Dave The Diver: Обзор

Алексей Лихачев 2023-07-07 18:24:48 17

Игры, объединяющие в себе несколько совершенно разных жанров, всегда казались мне очень интересными. В каком-то смысле их создатели заняты разработкой сразу двух (а иногда и трёх) проектов, каждый из которых должен быть качественным в отрыве от другого. Ещё в 90-х игра под названием ActRaiser удивила меня тем, что гибрид платформера и стратегии — не такая уж безумная идея. Если брать более свежие примеры, на ум приходит Moonlighter, где по ночам протагонист зачищает подземелья, а днём продаёт найденные там ценности в своём магазине. Теперь к этому списку прибавилась Dave the Diver, и это настоящий кладезь идей, которые вдобавок блестяще реализованы.

Глубоко в Дыре

Мы управляем Дейвом, профессиональным дайвером, вернувшимся из отпуска. Его приятель с псевдонимом Кобра рассказал Дейву о некоей Гигантской Голубой Дыре — большом и глубоком водоёме, в котором обитают все водные жители со всей планеты. Место настолько волшебное, что даже ландшафт в нём меняется каждый раз, когда в него погружаешься. Кобра — опытный коммерсант, а его друг, суши-шеф, бросил свой неудачный бизнес и сидит без работы. Много разнообразной рыбы, опытный повар, умелый ныряльщик — всё складывается удачно, так что можно заново открывать ресторан и делать деньги.

Основной работой предстоит заниматься Дейву. Два раза в сутки он будет надевать гидрокостюм и отправляться на поиски ингредиентов и прочих полезных предметов на дне водоёма. В его арсенале есть гарпун — чтобы ловить рыбу, участвуя иногда в простенькой мини-игре. С помощью ножа он может срезать водоросли. А если вдруг наткнётся на агрессивных подводных обитателей вроде акул или пираний, ножом можно попробовать от них отбиться, хотя это не самый эффективный путь — проще отплыть подальше. Кислорода мало, а каждое ранение — даже если его нанесло соприкосновение с морским ежом или медузой — сокращает запас.

Подводная фауна впечатляет ещё при первом посещении. Рыбки разных цветов и размеров плывут стайками, моментально поворачивая в другую сторону при виде дайвера. Мурены прячутся в стенах, готовые выскочить и укусить человека при первой возможности. Где-то в одиночестве развлекается морской конёк, а неподалёку от него пираньи ищут добычу рядом со спинорогом. Хочется ловить всех и вся — подбирать морские звёзды; стрелять гарпуном по крепким рыбам в надежде, что они ослабнут; открывать золотые сундуки, где спрятаны предметы, назначение которых не сразу понятно. Однако следует помнить, что ограничен не только запас кислорода, но и инвентарь — всё с собой не унесёшь. Если набрать слишком много вещей, персонаж станет тяжелее и с трудом доплывёт до поверхности.

Чем дольше играешь, тем сильнее становится герой. Запас кислорода увеличивается, инвентарь вмещает больше предметов, гарпун наносит повышенный урон. Открываешь возможность брать с собой оружие, а также находить в сундуках новые пушки, которые нельзя переносить на поверхность, зато оружейник легко скрафтит их из принесённых ему материалов. Улучшения костюма позволяют глубже погружаться — самые интересные находки и редких особей находишь ближе ко дну. Не говоря уже о появлении новых механик вроде возможности резать металл, включать фонарик и так далее. Если в начале игры ты простой дайвер, который пугается при виде акулы, то со временем чувствуешь себя под водой всё увереннее.

Такая система прогресса цепляет — здесь постоянно появляются новые фишки, делающие геймплей всё более увлекательным. А всевозможные квесты позволяют не бесцельно плавать, а искать определённые объекты ради наград. Дельфины, над которыми издеваются браконьеры, просят о помощи. Студентка, изучающая биологию, занята исследованием аномалий. Археолог верит в существование водных народов, а потому мы изучаем оставленные ими артефакты. Добавьте сюда сражения с боссами, коллекционные карточки с разными рыбами в духе Pokémon, мини-игры, возможность фотографировать окружение и многое другое — кажется, будто создатели никак не могли остановиться и добавляли в игру всё, что придумывали.

Много рыбы, много еды, много денег

Однако исследование подводного мира — далеко не всё, что Dave the Diver может предложить. Рыбу мы ловим не только ради выполнения заданий, но и для того, чтобы суши-ресторан продолжал функционировать. Moonlighter я упоминал не просто так — здесь мы тоже занимаемся продажей пойманных морских животных, превращая их в еду и обслуживая прибывающих посетителей. Готовку берёт на себя профессиональный повар, а всё остальное вешают на нас.

Прежде всего нужно каждый день составлять меню, отдавая предпочтение дорогим блюдам. Рецепты дешёвых кулинарных произведений можно улучшать, чтобы в будущем они приносили больше денег, да и клиентам качественная еда больше нравится. Для начала главное — продать всё, что смог поймать, заработать денег, купить на них улучшения костюма, а заодно привести ресторан в нормальный вид — после землетрясения в прологе выглядит он так себе.

Носить блюда посетителям тоже должен протагонист, равно как и разливать зелёный чай и другие напитки. Со временем игра превращается в полноценный симулятор управления рестораном: вы даёте объявления в газетах и пускаете телерекламу, привлекаете потенциальных работников, изучаете их резюме. Кого-то ставите ещё одним поваром, чтобы блюда готовились быстрее, кому-то поручаете должность официанта — в одиночку всех посетителей не обслужишь. Однако, даже когда появляется команда, пассивным наблюдателем всё равно быть не хочется — есть что-то умиротворяющее в этой беготне из угла в угол.

В целом так можно охарактеризовать всю игру. Одна геймплейная механика плавно перетекает в другую, в третью, в десятую, и ничто не вызывает стресса, не заставляет спешить. Здесь есть моменты, когда нужно что-то успеть к определённой дате, но в подавляющем большинстве случаев можно заниматься всем в размеренном темпе. Захотел — выполнил квест, отыскав на глубине водоёма предмет, о котором давно просили. Захотел — пострелял в рыбёшек, насобирал кучу добычи и пошёл составлять меню, вдумчиво заполняя список самыми дорогими блюдами.

Огромное количество механик не делает игру перегруженной — наоборот, хочется узнать, чем ещё она удивит. Только ты привык к изучению наследия водных народов, как вдруг появляются головоломки. Только научился стрелять по опасным рыбам и медузам, как в ящиках с оружием начинают появляться гарпуны с уникальными особенностями — например, они усыпляют цель или бьют током, чтобы её можно было взять её живьём и приготовить более ценное блюдо.

А когда исследование подводных глубин начинает входить в привычку, открывается рыбная ферма, упрощающая процесс получения нужных особей. Там ещё и наблюдать за рыбами можно, как в аквариуме, не беспокоясь о кислороде! Без обычной фермы тоже не обошлось — с возможностью выращивать рис, необходимостью убирать сорняки и борьбой с вредителями. Даже симулятор фермера здесь получился отменный!

Это я ещё не упоминал отличное чувство юмора у разработчиков. Диалоги, хоть иногда они и кажутся затянутыми, наполнены хорошими шутками. А игровой процесс время от времени прерывается отличными роликами с пиксельной графикой, в которых есть и пародии на кино, и отсылки к известным картинам — меньше всего ожидаешь в такой игре оммаж на «Сотворение Адама». В главного героя быстро влюбляешься — тучный мужичок, стоически выдерживающий шутки о его лишнем весе и по доброте душевной готовый вписаться в любую авантюру.

Суши надо готовить именно так.

О Dave the Diver хочется говорить бесконечно, но ещё больше хочется проводить в ней один вечер за другим. Ей удаётся завлечь в свои сети. Закончил дела в ресторане — пошёл исследовать водоём. Закончил собирать рыбу — проверил, как дела на ферме. Закончил с фермой — появился новый квест. Пошёл выполнять квест — выдали ещё одно задание. А ты и рад тому, что контента впереди ещё целая гора, да и бежать по сюжету никто не заставляет. На первый взгляд кажется, что такая гремучая смесь жанров и механик не должна работать, но на деле работает она идеально. Не просто одна из лучших инди-игр года — это один из крутейших релизов за последние месяцы.

Плюсы: очень разнообразный геймплей, регулярно удивляющий неожиданными механиками; отличные симулятор ресторатора и подводный рогалик в одном флаконе; оживлённый подводный мир со множеством обитателей, которых можно поймать (или убить и поймать); увлекательная система прогресса с интересными квестами и полезными улучшениями; симпатичный пиксель-арт с прекрасными роликами.

Минусы: диалоги, какими забавными бы они ни были, временами кажутся затянутыми.

Другие новости

Комментарии

Хрень какая-то пиксельная, что все от этого тащаться, фтопку
А вот на счет предметов? Много ли в игре этого? Куда развиваться, сюжет даже отпуская. Если не понимаешь языка обычно смотришь на геймплейные возможности и т.п.
Дредж явно не такая разнообразная и уникальная как Дейв, но всё равно приятная чиловость на 2-3 вечера.
Интересно, на сколько хорошо надо знать язык, что бы получить удовольствие от игры.
у 2 белорусов был обзор
Все комментарии