Сразу скажу: я познакомился с Potion Craft после выхода версии 1.0.1 — у нас не нашлось человека, который бы играл в раннюю версию и хотел написать обзор релизной. Однако, прочитав превью Катерины Краснопольской по раннему доступу, я обнаружил, что кардинально с тех пор ничего не изменилось.
Точнее, контента наверняка добавили немало… но недостаточно. Поэтому здесь я не буду много восторгаться необычной механикой зельеварения и заострю внимание на недостатках, ведь игра уже добралась до релиза, а значит, поблажек быть не должно. Надежда на светлое будущее тем не менее остаётся.
Вы — начинающий алхимик, который, странствуя по миру, находит на окраине безымянного города заброшенный старый дом. Внутри прежний владелец заботливо оставил алхимическое оборудование, поэтому наш предприимчивый протагонист решает превратить здание в лавку зелий.
На этом повествование заканчивается, и начинаются будни алхимика-торговца. Общая цель — пройти 10 глав, в каждой из которых нужно выполнить все задания (как правило, связанные с варкой зелий), чтобы перейти к следующей.
С каждой пройденной главой появляются новые посетители, виды заказов, основы зелий, торговцы и покупаемые предметы. И всё это — без сюжета.
Для ведения бизнеса придётся бегать по своему дому, переключаясь между пятью экранами. Где-то вы будете проводить почти всё время, а где-то — делать всего несколько кликов раз в 10–15 минут.
Разумеется, в основном вам предстоит варить зелья в лаборатории — размалывать ингредиенты в ступке, помешивать их ложкой в котле, подливать в него воду и раздувать огонь мехами. Это довольно залипательное занятие: пестик в лучших традициях АСМР постукивает о стенки каменной ступки, а компоненты поддаются измельчению в разной степени — травы и грибы быстро превращаются в кашицу, а кристаллы приятно похрустывают.
Реже вы будете наведываться к прилавку, чтобы обслужить клиентов, и нечасто — в подвал с алхимической машиной для создания реагентов (философский камень на месте) и солей, что помогают при варке зелий.
Меньше всего внимания уделено чердаку и саду. Первый — это просто визуализация кнопки «Лечь спать»; второй — что-то вроде «Весёлой фермы», где можно только собирать плоды. Создаётся впечатление, что эти локации должны быть функционально важнее, но авторы не успели раскрыть их потенциал.
Инструменты выполняют разные функции на алхимической карте, где нужно проложить маршрут к определённому эффекту, который получит будущее снадобье. Давайте для ясности опишу этот процесс поэтапно:
Поначалу возиться с оборудованием интересно, но через какое-то время елозить мышкой по столу или крутить стик геймпада надоедает. Не спасает даже книга рецептов, благодаря которой открытые зелья можно изготавливать нажатием одной кнопки, — сохранять позволено ограниченное число рецептов, а варить один и тот же эликсир часто приходится по-разному из-за нехватки некоторых ингредиентов, так что книга помогает далеко не всегда.
Неидеальна и торговля — второй по значимости элемент Potion Craft. Ежедневно в вашу лавку заходят посетители. Они не называют конкретное снадобье, но догадаться, что им нужно, труда не составляет. Надо расчистить проход в шахту? Поможет зелье взрыва. Урожай не поспевает в срок? Предложите зелье роста. Прострелили колено? Зелье лечения, очевидно.
Скоро просьбы начинают повторяться, да и посетители регулярно разными словами просят одинаковые эликсиры — как правило, самые простые. Работу за прилавком разбавляет мини-игра, где нужно вовремя нажимать кнопку, чтобы выгоднее продать товар, но и она приедается.
Кроме того, периодически к вам заглядывают торговцы. У них можно купить новые ингредиенты, дополнительные ячейки для рецептов, части алхимической машины и другие важные предметы, без которых пройти все 10 глав не выйдет.
Удержать у экрана пытается в том числе прокачка — опыт начисляется за создание зелий, выполнение заданий, сбор книжек на карте и прочие действия. Опять же, первые часы это работает, но чем дольше вы играете, тем больше требуется очков для прокачки, из-за чего приходится варить ещё больше одинаковых зелий, обслуживая ещё больше одинаковых клиентов.
Есть ещё пара параметров, которые можно улучшать:
Прогресс ощущается слабо: цифры растут, а геймплей толком не меняется. Нет чувства, что главный герой превращается из мелкого торгаша в почитаемого алхимика: вы обслуживаете тех же людей (и не только людей!), варите те же зелья и ждёте неизвестно чего — конкретной цели-то нет.
Я играл в Potion Craft на Xbox Series S. Управление с геймпада реализовано сносно, но игра заточена под клавиатуру и мышь и вообще передаёт привет из мира ПК-гейминга — тут даже зачем-то есть счётчик fps.
Клавиатуру и мышь подключить можно, только вот настроек управления, кроме раскладки геймпада здесь нет. Игра спокойно управляется и с помощью одной мыши, но горячие клавиши придётся искать самому.
Вдобавок не обошлось без багов. Ничего критичного, но иногда окна наслаиваются друг на друга и не срабатывают кнопки, а кастомизация бутылок с зельями и вовсе представляет собой мешанину из иконок.
Первые несколько часов Potion Craft увлекает — пока вы знакомитесь с азами и изучаете новые механики. К сожалению, довольно скоро игра начинает скатываться в рутину.
Разработчики уже готовят обновления с возможностью ухаживать за садом, с новыми талантами, усовершенствованиями оборудования, кастомизацией лавки и прочими вещами, которые в теории сведут на нет мои претензии. Но это будет потом, а пока творение niceplay games — зелье, которому стоило дольше потомиться в чане раннего доступа, чтобы раскрыться.
Плюсы: необычная механика, в которой интересно разбираться; тактильное взаимодействие с алхимическими инструментами; картинка в стиле средневековых манускриптов и медицинских книг.
Минусы: малое разнообразие многих элементов; гринд во второй половине игры; почти полное отсутствие сюжета; надоедающая музыка.