«Признаться, в такое позорище стыдно играть и даром. А платить за него — нет, спасибо, настолько бессмысленной траты денег не пожелаешь даже злейшему врагу».
Пару лет назад я и многие другие критики вынесли вердикт ремейку культового шутера XIII, и он был неутешительным. Плохой геймплей, уродливая картинка, десятки багов разной степени комичности — казалось, после такого фиаско его авторы сделают что угодно, лишь бы о позорном релизе никто не вспоминал. Но не тут-то было: 13 сентября, подобно оркам из Shadow of Mordor, «Мусор» восстал из мёртвых. И вот кто бы мог подумать — смерть пришлась ему очень даже к лицу.
Когда в 2019-м Microids дала ремейку зелёный свет, едва ли компания полагала, какой головной болью для неё станет перевыпуск комикс-боевика. На вид-то работёнка была непыльная: просто взять любимый в народе оригинал, подтянуть графику, исправить пару странных дизайнерских решений, добавить контента по вкусу — и вуаля, шедевр готов. План и правда был безукоризненный, вот только не учёл издатель самого важного: потенциальные хиты надо поручать людям талантливым. Или хотя бы опытным.
Увы, воскрешение Тринадцатого гн доверили не первым, не вторым, а Playmagic — команде, которой невдомёк, что пункт «Продолжить» в главном меню по умолчанию должен стоять выше «Новой игры». Итог оказался предсказуем: вместо триумфального возвращения классики 10 ноября 2020 года фанатов ждало чудовищное разочарование.
Многие приняли бы такой удар по репутации молча. Как-никак без осечек в бизнесе не обойтись, да и Microids не впервой садиться в лужу (Syberia 3, кхе-кхе). Однако французский издатель принёс публичные извинения и пообещал довести шутер до ума.
Устав от некомпетентности Playmagic (та месяцами строгала почти бесполезные патчи), правообладатель сначала нанял другого подрядчика — малоизвестную студию Tower Five, а потом анонсировал большое бесплатное обновление, призванное сделать из игры если не конфетку, то хотя бы что-то съедобное. И программу-минимум новая команда выполнила с блеском. Вот только стал ли шутер сильно лучше — вопрос открытый.
Вынести чёткий вердикт сложно по простой причине: технически это абсолютно тот же боевик, что и два года назад. Что бы там ни говорили охочие до громких утверждений журналисты, это вовсе не «ремейк ремейка»: уровни, гейм-дизайн, количество и расположение врагов, даже пережатые кат-сцены — всё идентично тому, что выдавила из себя Playmagic в позапрошлом ноябре. Шести гигабайт (именно столько весит чудо-патч) и нескольких месяцев производства недостаточно для того, чтобы перекроить даже среднебюджетный релиз.
Чем же занимались авторы Lornsword Winter Chronicle всё это время? Если вкратце — «косметикой». Не в силах собрать XIII с нуля, они попытались привести экшен хотя бы в товарный вид, сделать его как можно ближе к идеализированной версии, о которой поклонники грезили с нулевых. Что подверглось изменениям? Загибаем пальцы.
Первое, что бросается в глаза, — стилистика: Tower Five решила избавиться от излишне реалистичных эффектов (в частности, от правдоподобных теней и освещения) и выпятить комиксные истоки боевика. Идея отличная, да и исполнение на уровне:
Вполне тянет на безоговорочный апгрейд, если не считать одного — декораций.
Дизайнеры и программисты поступили очень просто: пропустили изображение через фильтр, добавили предметам обводку пожирнее, местами даже переработали цветовую гамму, чтобы приблизить графику к сочному, очень характерному рисунку Уильяма Вэнса (William Vance). Кое-где — как на скриншотах выше — результат смотрится почти идеально. Однако ряд локаций, например Брайтон-бич, выглядят чудовищно: на больших открытых пространствах заметны артефакты, которые не так страшны на Switch, но совершенно не к месту на ПК. Что ж, герои теперь не контрастируют с окружением — и на том спасибо.
Хотя новая студия при всём желании не могла исправить все проблемы со звуком — для этого потребовалось бы заплатить Дэвиду Духовны (David Duchovny) лишние миллионы и вытащить Адама Уэста (Adam West) из могилы, — она всё равно внесла пару достойных правок. В частности, свезло любителям громко жахающих пушек: теперь автоматы и пистолеты звучат куда басовитее, чем раньше. Особенно это украсило дробовик: да, каждый пятый выстрел вместо дробин во врагов по-прежнему летит сладкая вата, зато бабахает ружьё как подобает.
Гораздо реже XIII теперь «теряет голос» — в 2020 году музыка то и дело замолкала, а то и вовсе не включалась, когда того требовали скрипты. Занятный факт: на консолях Playmagic это так и не исправила (кое-что даже сломала).
Багов стало гораздо меньше. Ремейк порой немного заклинивает (загрузка контрольной точки после смерти почему-то не всегда обнуляет прогресс), но от серьёзных проблем, вроде непрогрузившихся комнат, проваливающегося сквозь землю в начале уровня Тринадцатого или застревающего в окружении вертолёта, шутер успешно вылечили. Некоторые правки откровенно бюджетные — например, напарнику просто не дают бежать в зону, где раньше приключался один особо комичный глюк. Но лучше так, чем никак.
К сожалению, вместе с улучшениями возникли новые мелкие огрехи. В частности, противников стало гораздо сложнее брать в заложники: команда на экране возникает слишком поздно, фактически когда главный герой дышит жертве в затылок. Проблема забавная, но не очень серьёзная — от живого щита, кроме двух сюжетных моментов, пользы никакой.
Хотя новая студия не смогла перелопатить игру, дизайнеры добавили от себя пару полезных геймплейных штрихов. Во-первых — показатель скрытности в духе Hitman и Metal Gear Solid V. Что в 2003-м, что в 2020-м красться приходилось «на ощупь», теперь же на экране есть индикатор видимости персонажа. Он смотрится настолько элегантно и к месту, что может даже показаться, будто был здесь изначально.
Второе изменение касается ИИ противников. Да, злодеи по-прежнему ведут себя не шибко умнее нацистов из Wolfenstein 3D, зато теперь они гораздо активнее передвигаются в бою, охотно кувыркаются от попаданий и очень красиво «рэгдоллят» после гибели (раньше они вяло складывались гармошкой с частотой 5 fps). Плюс программисты убрали из их репертуара анимацию получения урона, чтобы слегка увеличить динамику перестрелок. Сложно поверить, но подобные мелочи значительно меняют восприятие экшен-сцен в лучшую сторону — теперь от них можно даже получить какое-никакое удовольствие!
Третья особенность свежей XIII — баланс оружия и сложности: арбалет теперь убивает с одного попадания в любую часть тела (что заметно упрощает стелс-сегменты), а Тринадцатый утратил возможность регенерировать себе HP. Последнее, впрочем, не сделало приключение сильно сложнее: допотопный оригинал всё ещё гораздо злее.
Увы, из важного и действительно заметного на этом всё — другие отличия мелкие, и место им на странице в Steam, а не здесь. Ни Playmagic, ни Tower Five не запрограммировали в ремейк систему быстрых сохранений: проходить уровни по-прежнему надо залпом, контрольные точки игра всё ещё не запоминает. Так и не добавили нормальный экран Game Over — в оригинале непутёвый шпион хотя бы падал на землю после смерти, а тут и такой роскоши нет. Остаётся только гадать, что же за чудесный исходный код наваяли разработчики с Мальты и насколько мизерным был бюджет патча/порта на Switch.
Резюмируя — нет, гадкий утёнок так и не превратился в прекрасного лебедя. Глядя на все эти правки, поначалу сложно не почувствовать долю разочарования: изменилось не так много, как хотелось бы. Понятно, что на самом деле обновление приурочено к релизу Switch-порта и глобальных перемен никто и не планировал. Но серьёзно, это всё? Этим Microids пыталась привлечь уже обжёгшихся однажды фанатов?
Однако чем больше размышляешь на тему, тем сложнее вынести оценку. С одной стороны, назвать игру хорошей по-прежнему язык не поворачивается: даже после генеральной уборки душок слабого гейм-дизайна нулевых вкупе с технической компетентностью двадцатых так никуда и не делся. Это всё ещё в лучшем случае посредственный шутер с корявым стелсом, разве что теперь его можно пройти без отвращения.
Но вместе с тем с первых же минут заметно, что Tower Five искренне пыталась спасти провальный проект. Она внесла правки где надо, сделала экшен терпимым и почти приятным, даже картинку приблизила к первоисточнику — да, дешёвым методом, но та же Playmagic вообще не стремилась сохранить комиксный дух за пределами пары эффектов и cel-shading на моделях. Жаль, что проект не поручили инди-команде с самого начала, — быть может, сейчас мы бы ждали сиквела, а не препарировали запоздалый патч.
Увы, спасти один из главных провалов последних лет издателю не удалось. Для исправления некоторых ошибок нужна машина времени, а не 5 гигабайт новых файлов. Тем не менее бесплатный апгрейд получился сносным — настолько сносным, что игру даже тянет повысить в звании.
Ремейк XIII больше не «Мусор» — теперь он крепкий «Проходняк». Неси это звание гордо, Тринадцатый, ведь лучшей похвалы тебе, к сожалению, не светит.
Ради материала я купил дисковое издание на PlayStation 4, чтобы сверить детали, и даже с мелкими улучшениями обновлённая версия по сравнению с оригинальной просто небо и земля. На консоли, правда, игра совсем плохо играется, невыносимые тормоза вкупе с НОВЫМИ багами (я точно помню, что даже в 2020-м механика с топотом врагов работала, но в 1.07 на PS4 она не работает почему-то) — просто жесть.
Прозвучит странно, но по-моему теперь XIII всё же можно в разряд guilty pleasure записать. Оригинал всё ещё целостнее по стилизации, но там геймплей местами как скисшее молоко, особенно стелс-сегменты без чекпоинтов.