Если существует какой-то хоррор-фильм, рано или поздно по его мотивам сделают асимметричный сетевой экшен. Вот и до «Клоунов-убийц из космоса» добрались — о культовом хорроре 1988 года теперь знают больше людей. Коллектив IllFonic, известный по Friday the 13th: The Game, Ghostbusters: Spirits Unleashed и Predator: Hunting Grounds, выпустил игру Killer Klowns from Outer Space: The Game, попробовав реализовать новые идеи в знакомом жанре.
Главное отличие новинки от многих других асимметричных экшенов — количество участников в матче. Если обычно один игрок управляет злодеем и портит жизнь четверым или семерым бедолагам, то здесь структура иная. Три клоуна сражаются против семерых подростков — примерно как в The Texas Chain Saw Massacre. Зачастую подобные экшены напоминают игру в кошки-мышки: почти беззащитные люди прячутся по углам, стараются не попадаться на глаза монстру и не шуметь. Здесь же такого напряжения нет — люди могут дать отпор противникам, и клоуны всесильными не кажутся.
Полноценного обучения нет — вместо этого предлагают посмотреть слайд-шоу, где описываются основные механики. В начале матча люди и клоуны попадают на одну из пяти карт и приступают к выполнению задач. Люди должны найти способ сбежать, а клоуны, соответственно, пытаются всех людей убить. На всё про всё дают 15 минут, после чего начинается клоунопокалипсис, и ни один человек в живых не останется.
На локации есть точка сбора — когда подросток к ней подходит, ему показывают местоположение четырёх путей отхода:
Предметы, необходимые для взаимодействия со всеми этими точками выхода, разбросаны по карте — что-то просто где-то лежит, а что-то спрятано в мини-холодильниках и ящиках, которые нужно обыскивать. Там полно и другого хлама, включая биты, револьверы, аптечки, мячики, которые можно швырять в клоунов, оглушая их, и так далее. Каждый раз предметы валяются в разных местах — достаточно лишь помнить, какие из них для чего нужны, и сообщать команде о своих находках. Если же все вас кинули (или ничего нужного найти не удалось), остаётся ещё один шанс спастись: за 30 секунд до начала клоунопокалипсиса откроется дополнительный выход, вот только клоуны наверняка будут вас там поджидать.
Смерть в Killer Klowns не означает конец игры — один раз за матч оставшиеся в живых люди могут воскресить погибших друзей. При этом вы не просто сидите и ждёте, а сами помогаете себе и товарищам, участвуя в простеньких мини-играх. Нажимая в нужный момент на кнопки, разблокируете расходники, которые можете либо оставить для себя (на будущее, когда вас возродят), либо отдать силой мысли друзьям. Это и оружие, и аптечки, и прочие полезные вещи — например, если кто-то убегает от клоуна, ему пригодится еда, восстанавливающая запас выносливости. Идея хорошая, но мини-игры очень примитивные, так что довольно быстро интерес к ним начинает угасать.
Играть за людей достаточно забавно, в том числе благодаря хаотичности матчей — когда напарников по несчастью много, карты большие, а способы защитить себя есть, в скучные посиделки в тёмных углах игра не превращается. Однако спустя какое-то время геймплей становится однообразным, поскольку карт всего пять и пути отхода на них абсолютно одинаковые. Я, к примеру, в большинстве матчей занимался починкой лодки: искал свечу зажигания и нёс канистру к причалу, после чего пытался привлечь к этому месту внимание других людей. Если вдруг появлялся клоун, я спасался в одиночку, чтобы не дать оппонентам всухую нас победить. Даже если игрок сбегает, он всё равно может участвовать в мини-играх и генерировать для товарищей подарки.
Не помогает и то, что архетипы персонажей, которые разблокируешь за достижение новых уровней, мало чем отличаются друг от друга. Сперва доступен лишь атлет — у него много выносливости и высокая скорость бега, но дерётся он так себе. Потом открываешь бунтаря, который чуть сильнее, а следом за ним — ещё более мощного героя (да, это название архетипа). Самым желанным классом считается доступный на 42 уровне — он наиболее крепкий, но остальные его характеристики совсем плохи. В одиночку он мало что сможет сделать, зато отряд легко защитит, если бегать вместе с ним. Когда играешь со случайными пользователями, о командной работе остаётся только мечтать, поэтому первые архетипы мне показались более подходящими при игре соло. Как бы то ни было, таких незначительных отличий недостаточно, чтобы геймплей был разнообразным, — спустя пару вечеров занимаешься примерно одним и тем же.
У клоунов задачи совсем иные — как и в фильме, они прибыли на Землю, чтобы поглощать людей. Для этого они используют не только различные пушки, но и разбросанные по карте коконы — их нужно вешать на расставленные на локации генераторы, чтобы призывать мелких лакеев. В случае победы над человеком тот тоже превратится в кокон, и если все генераторы будут ими обвешаны (нужно 16 штук), клоунопокалипсис начнётся до истечения таймера. Успех клоуна зависит от того, как внимателен он к окружению, в том числе реагирует ли он на посторонние шумы и прочие звуки, издаваемые людьми. Лакеи в этом помогают — они, к примеру, нападают на подростков и тем самым сообщают клоунам о чьём-то присутствии.
Кастомизация клоунов гораздо богаче. Во-первых, их архетипы существенно различаются внешне: мастер ловушек — это маленький персонаж, по которому видно, что он слабый и очень ловкий, а танк — крупный и толстый клоун, к которому не хочется приближаться. В отличие от людей, клоуны появляются на локациях уже с оружием, и выбор тут довольно большой: лазерная пушка, что-то вроде дробовика, молот, попкорновая базука (прямо как в фильме!), боксёрские перчатки и так далее.
Наконец, клоуны обладают уникальными умениями, которые около минуты восстанавливаются после использования. Злодеи способны моментально перемещаться по карте, активируют что-то вроде режима берсерка с повышенной скоростью и силой, а также могут притягивать к себе цели или использовать другие навыки, которые постепенно разблокируются за новые уровни. Баланс между командами достигается за счёт того, что клоуны не знают местоположения путей отхода, и именно поэтому им нужно пользоваться подсказками лакеев и самим внимательно следить за происходящим. Если они видят какого-то бедолагу, у которого нет возможности защититься, нередко это означает его гибель — у клоунских пушек неограниченный запас снарядов, а бег зигзагами помогает людям не всегда.
Звучит весело, и это действительно так. В занудное перетаскивание коконов геймплей не скатывается — хотя бывают моменты, когда заняться нечем и ты просто слоняешься по пустым улицам, очень быстро начинается какая-нибудь заварушка. То услышишь шум, то увидишь значки, символизирующие возню в одном из районов, то просто встретишь человека на улице и начнёшь с ним игру в догонялки. Пользуешься способностями вроде надувной собаки, показывающей, в каком направлении есть люди. Или телепортируешься в точку, где люди вот-вот спасутся. Был момент, когда человек открыл дверь в бункер, я быстро переместился к нему, оглушил и дальше мы сражались за то, сбежит ли он или попадёт в кокон. Ещё один плюс игры за клоуна — невозможность умереть навсегда. Если погибнете, меньше чем через минуту вы возродитесь, и происходить это может бесконечно.
В то же время при игре за клоунов становится заметна одна из главных проблем Killer Klowns from Outer Space — скучноватый антураж. Здесь нет атмосферы хоррора, но в то же время не нашлось места для чего-то комедийного. Разработчики будто не совсем понимали, какое настроение они должны передать. В главном меню звучит зловещая музыка, а клоуны корчат страшные рожи, но в самой игре они потешно бегают, а их резиновые ботинки забавно скрипят. Тут есть добивания в духе Mortal Kombat, но вместо брызг крови показывают десятки воздушных шариков. Да и одинаково тёмные локации очень похожи друг на друга — возникает ощущение, что бегаешь по одной и той же карте.
В случае с очередным асимметричным экшеном трудно давать рекомендации. Особенно когда это экшен по старому фильму — сложно представить, как его будут поддерживать новым контентом и будут ли вообще. В целом Killer Klowns from Outer Space: The Game мне понравилась — она гораздо динамичнее многих подобных проектов, за какую бы сторону вы ни играли. В случае с людьми геймплей кажется однообразнее, чем при игре за клоунов, но забавные ситуации игра всё равно генерирует довольно часто. Если жанр вам близок и вас не беспокоит то, что игра вряд ли останется актуальной до следующего года, ознакомиться с ней стоит. Геймплей достаточно весёлый, чтобы вокруг него выстроилось сообщество преданных ценителей.
Плюсы: асимметричный экшен с десятью игроками в одном матче — динамика здесь выше, чем в других подобных играх; весёлые ситуации при игре за любую из сторон конфликта; потешные способности клоунов; геймплей увлекательный, а поиск игроков происходит быстро, так что после очередного матча хочется начать следующий; интересная идея с мини-играми в случае смерти…
Минусы: …жаль, эти мини-игры очень примитивны; нет полноценного обучения; разница между людьми минимальна; пути отхода людей одинаковы на всех картах; скучноватый антураж.