К Agony и Succubus можно относиться по разному, но они доказали, что разработчики из Madmind Studio талантливые. А ещё озабоченные, безумные и, возможно, опасные — этакий коллективный Мэрилин Мэнсон от игровой индустрии. Поэтому их новый хоррор я ждал. Но не ждал, что он окажется такого качества…
Сразу скажу, что в Paranoid полякам из Madmind Studio снова удалось то, что у них получается лучше всего, — создать максимально неуютную, неприятную, болезненную даже, но при этом странно завораживающую атмосферу, которая возникает, например, при просмотре клипа на Sweet Dreams того же Мэнсона.
И сама завязка Paranoid идеально подходит для этого. Мы играем за 31-летнего параноика Патрика Кэлмана, который живёт в личном аду. После загадочной и жестокой гибели родителей единственным близким человеком для него оставалась сестра Рэйчел, но и она внезапно исчезла по неизвестным причинам.
С тех пор он говорит в основном с голосами в своей голове, а выходит из дома, судя по всему, только за едой, выпивкой. сигаретами и лекарствам. Общался ещё с частным детективом Ортегой и просил её найти Рэйчел, но ничего толком не получилось. И вдруг через 10 лет после исчезновения сестра звонит Патрику и объявляет о своём возвращении. Он не верит, но всё равно решает взять себя в руки и добраться до аптеки за лекарством, чтобы Рэйчел не застала его в таком разобранном состоянии.
Сделать это непросто. Состояние параноидального шизофренического бреда в игре передано убедительно. Всю дорогу нас сопровождают визуальные, звуковые и иногда даже смысловые галлюцинации. Особенно впечатляют звуковые — эти настойчивые голоса, которые постоянно шепчут что-то в духе «Мы тебя контролируем, сопротивляться бесполезно, тебе надо бежать, не слушай никого, кроме нас». А Патрик с ними периодически ещё и спорит.
Также протагонист видит странного человека с лицом жуткого насекомого — тот обещает помочь, рассказать правду и просит взамен вырезать у кого-то сердце. А ещё тени вдруг оживают и начинают нападать или просто растворяются в воздухе. Люди на глазах оборачиваются монстрами, и наоборот. А из стиралки вдруг выскакивают щупальца и затягивают Патрика внутрь. Зайдя в аптеку, он может попасть в странное измерение, выйти в совершенно другом здании, провалиться в канализацию и вынырнуть в…собственной ванной.
Добавьте сюда странные передачи по телеку (кстати, очень классно снятые), которые можно хоть всю игру смотреть в квартире Патрика; записки; его собственные мысли о теориях заговора и о том, как за людьми следят с помощью… тараканов. И вы получите настолько убедительную атмосферу, что ты снова, как и в Agony и Succubus, веришь в этот мир и ощущаешь, что оказался в аду — только на этот раз он в голове героя. Показательный пример — играя ночью в наушниках, я постоянно оборачивался, когда голоса в голове Патрика шептали: «Обернись». Причём оборачивался не только в игре, но и в собственной комнате…
Быть может, это всё связано с пандемией странного вируса и изоляцией, на которую в игре прямо намекают? Не зря по улицам здесь ходят люди в противохимической защите и что-то распыляют, а кругом валяются маски. Мозг Патрика сожрал ковид или он просто засиделся в четырёх стенах? Ответа нет. И это одна из главных проблем сюжета и всей игры: она короткая (часа на полтора-два) и прерывается на полуслове, оставляя нас в недоумении.
Поначалу кажется, что это психологический триллер, активно смешивающий мистику с социальщиной — это отлично умеет делать талантливые польские разработчики из Harvester Games, авторы Downfall и The Cat Lady. Тем более что в Paranoid есть намёки и на проблемы в семье, и на детские комплексы, и на непростые отношения с отцом… Но в итоге всё перевешивают банальщина про очередные эксперименты с генами и «святой кровью». Хорошо, пусть даже так, но дайте хоть какое-то внятное объяснение, что вообще происходит, что за эксперименты, для кого, для чего…
Догадаться, конечно, можно и самому. Можно и записки найти (от той же Ортеги, например), которые хоть какой-то свет проливают на происходящее. И даже открыть вторую концовку в надежде найти ответы. Правда, она особой ясности не вносит. Более того, когда я впервые пытался проходить игру на эту самую вторую концовку, то в итоге намертво завис — персонаж оказался между текстурами в городе, где в воздухе висели дома, а он бесконечно падал куда-то. Или это очередной визуальный глюк Патрика? Или в моей собственной? В общем, полная паранойя — и очень символичная ситуация для всей игры.
Примерно то же самое можно сказать и про геймплей. Есть атмосфера и потенциал, но нет чувства законченности и ощущения, что всё доведено до ума. В принципе больше всего Paranoid похожа на Condemned: Criminal Origins, культовый хоррор от Monolith, — мы много и часто сражаемся в ближнем бою, пуская в ход всё, что плохо лежит, включая доски, молотки, биты и так далее. Оружие при этом ломается. Есть блоки, увороты и жестокие добивания, порой напоминающие о Manhunt.
Нередко приходится действовать скрытно, чтобы прокрасться мимо сильных врагов (вроде дядек в химзащите) или быстро вырубить противника со спины. Но стелс простенький и реализован криво — зачастую враги не замечают, как игрок буквально у них под носом вырубает кого-то. А в другой раз могут среагировать вполне оперативно.
Встречаются пазлы, но тоже простенькие и давно знакомые — покрути манекены, чтобы они смотрели и указывали в одну сторону; встань так, чтобы жёлтые линии визуальные сложились в одну картину и показали секретный проход; найди код от сейфа. Иногда подсказки находятся не просто под носом, а огромными цифрами написаны на стене — видимо, авторы посчитали Патрика (а вместе с ним и игрока) не только параноиком, но ещё и дураком…
Всё это подаётся маленькими дозами и периодически сопровождается техническими проблемами. Показатель рассудка непонятно зачем введён и толком не работает. Да и тема сисек, фирменная для игр Madmind, не раскрыта — они есть, но эстетического удовольствия не доставляют.
В общем, Paranoid не про геймплей — к этому я в играх от Madmind привык. Как и к тому, что они плохо оптимизированы и сопровождаются багами разной степени тяжести. Это снова игра про сюжет и атмосферу. Но на этот раз и тут не всё ладно. История настолько короткая и невнятная, что возникают не только звуковые и визуальные, но и смысловые галлюцинации: это вообще полная версия или демо? Складывается ощущение, что авторы просто выпустили недоделанную игру, потенциал которой на самом деле в разы больше.
Плюсы: убедительно переданная атмосфера паранойи; хорошая работа со звуком и музыкой.
Минусы: игра слишком короткая, а история прерывается на полуслове; плохая оптимизация и баги; не доведённый до ума геймплей и простенькие пазлы.