Где-то в этом месте могла находиться очередная шутка про козла, но, мне кажется, их запас исчерпался ещё в обзорах первой Goat Simulator. Поэтому давайте сразу к сути — одна из самых весёлых и идиотских игр в истории вернулась спустя восемь лет и снова подарила море положительных эмоций, которые теперь можно разделить на четверых. В Goat Simulator 3 появился мультиплеер — и это самое главное.
Вообще, изначально Goat Simulator — это мем, концентрированная шутка, которая в итоге пошла в народ. Хотя бы потому, что полноценный релиз игры состоялся 1 апреля 2014 года, а изначально это вообще был шуточный прототип для внутреннего пользования — с его помощью хотели обучать сотрудников Coffee Stain работе с движками.
Первоапрельская хохма удалась. Несмотря на диаметрально противоположные отзывы прессы, игра исправно собирала лайки, просмотры и восторженные отзывы игроков, которым позволили просто веселиться и дурачиться, бодать прохожих, крушить всё вокруг, прыгать козой на батуте и выполнять дурацкие задания в духе «Взорви взрывчатку взрывчаткой». К тому же это была забавная пародия на другие игры — начиная с того, что релизный ролик отсылал к трейлеру Dead Island.
Единственное, не хватало мультиплеера — в гордом одиночестве испытывать на NPC возможности физического движка рано или поздно надоедало. Исправили это в Goat Simulator 3, анонс которой прошёл с фирменным весельем — сразу триквел вместо сиквела (куда подевалась вторая часть?) и трейлер с пародией на Dead Island 2.
Да и сама игра стартует лихо — первая же сцена, где нашу героиню, козу Пилгор, везут в повозке, явно отсылает к «Скайриму». Будут и другие пародии — на Fortnite, Counter-Strike, «Форсаж», Fallout: New Vegas, Wolfenstein 3D (можно даже поиграть в её вариацию с козой в главной роли). А в целом концепция, предлагающая устраивать бесчинства в большом городе под названием Сан-Ангора, где можно угонять даже полицейские тачки, взята из GTA.
Город огромен. Он поделён на зоны и районы, пересечённые реками и соединённые длиннющими мостами, — есть сельские окраины, кладбище, заводы, пляж, развлекательные комплексы, туристические тропы с водопадами, центральная часть с офисами и магазинами. И над всем возвышается статуя «отца-основателя».
При этом нет никаких чётких указаний, что делать. Можете свободно бегать, бодать всех подряд или облизывать, блеять, разрушать то, что можно разрушить (то есть почти всё!), прыгать на батуте или взмывать высоко в небо на парах от вентилятора. В воздухе можно делать двойные, тройные — да хоть четверные! — сальто в любом направлении. Никто не запретит угнать любую тачку. Или даже сесть за руль комбайна и начать перемалывать всех на пути.
Ещё один весёлый способ быстрого перемещения — лихо скользить по кабелям и металлическим ограждениям. Но ещё быстрее — телепортироваться между «козлиными башнями». Найдя очередную, мы, как в Assassin’s Creed, синхронизируемся с ней и открываем новые «точки интереса» на карте.
«Точки интереса» — это многочисленные события. Они самые разные — от вполне привычных (найди и затолкай в гараж потерянные грузчиками чемоданы или поухаживай за растениями) до идиотских, когда, например, нужно сбивать с деревьев хиппи, которые обнимают стволы в порыве любви.
А ещё тут можно участвовать в конкурсе талантов; помочь в прямом смысле раскрутиться трём балеринам; украсить спасательными кругами, мячиками, скамейками или даже людьми огромную арт-инсталляцию; собрать из любых деталей невероятный драндулет; найти и активировать вышки 5G; помочь учёным собрать агрегат для завершения эксперимента по созданию людей-бананов; и даже поучаствовать в президентских дебатах в прямом эфире.
И это далеко, очень далеко не полный список. Где-то задания выполняются легко, где-то придётся пораскинуть козлиными мозгами или внимательно оглядеться в поисках инструкций.
За прохождение событий мы получаем «очки иллюминатов», которые позволяют получать ранги и прокачивать наш замок. Он становится больше, открываются новые комнаты — в одной из них, например, можно увидеть модель города в миниатюре.
Впрочем, и без событий в Сан-Ангоре на каждом шагу попадаются забавные ситуации. Можно, например, встретить дельтапланериста, который стоит на краю и явно готовится к полёту, — ну как тут избежать соблазна боднуть его и
отправить в преждевременный полёт?
Многие события отражаются и на мире. Так, после того как я раскрутил трёх балерин, появился смерч, который отныне всегда был виден у города. А после того как помог учёным с вышеупомянутым экспериментом, на улицах стали появляться люди-бананы.
Набор развлечений пополняют испытания — так называемые «инстинкты», которые ещё нужно открыть. Притворитесь мёртвым; лижите кого-нибудь в течение минуты, ударьте почтальона газетой, взорвите 10 человек одновременно, поместите строителей в бетономешалку, откусите кусок шапки дровосека, переоденьте
полицейского — даже их перечисление вызывает идиотскую улыбку.
За успешные действия мы получаем валюту, на которую тут же можно приобрести всё, что душе угодно. Навалом чисто косметических вещей — всевозможные виды рогов, шерсти, тапочки-зайчики или резиновые сапоги, наушники, маски, короны, помпоны, пижамы, платья и балетные пачки, спасательные круги, чайные столики и даже модель трейлера на спину.
За очень большие деньги позволят и вовсе сменить Пилгор на свинку, жирафа или даже на акулу Тони Шарка. Изменится не только внешность, но и особенности физики при перемещении и взаимодействии с миром.
Но есть и вещи, которые открывают новые возможности — например, позволяют летать на планере, совершать резкий, сносящий всех на пути рывок вперёд, запускать фейерверки, плеваться жвачкой, стрелять лазером, выращивать огромные бобы (!), рандомно менять одежду на людях и даже ходить на ходулях, которые можно опускать или поднимать почти в небо. Многие предметы можно не купить, а найти, изучая город.
Впрочем, для некоторых действий достаточно просто взаимодействовать с окружением — например, с горючесмазочными материалами, пропитавшись которыми Пилгор начинает метать файерболы.
Вообще, взаимодействие с физикой, когда всё вокруг летает, взрывается, ломается, горит и бьёт всех током, тут ожидаемо потрясающее. И всё это становится ещё безумнее, когда играешь с друзьями на разделённом экране или в онлайне. Можно вместе бегать по Сан-Ангоре, кататься на угнанных машинах и выполнять задания — квесты зачтутся, а вот прогресса в козлином замке добьётся только его хозяин, то есть хост.
Но самое весёлое — вместе участвовать в мини-играх. Есть вариации футбола, гольфа и пряток, гонки, «Царь горы», что-то в духе Splatoon. А в одной из игр нужно прыгать по машинам и прочим предметам, чтобы не угодить в потоки лавы.
Впрочем, даже с мультиплеером Goat Simulator 3 надолго не затянет. Игру можно поругать за то, что фактически она остаётся предельно бессмысленной ерундой, пусть чуть более собранной и лучше оформленной, чем оригинал. В других похожих проектах или юмор был смешнее (как в Untitled Goose Game), или просматривались более интересные идея и задача (как в Just Die Already, к которой, кстати, приложили руку и создатели Goat Simulator).
Если же говорить о таких вот симуляторах забавных физических упражнений (например, о Garry’s Mod), то они разнообразнее, стоят дешевле и предоставляют огромные возможности для моддинга. К тому же авторы слишком уж яро эксплуатируют идею с отсылками к другим играм, особенно к песочницам. Да, в этих отсылках они нередко проявляют фантазию, но сам по себе подход слишком прямолинейный — быстро приедается.
С другой стороны, вот в этой весёлой бессмысленности и зацикленности на отсылках и есть концептуальность Goat Simulator. Здесь нет едкой «посталовской» сатиры или тонкого постмодернизма The Stanley Parable, а есть приглашение просто весело провести время, с улыбкой вспомнив любимые игры.
Те, кто это понимают, расслабятся и просто получат удовольствие (а кооперативные забавы с друзьями помогут в этом). Те же, кто не принимают, недоумённо пожмут плечами и пройдут мимо — и никакой мультиплеер их не переубедит.
Лично мне Goat Simulator 3 понравилась. Она очень вовремя вышла. Именно такая игра нужна в конце этого тяжёлого года — хочется просто забыться и почувствовать себя козлом-хулиганом (ну или козой), ни о чём не думая ржать, бесчинствовать, развлекаться с друзьями, смеяться над людьми, которые стали слишком серьёзными. И попытаться выиграть президентскую гонку, чтобы первым же указом объявить: всем козлам — веселиться!
Плюсы: безбашенный, безумный и весёлый геймплей; множество возможностей для кастомизации; шикарный мультиплеер; качественная картинка; обалденный звук; хорошая оптимизация.
Минусы: хочется ещё больше всего, в том числе мини-игр и возможностей для мультиплеера; мало смысла и слишком много поверхностных отсылок, которые могут быстро приесться.