Симуляторы выживания в открытом мире — жанр, пользующийся большой популярностью уже немало лет. Но с начала этого года разработчики подобных проектов проявляют особую активность: за минувшие пять месяцев вышло немало игр на данную тематику, из числа которых можно вспомнить несколько достойных: например, мы уже писали про Enshrouded, Abiotic Factor и Nightingale.
Сегодня расскажу о Soulmask — ещё одном выживаче, который, в отличие от большинства собратьев по жанру, уже на этапе раннего доступа может похвастать хорошей оптимизацией и большим количеством контента.
Первая отличительная черта Soulmask, которая бросается в глаза, — это, конечно, сеттинг. Для выживачей в порядке вещей начинать с примитивных технологий уровня неолита: крафт первых предметов из палок и камней уже давно стал стандартом и встречается даже в научно-фантастических играх — взять ту же Icarus. Но, как правило, разработчики предпочитают средневековый антураж с вкраплениями фэнтези. Здесь же перед нами самый что ни на есть каменный век, да ещё и в редко встречающейся стилистике Америки доколумбовой эпохи: наиболее подходящим по духу примером не из числа игр будет фильм Мэла Гибсона (Mel Gibson) «Апокалипто». Впрочем, намекну, что не всё так просто.
Небольшой вступительный ролик раскрывает незамысловатую предысторию: наш персонаж чудом спасается с жертвенного алтаря и оказывается в диких джунглях, предоставленный самому себе. Знакомые с выживачами сразу поймут, что делать: ломаем ветки, собираем камни, крафтим примитивные инструменты, ловим безобидно бродящую по округе дичь, разжигаем костёр… Дальше действие движется по типичной для жанра колее: технологии становятся всё сложнее, количество доступных предметов снаряжения и строительных элементов растёт с каждой разблокированной технологией, появляется первый дом, который постепенно вырастает в целую деревню. К услугам тех, кто не знает, чем себя занять, — режим обучения: постоянно находящиеся на экране советы-задания уровня «Собери такой-то предмет» подскажут, в каком направлении продолжать развитие.
А развиваться здесь есть куда. Карта не из маленьких и открывается постепенно, что ещё больше подчёркивает её масштабы. Есть несколько биомов — от знойных джунглей до заснеженных горных вершин. В каждой локации свои опасности, включая разнообразных хищников, агрессивных NPC и других игроков (если вы зашли на PvP-сервер). Разработчики советуют новичкам пробовать силы в режиме PvE или вовсе соло. Хороший совет, учитывая довольно хардкорные настройки PvP на официальных серверах: потеря снаряжения и лута при убийстве и возможность ограбить любую базу, пока идёт raid time, создают довольно враждебную атмосферу. Впрочем, это в духе всё того же «Апокалипто»: фильм рассказывает о пленении целого племени майя более развитыми индейцами ради жертвоприношения.
Есть чем заняться и без противостояния с людьми. Например, отдельная ветка прокачки посвящена охоте — благодаря огромному бестиарию можно погрузиться именно в это занятие, чтобы открывать бонусы за каждый уровень охотника или просто тешить своё эго. Подсказки ненавязчиво подталкивают к изучению карты, на которой хватает прочих противников. Есть множество мест, где можно найти как сокровища, так и их охранников: вас ждут древние руины, лагеря варваров, крепости, шахты, логова зверей… И если с животными всё понятно — убил, разделал на мясо, собрал лут, который они охраняли, — то с людьми-NPC всё куда интереснее.
Дело в том, что благодаря волшебной маске, которую носит наш герой, вы можете пленить любого неигрового персонажа — для этого достаточно опустить его здоровье до минимальных значений, после чего нажать кнопку обряда захвата. Обессиленная жертва рухнет на землю, а вам останется лишь накормить её и донести до укромного места (например, до своей базы). Несколько минут ожидания — и вы становитесь не одиноким выживальщиком, а главой небольшого поселения; Soulmask же превращается из обычного выживача в стратегию с видом от третьего лица.
Использование NPC в качестве жителей подконтрольного игроку поселения — идея для жанра далеко не новая: множество подобных проектов так или иначе используют ботов-союзников. Но обычно такая механика работает только на антураж — жители создают массовку, а основную работу делает игрок.
Здесь же всё «по-настоящему»: подчинённые трудятся за станками, переносят вещи из одного хранилища в другое, рубят деревья и собирают ресурсы, охраняют других жителей и постройки, поддерживают огонь лагерного костра (главная постройка вашей деревни, которая не даёт разрушаться строениям). Причём ваше присутствие для их активности не требуется: достаточно нарезать задач подчинённым и отправиться по своим делам — пойти на охоту или заняться изучением карты. Можно и вовсе покинуть сервер — они будут работать, пока соблюдаются необходимые для выполнения задачи условия.
Конструктору приказов не помешали бы дополнительные удобства, но в целом со своей функцией он справляется. Хотя было бы куда проще, скопируй разработчики систему из стратегий а-ля RimWorld — с возможностью выставить приоритеты работ и составить расписание.
Да и в целом интерфейс временами раздражает, особенно во время крафта: учитывая огромное количество доступных для создания предметов и построек, приходится постоянно прокручивать длинные списки, запоминая ингредиенты. Зато, если потратить время и разобраться в управлении племенем, можно целиком переложить все рутинные задачи на плечи NPC.
Ваши подчинённые — не только рабочая сила. Можно брать их с собой или даже переместить свою душу в чужое тело, полностью взяв бота под свой контроль. Если увлечься созданием племени, то процесс отбора новых рабов напоминает ту же охоту. Поиск жертвы с нужными параметрами — задача не из лёгких, которая к тому же постоянно повторяется: потерять жителей — плёвое дело. Зайдя на сервер после долгого отсутствия, не удивляйтесь, если обнаружите «недостачу» — дикие животные и не менее дикие игроки (на PvP-серверах) не преминут убить попавшего под руку бота.
Не думаю, что получится обойтись без помощи порабощённых NPC: вряд ли такой геймплей позволит комфортно себя чувствовать даже в PvE-режиме. Сражения с боссами требуют наличие союзников, а процесс крафта максимально затянут.
Зато сам крафт радует. Если заглянуть в окно исследований, то глаза разбегаются от обилия предметов и построек: линейка технологий начинается с каменных инструментов и заканчивается стальными орудиями труда. Впрочем, добраться до железа выйдет не сразу — для развития надо сражаться с боссами и изучать карту.
Не менее разнообразна система прокачки. Кроме уровня охотника тут есть стандартная RPG-система с улучшением основных навыков, обширная ветка под ремесленные и боевые параметры персонажа, уровни для каждого вида оружия и отдельное меню развития маски — аналог классовой системы, благодаря которой ваш герой получает те или иные пассивные и активные умения.
Если разбирать элементы игры по отдельности, то Soulmask вряд ли получится хвалить за оригинальность. Но разработчики не просто скопировали удачные фичи, подсмотренные у конкурентов, — они позаботились и о том, чтобы игроку было комфортно и интересно, невзирая на ранний доступ. Я почти не встретил серьёзных багов, графика не требует топового железа, но достойно передаёт красоты древнего мира (подкачала разве что отрисовка объектов на расстоянии), а сетевой код стабилен. Пожалуй, единственный значительный минус, который мне удалось заметить, — печальная реализация ближнего боя, особенно в PvP: дёрганые анимации и не слишком отзывчивое управление превращают драку в хаотичную возню.
Если вы соскучились по оригинальным выживачам, но боитесь вкусить все «прелести» бета-версий, то Soulmask точно для вас: в CampFire Studio сделали такой ранний доступ, за который не стыдно.