держать в уме кучу мелочей погружает в такой микроконтроль, какого не ожидаешь от эпигона знаменитой серии.

Тем не менее следить за всеми нюансами придётся, особенно если хотите строить чудеса, на которые уходят не только очки производства и огромная стройплощадка, но и тряпки с колёсами и горшками всех калибров. Не видать вам, короче, Парфенона без афинской керамики. Впрочем, на низкой сложности хватит программы-минимум.

Чтобы всё в вашем царстве-государстве работало как часы, следует всего-то заботиться о нуждах подданных. Они отражены в пяти шкалах качества жизни, самостоятельных для каждого города: надо следить за настроением жителей, их здоровьем, образованностью, достатком и защитой. Если полоски на этих шкалах зелёные, беспокоиться не о чем. Нашли жёлтую — есть повод построить что-нибудь для решения проблемы или добавить предметы роскоши в ячейки сверху. А упало до красного — беда, империя катится в ад, а её жители ни крокодила не могут убить, ни кокос вырастить.

Миттельшпиль

В ходе партии, помимо развития государства, надо решать вопросы войны и мира. Ведь у вас есть соседи, а у них — свои амбиции. Замашки сильных мира сего хорошо знакомы. Если кто-то приходит к вам, чтобы заключить союз, будьте уверены, что через несколько ходов он начнёт военную агрессию против третьей стороны. А если соседи вами недовольны, это только из зависти или страха — третьего не дано. Полноценно планировать стратегию боты так и не научились, хотя, справедливости ради, здесь при первой встрече лидер соседней страны может и отказаться от подарка, если загодя видит в вашей империи угрозу.

Главное тут не вдаваться в подробности. Вот, например, торговля: приходят к вам греки и предлагают обмен, при этом выбрать из их товаров можно, а что с вас возьмут взамен — не видно. Тем не менее предложение будет принято и одобрено — и продукция поступит на ваш внутренний рынок. Или совместные исследования: что именно изучаем, какие бонусы даёт сопернику этот проект и даёт ли вообще, — неважно. Лишь бы вам капали дополнительные пять очков науки в ход. Не стоит забывать, что за любое действие от дипломатических договоров до постройки башен также повышается репутация — отражение вашей позиции в гонке к победе.

Репутацию можно как накапливать, так и расходовать — разумеется, на то, чтобы надрать кому-нибудь зад. Хотите напасть ни с того ни с сего, просто потому, что соседи не нравятся, а солдаты засиделись в казармах и впустую проедают содержание, — объявите стычку. Она продлится всего 25 ходов, за каждый из которых с вас снимут по пять очков репутации. Также чреваты штрафами священная и захватническая войны, а для полного стирания противника с лица Земли при бесконечном запасе ходов сразу приготовьте солидную сумму этих очков. Единственный формат, приносящий при боевых действиях бонусы, — это ответный удар, когда на вас кто-то напал, а вы бьёте в ответ и попутно что-нибудь захватываете в землях агрессора.

Война, раз уж о ней зашла речь, устроена чуть сложнее, чем в «Цивилизации». Здесь вы не просто заказываете войска в городах, но также формируете из них резерв, откуда их ещё предстоит развернуть, потратив на это дополнительный ход. Развернуть можно как отряд, так и батальон из трёх отрядов, легион из четырёх и так далее. Некоторые юниты требуют по несколько видов ресурсов — например, даже открыв корабли в технологиях, вы не спустите их на воду без парусов из ткани, а ведь её ещё изготовить надо.

Едва дело доходит до битвы, её дают посмотреть в отдельном окошке — к счастью, оно представляет собой не такой примитивный лубок, как в Millennia. Виден масштаб, показаны атаки, декорации и гибель воинов. Работа осадных машин, залпы лучников и мушкетёров — всё в лучших традициях. Ситуации вроде «Рыцари против древних копейщиков» здесь тоже случаются, как же без них, учитывая неравномерность научного развития. Но стоит отметить важный нюанс: каждая партия разделена на акты, и кто в финале акта не тянет по очкам репутации, тот автоматически терпит поражение.

Можно бесконечно смотреть, как течёт вода, горит огонь и как кто-то сравнивает механики «Цивилизации» с геймплеем очередного подражания ей. А что, некоторые идеи здесь и впрямь доведены до весьма интересного состояния. Религия, например, с каждой своей итерацией позволяет включать песни в священный текст, а те, в свою очередь, содержат бонусы для тех или иных областей развития. Интересно и сложно организована связь науки с ремеслом, наглядно демонстрирующая движение от колеса и палки-копалки до огромных роботов в эпоху сингулярности. Но это повествование и так затянулось — оставим простор для приятных открытий. И перейдём к главному вопросу: годно ли скроена эта самая History Untold?

Эндшпиль

У Ara больше общего с Sid Meier’s Civilization, чем у любого другого эпигона последних лет, включая Humankind и Millennia. А это и хорошо и плохо. Достаточно взглянуть, как здесь всё устроено, чтобы руки сами начали заказывать и улучшать постройки, селить колонистов там, где больше яблочек и брёвнышек, двигать отряды по полю и ставить исследования в очередь.

Однако для очистки совести сотрудникам Oxide Games надо было добавить что-то от себя — вроде натурального масштаба объектов в виртуальном мире, реалистичных границ регионов и системы производства. Если одни решения чудо как хороши, то другие оказались спорными. Любовь к жанру не обязывает разработчиков складывать в игру все его механики подряд.

Один лишь критерий оценки стратегии всегда правдив: увлекает ли она настолько, что человек за монитором рискует забыть обо всём на свете. Времени за Ara: History Untold действительно не замечаешь. Существует не так уж много современных 4X, способных затянуть в процесс с такой же силой. Если разработчики ещё доведут до ума интерфейс и поправят техническую часть, в поставленной оценке ни у кого сомнений не останется.

Плюсы: приятные графика и музыка; на месте лучшие черты «Цивилизации» и даже развитие некоторых из них; геймплей сдобрен приятными мелочами вроде мини-квестов в духе игр студии Amplitude.

Минусы: не все механики одинаково интересны; хромает оптимизация; в стратегии с названием Ara нет армян.

Благодарим Xbox Game Studios за предоставленный доступ к игре.

Другие новости

Комментарии

в стратегии с названием Ara нет армянИх нужно добавить в DLC, где победа в партии будет решаться игрой в нарды.
Видимо, игра действительно затянула, раз даже с предоставленным доступом обзор выходит почти через месяц от релиза
Заходишь на СГ, а там обзорщики в Цивы играютъ...
Цивилизация для любителей производственных цепочек. С менеджментом последних, правда, немного перестарались, из-за чего приходится постоянно распределять и перераспределять ресурсы и производимые товары.Но это был отличительный плюс игры. А минусов пока хватает. Дипломатии, считай, что и нет — отношения просто планомерно скатываются в минус, и периодически позволяют изменять их ивентами. А менеджмент армии словно не проходил никакого тестирования. Юниты строятся быстро (в сравнении с другими подобными играми), но еще два хода будут развертываться на карту из резерва. При этом обратно в резерв не возвращаются. Апгрейдить их нельзя. А еще их надо распределять по армиям, которых можно иметь очень ограниченное количество. Вот только модифицировать уже имеющиеся армии тоже нельзя — ни добавить в них юнитов, ни убрать. Т.е. если вас что-то не устраивает в имеющихся армиях (например, насоздавали вы на все доступные слоты армий-единичек), то решение одно — расформирование.Но разработчики вроде собирают фидбек, так что с патчами и дополнениями можно ждать улучшений. Лишь бы и ключевую отличительную механику не упустили в угоду упрощениям.
Ara-Ara (❤️ ω ❤️)
Все комментарии