Paranoid: Обзор хоррора от авторов Agony

Кирилл Волошин 2023-12-23 19:09:53 7

К Agony и Succubus можно относиться по разному, но они доказали, что разработчики из Madmind Studio талантливые. А ещё озабоченные, безумные и, возможно, опасные — этакий коллективный Мэрилин Мэнсон от игровой индустрии. Поэтому их новый хоррор я ждал. Но не ждал, что он окажется такого качества…

Здравствуй, сестра!

Сразу скажу, что в Paranoid полякам из Madmind Studio снова удалось то, что у них получается лучше всего, — создать максимально неуютную, неприятную, болезненную даже, но при этом странно завораживающую атмосферу, которая возникает, например, при просмотре клипа на Sweet Dreams того же Мэнсона.

И сама завязка Paranoid идеально подходит для этого. Мы играем за 31-летнего параноика Патрика Кэлмана, который живёт в личном аду. После загадочной и жестокой гибели родителей единственным близким человеком для него оставалась сестра Рэйчел, но и она внезапно исчезла по неизвестным причинам.

С тех пор он говорит в основном с голосами в своей голове, а выходит из дома, судя по всему, только за едой, выпивкой. сигаретами и лекарствам. Общался ещё с частным детективом Ортегой и просил её найти Рэйчел, но ничего толком не получилось. И вдруг через 10 лет после исчезновения сестра звонит Патрику и объявляет о своём возвращении. Он не верит, но всё равно решает взять себя в руки и добраться до аптеки за лекарством, чтобы Рэйчел не застала его в таком разобранном состоянии.

Вот она пришла, как паранойя

Сделать это непросто. Состояние параноидального шизофренического бреда в игре передано убедительно. Всю дорогу нас сопровождают визуальные, звуковые и иногда даже смысловые галлюцинации. Особенно впечатляют звуковые — эти настойчивые голоса, которые постоянно шепчут что-то в духе «Мы тебя контролируем, сопротивляться бесполезно, тебе надо бежать, не слушай никого, кроме нас». А Патрик с ними периодически ещё и спорит.

Также протагонист видит странного человека с лицом жуткого насекомого — тот обещает помочь, рассказать правду и просит взамен вырезать у кого-то сердце. А ещё тени вдруг оживают и начинают нападать или просто растворяются в воздухе. Люди на глазах оборачиваются монстрами, и наоборот. А из стиралки вдруг выскакивают щупальца и затягивают Патрика внутрь. Зайдя в аптеку, он может попасть в странное измерение, выйти в совершенно другом здании, провалиться в канализацию и вынырнуть в…собственной ванной.

Добавьте сюда странные передачи по телеку (кстати, очень классно снятые), которые можно хоть всю игру смотреть в квартире Патрика; записки; его собственные мысли о теориях заговора и о том, как за людьми следят с помощью… тараканов. И вы получите настолько убедительную атмосферу, что ты снова, как и в Agony и Succubus, веришь в этот мир и ощущаешь, что оказался в аду — только на этот раз он в голове героя. Показательный пример — играя ночью в наушниках, я постоянно оборачивался, когда голоса в голове Патрика шептали: «Обернись». Причём оборачивался не только в игре, но и в собственной комнате…

Что это было?

Быть может, это всё связано с пандемией странного вируса и изоляцией, на которую в игре прямо намекают? Не зря по улицам здесь ходят люди в противохимической защите и что-то распыляют, а кругом валяются маски. Мозг Патрика сожрал ковид или он просто засиделся в четырёх стенах? Ответа нет. И это одна из главных проблем сюжета и всей игры: она короткая (часа на полтора-два) и прерывается на полуслове, оставляя нас в недоумении.

Поначалу кажется, что это психологический триллер, активно смешивающий мистику с социальщиной — это отлично умеет делать талантливые польские разработчики из Harvester Games, авторы Downfall и The Cat Lady. Тем более что в Paranoid есть намёки и на проблемы в семье, и на детские комплексы, и на непростые отношения с отцом… Но в итоге всё перевешивают банальщина про очередные эксперименты с генами и «святой кровью». Хорошо, пусть даже так, но дайте хоть какое-то внятное объяснение, что вообще происходит, что за эксперименты, для кого, для чего…

Догадаться, конечно, можно и самому. Можно и записки найти (от той же Ортеги, например), которые хоть какой-то свет проливают на происходящее. И даже открыть вторую концовку в надежде найти ответы. Правда, она особой ясности не вносит. Более того, когда я впервые пытался проходить игру на эту самую вторую концовку, то в итоге намертво завис — персонаж оказался между текстурами в городе, где в воздухе висели дома, а он бесконечно падал куда-то. Или это очередной визуальный глюк Патрика? Или в моей собственной? В общем, полная паранойя — и очень символичная ситуация для всей игры.

Мало, примитивно и криво

Примерно то же самое можно сказать и про геймплей. Есть атмосфера и потенциал, но нет чувства законченности и ощущения, что всё доведено до ума. В принципе больше всего Paranoid похожа на Condemned: Criminal Origins, культовый хоррор от Monolith, — мы много и часто сражаемся в ближнем бою, пуская в ход всё, что плохо лежит, включая доски, молотки, биты и так далее. Оружие при этом ломается. Есть блоки, увороты и жестокие добивания, порой напоминающие о Manhunt.

Нередко приходится действовать скрытно, чтобы прокрасться мимо сильных врагов (вроде дядек в химзащите) или быстро вырубить противника со спины. Но стелс простенький и реализован криво — зачастую враги не замечают, как игрок буквально у них под носом вырубает кого-то. А в другой раз могут среагировать вполне оперативно.

Встречаются пазлы, но тоже простенькие и давно знакомые — покрути манекены, чтобы они смотрели и указывали в одну сторону; встань так, чтобы жёлтые линии визуальные сложились в одну картину и показали секретный проход; найди код от сейфа. Иногда подсказки находятся не просто под носом, а огромными цифрами написаны на стене — видимо, авторы посчитали Патрика (а вместе с ним и игрока) не только параноиком, но ещё и дураком…

Всё это подаётся маленькими дозами и периодически сопровождается техническими проблемами. Показатель рассудка непонятно зачем введён и толком не работает. Да и тема сисек, фирменная для игр Madmind, не раскрыта — они есть, но эстетического удовольствия не доставляют.

В общем, Paranoid не про геймплей — к этому я в играх от Madmind привык. Как и к тому, что они плохо оптимизированы и сопровождаются багами разной степени тяжести. Это снова игра про сюжет и атмосферу. Но на этот раз и тут не всё ладно. История настолько короткая и невнятная, что возникают не только звуковые и визуальные, но и смысловые галлюцинации: это вообще полная версия или демо? Складывается ощущение, что авторы просто выпустили недоделанную игру, потенциал которой на самом деле в разы больше.

Плюсы: убедительно переданная атмосфера паранойи; хорошая работа со звуком и музыкой.

Минусы: игра слишком короткая, а история прерывается на полуслове; плохая оптимизация и баги; не доведённый до ума геймплей и простенькие пазлы.

Другие новости

Комментарии

Лучше бы на Tormentor больше ресурсов отрядили, чем это вообще делать...
Резедент ивел на минималках
Даже не проходняк
Хорроров крутых по пальцам одной руки пересчитать можно. Это не считая там всякие кооперативы. Я вот тоже ждал, но, видимо, пропущу, как и предыдущие их игры.
Жёстко. Но предсказуемо ¯\_(⍨)_/¯
Все комментарии