В 2013 году, за пару дней до эмбарго, в Сеть утёк первый обзор игры The Last of Us. Восторженный рецензент сайта Empire сравнил релиз с кино «Гражданин Кейн» — картиной, которая оказала огромное влияние на кинематограф и по сей день считается одним из лучших фильмов в истории. Та цитата превратилась в мем, но на деле автор не был так уж далёк от истины — на дворе уже 2023 год, и десять лет спустя The Last of Us по-прежнему вносят в списки лучших игр. Да и вдохновляет она многих разработчиков — без неё мы вряд ли получили бы перезапуск God of War в том виде, в котором он предстал в 2018 году.
К геймплею The Last of Us возникали вопросы, зато сюжет вызывал восторг — казалось, что вот теперь-то к видеоиграм начнут относиться серьёзно, поймут, что это не только «тупые стрелялки», и мейнстримная пресса станет смелее писать о них. В то же время часто можно было увидеть мнение, что сюжет The Last of Us действительно хорош только по меркам видеоигры. Дескать, перенеси его на большой экран — и эффект будет не тем. Пришла пора подтвердить или опровергнуть эту теорию — на HBO Max состоялась премьера одноимённого сериала.
Ещё до премьеры создатели сериала предупреждали, что не будут в точности копировать сцены из игры. Оно и понятно — то, что передаётся через игровой процесс, воссоздавать с живыми актёрами нужно иными методами. Поэтому пролог — в каком-то смысле самая важная часть истории, объясняющая действия Джоэла во многих сценах, — построен иначе. В игре нам показывают Джоэла и его дочь Сару, которая дарит отцу часы, и уже через пять минут в городе вдруг начинается паника.
В сериале же к тому, что трагедия вот-вот произойдёт, готовят постепенно, в то же время ближе знакомя зрителя с Сарой. Семейный завтрак, поход в школу, посещение часовщика — в игре подобное затягивание вступления было бы ни к чему: там достаточно дать возможность поуправлять Сарой и сблизиться с персонажем таким образом. В сериале же такая подводка к трагедии здорово срабатывает. Параллельно по городу ездят полицейские машины, над головами горожан один за другим пролетают истребители, а полиция сообщает по телевизору о резком росте насилия и обвиняет в этом неизвестный наркотик — но ни Сара, ни Джоэл, ни их соседи не придают этому большого значения.
Всё это отлично дополняет историю, которую многие из нас знают наизусть, и делает сериал более интересным для новой аудитории. Для неё же в самом начале добавили фрагмент из вымышленного старого телешоу, в котором врачи-эпидемиологи обсуждают пандемию и тот факт, что не бактерии и не вирусы представляют наибольшую опасность, а безобидные на первый взгляд грибы. В том числе упоминается кордицепс, способный перехватывать контроль над разумом муравьёв.
Когда сумасшествие охватывает город, сериал начинает цитировать игру — сцена, в которой Джоэл вместе с Томми и Сарой едут подальше от своего дома, очень похожа на то, что мы видели ещё в эпоху PS3. Паникующая девочка задаёт неудобные вопросы, смотрит через стёкла то на взрослых, то на горящие здания и бегущих горожан. Очаровательная Нико Паркер (Nico Parker) отлично справляется с ролью Сары и делает достаточно для того, чтобы та самая сцена в конце пролога заставила глаза повлажнеть. Вроде бы сто раз уже видел этот момент в игре и знаешь, что он вот-вот наступит, но всё равно при просмотре сериала оказываешься к нему не готов.
В этом прелесть первого эпизода — сюжет захватывает и местами интригует даже тех, кто много раз проходил The Last of Us. Никогда не знаешь, что создатели сериала решат дополнить или изменить, и если обычно такие изменения не идут экранизациям на пользу, то здесь случай особый, поскольку над шоу работал автор оригинального сценария. Нил Дракманн (Neil Druckmann) не просто был консультантом, а писал сценарий вместе с Крэйгом Мэйзином (Craig Mazin).
В «пилоте» мы лучше узнаём характер Джоэла — наблюдаем за его жизнью контрабандиста и видим, как он переживает за брата. Педро Паскаль (Pedro Pascal) блестяще отыгрывает роль умудрённого опытом мужчины, который последние 20 лет пробыл в аду и вряд ли хотя бы раз за это время улыбнулся. Все отличительные черты персонажа на месте: выцветшая рубашка, разбитые наручные часы и голос, в котором иногда слышатся нотки Троя Бейкера (Troy Baker).
С остальными персонажами всё тоже отлично. Тесс — такой же тёртый калач, способный за себя постоять, и на её близкие отношения с Джоэлом здесь намекают чуть больше, чем в игре. Марлин — дерзкий, но чувственный лидер Цикад, и здорово, что её роль исполнила Мэрл Дэндридж (Merle Dandridge) — та же актриса, что озвучила её в игре. Ну и Томми, у которого экранного времени пока немного, производит хорошее первое впечатление, а его голос в сериале легко спутать с игровой версией.
Но больше всего опасений, конечно, вызывала Элли. Я и сам, признаюсь, не понимал этот выбор, объясняя его желанием авторов взять на роль юную актрису, которая у всех на слуху после «Игры престолов». Однако после нескольких первых сцен стало понятно, что Дракманн нашёл в Белле Рэмси (Bella Ramsey), — это самая настоящая Элли, прекрасно передающая характер персонажа. Она забавно шутит, моментально и резко реагирует на то, что ей не нравится, но готова и выслушать. Очень интересно, как персонаж будет развиваться в следующих сериях, — пока Элли было очень мало, но даже этого хватило, чтобы захотелось увидеть больше сцен с её участием.
Когда сомнения по поводу актрисы на роль Элли улетучиваются, к сериалу начинаешь относиться иначе. Становится очевидно, насколько это важный проект и для Дракманна, и для Мэйзина, и для HBO с Sony, как много сил в него вложили. Актёры (пока что) подобраны изумительно, декорации в полной мере передают атмосферу игры — на месте увешанные предупреждениями карантинные зоны, публичные казни нарушителей карантина и так далее. Ну и куда же без музыки Густаво Сантаолальи (Gustavo Santaolalla), которая включается редко, но метко?
Искать «пасхалки» можно бесконечно: Сара одета в ту же футболку, что и в игре, в гостиной в доме Джоэла стоит та же гитара… И это не выглядит пошло — просто создатели отлично знакомы с исходным материалом и умело вкрапляют такие детали то тут, то там. Да и дополненные сцены лучше адаптируют оригинальный сценарий к телевизионному формату и придутся по душе поклонникам. К примеру, если в игре мы знакомимся с Элли, только когда встречаемся с Марлин, то здесь задиристую девочку нам показывают чуть раньше и полунамёками объясняют, почему она особенная.
Чего здесь нет, так это экшена в привычном понимании. Переносить геймплейные моменты вроде драк, швыряния бутылок и переноса лестниц, конечно, не стали. Зато мы увидели первых заражённых, и в сериале они получились даже страшнее, чем в игре, — они очень быстро бегают, разносят всё на своём пути и не очень приятно выглядят. Щелкунов и топляков ещё не было — всё впереди. Но есть подозрение, что сражаться с ними так же часто, как в игре, главным героям не придётся.
Первая серия The Last of Us великолепна — это одинаково захватывающий сериал и для давних фанатов, наизусть знающих сюжет оригинала, и для новой аудитории, ради которой структура сюжета была слегка изменена. Пока рано говорить о том, что это лучшая экранизация видеоигры, но уже сейчас трудно не заметить, что это редкий случай, когда создателям было не плевать на исходный материал. Если дальше всё будет так же изумительно, то нас ждёт сериал, который захочется периодически пересматривать.