Новая игра от авторов Shadowrun Returns, продолжение серии Disgaea, русская хардкорная RPG про европейское Средневековье, симулятор вора, платформер про катание шаров, хоррор-новелла, где нужно убить, а не спасти принцессу, стратегия про викингов, новый квест про убийство в Восточном экспрессе — эти и другие игры ждут вас в новом выпуске нашей традиционной рубрики.
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: постмодернистская визуальная новелла, которая ещё до выхода приобрела почти культовый статус.
Уже после релиза демоверсии было понятно, что Slay the Princess станет явлением. Игра только притворяется, что это хоррор, да ещё с элементами RPG, — на самом деле это нарисованная в уникальном стиле визуальная новелла, отчасти напоминающая The Stanley Parable. Здесь мы должны не спасти, а убить принцессу, заточённую в лесной хижине. Если она выйдет наружу, случится конец света. Так, во всяком случае, говорит невидимый рассказчик.
Можно с ним спорить, забрасывая его вопросами, и даже попытаться уйти. Вопросов действительно много. Как именно она погубит мир? Почему руки главного героя похожи на лапы монстра? Кто этот рассказчик? Почему принцесса с трогательными глазами, как у кота из «Шрека», даже если вонзить ей нож в грудь, лежит на полу, смотрит на нас и спрашивает с ухмылкой: «Ты правда думаешь, что этого достаточно, чтобы убить меня?»
Принцесса действительно непростая и местами даже напоминает девушку-монстра из хоррор-манги Дзюндзи Ито (Junji Ito) «Томиэ». С ней можно много и долго общаться, можно даже попытаться её спасти, но в первых прохождениях она, скорее всего, вас убьёт.
После этого всё начнётся заново, но мы на самом деле попадём в другую временную петлю и увидим совсем другую принцессу — она, например, может превратиться в суккуба или в многорукое и многоликое существо. И после каждой смерти мы будем появляться в новой петле и нащупывать путь к другой концовке.
Поведение принцессы, её ответы и даже тон голоса, от которого могут побежать мурашки по коже, меняются в зависимости от наших действий — те влияют и на сюжет. Но это, на самом деле, больше не мистика и ужастик, а драма про любовь и самопожертвование. Поиграете — увидите сами.
Где вышла: ПК (Steam), PS4, PS5, NSW.
Чем интересна: эпическая японская RPG о войне за святой Грааль.
Серия Fate от TYPE MOON выходит с 2004 года и насчитывает множество продуктов — это манга, ранобэ, аниме, полнометражные фильмы, сериалы, игры. И практически все они так или иначе закручены вокруг эпических войн за святой Грааль. Но это не сражения между странами или религиозными группами, а ритуальное состязание, которое проводится по своим правилам. В нём участвуют семь пар Мастеров и их слуг — в качестве последних выступают призраки известных героев прошлого. Битва идёт до тех пор, пока в живых не останется одна пара — она и получает Грааль, исполняющий любое желание.
Fate/Samurai Remnant — новая игра в этой серии. Её действие разворачивается в Японии периода Эдо. Прошло несколько десятилетий после окончания предыдущей войны Грааля, и уже начинается новая. В древний ритуал оказывается вовлечён совсем молодой юноша Миямото Иори, который живёт с сестрой и активно борется с преступностью (правда, за деньги).
Однажды на его руке появляется странная печать, а вскоре Миямото знакомится с мальчишкой по имени Сэйбер, который неимоверно круто сражается и владеет магией. Сайбер и есть «героическая душа», призрак, который будет драться вместе со своим Мастером в новом ритуале. А Мастером судьба выбрала Миямото Иори.
Суть сводится к тому, что мы должны победить остальных Мастеров и их слуг. Но история расширяется интересными подробностями, а геймплей позволяет не только сражаться с толпами врагов, прокачивать навыки Иори и Сайбера, но и исследовать открытый мир, свободно перемещаться между большими городами и изучать их, открывать дополнительные сюжетные линии.
Тут много интересных событий, ярких персонажей и диалогов. И в каждом городе полно побочных активностей. Да, они простенькие — погладь четырёх кошечек, победи пятерых хулиганов, поговори с тремя куртизанками и так далее. Но города большие, живые, в них полно людей, а награды за выполнение всех активностей хорошие — зачищать всё это действительно интересно.
Боевая система в Fate/Samurai Remnant тоже оставляет приятное впечатление. Да, это «мусоу» от Koei Tecmo, поэтому здесь от наших ударов в воздух одновременно взлетают десятки врагов. Но также тут очень сильные мини- и макси-боссы, поэтому нужно вовремя уворачиваться, мощно контратаковать, менять стойки, копить разные силы, чтобы использовать магию или способности Сайбера.
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: симулятор самых скучных в мире сражений и одновременно хардкорная RPG, от которой невозможно оторваться.
Продолжение игры 2021 года от российской 1917 Studios снова предлагает нам смесь текстовой RPG и симулятора средневекового солдата. Мы отправляемся на войну Британии и Франции в качестве новобранца. Игра нам предлагает не выёживаться и смириться с тем, что при первом прохождении нужно выбирать низкие уровни сложности. Я, естественно, гордо отказался, но уже через полчаса с позором начал новую игру на «нормале».
Наш герой поначалу ничего толком не умеет, попытки нанести удар частенько заканчиваются промахами и отнимают много сил, вынуждая постоянно тратить ходы на отдых и восстановление. Тренировки в лагере, поднимающие уровень владения оружием или основные параметры героя, сильно выматывают его, и мы вынуждены молиться, играть в кости или пить, чтобы восстановиться.
На всё это тратится время, а оно ограниченно — нужно до следующей важной драки стать сильнее, известнее и обзавестись приличной экипировкой. Инвентарь при этом мал, а денег катастрофически не хватает. По идее можно крафтить экипировку и расходники, но это тоже муторно — ремесленный навык поднимается работой у кузнеца, которая выматывает сильнее всего.
В общем, выживать в Head Will Roll: Reforged непросто. И уж тем более непросто побеждать в битвах, которые проходят в формате «Стоят воины друг напротив друга и в свой ход пытаются попасть хоть куда-то». Шансы попадания зависят от оружия, стойки (не только у вас, но и у врага), части тела, куда вы метите, уровня усталости и типа атаки. Удары также частенько блокируются бронёй или щитом (они могут сломаться прямо в бою).
Экипировка аутентичная, а оружие, помимо прочих параметров, различается длиной (тоже влияет на шанс попадания), требованиями к характеристикам и накладываемыми на них же штрафами. В итоге драки сильно затягиваются и зачастую сводятся к тому, что мы в который раз прожимаем кнопку «Восстановиться» и молимся Рандому, чтобы, наконец, попасть по врагу, а самим не получить шальную травму — её придётся дорого лечить в госпитале.
Деталей ещё много. Купили лютню? Теперь можете играть сослуживцам, отдыхать и поднимать свою репутацию у них. Попытались проникнуть во французский город под видом монаха, но у вас низкий уровень благочестия и вы забыли взять с собой крестик? Молитесь, чтобы вас просто не пустили…
Порой кажется, что хардкора сильно больше, чем мы можем унести, но игра неимоверно затягивает. Помимо изнурительного выживания и детальных, но затянутых битв, в Reforged есть приключения, нелинейные квесты и красивые дамы, которых можно «романсить». На отношение к нам влияют не только принятые решения, но и внешний вид героя — чем он солиднее, тем выше уровень престижа и тем больше возможностей открывается.
В общем, Head Will Roll: Reforged — из тех игр, которые сначала максимально отпугивают, а потом с той же силой держат.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: местами забагованный, но всё равно интересный симулятор профессионального грабителя.
Продолжение симулятора вора по-прежнему предлагает нам выстраивать карьеру грабителя, постепенно получая доступ к навороченным гаджетам и прибыльным делам. Площадкой для оттачивания воровских навыков служат два района, где можно проникнуть в два десятка домов. Кроме того, есть три сценария ограбления в особых локациях — на курорте, на складе и в банке. Плюс более 15 контрактов на кражу уникальных предметов.
Чтобы успешно лишать людей нажитого непосильным трудом, нужно всё планировать, изучать распорядок дня жильцов, выбирать подходящее время для проникновения и, конечно, решить, как именно всё делать — теперь можно и вламываться с дубинкой наперевес или усыплять охранников с помощью газа.
В любом случае здесь много мини-игр по взлому всего, что можно взломать. А ещё приходится красть машины и угонять от копов — уровень их агрессии, как в GTA, определяется звёздочками. В итоге за вами могут выслать вертолёт, а полицейские начнут применять не только шокеры.
В сиквеле появилась прокачка навыков и гаджетов, которых постепенно становится всё больше — от ломика до дронов и ноутбука. Машину тоже нужно модернизировать, чтобы у копов не было шансов. По сравнению с первой частью слегка похорошела и графика. А вот со стабильностью и оптимизацией по-прежнему есть проблемы.
Где вышла: ПК (Steam, EGS), XONE, XBOX SX.
Чем интересна: новая пошаговая тактика от авторов BattleTech и Shadowrun: Returns.
Многие наверняка слышали о коммерческом провале The Lamplighters League. Проблема в том, что большинство в принципе узнали о проекте из таких новостей. То есть игру недостаточно раскрутили.
У меня, например, претензий к геймплею и разработчикам практически нет. Это хорошая тактическая стратегия в духе XCOM, только в антураже альтернативных 30-х, с упором на стелс и исследование уровней.
Здесь мы играем за «отбросов», как их называют сами авторы, — это воры, бандиты, наёмные убийцы, авантюристы и прочие наёмники, которых в качестве агентов привлекает некий «последний фонарщик». И всё для того, чтобы противостоять культу Опальных, лидеры которого пытаются захватить и изменить мир, добравшись до источника магии в некоей Башне.
Есть, понятно, глобальная карта, на которой мы следим за тем, как тикают часы Судного дня, и стараемся его отсрочить, выполняя в первую очередь самые сложные задания. Но помимо этого нужно ещё отправлять агентов на поиски ресурсов и заниматься другими делами — например, вербовкой членов команды и союзников, которые будут в убежище лечить агентов или создавать экипировку. Также на базе мы прокачиваем навыки подопечных и занимаемся менеджментом «колоды истины» — это система пассивных перков.
Непосредственно во время миссий мы исследуем уровни в реальном времени — только после того, как бойцов заметят враги, включается пошаговый режим. А до этого можно обнаружить не только полезные предметы и ресурсы, но и обходные пути, которые позволят избежать самых опасных врагов.
И даже если драка неминуема, всегда можно проредить отряд противников, выманивая их или устраняя по-тихому с помощью уникальных навыков наших подопечных, — в этом смысле The Lamplighters League похожа на Mutant Year Zero. Причём стелс весьма продвинутый — так, бег по лужам создаёт больше шума.
Каждый агент по-своему полезен при исследовании уровней. Кто-то может взбираться на высоту без лестниц, кто-то лихо взламывает замки, а роковая блондинка Ингрид ломает своими кулачками… кирпичные стены. Ну и, естественно, у каждого своя специализация в бою и соответствующий набор умений. Та же Ингрид огнестрельное оружие в принципе не использует и вырубает врагов кулаками.
Помимо навыков агенты также могут использовать окружение — разливать и поджигать масло, взрывать запасы динамита, мимо которых ходят патрули, и так далее.
В общем, играется The Lamplighters League интересно. И если поначалу прохождение кажется слишком легким даже на высокой сложности, то потом появляются куда более опасные враги, противники начинают вызывать подкрепления и включается система рандомных модификаторов для важных заданий.
Претензии у меня возникли только к периодически возникающим багам, неудобной камере при исследовании уровней и к тому, что «отбросы» таковыми не кажутся: сценаристы могли бы более ярко прописать персонажей и надавить именно на то, что они — «плохие», вынужденные работать на «хороших».
Где вышла: ПК (Steam), PS4, XONE, NSW.
Чем интересна: угарный экшн/платформер про то, как весело катать шары.
В Bang-On Balls: Chronicles мы в роли живого бильярдного шара попадаем на киностудию — тут и эпоха викингов, и феодальная Япония с самураями, и пираты, и современный мегаполис, и даже космос. И везде мы занимаемся одним и тем же — в гордом одиночестве или с друзьями катаемся по большим, интересно устроенным уровням, выполняем квесты, сражаемся с другими шарами и ломаем окружение, чтобы найти очередной секрет. Есть также боссы и загадки.
И всё это проходит под флагом «Прыгни на голову врага или на предмет». Можно также делать рывки, а в драках надо блокировать атаки. За разгаданные загадки и найденные секреты мы в числе прочего получаем новую экипировку и «косметику» для своего шара — система кастомизации внушительная.
Авторы разбавили это более или менее удачным юмором, разнообразными врагами (есть даже шары-зомби), множеством кросс-культурных отсылок и мини-играми — можно сразиться в футбол, пинбол и боулинг. В общем, идеальный платформер для шумной подвыпившей компании.
Где вышла: ПК (Steam), PS4, PS5, XONE, XBOX SX, NSW.
Чем интересна: местами морализаторская, но в целом интересная RPG.
Long Gone Days рассказывает о том, как частная военная корпорация «Ядро», живущая под землёй, провоцирует разные страны воевать друг с другом и в целом занимается нехорошими тайными делами, чтобы построить «лучшее общество». Мы играем за снайпера Рурка, который решил покинуть «Ядро», узнав, что на первом боевом задании его заставили убивать мирных жителей.
С медиком по имени Адэр они бегут сначала в Польшу, потом в Германию, где видят лагеря беженцев, страдания мирных жителей и предвыборные политические интриги, когда во власть лезут вчерашние экстремисты и националисты.
И всё бы хорошо, но здесь настолько прямолинейная, бесхитростно поданная мораль, что читать все эти бесконечные рассуждения про то, как плохо воевать и убивать, как важно измениться внутри, уметь прощать и так далее, что через какое-то время становится почти физически больно. Даже во время драки с боссом герои могут пять минут выносить мозг, гадая, чем они лучше тех, против кого сражаются.
Персонажи, которых встречают Рурк и Адэр, практически все очень положительные — они прощают героев, даже узнав про их прошлое в «Ядре». Всё это дополняется многочисленными квестами про спасение бабушек, девочек и кошечек.
Long Gone Days была задумана и написана Камилой Гормаз (Camila Gormaz), а она явно не лучшая писательница, но отличная художница — с арт-дизайном в игре всё хорошо. Кроме того, здесь интересно прокачиваться и сражаться — пошаговая боевая система напоминает о Wizardry. Правда, вызова и сложности всё же не хватает.
Кроме того, это чуть ли не первая на моей памяти RPG, где мы не сможем просто так общаться с жителями разных стран — сначала нужно найти переводчика.
Но по-настоящему спасает ситуацию сама история. Если оставить за скобками утомительное морализаторство, то мы увидим, что герои переживают много приключений — выводят из предвыборной гонки целые политические партии, спасают похищенных журналистов и сами попадают в плен. Было бы ещё лучше, добавь авторы спасительную функцию ускорения/пропуска диалогов.
Где вышла: ПК (Steam), NSW.
Чем интересна: продолжение примечательного аниме-хоррора с эротическим уклоном.
Как и первая часть, о которой я когда-то писал, Livestream 2 — это смесь визуальной новеллы, хоррор-квеста и симулятора нажимания на сиськи. Это не хентай — максимум мы увидим фривольные картинки, на которых наши аниме-девочки связаны перед лицом надвигающегося маньяка. Тоже, конечно, неплохо, но фансервис — отнюдь не главное в игре.
Это правда напряжённое хоррор-приключение, где мы собираем предметы, решаем загадки, исследуем с фонариком замкнутые помещения и довольно медленно убегаем от маньяка — в первой части была свинья, а здесь это стрёмная обезьяна с огромными окровавленными лапами и большим животом. Появляется монстр, как и раньше, рандомно, а прятаться от него теперь можно не только в туалете — подойдут даже коробки.
Кроме того, в сиквеле героини не умирают сразу, даже если их поймало чудище, а теряют моральный дух — его изредка можно восполнять. И все они изначально разделены — нам нужно переключаться между девочками, чтобы решать загадки и передавать предметы. То есть это разделение оправдано в геймплейном плане, тогда как в первой части мы переключались исключительно ради того, чтобы поиграть за более симпатичную вайфу. Увы, сами пазлы в Livestream 2 попроще, да и к сценарию есть вопросы.
Но игра всё равно затягивает. Здесь есть разные, в том числе весьма трагичные, концовки. И в то же время много забавных диалогов и ситуаций, когда, например, девчонки весело лупят по чучелу обезьяны или по звонку в ресторане (мы-то уже догадываемся, кто на этот шум откликнется!).
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: не доведённая до ума, но уже интересная стратегия про поселение викингов.
В Land of the Vikings под нашим полным контролем оказывается деревня славных викингов — мы должны развивать и расширять её, добывать ресурсы, возводить здания и дороги к ним, следить за настроениями и потребностями жителей, торговать с соседями или же нападать на них, а также пытаться выжить, когда боги пускают молнии из Асгарда или устраивают другие катаклизмы. В релизной версии есть подобие сюжетной кампании и множество событий.
Все жители различаются не только именами, но и способностями — нужно с умом назначать их на работу. Поселенцы могут заводить семьи и целые династии. А в домах у них всегда должны быть еда и уголь для отопления.
Жаль только, что даже после выхода из раннего доступа не все механики внятно объяснены и встречаются баги. Ждём патчей, хотя и сейчас можно играть и получать удовольствие.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: смесь космической стратегии, симулятора и шутера.
Executive Assault 2 отчасти напоминает отечественную серию Parkan. Здесь тоже разрешают летать на космическом корабле и сражаться как в шутере с видом от первого лица. На звездолётах можно не только расстреливать другие корабли, но и вторгаться во вражеские сектора и на заброшенные станции, чтобы собирать добычу и отвозить её на свою базу. В шутерной части мы лично бегаем по станции и отстреливаем нападающих.
Ко всему этому добавлена изрядная доля стратегии, позволяющая в роли представителя одной из трёх фракций отстраивать базу на астероиде, добывать ресурсы, изучать технологии, создавать космический флот и командовать им в тактических сражениях. Есть торговля и даже шпионаж. Тут не всё идеально и есть проблемы с оптимизацией, но поклонники игр про космос просто обязаны попробовать Executive Assault 2.
Где вышла: ПК (Steam, GOG).
Чем интересна: мрачное дорожное приключение про койота-байкера.
Игры про мотоциклы нередко получаются яркими, атмосферными и непростыми с точки зрения управления. Laika: Aged Through Blood не стала исключением. Она сразу цепляет музыкой, стильной картинкой и кровавой атмосферой беспросветного постапокалипсиса. Но в то же время может отпугнуть тем, как часто здесь придётся погибать.
Игра сразу предупреждает, что содержит сцены насилия над детьми и самоубийства. А начинается всё с того, что близкого главной героини, койотихи, растерзали и повесили на собственных кишках вооружённые птицы — едва ли не главные враги койотов в этом обречённом мире животных.
Нет, это не безумный хоррор, а мрачная метроидвания, где мы в роли мамаши-койота превращаем в кашу врагов, не слезая со своего байка. Жестокость тут действительно льётся через край, причём в отношении игрока тоже.
Героиня лихо гоняет на байке, отбивает им пули, расстреливает птиц в слоу-мо, дрифтует, мгновенно разворачиваясь даже в воздухе. Для того чтобы перезаряжать оружие и приёмы, нужно делать сальто вперёд-назад и совершать другие трюки. А малейшее неверное движение приводит к тому, что койот падает и умирает. Ко всему этому нужно привыкнуть, но потом вы точно влюбитесь в этот танец смерти на колёсах.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: продолжение бодрого ретрошутера в стилистике комикса.
В своём обзоре первой части я писал, что это динамичный олдскульный экшен, навеянный Лавкрафтом и стареньким хитом Blood. И в сиквеле, судя по ранней версии, в этом смысле ничего не изменилось. Выбрать, за кого играть, пока не дают — мы начинаем свой поход то ли в больнице, то ли в дурдоме, а дальше отстреливаем толпы врагов в промышленных зонах, в порту и других локациях.
Уровни по ощущениям стали более открытыми и большими, и соответственно увеличилось число противников. Они могут неожиданно спрыгнуть сверху или ворваться, сломав забор или выбив дверь контейнера. Добавьте сюда постоянный дефицит патронов, аптечек и здоровья, и вы поймёте, как непросто тут выживать. Зато стало больше необязательных мест и секретов, где можно разжиться чем-нибудь полезным.
Где вышла: ПК (Steam), PS4, PS5, NSW.
Чем интересна: новая часть именитой серии японских тактических RPG.
Disgaea 7 начинается крайне забавно. В демоническое царство Хиномото на собственном корабле прибывает богатая поклонница бусидо Перилика и с сожалением обнаруживает, что традиции японской культуры попраны — нельзя съесть суши, нет супа мисо, не осталось самураев, чтящих бусидо. В результате случайной встречи они решает вернуть это всё с помощью воина-демона Фудзи и нанимает его.
Вскоре выясняется, что у того врождённая аллергия на добрые слова, на все эти «спасибо» и обнимашки. А Перилика не только сорит деньгами, но и старается во всём видеть хорошее и всех за всё благодарит. Естественно, это генерирует много забавных ситуаций.
Геймплейно Disgaea 7 мало отличается от шестой части, но появились приятные добавки, включая масштабирование, режим ада, перевоплощение предметов и улучшенные автоматические сражения. В игре аж 40 классов персонажей, которые позволяют точечно настроить команду под те или иные ситуации.
Огорчает разве что обилие платного контента, в том числе масса дополнительных квестов и целые сюжетные линии. Это стало поводом для волны ненависти к игре, но если оставить проблему DLC за скобками, то и в базовую версию интересно играть.
Где вышла: ПК (Steam, GOG), PS4, PS5, XONE, XBOX SX, NSW.
Чем интересна: современное приключение по самому известному роману Агаты Кристи.
Модернизированная версия классического романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» создана небезызвестной Pendulo Studios (она ответственна за серию Runaway и много других хороших приключений). Игра переносит действие в 2023 год и в дополнение к Эркюлю Пуаро вводит ещё одного частного детектива — экстравагантную Джоанну Локк, за которую мы играем во время флешбэков, относящихся к событиям в США.
В целом всё ожидаемо — решаем пазлы, опрашиваем пассажиров, ищем улики, делаем выводы. Но также появился местный аналог чертогов разума — мы попадаем в голову Пуаро и пользуемся его «мысленными схемами». Да, зачастую игра кажется лёгкой и прощает практически все ошибки, но таковы уж веяния современных квестов.
В Интерлюдии было бы подходящее место для развитие геймплея, там не хватает геймплей, то-есть с одной стороны показывают как героиня с ума сходит, а с другой… это игра и хотелось бы самому проникнуть в город. То-есть, я когда в трейлере видел как героиня ходила по городу птиц, то надеялся что будет миссия прокникновение