До релиза многие не просто сравнивали Fall of Porcupine с Night in the Woods, а называли её духовной наследницей, «идеальной игрой для фанатов» и неофициальным сиквелом. Насколько эти ожидания и авансы оправдались и способна ли Fall of Porcupine существовать вне этих сравнений?
Чтобы вы понимали уровень сравнений, напомню про саму Night in the Woods. Это изумительная адвенчура, получившая в 2018-м году премию BAFTA за нарратив. Мы играем за антропоморфную кошку по имени Мэй — она возвращается в свой родной город, населённый такими же прямоходящими зверьками, которые живут, веселятся, грустят и взрослеют как люди.
Для Мэй начинается рутина обыденной жизни — ежедневно она идёт гулять в город, общается, проводит время с друзьями, возвращается домой, а наутро всё повторяется. Это разбавляется мини-играми, яркими персонажами, отлично написанными диалогами и замечательной музыкой Алека Холовки (Alec Holowka).
Несмотря на все достоинства игры, та самая рутина, когда Мэй ежедневно просто общается и ничего толком не происходит, поначалу может если не отпугнуть, то напрячь. А вот потом начинаются неожиданные, мистические и опасные события. Хотя напряжение и загадочность здесь чувствовались и до этого.
Так вот, Fall of Porcupine выстроена по тем же принципам. Мы играем за антропоморфного голубя Финли, который приезжает в титульный город Поркупайн, населённый такими же прямоходящими животными. Здесь он поступает работать интерном в местный госпиталь. Для него (и для нас) начинается рутина — просыпаемся, идём в госпиталь, общаемся с коллегами и больными, ставим диагнозы, возвращаемся домой, чтобы выспаться, а наутро всё повторяется.
Всё это разбавляется мини-играми, платформенными элементами (ещё более простыми, чем в Night in the Woods) и приятной музыкой. Есть и прямые цитаты. Как и Мэй, Финли обожает обращаться к неодушевлённым предметам — например, к торговому автомату или к манекену в окне магазина. И точно так же, как в Night in the Woods, иногда он должен решить, с кем из друзей и как завершить свой день.
Точно так же долгое время здесь толком ничего не происходит, хотя напряжение и налёт мистики тоже чувствуются изначально. Шутка ли — начинается игра с того, что Финли пытается спасти пациента, который непонятно как оказался на заброшенном этаже госпиталя. В итоге находит его окровавленным и без сознания и тут же сам получает удар…
Тень того события висит над Финли и над нами практически всю игру, но загадка находит решение лишь в финальной части. До этого тоже случаются почти мистические события. И ещё наш герой, как и Мэй, иногда видит кошмары.
Однако всё это в итоге находит очень привычное, человеческое объяснение. Night in the Woods тоже была не про загадочные убийства и культы, а про жизнь, поиски себя и человеческие (как бы это странно ни звучало в игре с такими персонажами) отношения. Авторы Fall of Porcupine решили вовсе отказаться от мистики, использовав её лишь как хитрую завлекалочку.
И вообще творение Critical Rabbit можно назвать социальной игрой, которая, как пишут авторы в финальных титрах, посвящена работе врачей. Конечно, она тоже про нашу жизнь и отношения, но про врачей и про медицину в целом тоже.
При этом, показывая проблемы, связанные, например, с некачественным лечением, возмущением общества по этому поводу, с коррупцией и состоянием госпиталей, авторы пытаются не разрушить, заклеймить и уничтожить злодеев, а, скорее, понять, простить и погрустить. Здесь практически нет плохих врачей, а те, что есть, возвращаются, раскаиваются и принимают своё наказание.
Мистики нет, игра про социальщину, все хорошие, а злодеи в конце раскаиваются. И ради этого нужно терпеть рутину ежедневных забегов в госпиталь и обратно?
Уж точно не ради мини-игр. Многие из них скучные, неудобные и постоянно повторяются — очередные вариации QTE, простенькие забавы из серии «Останови шприц точно напротив вены», «Покрути эти фигуры так, чтобы все цвета совпадали»…
Есть, конечно, и более интересные варианты. Например, однажды мы дерёмся в баре в стиле JRPG. Но на фоне Night in the Woods, где был полноценный, встроенный в игру рогалик под названием Demon Tower, это, конечно, не то.
Куда лучше авторам удались классические квестовые загадки и ситуации, когда, например, Финли играет в детектива или ищет ингредиенты для блюда, которое его друг готовит на городском фестивале. Жаль, таких ситуаций мало.
С мини-играми проблема ещё в том, что авторы не всегда толком объясняют, чего от нас хотят. А то, как вы прошли испытания, какой рейтинг получили, не имеет значения — ни на чём серьёзном это не отражается.
В итоге всё просто делаешь от балды, чтобы поскорее пройти и забыть. В Night in the Woods наши потуги в мини-играх тоже не имели особых последствий, но там, повторю, участвовать во всём этом было поинтереснее. Элементы платформера в Fall of Porcupine тоже более примитивные и вообще используются раза два за игру.
Так ради чего же тогда терпеть эту рутину? Ответ банальный и многим наверняка уже понятный — ради точных диалогов, интересных наблюдений, ярких или просто хорошо прописанных персонажей, ради отношений, которые возникают между ними.
Ради то ли сказок, то ли были от старой черепахи, которую лечит Финли, — про то, как она ловила свет сачком, общалась с миниатюрными «пылевыми троллями» и летала на воздушном шаре. Ради чувства, что вам, как и герою, хочется пустить скупую слезу, когда… Ну, в общем сами узнаете.
Ради того, чтобы познакомиться с забавными друзьями Финли. Один как-то заставил его нацепить дурацкую шляпу и танцевать перед прохожими. Другой вылил на нашего голубя ведро краски, заявив, что тот поучаствовал в крутой арт-инсталляции.
Мы ходим с коллегами в бар и на баскетбольную площадку, общаемся о пациентах, работе и жизни, травим врачебные байки про то, как один из хирургов отрезал не ту ногу и её потеряли. Иногда вместе переживаем забавные события или планируем операцию по вторжению в больничный архив, которая напоминает о фильме «Миссия невыполнима». В другой раз вместе спасаем людей и прикрываем друг друга. Смесь комедии и драмы про начинающих молодых врачей… Нет, это явно не «Интерны», а вот ассоциации с «Клиникой» вполне уместны.
Вообще, интересных персонажей в Fall of Porcupine хватает — очень разные пациенты (общению с ними по понятным причинам уделено особое место), колоритные горожане вроде ворчливого, постоянно ругающегося крокодила в инвалидной коляске, несчастный бегемот-сантехник, уставший всё чинить в госпитале…
Узнав их поближе, уже перестаёшь жаловаться, что нам не всегда дают возможность быстро доехать до госпиталя на автобусе, — уже сам не хочешь ехать, а идёшь пешком проведать знакомых, авось диалог новый появился или ещё что-то. И ведь появляется. Все персонажи не то чтобы живут своей жизнью, но постоянно перемещаются по городу (или по госпиталю) и почти всегда находят, о чём нам рассказать.
Да и сам Финли запоминается. Он, быть может, более пассивный, чем Мэй, — слушающий и впитывающий. Но он способен искренне сопереживать и страдать, у него может быть своё мнение даже перед начальством — особенно, если мы выберем соответствующую реплику.
А ещё он, как я уже сказал, может обратиться к торговому автомату, к манекену, к цветку у себя дома. Или, например, спросить у одиноко стоящего за городом фургона, какие тот скрывает тайны и не связано ли это всё с инопланетянами. Дурачок какой-то? Нет, всё это показано не просто так. И с манекеном, и с цветком, и с фургоном связаны забавные ситуации, которые делают героя более живым, объёмным и подчёркивают настроение мира.
Да, Fall of Porcupine стала духовной наследницей Night in the Woods, хотя она вполне самодостаточна и ценна даже вне этих сравнений. Но они неизбежны — всё-таки сотрудники Critical Rabbit явно черпали вдохновение из приключений Мэй и не скрывают этого. Да, быть может, их игра чуть ниже уровнем. Да, ей не хватает вылизанности (иногда встречаются баги), мини-карты и более интересных мини-игр. Но все поклонники Night in the Woods и просто ценители душевных разговорных приключений, конечно, не должны проходить мимо Fall of Porcupine — того, ради чего и создаются такие игры, здесь в достатке.
Плюсы: интересный, проработанный мир; множество ярких персонажей, комментариев, наблюдений и диалогов; душевное сочетание юмора и драмы; несколько интересных загадок и квестовых ситуаций; приятный художественный стиль и музыка, каждый раз создающая нужное настроение.
Минусы: события медленно развиваются и поначалу тонут в рутине; нет мини-карты, а быстрое перемещение доступно далеко не всегда; технические огрехи; не все мини-игры интересны.