Считается, что в январе выходит мало хороших игр, но эта подборка доказывает обратное. Здесь вас ждут «пиксельное» приключение, навеянное творчеством Макото Синкая (Makoto Shinkai), стратегия в духе Factorio, симулятор пирата от авторов Port Royale, хоррор-квест от Daedalic и много симпатичных аниме-девочек.
Где вышла: ПК (Steam, GOG, EGS), PS4, PS5, XONE, XBOXSX, NSW.
Чем интересна: душевное приключение об отношениях между мальчиком и девочкой, обладающими сверхъестественными способностями.
Авторы A Space for the Unbound вдохновлялись творчеством Макото Синкая, автора таких известных аниме-фильмов, как «Она и её кот», «Твоё имя» и «Дитя погоды». Это значит, что в игре запредельное количество тепла, светлой грусти, котиков и чудесной музыки. Студия Mojiken и до этого давила на сентиментальность (можно вспомнить When The Past Was Around), а теперь перешла на новый уровень.
Действие разворачивается в индонезийской сельской местности в конце 90-х, а играем мы за школьника по имени Атма, который обладает сверхспособностью проникать в разум людей, чтобы видеть их мысли и воспоминания. Он общается с двумя девочками. Одна из них вместе с Атмой пишет рассказ про звёздную принцессу, чем-то напоминающий «Маленького принца». А вторая, его возлюбленная, тоже применяет сверхсилы вроде телекинеза и левитации, но больше всего хочет вместе с Атмой смотреть на каникулах кино, слушать музыку и гладить котиков.
Но весело и беззаботно проводить время не получается. Нужно ещё встретить конец света и, возможно, спасти мир — на город летит комета, появляются монстры и дыры в пространственно-временном континууме. Решают проблемы наши герои с помощью разговоров, мини-игр и сверхспособностей (например, в разуме людей можно находить предметы и решать загадки).
Получилась очень душевная игра, в которой нашлось место и для лихих приключений, и для романики вперемешку со светлой грустью. И для котиков, конечно. Я бы с удовольствием посмотрел фильм Макото Синкая по A Space for the Unbound.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: простенький и короткий, но местами пугающий хоррор от русского разработчика-одиночки.
Российский независимый разработчик Александр Решетников, он же EMIKA_GAMES, давно выпускает хорроры, в которых мы преимущественно исследуем мрачные помещения и вздрагиваем от обилия скримеров. Подход простой, но действенный — некоторые его игры (например, Summer of '58) весьма популярны.
В январе он выпустил небольшую рождественскую хоррор-зарисовку про опасности дневного сна September 7th. В роли школьника Димы мы приходим домой (в подъезде, конечно, написано «Хой жив!»), подбираем оставленный одноклассницей подарок — куклу злобного рождественского эльфа, убираемся в доме. А потом начинают происходить жуткие вещи — например, мы видим соседку, которая, как выясняется, уже год как умерла.
September 7th проходится максимум за час, и в него уместились один простенький пазл и много скримеров. Подход довольно примитивный, но он опять работает — пару раз вы точно вздрогнете и матюгнётесь не хуже Дмитрия Куплинова, для которого эта игра явно стала особенной.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: местами нелепый, местам страшный хоррор с «живым» видео и с очередной жуткой девочкой.
Ещё один малобюджетный хоррор, способный пощекотать вам нервишки, — на этот раз азиатский и с «живым» видео. Сюжет стандартный — отец с дочерью приезжает на маленький остров в поисках своей жены. А находит странный туман, пугающие крики и жутковатую девочку в красном, которая что-то напевает, преследует их и похожа на типичного призрака из азиатских хорроров.
Актёры порой играют не слишком убедительно. Перевод на русский кривоватый, субтитры местами нечитабельные из-за размера шрифта — и в целом чувствуется налёт любительщины. И всё же что-то в этом сочетании кринжа и хоррора есть — местами происходящее больше забавляет, местами становится страшновато, но в любом случае следить за событиями интересно. И играть тоже — как в квестах, обследуем локации, решаем головоломки и принимаем решения, которые влияют на отношение дочери к отцу и на то, погибнем мы или нет. В ключевых ситуациях после гибели дают шанс переиграть сцену и сделать другой выбор.
Где вышла: ПК (Steam, EGS).
Чем интересна: красивая и динамичная метроидвания в яркой аниме-стилистике.
Frontier Hunter: Erzas Wheel of Fortune вышла в раннем доступе в декабре, а в январе продолжила развиваться. Как и Tower Hunter: Erza’s Trial, первая работа этих авторов, «Пограничный охотник: Колесо судьбы Эрзы» выполнена в яркой аниме-стилистике, чем-то напоминающей о Genshin Impact.
В продолжении всего больше — персонажей, врагов, навыков, оружия и сюжета. На центральных роля, естественно, симпатичные девицы в легкомысленных нарядах во главе с титульной охотницей Эрзой.
Ну и в целом игра довольно фривольная. Одна из девушек явно неравнодушна к Эрзе — возможно, потому, что та ей спасла жизнь. А на голове у главной героини сидит озабоченный демон, заточённый в заколке для волос, — он тоже находится в поисках любви и периодически отпускает более или менее удачные шуточки на эротические темы.
Игра красивая, яркая — в ней много кат-сцен, юмора и девушек. К тому же есть хоть корявенький, но перевод на русский. Да и геймплей увлекает. Авторы хорошо отрабатывают стандартную для метроидваний программу — прыгаем, сражаемся, прокачиваемся, находим закутки и сундуки, свободно исследуем карту и постепенно получаем ключи или способности, позволяющие преодолеть ранее закрытые участки, — например, двойной прыжок и огненную пушку, сжигающую препятствия.
.Есть также крафт, торговля и возможность на ходу модифицировать экипировку частями тел монстров. Сам процесс зачарования отчасти напоминает тетрис. А играем мы не только за Эрзу, но и за её подруг — у каждой свои боевые стили и любимое оружие, и мы на лету переключаемся между девушками. Всё это дополняется хорошо выдержанным темпом и сменой ситуаций. Например, в какой-то момент на нашу базу нападают, и игра превращается в аркаду с пальбой из пушек по врагам.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: ещё одна красивая метроидвания, но уже в духе Ori and the Blind Forest.
Главная героиня Glimmer in Mirror, синевласая Сиро, увидела гигантское странное зеркало и дивный новый мир в нём, протянула руку, а зеркало разбилось, что спровоцировало бедствия. И теперь Сиро должна спасать этот зазеркальный мир. У девушки есть забавный помощник, отвечающий за шутки, — говорящая корона по имени Лео, которой как раз нравятся симпатичные девушки.
Геймплей стандартный для метроидваний — ну да, прыгаем, бегаем, сражаемся, прокачиваемся, собираем монетки и апгрейды, постепенно получаем новые умения.
Авторы напирают на возможность привязывать к героине и прокачивать эльфов-помощников, которые дают бонусы. По сути это мало чем отличается от системы питомцев из любой MMORPG.
Чем действительно привлекает Glimmer in Mirror, так это, конечно, потрясающим аудиовизуальным исполнением. От того, как колышутся волосы Сиро на бегу, от вида лечащих девушку бабочек, которые вылетают из разбитых кристаллов, от приятных переливов музыки — от всего веет теплом и красотой.
Интерес также представляют некоторые способности, ситуации и забавные персонажи вроде неуравновешенной эльфийки, которая при первой встрече с Сиро приняла её за ведьму и долго, с криками от неё убегала. Сама история и решения, влияющие на её концовку, тоже не оставляют равнодушным.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: нестандартная и нелинейная японская RPG по мотивам творчества Лавкрафта (Howard Lovecraft).
В Depersonalization нет цельного сюжета. Всё делится на сценарные модули, и в каждом из них — типичные лавкрафтовские мотивы: игры разума, безумие, кошмары и знакомые по мифам Ктулху слова вроде «Древние» и «Йог-Сотот».
В одном из сценариев мы сначала видим мальчика, с семьёй которого явно случилось что-то нехорошее. А потом, уже через десять лет, он оказывается то ли в психушке, то ли в студенческом городке для трудной молодёжи.
В итоге от наших решений (принять себя или отвергнуть, вернуться в прошлое или пойти в будущее) зависит, какую концовку мы получим — то ли очень плохую, то ли относительно плохую. Хорошую я не открыл, но вариантов явно много.
Вдобавок игра на каждом шагу бросает кубики, проверяя наши навыки, — от этого зависит успеем ли мы спрятаться от монстров, сможем ли открыть ящик стола и найти там что-то ценное и так далее.
Зачастую кубики можно перебросить, но это снижает уровень удачи, который, в свою очередь, увеличивается при выполнении сюжетных задач. Из всего этого складывается очень атмосферная, нестандартная и интересная JRPG в приятной «пиксельной» стилистике. Она ещё находится в раннем доступе и явно будет пополняться модулями.
Где вышла: ПК (Steam, GOG, EGS), XONE, XBOXSX, NSW.
Чем интересна: стильный, но совсем не страшный квест от издательского подразделения Daedalic Entertainment.
Атмосфера и концепция Children of Silentown напоминают о страшных детских считалочках и рассказах про то, как в чёрном-чёрном городе был чёрный-чёрный дом, а в нём чёрная-чёрная комната. А художественный стиль навеян «Каролиной в стране кошмаров».
Главные действующие лица в основном дети. В роли девочки по имени Люси мы играем со сверстниками, помогаем маме готовить и стараемся не кричать и не выходить на улицу, как стемнеет. Ведь из окрестного леса раздаются страшные звуки — по слухам, чудовища утаскивают детей (и не только) в чащу. После того как исчезла мама Люси, та решила провести расследование и выяснить, куда же пропадают жители городка.
Проблемы Люси решает с помощью классических квестовых упражнений — диалогов, сбора и применения предметов, которые можно комбинировать в инвентаре. Но есть у неё и своя фишка — Люси собирает ноты, а в нужных ситуациях поёт мелодии, играющие роль спецумений. Одна мелодия позволяет увидеть мысли человека, другая пробуждает воспоминания о чём-то и так далее.
Но мало просто спеть — музыка запускает мини-игру, где мы должны, например, протянуть к выходу нитку через несколько пуговиц. Есть и привычные забавы вроде «водопроводчика» или сбора пазлов из разорванных картинок. Поначалу всё кажется лёгким и детским, но постепенно сложность возрастает. А ближе к финалу Children of Silentown и вовсе начинает напоминать The Last Guardian…
Жаль только, тут совсем не страшно, а в первых главах, когда Люси выполняет поручения родителей, можно заскучать — игра долго запрягает. Странной выглядит и идея убрать ручные сохранения — из-за этого, чтобы увидеть все четыре концовки, нужно каждый раз начинать прохождение заново.
Где вышла: ПК (Steam) XONE, XBOXSX.
Чем интересна: необычная смесь тактики и стратегии про борьбу за выживание носорогов.
We Are The Caretakers, собравшая кучу призов ещё до выхода, — игра необычная и местами даже странная. Её авторы вдохновлялись африканской культурой, борьбой за экологию и права животных. Мы играем за Смотрителей, которые защищают священных созданий — раунов, чем-то похожих на носорогов (не случайно часть денег от продаж We Are The Caretakers идёт на спасение этих животных). Рауны крайне важны для выживания планеты, особенно после того, как началось чуть ли не инопланетное вторжение.
Передвигая на глобальной карте свои отряды, ищем браконьеров, защищаем раунов, чипируем их и убираем капканы. А кроме того, исследуем новые регионы, собираем ресурсы, открываем и посещаем города, которые начнут приносить прибыль, и завоёвываем доверие фракций, выполненяя их поручения.
Сражения проходят в пошаговом режиме и напоминают о Disciples. И убивать никого не нужно — умениями мы должны сломить силу духа врага, а потом провести «завершающий приём» в виде ареста, взятки или, наоборот, вымогательства, чтобы он покинул карту. Также можно попытаться переманить оппонента на свою сторону. Поэтому помимо стражей, хранителей и следопытов есть бойцы-дипломаты, а в числе основных характеристик присутствуют харизма и психическая защита.
В перерывах между миссиями мы прокачиваем бойцов, нанимаем новых рекрутов, проводим исследования, изучаем глобальные апгрейды, а также решаем судьбу захваченных браконьеров и прочих важных персонажей. Всё это отражается на нашей репутации, которая влияет на квалификацию рекрутов, агрессивность браконьеров и концовку кампании.
И всё бы хорошо, но слишком уж тут скучные и затянутые сражения, которые даже на самой высокой сложности редко бросают вызов — быть может, так и задумано, учитывая пацифистскую тематику, но с балансом авторам явно нужно что-то делать.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: эротическая стратегия в режиме защиты башни, привлекающая не только горячими девушками, но и увлекательным геймплеем.
Love n War: Hero by Chance II — из тех немногих хентай-игр, где на совесть сделаны не только картинки и анимации с девушками, но и сам геймплей. Мы играем за воина, который мужественно противостоит могущественной империи Драгокан. А для этого ему нужно искать и соблазнять союзниц — симпатичные большегрудые воительницы из разных регионов переходят в наш гарем после поражения своих армий на поле боя.
Рано или поздно становится доступна горячая сцена с каждой из девиц, оформленная как мини-игра. Также в отдельном меню девушек можно одевать, раздевать, переодевать и повторять с ними всё то, за что любят подобные игры.
Но всё перечисленное занимает где-то треть от всего геймплея. Нужно пройти немало битв в режиме tower defense, чтобы обзавестись всеми союзницами и выполнить поставленные задачи. А в сражениях важно грамотно выставлять войска, учитывая их преимущества и слабости перед противниками — кавалерия, как водится, сильна против лучников, но страдает от копейщиков, а стрелки хороши против мечников и так далее. Особенно непросто приходится там, где атаки на наш и вражеский замки идут сразу по трём направлениям. На помощь приходят генералы (те самые боевые девицы) — их можно выставлять на поле боя, чтобы они своими умениями атаковали врагов или поддерживали товарищей.
Есть также осады (можно использовать требушеты и прочие особые орудия) и засады — мы должны грамотно определить состав отряда и вырваться из вражеской ловушки, выбирая, куда двигаться, с кем сражаться и кто будет прикрывать тылы.
И всё это замешано на многоуровневой системе прокачки. Улучшаем и одеваем не только отряды юнитов, но и генералов. Есть ещё герои, которые дают пассивные бонусы всей армии, несколько веток технологий, прокачка базы и солидная система крафта.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: cмесь визуальной новеллы и хардкорной тактической JRPG в духе Fire Emblem.
Этот проект вырос из мода к Fire Emblem и превратился в большую, самостоятельную и богатую на контент игру, которая выделяется качественным аудиовизуальным исполнением и геймплейными фищками. С одной стороны, это классическая визуальная новелла — яркие герои, симпатичные девушки, упор на сюжет и диалоги, перемещение между статичными экранами и выбор, влияющий на романтические отношения.
С другой стороны, перед нами тактическая JRPG с пошаговыми боями, которая и на нормальном (не говоря уже о хардкорном) уровне сложности доставит немало хлопот. Враги сильны, зачастую нападают волнами, здоровье после драк автоматически не восстанавливается, а возможности для гринда ограниченны.
Дело в том, что на перемещения по карте и на отдых, восстанавливающий здоровье, тратится время. Выжить до восьми утра, прийти на встречу в десять часов — как только этот срок наступает, время свободного исследования карты заканчивается, начинаются сюжетные события и зачастую завершается очередная глава. Если не успели сдать побочный квест, победить всех врагов на карте и обчистить все тайники с ресурсами, то уже и не успеете. Поэтому приходится расставлять приоритеты.
Кроме того, после окончания нашего времени на ход противники тоже начинают перемещаться по карте. И мы можем оказаться уже в роли не атакующих, а защищающихся. Плюсы и минусы этого зависят от места, в котором мы оказались, — так, атакующие в болотах получают штраф к точности, а окопавшиеся в укреплённом форту имеют бонус к защите и лечению. Добавьте сюда крафт, дефицит ресурсов и элементы выживания — эффективность персонажей зависит в том числе от уровня голода и от их психологического состояния, на которое влияют некоторые наши ответы и решения.
Можно, конечно, пожурить авторов за то, что не все персонажи доступны для флирта и некоторые развилки в этом отношении выглядят липовыми, но единственная серьёзная беда Path of the Midnight Sun — это шаблонность, предсказуемость ряда персонажей и сюжетных ходов. Ну ладно, тут есть принцесса, которая мужественно сдерживает в своём теле бессмертного Царя демонов, — это неплохо обыграно в сценарии. Но вот очередной юноша-воин с амнезией, встречающийся уже на первой минуте повествования, — ну сколько можно?
Где вышла: ПК (EGS) PS4, PS5, XONE, XBOXSX.
Чем интересна: новое пиратское приключение от авторов Port Royale.
Tortuga: A Pirate’s Tale оставляет двоякие впечатления. С одной стороны, все положенные в таких случаях механики и пиратская романтика на месте. Плавая по Карибам XVI века, мы вольны нападать на любой торговый флот и в принципе на корабли и поселения любой нации; выполнять задания губернаторов, предпочитая работать больше на одну из стран или на все сразу; торговать и перевозить товары.
В тавернах можно брать задания, нанимать моряков, делиться с ними выпивкой и добычей, чтобы привлекать новых людей и повышать боевой дух команды. Кроме того, если вовремя одаривать подопечных пиастрами и ромом, а также выполнять свои обещания (захватить столько-то кораблей, заработать энную сумму монет и так далее), то это позволит получать новые уровни и разучивать капитанские боевые умения.
Сами сражения в Tortuga: A Pirate’s Tale пошаговые. В них важно учитывать направление ветра, грамотно использовать способности капитанов, менять тип снарядов, пробивать броню, паруса или идти на абордаж, чтобы захватить корабль и присоединить его к своему флоту. Корабли можно продавать, покупать, всячески модифицировать и кастомизировать.
Правда, сражения порой кажутся затянутыми, а количество одинаковых рандомных поручений просто зашкаливает — меняются только названия наций и городов, которые нужно атаковать, имена дочек губернаторов, которых просят похитить, да товары, которые желательно доставить. Это несколько убивает пиратскую романтику. Хорошо хоть, есть сюжет и персональные задания капитанов.
Где вышла: ПК (Steam).
Чем интересна: один из лучших карточных «рогаликов» в стиле Slay the Spire.
Indies' Lies отличается красивой картинкой, а также обилием героев, карт и контента в целом. Здесь представлены 12 уникальных персонажей (рейнджеры, маги, рыцари и инженеры) со своими историями, талантами и колодами. Для каждого придумали сюжетную кампанию на четыре главы, где случаются нетривиальные события. Одна из девушек-рейнджеров, например, начинает с того, что убивает мужиков-насильников из числа богачей, а потом пытается выдавать себя за одного из них.
Но личные истории открываются только после прохождения режима «рогалика», где есть четыре региона с разными антуражем и врагами. В каждом регионе опять же по несколько глав, и после каждого прохождения открываются новые уровни сложности — всего их 20. А ещё постепенно присоединяются напарники с уникальными механиками, которых мы выбираем сами. Так что реиграбельность тут высочайшая.
В геймплее радуют сочетание доступности и глубины, возможность при получении карты решать, просто добавить её или поменять на другую из колоды, а также обилие уникальных «билдов». Помимо особых карт и механик для каждого класса (маги, например, копят духовность, умножающую урон, а рейнджеры делают ставку на комбо), в наличии таланты и руны.
Непосредственно в сражениях нужно грамотно расставить героя и двух его соратников — есть умения, которые увеличивают урон, если персонаж находится в определённом месте.
Платформы: ПК (Steam).
Чем интересна: пошаговая стратегия-головоломка в духе Factorio про выживание и терраморфинг на Марсе.
На протяжении семи больших сюжетных миссий и двух сценариев, а также в свободном режиме мы пошагово отстраиваем свою колонию, возводим фабрики и другие полезные здания для поселенцев, ищем инопланетные артефакты, торгуем с другими колониями и изучаем технологии.
Выживать непросто — погода, случайные события и всё то, что осложняет нам жизнь, генерируются рандомно. В такой ситуации нужно грамотно располагать фабрики и прочие здания, связывая их в цепочки, а для этого приходится решать своеобразные пазлы. Можно использовать терраморфинг, изменяя поверхность планеты с помощью различных инструментов.
Получилась очень увлекательная, затягивающая стратегия, которая одновременно расслабляет и заставляет шевелить извилинами.