Релиз Mount & Blade II: Bannerlord прошёл тихо, если сравнивать с моментом появления проекта в раннем доступе Steam два с половиной года назад. Судите сами: тогда среднесуточный онлайн держался выше 100 тысяч человек почти месяц, потом обрёл стабильность, уменьшившись примерно в пять раз, а сейчас, на релизе, с трудом выбрался за пределы 50 тысяч — и неизвестно ещё, в какую сторону показатель изменится дальше.
Но почему? Окончательная версия оказалась хуже беты? Нет, разработчики из студии TaleWorlds обещания сдержали и постарались исправить все недостатки ранних сборок. Появилась достойная альтернатива, на фоне которой турецкий проект потерял свежесть и смотрится не столь выигрышно? Тоже мимо — Bannerlord по-прежнему остаётся уникальной игрой, и другая такая вряд ли в ближайшее время появится.
Так в чём же причины? Что ж, попробуем их найти, а заодно вынесем финальный вердикт.
Кальрадия огромна: от знойных пустынь до северных фьордов, от бескрайних степей до морей раскинулись её просторы. Континент, несмотря на размеры, плотно заселён, а жизнь на нём не останавливается ни на минуту. По дорогам ходят торговые караваны, в лесах скрываются банды разбойников, крестьянские обозы регулярно снабжают города и замки припасами, а цветущие поля нередко становятся местом кровопролитных сражений, в которых счёт убитым и раненым идёт на сотни и тысячи.
Кем стать в этом живущем по своим законам мире? Наёмником, который собирает отряд охотников за удачей и служит тому, кто заплатит больше? Быть может, получится дослужиться до дворянского звания и присягнуть на верность одному из могущественных правителей? Или самому замахнуться на трон, отвоевав право на корону и скипетр? Или вам больше по душе судьба торговца, который водит огромные караваны с драгоценным грузом через всю Кальрадию и чьему богатству завидуют даже короли? Что вам ближе: рыцарская слава, добытая в боях и на турнирах, или страх, который охватывает любого при одном лишь упоминании вашего имени — имени разбойника, который собирает дань с половины страны не постесняется напасть на небольшую армию?
Другую «песочницу» с подобной свободой выбора вряд ли удастся найти. Не хочется скатываться в конкретику, перечисляя сухие факты: сколько здесь веток прокачки персонажа, какие виды оружия могут использовать герои и почему собственный город лучше отстраивать так, а не иначе. Bannerlord хороша тем, что остаётся средневековой сказкой, несмотря на обилие взаимосвязанных механик.
С другой стороны, механики эти настолько глубоки (а во время раннего доступа ещё и не всегда работали как должно), что без гайдов и набитых на собственном опыте шишек мечтать о господстве над Кальрадией не приходится. Тем не менее играть можно и без излишнего упорства, по принципу «как получится». Обычно получается не менее увлекательное приключение, пусть и без достижения высоких целей.
И ещё: в этом мире нет ни капли магии — немаловажный фактор для тех, кто хочет погрузиться в средневековый сеттинг без набившего оскомину фэнтези.
Все жизненные пути персонажа — от бандита до короля — доступны любому. За это отвечает первый слой игрового процесса, который разворачивается на глобальной карте, в диалоговых сценах и интерфейсе управления персонажем и кланом. Наш герой путешествует по Кальрадии, набирает войска, торгует, управляет собственными владениями, беседует с другими персонажами, постепенно обзаводится друзьями и соратниками и даже может найти себе спутницу (или спутника) жизни.
Но что за Средние века без масштабных битв и рыцарских дуэлей? Любая схватка — от поединка один на один до огромной битвы с тысячами участников — не просто противостояние цифр, отражающих количество солдат и характеристики оружия, а впечатляющая сцена под стать лучшим фильмам о средневековых сражениях. А игрок — в самой гуще противостояния, почти такой же воин, как другие: можно собственноручно резать врагов или стрелять по ним из лука и арбалета. Иногда приходится командовать — не как в стратегиях, отстранённо и с видом сверху, а сидя в седле с мечом наперевес.
Погружение в атмосферу средневековой битвы — полнейшее. От моментов, когда конный отряд на полном скаку врубается в плотный пехотный строй или «лучники по команде дают залп стрел, дух захватывает.
Что самое интересное, что эти два режима, столь непохожих друг на друга, не вступают в противоречие. Один не кажется придатком другого, как это часто бывает у проектов, замахнувшихся на многожанровый геймплей. Сказывается опыт — TaleWorlds, несмотря на почти 20-летнюю историю, ничем другим, кроме Mount & Blade, не занималась. Создавай она Bannerlord с нуля — вряд ли смогла бы добиться такой тщательной проработки и учесть все мелочи. Это последовательная работа, развивающая и дополняющая идеи дебютной части серии.
Но авторам есть куда стремиться — например, в Кальрадии до сих пор никто не освоил кораблестроение. Морские и речные путешествия и сражения — первый кандидат на появление в DLC, а добавки, хочется верить, обязательно будут.
Отмечу отличную работу художников: политическое устройство Кальрадии вобрало в себя основные средневековые образы, а дизайн эти узнаваемые особенности подчёркивает. Взять те же королевства и их население: на юге континента — типичные арабы верхом на верблюдах и в тюрбанах, на востоке — кочевники, на севере — викинги… Получилось не переборщить: несмотря на явные анахронизмы, такая сборная солянка выглядит достоверно и способствует погружению в атмосферу Средних веков. Если вы не страдаете излишней тягой к «заклёпкам», конечно, — глухой рыцарский шлем для турнира всё-таки смотрится лишним на пешем лучнике.
С другой стороны, чисто технологически графика звёзд с неба не хватает. Да, она адекватно отображает весь спектр средневековой действительности, но устарела ещё в раннем доступе. Вряд ли стоит упрекать в этом разработчиков: в первую очередь это неизбежный компромисс между красотой и производительностью — не забывайте о многотысячных сражениях.
Рассказывая о Mount & Blade II, мне сложно сохранить непредвзятость. Я слишком хорошо её знаю: провёл в Кальрадии немало часов, а первое моё знакомство с серией состоялось более 15 лет назад. Стоит понимать, что это проект не из тех, которые можно пройти один раз и забыть. Нет, в Кальрадию возвращаешься время от времени, пробуешь новые билды персонажа, экспериментируешь с составом армии и способами достижения целей. Благо богатство возможностей таким опытам только способствует.
Уникальность игры уже не так впечатляет, к тому же серия развивается линейно, без резких всплесков — из серьёзных изменений за всю её историю я могу вспомнить разве что добавление мультиплеера в Mount & Blade: Warband. Да и сама Bannerlord, если подумать, не более чем доведённая до ума версия той же Warband: не ремастер, конечно, но основные нововведения касаются технической составляющей и удобства.
Более того, та же история в миниатюре повторяется на пути Bannerlord от выхода в ранний доступ до релиза. Что включали в себя патчи за два с половиной года: исправление ошибок, правки баланса, новые локации, предметы и персонажей плюс фичи, знакомых по прошлым частям серии и модификациям к ним. На серьёзные нововведения тянут разве что система наследников и улучшения сражений (можно расставлять войска перед битвой), да и то с оговорками — это уже было в модах.
Про них, кстати, стоит сказать отдельно. Ранний анонс Bannerlord (произошёл он в 2012 году) сыграл с модами злую шутку. Делать модификации для Warband уже никто не хотел: зачем, если вот-вот (так казалось тогда) выйдет новая часть? Там и инструменты лучше, да и перспектив у любительских проектов будет больше — в то время Warband технически устарела. Однако время шло, а разработчики не торопились с релизом продолжения — случился он лишь спустя десять лет после анонса. Полноценная поддержка модификаций с использованием Steam Workshop и вовсе появилась совсем недавно.
Понятно, что подобная ситуация далеко не лучшим образом сказалась на количестве и качестве модов. Сколько из перспективных проектов не увидели свет — остаётся только гадать. Я не зря уделяю этому столько внимания: моды для Mount & Blade всегда впечатляли — из них выросло несколько полноценных игр, а львиную долю особенностей Bannerlord разработчики подсмотрели именно у моддеров.
Из уже вышедших модификаций стоит упомянуть две — CRPG и Bannerlord Online. Первая посвящена сетевым сражениям, в которых игрок зарабатывает золото и опыт, необходимые для покупки снаряжения и прокачки умений. Вторая ещё интереснее: она переносит все аспекты одиночной кампании на в мультиплеер, сохраняя особенности оригинала, от путешествий на глобальной карте до масштабных битв, — почти настоящая MMORPG. А сетевой режим в «обычной» Bannerlord давно заброшен — это тоже повлияло на относительно низкую для такой примечательной игры популярность.
Основная причина прохладного приёма Mount & Blade II: Bannerlord (если сравнивать с моментом выхода бета-версии) вовсе не в этом. Она банальна: к игре привыкли. Мы воспринимаем как само собой разумеющееся всё богатство возможностей, которое даёт нам этот не имеющий аналогов проект, тем более что он с нами более 15 лет, если считать от выхода первой части.
По-настоящему оценить всю уникальность творения TaleWorlds смогут лишь те, кто с серией знакомится впервые. Пусть здесь не настолько масштабные сражения, как в Total War, графика и динамика схваток на мечах хуже, чем в Mordhau и Chivalry II, а ролевой отыгрыш вряд ли сравним с таковым в Crusader Kings III, но Mount & Blade — единственная игра, которая смогла объединить в себе все особенности приключения в средневековом сеттинге. Перед нами настоящий шедевр — быть может, без громкого имени и не столь заметный на фоне других хитов, но свой «изюм» он получает заслуженно.
Плюсы: масштабные битвы; живущий независимо от игрока мир; множество вариантов отыгрыша для средневекового искателя приключений.
Минусы: для новичка, который не знает всех тонкостей и возможностей, прохождение может показаться однообразным.