Это был один разработчик, голый, в комнате с блоком сигарет, термосом, полным кофе, бурбоном и всеми своими призванными ангелами.
Мой цикл статей по лору The Elder Scrolls подходит к логическому завершению, а это значит, что читатели и зрители StopGame теперь знают о мире «Свитков» всё! На самом деле… почти всё, ведь я всё это время умело избегала по-настоящему сложных и запутанных концепций, сосредоточив внимание на построении прочного фундамента знаний.
За полтора года путешествия мы с вами узнали о становлении вселенной и окунулись в разнообразные креационные мифы, научились отличать даэдра от аэдра, узнали об истинной природе драконорождённых, затронули мантлинг, мифопею и Прорыв Дракона, а также познакомились с недооценёнными зверорасами Тамриэля. Кирпичик за кирпичиком вместе мы построили прекрасную стену знаний — ведь и я сама многому научилась, — и теперь прочный фундамент позволит окунуться прямиком в омут концепций одного из ведущих писателей Bethesda, Майкла Киркбрайда (в дальнейшем — МК).
Несмотря на спорный статус некоторых идей МК, его общий вклад во вселенную TES трудно переоценить. Он был рядом, когда выдуманный мир начал обрастать лором — ещё с одним старожилом студии, Куртом Кульманом (Kurt Kuhlmann), Киркбрайд написал знаменитый «Путеводитель по Империи», а затем сложные для понимания философские «Уроки Вивека» и «Комментарии к Мистериуму Заркса».
Внутриигровыми книгами всё не ограничивалось — почитатели «Свитков» могут поблагодарить МК за уникальный визуальный стиль Morrowind, Вивека, харизматичного Манкара Каморана, а также за ряд самых интересных, непонятных и крышесносных концепций, которые пока не нашли своего места в играх серии или были упомянуты лишь мимоходом. И если в начале путешествия я бы побоялась вступать на скользкую дорожку неофициального лора, то с текущим багажом знаний я уверена, что мы с вами сможем не только разобраться в текстах Киркбрайда и найти грань между его идеями и официальным лором, но и вдоволь насладиться продолжением тех концептов, которые показались слишком сложными для рядового игрока, а потому были оставлены за кадром.
Чтобы последнее путешествие в мир «Свитков» было комфортным, я тщательно подготовилась, пусть суть некоторых идей МК и продолжает ускользать от меня. Пытаться никто не запрещает, а потому я снова играла в ESO, пила много кофе, прочитала тонну неофициального лора, сотни тредов на Reddit и два часа разбиралась в том, что такое «субградиент» и «снорукав». В довершение я ознакомилась со всеми трудами Майкла Киркбрайда, наконец-то поняла, за что писателя так не любят фанаты старой закалки и как его фанфик C0DA деконструировал концепцию канона для «Свитков», сделав вселенную живым миром с открытым исходным кодом и безграничным пространством для творчества. Резюмируя всё изученное, сегодня я попытаюсь если не разобрать концепты МК по кирпичикам и возложить их на нашу стену знаний, то хотя бы помочь переосмыслить вселенную TES и подход к канону, направить более искушённых читателей за добавкой и объяснить, почему писанина Киркбрайда вызывает такой ажиотаж до сих пор.
Перед тем как вы начнёте чтение, у меня будет всего один совет — если моих примечаний и ссылок на дополнительную литературу окажется недостаточно, а текст будет становиться сложным или непонятным, не стесняйтесь останавливаться и задавать вопросы. Мне, Интернету или знакомым лороведам, ведь нет ничего ужаснее путешествия в темноте. И осторожнее — в процессе чтения есть риск, что вас немного нуль-суммирует. Но я с вами, так что переживать не о чем! Наверное…
Креационные мифы разных народов неоднократно упоминались в рамках этого цикла статей. Как и люди в реальном мире, жители Тамриэля на протяжении всех веков искали истоки своего появления и смысл жизни, пытались узнать о происхождении богов и дать объяснение разным природным процессам. Мифы, описанные в знаменитых «Аннуаде с аннотациями» и «Мономифе», звучат просто, но их нельзя воспринимать буквально, ведь все они не более чем легенда, прошедшая сквозь века и воплотившаяся в реальность посредством мифопеи.
Отыскать зерно истины мешает не только вес прошедшего времени, но и отсутствие этого самого времени — основная часть миротворения происходила в Эру Рассвета, когда времени как концепции ещё не существовало, а потому всё происходило и существовало одновременно. Более того, кто сказал, что отсчёт «не-времени» стоит начинать от Эры Рассвета?
Допустим, что «Эра Рассвета — это Конец Предыдущей Кальпы. Новая Кальпа начинается с первым днём Меретической Эры.
Теперь наденьте ваши лорные шляпы и тщательно ищите все последствия этого условия.
Последую вневременному совету МК и надену свою лорную шляпу немедленно. Термин «кальпа» в качестве единицы времени был заимствован Киркбрайдом из индуизма и буддизма. В мире «Свитков» кальпа чаще всего появляется в мифах нордов (у которых отсутствуют креационные мифы, а мир представлен в виде смены кальп) и описывает отрезок времени, на протяжении которого существует Мундус до его полного уничтожения/изменения. Доподлинно неизвестно, сколько существовало кальп до текущей, чем они различаются или сколько длятся, но в конце каждой из них неизменно приходил Алдуин и, оправдывая свой титул, пожирал мир.
Если Эра Рассвета была концом предыдущей кальпы, это может объяснить и смешение временных линий, и путаницу в креационных мифах, и наличие множества аспектов/имён богов, исполняющих одну и ту же роль в разных культурах — всё это было лишь отголоском мира/миров, который существовал когда-то давно. И раз уж кальпы такие непостоянные, к ним я вернусь позже, а пока придётся сосредоточиться на неизменности бытия, двух метафизических сущностях — Ану и Падомае, стазисе и изменении, а также на том, что они создали.
Что создало Колесо?
Его создали Ану и Падхоум, стазис и изменение, два находящихся в пустоте безграничных пространства. Не обширных, а бесконечных, ибо пустота была бесконечна. Представь одну бесконечность, замкнутую в другой; ты увидишь пузырь. Теперь смотри, как соприкасаются два пузыря. Их пересечение — идеальный круг прообраза и возможности существования того, что мы назовём Аурбисом. Аурбис — это основа Колеса.
Что есть пространства внутри и снаружи Колеса?
Снаружи Колеса находится пустота, лишённая чего-либо. Она не может иметь имени. Если в ней и есть больше составляющих, чем стазис и изменение, то они находятся вне истинной речи.
Внутри Колеса располагается Аурбис, как я уже объяснил.— «Учение Вехка»
Согласно тому же «Учению Вехка» — разговорам Вивека с учёными Тамриэля, Колесо в процессе субкреации тоже начало обрастать деталями. Ану и Падомай учились постигать свои пределы и обретали личности: в ходе субградиентности у Ану появилась «душа» — Ануи-Эль, у Падомая — Ситис. Их собственные размышления привели к созданию эт’Ада, изначальных духов, Аури-Эля/Акатоша и Лорхана.
Стазис сущности Ану породил Аури-Эля/Акатоша — само время и стабильность, изменчивость Падомая породила Ситиса, суть Изменения и Разрушения. Неудивительно, что Лорхан также тяготел к изменениям, что вынудило его подойти к самой границе Аурбиса и взглянуть на мир под другим углом. Что он увидел, посмотрев на лежащее колесо?
И он узрел Башню, ибо круг, обращённый боком, образует форму I, что значит «Я». И это было первым словом Лорхана, и он никогда его не забудет.— «Учение Вехка»
Наполненное Колесо вызывало у Лорхана двоякие чувство — он одновременно не хотел владеть ничем из этого, желая вернуться в поток изменения, но и не мог потерять осознание увиденного на краю Аурбиса. Откровение, полученное в ходе того странствия, вынудило его создать Мундус, и Лорхан обманом, обещаниями и угрозами заручился поддержкой эт’Ада, чтобы те вложили силы в новую субкреацию.
Предвосхищаю множество вопросов на этом этапе. Что Лорхан понял, когда увидел Башню? Для выполнения какого плана ему нужен был Мундус и почему он не мог справиться сам? Почему для других эт’Ада Башня не была таким откровением? Как изначальные духи отреагировали, когда обман вскрылся? На всё это будет дан ответ в своё время, а пока я предлагаю разобраться с тем, что Лорхан постиг от созерцания — вернее, чего он не мог постичь.
Мир, на котором ты находишься, называют первой попыткой ЧИМа. Также она признана самой общеизвестной. То, что она была направляема Лорханом и катастрофически провалена, подробно задокументировано. Но был ли этот провал заранее спланирован, до сих пор обсуждается.
Постой. С чего бы кому-то хотелось специально провалить процесс ЧИМ?
И вот — наиболее достигнутая цель из запланированных на наше путешествие. С чего бы Лорхану и его (невольным?) подручным срывать их эксперименты с Башней? Зачем ему разрушать то, чего он желал более всего? Возможно, он потерпел неудачу, чтобы вы узнали, как не потерпеть?— «Учение Вехка»
Есть мир, который спит, и должно тебе остерегаться его.
Начать стоит с самого элементарного: мир The Elder Scrolls — выдуманный. И выдуманный он не только в рамках нашего мира. Всё, что в нём происходит, начиная от существования Ану и Падомая в великой Пустоте, — это материальный сон, который видит неизвестный Бог, он же Godhead. Стоит ему проснуться — и вы перестанете существовать, потому что всё это время были лишь невольным участником чужого сновидения. Представьте себе реакцию человека, получившего подобное откровение. Что он подумает? Разуверится ли он в своём существовании?
Дальнейший мыслительный процесс смертного, получившего это откровение, лучше всего демонстрируется уравнениями выше. Здесь 1 — это изначальное убеждение в собственном существовании, «Я есть», или же I AM. –1 в уравнении — I AM NOT, или «Меня нет», осознание, которое приходит после откровения. Если при решении уравнения вы получаете 0 — вы нуль-суммируетесь, стираетесь из сна, потому что отрицаете собственное существование. Единственное упоминание этого термина можно найти в одном из внеигровых текстов Киркбрайда, «Эт’Ада, Восемь Аэдра, Поедание Сновидца», где записаны последние слова некоего Жреца Мотылька перед нуль-суммированием.
Но если борьба между «Я есть» и «Меня нет» закончится победой Я, а в сумме будет получена единица — вы достигаете ЧИМ, просветления, и сможете управлять сном, в котором находитесь. Вернее, управлять собой, ведь для того, чтобы осознавать свою индивидуальность и одновременно понимать, что ничего из этого не существует на самом деле, нужна сильная воля. Доподлинно неизвестно, награждает ли осознанность сновидения дополнительными силами по управлению сном, — достигшие ЧИМ Талос и Вивек могли получить свои силы к изменению прошлого иначе, о чём будет рассказано позже.
В текстах Киркбрайда находится и противоположность ЧИМ, называемая шарматом, или анти-ЧИМом. Пути его достижения неизвестны, но можно предположить, что это ЧИМ наоборот, когда в ходе решения уравнения смертный получает и не ноль, и не единицу, а –1. Если ЧИМ воплощает собой Любовь, ибо Любовь — это Бог, то анти-ЧИМ — это ненависть. Шармат верит, что весь мир — это и есть он, без сновидца, а единственным смертным, шагающим этой дорогой, считается Дагот Ур. По мнению исследователей лора, это не такое же состояние, как ЧИМ, а всего лишь мнение, противоположное ему и оттого ошибочное, а потому не может привести к какому-либо просветлению. Хотя мне попадалась интересная интерпретация шармата, связанная со снорукавом, ещё одной концепцией Киркбрайда.
Дагот Ур: «Шармат. Снорукавная инверсия, где живут Кусающие. Он принёс их сюда, пешка Агрегата».
И если шармат — это дорога в никуда, то состояние ЧИМ — это всего лишь переходный период на пути к истинной божественности. Лорхан, вероятно, стремился именно к ней, конечной субкреации, но в его текущем состоянии это было невозможно — падомаик хоть и увидел Башню, не смог познать ЧИМ, так как был изначальным духом. Цитируя Вивека, «он не понимал, чего хочет, но он знал, как построить это».
Проще говоря, как боги не могут познать радость смертных, их творений, так и смертным дана радость понять Свободу только в качестве родителей тех образцов, которые совершат свой прыжок после физической смерти своих создателей.
Невозможность достичь ЧИМ не остановила Лорхана. Зная свои пределы, он пошёл обходным путём — создал план смертных, которые точно будут способны сделать это. А затем достичь последнего этапа, истинной трансценденции, Амаранта, и стать новым сновидцем, создав тем самым ещё один субградиент, новую мечту.
Те, кто не падут, станут Новыми Людьми, индивидуальностями за пределами всего И, несдерживаемыми и всеобъемлющими. Прыжок за край последнего моста существования есть Последнее Бытие, вечный Я.
Я ЕСТЬ.
ЦЕЛЫЙ МИР ВАШ.
БОГ.
Бог за пределами чего бы то ни было, кроме собственного свободного сознания, вечно галлюцинирующий и влюбляющийся:
Я ЕСТЬ, И Я ЕСТЬ ВСЕ МЫ.
Есть ли иные способы достижения подобной божественности? Вивек прошёл по пути ЧИМ, самому простому по его словам, но есть и другие, называемые «Шестью путями хождения». У некоторых найдутся примеры в играх серии, а с другими придётся помучиться, закапываясь в теории и домыслы. Не стесняйтесь делать паузу, читать приложенные источники или же дополнять меня в комментариях. Любое рассуждение будет принято с распростёртыми объятиями, потому что в спорах рождается канон, да и к тому же правильный ответ всё равно есть только у Киркбрайда.
Вы в Четвёртой эре уже стали свидетелями многих попыток достичь финального субградиента всего И, состояния, существующего за пределами физической смерти. Нумидиум. Стремление. Многозначная башня. ЧИМ. Энантиоморф. Скарабей, трансформирующийся в Нового Человека.
Как следует из слов Джубала, достигшего и ЧИМ, и Амаранта, описанные способы достижения финального субградиента были попытками, необязательно удачными. Мы точно знаем, что Вивек смог сделать это через ЧИМ, пятый способ хождения, но не мешает рассмотреть и другие. И разумеется, разные лороведы приводят разные примеры путей, совмещают некоторые, трактуют иначе и находят другие доказательства, поэтому мой взгляд — лишь один из многих. В своём примере я буду руководствоваться «36 Уроками Вивека», где автор описал каждый путь, называя его дорогой. Среди шести путей он выделяет:
И о каждом по порядку. Путь Многозначной Башни, он же The Prolix Tower, отчасти описывает сам себя. Prolix можно перевести как «многословный» или «скучный», поэтому этот путь может быть очень долог и неинтересен. Или же это Вивек считает его таковым. Автор на Reddit предлагает более интересную интерпретацию — буквальную. Многословный Путь в действительности может требовать «проговорить себе путь к небесам», в том числе через поклонение предкам и эвгемеризм, чтобы вознестись в сверхдушу.
Дракохризалис в обсуждении по соседству — один из способов пройти по первому пути, где приходится «окуклиться», чтобы вернуться к состоянию сверхдуши Ака. Согласно неофициальному документу «Перехват переговоров о Ну-Мантии», дракохризалисом интересовались альтмеры. Они старались «сохранять старейшую магию привязанной, дабы она не превратилась во что-то меньшее» — цитата относится к башням, если быть точнее, к Адамантиновой башне, подробнее о которой можно почитать здесь.
Второй путь, он же Стремление Псиджиков, он же Путь Велота, будет чуть более понятен, особенно тем, кто уже знаком с религией каймеров и данмеров по одной из предыдущих статей цикла. Во-первых, этот путь не имеет ничего общего с Орденом Псиджиков, которые, по словам Вивека, были не правы в своих идеях с самого начала. Стремление с большой вероятностью связано с Лорханом, ведь PSJJJJ — это ещё одно название Падомая, а Лорхан — падомаик.
Что есть Стремление Псиджиков?
Основа для учений Пророка Велота, основателя Морровинда наших дней и родителя культуры данмеров. Велот описывает Стремление Псиджиков как процесс восхитительного апофеоза, когда время сгибается внутрь и наружу в «форму, которая всегда нова». Те же, кто в силах достичь этого состояния, называемого «чим», переживают неописуемое чувство божественности и становятся свободными от ограничений мирового яйца.
Необходимо отметить, что, хотя Велоту и приписывают создание антизаконов, управляющих Стремлением, у этого процесса есть свои предтечи в виде учений Мефалы Чёрные Руки, Боэтии, Азуры, Тринимака и, конечно, Лорхана, учитывая связь этого владыки с ПСДЖЖЖЖ.— «Учение Вехка»
В чём предназначение Стремления Псиджиков?
В преодолении смертных оков, установленных бессмертными правителями. Говоря простым языком, состояние чима обеспечивает освобождение от всех известных законов божественных миров и от разложения в чёрном море Обливиона. Это и возвращение к первой палитре Ану-Падомая, где стазис и изменение создавали возможность. Более того, это сущность, необходимая для поддержки процесса «рассвета» без катастрофы. Познавший ЧИМ обозревает Башню, не ведая страха. Более того: он пребывает в ней.
Я запутался. В чём различие Стремления Псиджиков и Башни?
Эх. В том, что изнутри одного можно познать другое.— «Учение Вехка»
Путь достижения Башни через Стремление описан довольно расплывчато, но некоторые связывают его с Лорханом и намеренно проваленной им попытки ЧИМа. И это очень красивая интерпретация. Суть Стремления состоит в том, чтобы встряхнуть мир в «форму, которая всегда нова», добавив в уравнение PSJJJJ, которое само по себе — непроизносимое определение разрушения и изменения. Так Лорхан, будучи падомаиком, убедил изначальных духов, довольных своим инертным и стабильным положением, создать Мундус и навсегда измениться. Точно так же пророк Велот с подсказки даэдра (таких же падомаиков) «встряхнул» альдмерское сообщество и увёл часть последователей из Алинора в Морровинд.
Что такое Второй путь хождения?
Долгая дорога, которую враг всегда простирает перед тобой, но ты всё равно идёшь по ней.
Третий путь использует Тональную Архитектуру, Нумидиум и/или Прорыв Дракона.
Третья тропа исследует истерию без страха. Усилия безумца — само общество, но только если они записаны. Мудрец может замещать один закон другим, пусть бессвязно, но утверждая, что у него есть метод. Это — правда о речи, простирающаяся на все писания.
А вот здесь Маннимарко рассказывает, где он был во время Прорыва Дракона:
Что касается меня, я был здесь и снова здесь, как и остальные смертные во время Прорыва Дракона. Как, вы думаете, я узнал свою тайну? Избранные Марукати показали нам всю славу Рассвета, так что мы могли научиться, это просто: что наверху, то и внизу.
Из этого следует, что во время Прорыва Дракона, когда время ломается, а мир возвращается в безвременье Эры Рассвета, можно менять вещи, «замещать один закон другим», пользуясь той самой тональной архитектурой, которая позволяет управлять потоками Аурбиса. Во время Деформации Запада (финал Daggerfall) Уриэль Септим, например, захватил залив Илиак, Подземный Король воссоединил части своей души, а Маннимарко, используя тональную магию, стал Богом Червей, стерев упоминания о себе смертном. Достоверно не известно, может ли манипуляция тонами помочь познать ЧИМ, так как никто из использующих этот метод не стремился к познанию Башни.
Четвёртый путь относится к мантлингу, шагам мёртвых, расщеплению душ и энантиоморфу. Согласно некоторым теориям, Лорхан сможет достичь (или уже достиг) ЧИМа именно этим путём, «пересобрав» себя из ныне мёртвого бога в нескольких шезарринов, которые в конечном итоге объединятся в одного и займут его место на пустующей небесной арене в качестве Талоса. Этот путь хождения некоторые лороведы относят к «скарабею, трансформирующемуся в нового человека», но у него есть множество иных трактовок.
Тайбер Септим: «Корона Бури, мантлированная четвёртым способом — шагами мёртвых. Мантлинг и инкарнация — разные пути, не путайте их. Последний строится из булыжников, выброшенных на игральных костях судьбы. Первый — ходи как они, пока им не придётся ходить как ты. Такова смерть, приносимая детьми, как Сынами Хоры».— «Ну-Хатта с Исследующего Дерева Бражника-Сфинкса»
Чтобы не задерживаться снова на определении мантлинга, я сразу приведу примеры. Самыми понятными, известными и наиболее вероятными случаями «ношения мантии» в The Elder Scrolls можно назвать перевоплощение Нереварина в Неревара и становление Защитника Сиродила Пелиналом. Повторяя шаги Неревара и Пелинала, герои игр в итоге смогли стать ими, надели «мантию». Вслед за этим автор рассуждений о четвёртом пути приводит очень убедительный аргумент в пользу Тайбера Септима как надевшего «мантию» Лорхана:
Лорхан: объединил аэдра и кости земли в Мундус посредством договора, хитрости и обмана. Умер.
Талос: объединил провинции в империю посредством договора, хитрости и обмана. Шёл по стопам мёртвых.
Уже упомянутый энантиоморф, или же «объединенная дихотомия» (противостояние двух сторон и некоего Наблюдателя), также может иметь отношение к четвёртому пути хождения. При объединении трёх участников, которые исполняют свои роли (Король, Мятежник и Наблюдатель), Вульфхарт, Хьялти и Зурин Арктус становятся сверхдушой, Талосом. В качестве подтверждения «чиманутости» Тайбера Септима обычно приводят цитату Манкара Каморана из «Комментариев к Мистериуму Заркса»:
Познай КИМ. Те, кому это ведомо, могут придать земле иную форму. Зрите дом Красного Короля, Покрытый Некогда Джунглями.
Пятый путь хождения, ЧИМ, он же Любовь, можно назвать самым простым и понятным, потому что именно так к познанию Башни пришёл Вивек, объяснивший принцип «хождения» и нам. Он же позже был исследован в C0DA, где Джубал и Вивек оба познали Любовь, достигли Амаранта и объединились в сверхдушу, породив нового Сновидца.
Позже, я хочу сказать намного, намного позже, моё правление будут рассматривать как акт высочайшей любви, сродни свадьбе с возвращением от астральной судьбы. И я хочу сказать о катастрофах, что придут от всех пяти углов. Потом последуют переделка, разделенная между надеждой и безумием, и обе эти вещи требуются только для периодической смерти непреложного. Космическое время повторимо — это я уже писал в прежней жизни. Имитация погружения — это предостережение любви, её недальновидность к миру внизу, и я имею в виду день, когда вы прочитаете о внешней стороне себя самого в золотую эру.
Ради этого дня, который сам — тень концепции жертвенности, вся история увидит меня как тебя: влюблённого в зло. Сохранение своих сил в целости на этой стадии позволяет существовать тому, что нельзя назвать иначе как продолженным духом. Сделайте свою любовь защитой от горизонта. Чистое существование даруется только святым, которые приходят в мириадах форм, половина из них пугает, а вторая половина разделена поровну между самоуверенными и бесполезными.
Поздно приходит тот любящий, который приходит к этому любым другим путём, кроме пятого, что составляет число предела этого слова. Любящий есть высочайшая страна и череда верований. Он — священный город, утративший вдвое более. Невозделанная земля, где правят чудовища. Это ясно свидетельствуют АНУ и его двойственность, которая, как известно любви, никогда не происходила.
Интерпретацией вида Любви, необходимой для достижения ЧИМ, занимались многие лороведы. Одни считают, что для просветления необходимо чувство понимания и сострадания ко всем, кто находится вместе с вами внутри сна, другие приводят в пример концепцию любви за авторством Алистера Кроули, и в каждую из этих теорий интересно углубляться, попутно находя всё больше и больше различных смыслов ЧИМ.
Шестой способ хождения называется слиянием душ. По мнению некоторых исследователей лора, он был описан в «Уроках Вивека» последним и объясняет, как АЛЬМСИВИ стали живыми богами во время Прорыва Дракона на Красной горе.
Но затем каждая из составляющих АЛМСИВИ снова восстала, сочетаясь в единое, и явила миру шестой путь. Айем переняла от звезды огонь, Сет взял её тайну, а Век взял её опору, что была создана прежде дара Молага Бала и разрушена истинным способом: тяжким дробящим ударом. Когда душа двемеров больше не смогла идти, они покинули этот мир.
Из цитаты следует, что сначала двемеры, а потом и Храм Трибунала шли этим путём. Двемеры хотели сделать это посредством всё той же тональной магии и при использовании Нумидиума. Это лишь домыслы и красивые теории, но, создав Медного Бога, двемеры таким образом могли попытаться достичь антикреации, вернувшись через несколько субградиентов обратно к состоянию Ану и Падомая.
Потому и исчезли — не из-за трагической ошибки в расчётах, не из-за нуль-суммирования, а когда соединили себя в грёбаного робота сверхдушу всей расы и отдали её медному телу Нумидиума. Каков результат вознесения двемеров и был ли он приемлемым, — никто не знает, но АЛЬМСИВИ, предположительно, пошли по тому же пути, «сочетаясь в единое». Или же по другому, используя Прорыв Дракона, тональную магию, энантиоморф, сердце Лорхана, всё вместе или ничего из этого — во время битвы у Красной горы происходил неописуемый бардак. Некоторые даже считают, что Вивек и Талос в поисках истинного пути достижения ЧИМ шли по каждому, пока не нашли истинный.
Всё это стало возможно благодаря стремлению Лорхана достичь финального субградиента. Создав Мундус, он надеялся, что у смертных получится познать ЧИМ, пройдя по одной из дорог, но ему самому была уготована печальная участь — расплата за обман, который привязал изначальных духов к плану смертных, заставил быть родителями и лишил части их сил. Считается, что суд над Лорханом происходил в древнейшей рукотворной постройке Нирна — в Ада-Мантии, или же в Адамантиновой Башне, где и решилась его судьба.
Оглядываясь к кальпам и пожиранию Мундуса в конце каждого цикла, стоит отметить ещё несколько важных вещей. Во-первых, аэдра и даэдра не «живут» в плане смертных, а потому могут переждать смерть каждой кальпы в своих планах, за пределами Мундуса. По логике, изначальные духи могут собираться в Ада-Мантии с началом новой кальпы на встречах, которые называются Собраниями. Во-вторых, с этой же башни Аури-Эль после первого Собрания смог вознестись обратно на небо — некоторые теоретики связывают это событие с одним из путей хождения, дракохризалисом. В-третьих, Мундус можно как укрепить башнями, так и дестабилизировать, разрушив помогающие Ада-Мантии «опоры».
К событиям Skyrim границы между миром смертных и Обливионом начинают ослабевать, а из всех действующих башен осталась последняя. Как можно догадаться, для мира The Elder Scrolls это неутешительный факт. Вторая плохая новость состоит в том, что Альдмерский Доминион в курсе этой дестабилизации и даже приложил к ней руку:
Убить Человека, чтобы достичь Небес, откуда мы спустились до преступления Барабана Судьбы. Исполнив это, мы сможем спастись от осмеяния и долгого позора Материальной Тюрьмы. Чтобы достигнуть этой цели, мы должны:
1) Стереть Изначального Талоса из мифического. Его присутствие укрепляет Колесо Конвента и связывает наши души с этим планом.
2) Удалить Человека не просто из мира, но из самого Образца Возможности, чтобы сама мысль о нём могла быть забыта и никогда бы не повторилась снова.
3) Когда мы уберём Талоса и Сынов Талоса, Дракон будет спущен нами. Мир смертных окончится. Дракон размотает свои кольца на инертности линейного времени и снова станет путешествовать как Свободный Змей, странствуя по Этериусу без меры и бремени, разливая время вдоль бессчётных дорог, по которым мы когда-то ходили. Так мы вновь обретём покров нетленного духа.
Обладая всей информацией о Колесе и Башне, ЧИМе и Амаранте и путях хождения, будет нелишне ещё раз перечитать «Мономиф» и «Ануад с аннотациями», найти там много нового и понять, как мифы и легенды исказили реальное положение вещей.
Неизвестно, смогут ли эльфы разрушить Мундус и вывалиться за его пределы, возвратившись к истокам, но у Майкла Киркбрайда есть свой взгляд на конец времён во вселенной The Elder Scrolls. В конце пятой эры время окончательно и бесповоротно ломается, а внезапно появившийся Нумидиум разрушает всё на своём пути, вынуждая выживших каджитов и данмеров переселиться под поверхность луны. Всё это Киркбрайд описал в 64-страничном сценарии С0DA, который восхваляет свободу от канона.
Новый Человек становится Богом, становящимся Амарантом, вечно длящимся гипнагогическим. Миражи осознают себя в Его взоре, и посему, как все родители, Амарант заботливо взращивает и восхваляет всё, что исходит от Него.
Не буду притворяться, что поняла «К0ДА» полностью. Не буду притворяться, что она легко читается (каждый лоровед, с которым я общалась на эту тему, рекомендовал пройти мимо), но мой взгляд на произведение МК точно поможет понять его чуточку лучше и отправиться познавать тексты Киркбрайда самостоятельно. На русском ознакомиться с «К0ДА» можно на этом сайте, там же есть очень полезные примечания переводчика и правильный порядок текстов, которые входят в «кодавёрс».
Но даже с подсказками C0DA сложно читать по нескольким причинам. Во-первых, это Киркбрайд, а его тексты, преисполненные метафорами и ссылками на религию, философские учения и поп-культуру, всегда даются сложно, особенно без какого-нибудь путеводителя, накопленных знаний о мире TES и комментариев от более наблюдательных лороведов. Во-вторых, Киркбрайд синестетик, который «видит» звук, что накладывает сильный отпечаток на его творчество. В-третьих, C0DA — это графическая новелла без графики, с редкими иллюстрациями как от самого МК, так и от других художников. В-четвёртых, этот сценарий, в отличие от большинства обсуждаемых сегодня текстов, — полностью неканоничное произведение, пусть 37-й урок Вивека, описывающий Амарант и Пятую эру, и присутствует в ESO.
И хотя ведущий писатель и хранитель знаний ZeniMax Лоуренс Шик (Lawrence Schick) признаёт C0DA весёлой и интересной, вряд ли она будет когда-либо включена в лор The Elder Scrolls — по той же причине, по которой в играх отсутствуют некоторые тексты Киркбайда: они слишком сложны для обычного игрока, и ни Bethesda, ни ZeniMax не интересуются столь глубоким мета-лором. Тем не менее почитать развитие идей писателя, который подарил миру TES столько интересных концепций, всё равно стоит; к концу обсуждения новеллы вы поймёте, какое значение она имеет для Киркбрайда и почему канон уже не столь важен для МК и мира, который он подарил всем фанатам вместе с «К0ДА».
Название сценария, C0DA, может объяснить его место во вселенной TES, так как Киркбрайд взял этот термин из музыки. С итальянского coda обозначает «хвост» — это отрывок, который завершает произведение, в каком-то смысле резюмируя его. И «подведение итогов» — это отличный способ описать C0DA Киркбрайда, в которой происходит самый настоящий постапокалипсис.
Время действия — Пятая эра, вернее её конец, потому как Акатош внезапно сломался и концепция времени перестала существовать, приведя мир к бесконечному Прорыву Дракона. Пока неизвестный Джубал-лун-Сул пишет письмо из Пятой эры в Третью: Джубал объясняет потомкам концепцию Амаранта и способы его достижения, чтобы помочь пережить конец света, спровоцированный уничтоженным во время Деформации Запада Нумидиумом.
Никто не знает, как он там оказался, но комментарий Киркбрайда об осаде Алинора во время тайберских войн может дать подсказку:
Капитуляция Алинора произошла за один час, но осада Нумидиумом продолжалась с Мифической Эры до конца Пятой. Некоторые альтмерские Зеркальные Логики до сих пор сражаются с ним в куколках, которые то появляются, то исчезают из Тамриэля, а их собратья не знают ничего об их цели, если только не смотрят слишком долго и не ломают свои собственные «может быть».
Во Второй эре произошло первое за всю историю объединение Тамриэля в единую империю под руководством Тайбера Септима: задействовав угрозы, войны, договора и дипломатию, будущий девятый бог подчинил себе весь материк, и последним кусочком пазла оставался Алинор, колыбель всех эльфов.
Достоверно не известно, что произошло с альтмерами во время осады и активации Нумидиума, — после завершения Прорыва Дракона Септим насильно присоединил Саммерсет к третьей империи людей, но меры продолжали сражаться с Медной Башней и в прошлом, и в будущем, навечно запертые во вневременной ловушке. Или не навечно, ведь в Пятой эре на землю спускается некий насекомоподобный Пророк, призванный предупредить и спасти смертных от Землепада, что описано в одном из первых сопроводительных материалов к C0DA, комиксе The Prophet of Landfall.
Как неизвестно, что произошло с Алинором во Второй эре, так неизвестны и обстоятельства, приведшие Нумидиума обратно во временную линию. Но ещё одно произведение, включённое в «кодавёрс», DIES IRAE (оно же «День гнева», оно же панихида, исполняемая по недавно умершему), по словам Киркбрайда изображает смерть трёх добрых даэдра (Азуры, Боэтии и Мефалы) незадолго до Землепада.
Кульминационный момент апокалипсиса тоже изображён вне «К0ДА» — в последнем предваряющем её тексте, «Землепад, День 1», описана последняя битва против Нумидиума на Нирне. Космические корабли последних выживших готовятся взлететь к Секунде, одной из двух лун Нирна, но в процессе побега теряют по вине Медной Башни всех альтмеров. Полному уничтожению оставшихся беженцев мешает пилотирующий Акулахана Нереварин. Благодаря отвлечению Нумидиума, кораблю беженцев удаётся взлететь, а Нереварин остаётся один на один с Медным Богом.
События следующей за «Днём 1» новеллы C0DA разворачиваются в Пятой эре, уже далеко за пределами известных нам времён, в недрах Секунды, куда беженцы добрались много лет назад. На поверхности луны воют суровые ветра, из-за чего походы на поверхность не пользуются популярностью. Со времён Землепада прошло так много времени, что рождённые на Секунде уже не помнят, что их предки пришли с другой звезды, но главный герой, Джубал-лун-Сул, знает, так как получил возможность выбраться на поверхность луны и получить аудиенцию с Памятью, тем немногим, что осталось от разрушенного Нумидиумом Нирна. Откровение Памяти Джубал будет держать в секрете до самой кульминации новеллы.
Из трёх рас, пытавшихся покинуть Нирн, выжили представители всего двух видов — каджиты и данмеры, которые и основали под поверхностью Секунды новое поселение, Альд Сота. Описывая Морровинд (2), Киркбрайд отвесил почтительный поклон в сторону других популярных жанров и вселенных: в новой реальности присутствуют и сервиторы в качестве летающих черепов, и гигантские черви, которые прогрызают дыры в Секунде.
Главный герой Джубал-лун-Сул происходит из древней данмерской семьи, он гордится происхождением и поэтому тоже хочет войти в историю, совершив нечто особенное. Стоя в обсерватории поместья, Джубал вспоминает, как несколько лет назад в сопровождении своего друга отправлялся в паломничество на поверхность Секунды, чтобы задать Памяти некий вопрос. Тогда, пользуясь туннелем, который был прорыт червём, Джубал и Хлаалу Хил выбрались наверх и увидели искалеченную Нирн.
Та разбита на части, превращена в астероидное поле, удерживаемое вместе какими-то неведомыми силами. В правой части планеты вместо камней и пламени парят призрачные космические шестерни. Внутри планеты скрывается остов, система из шестеренок, поршней и колёс, наполовину здешняя, наполовину потусторонняя, укрытая туманностью математических уравнений, которые мы не можем понять.— «К0ДА»
Вернувшись из своих воспоминаний, уже сидящий в чайной комнате Джубал сообщает своему другу Хлаалу, что попросил о бракосочетании дом Джарун, и Высокая Мать согласилась. С одним лишь условием — чтобы доказать свои способности и быть достойным этого брака, он должен убить Нумидиума.
Получив задание от Высокой Матери, Джубал готовится к поединку с Нумидиумом. Предмет его разговора с Памятью всё ещё загадка, но благодаря ему герой точно знает, что делать, — Джубал платит большие деньги каджитским хирургам для ампутации обеих рук и тем самым отсылает к 11-му и 37-му урокам Вивека. Его обсуждение с интерпретацией можно прочитать на Reddit.
После анестезии и ампутации Джубал отправляется в наркотический приход (который и не приход вовсе, но читатель об этом пока не знает), где происходит удивительный мальчишник. Гости самые разные — крылатый минотавр Морихаус, дерево Хист, Альмалексия, Талос/Лорхан с дырой в груди и маленький сломавшийся Акатош, который, несмотря на своё плачевное положение и отсутствие Времени, всё же пытается пожрать кальпу.
Пьянство и разность взглядов Джубала и Талоса приводят к ссоре и ещё большим возлияниям: за разговорами они оба отправляются на поверхность Секунды, чтобы Джубал подготовился к сражению с Нумидиумом. Которое… не будет напоминать эпическую битву, ведь у Джубала нет рук, а Медная Башня в качестве оружия использует отрицание, общаясь пустыми речевыми пузырями. Этим же пузырём и отсутствием рук Джубал в конце концов и победил Нумидиума, заставив его прекратить отрицание.
Согласно Кодексу Мефалы, нет разницы между теоретиком и террористом. Даже самое заветное желание улетучивается в их руках. Вот почему у Мефалы чёрные руки. Преподнеси обе свои как абсолютный аргумент. Однорукий король не найдёт лекарства. Однако, приближаясь к Богу, отрежь обе. Бог не нуждается в теории и вооружён до зубов террором.
А в день свадьбы Джубал вспоминает наконец свою аудиенцию с Памятью, которую скрывал от читателя всё это время. Время сломалось, а сама Память истекает, что означает полное уничтожение той реальности, которая продолжала трепыхаться только за счёт воспоминаний. А после — свадьба, на которой выясняется, что невеста — Вивек, и она «прекраснейшая из тех, кого вы можете вообразить». На этой свадьбе присутствует и Лорхан. Дыра в его груди уже не пустует, она — клетка для Акатоша, и дракон начинает есть свой хвост, возвращая время. Когда Вивек и Джубал произносят свои клятвы, рана на груди Лорхана исцеляется, а Вивек и Джубал, оба достигшие ЧИМ, образуют сверхдушу, а вместе с ним и новую жизнь — Амарант. Как для The Elder Scrolls, так и для нас, игроков.
Закончить цикл статей стоит словами Майкла Киркбрайда, ведь кто лучше самого автора сможет описать цель C0DA, провозглашающую свободу от канона?
Господа исследователи, я сказал о вселенной всё, что мог, и теперь все мои работы можно считать каноничными. Вместе с тем слово «канон» больше не имеет практического применения. Мои прочие практические наработки я объявляю свободными для использования в качестве всеохватывающего шаблона для историй, состоящего, в свою очередь, из бесчисленного множества шаблонов других историй. В моей К0ДЕ весь Нирн сможет существовать одновременно и без сожалений.
Такого понятия, как фанфик по миру «Свитков», больше нет, разве только кто-нибудь захочет назвать свою работу так самостоятельно. Прекрасно, что мы больше не нуждаемся в этом понятии, потому что К0ДА является постоянно растущим результатом естественной эволюции из старого мира «Свитков» в его продолжение, подобающее современной эпохе, в сиквел, относящийся не к какой-либо определенной игре, но к ним всем вместе.
***
И последняя недосказанная вещь о К0ДА, которую я говорю как её свободный участник в День одного Пса.
Посмотрите на Любовь. Она повсюду. И даже спорщики говорят вежливо. Если К0ДА и имеет какое-то правило, то это правило вежливости. Мы здесь не ради завоеваний или ссор из-за чего бы то ни было, поскольку…
…Мы выиграли Войну за Канон. И когда наши работы получили право считаться каноном, мы отбросили его прочь. Но мы остаёмся вежливыми и благожелательными по отношению к его существованию.
И под эгидой этого вольного объединения нет более титулов и званий, особенно для лороведов; нет более ни мастеров, ни нубов… Это часть деяния, открывающего пространство Древних Свитков для всех, независимо от игровой платформы, бета-ключей или оплаты модулей, потому что прежде всего:
Нет более маркетинга, или брендинга, или франчайзинга. Радость, которую приносят Древние Свитки, больше не должна продаваться.
Нет больше страха ударить или получить удар. Закон К0ДА не должен стать причиной первого, и он не станет терпеть второго. Здесь нет враждующих лагерей, но каждый из участников волен объединяться с другими или творить в одиночку. Мы — новые Эт’Ада, всё ещё в стадии «беты», и мы собрались здесь, чтобы никогда её не закончить. Любой может присоединиться к нам, и неважно, откуда он пришёл, имеет ли он хоть малейшее представление о Свитках или же является разработчиком ракет, балующимся акварелью.
Сегодня наш Tumblr посетили более пяти тысяч человек, некоторые из которых зашли совершенно случайно. Ни один из присоединившихся не будет считаться нубом, но все станут ветеранами.
Это тот рай, что мог бы иметь Манкар, если бы он не думал прежде всего о своих нуждах, а сосредоточился на том, как достичь Свободы.
К0ДА не будет воевать с тобой по этому поводу. Но мы будем рады, когда ты признаешь своё поражение.
Война окончена. Там, где живём Мы, Канона не существует.