Как правильно играть в The Elder Scrolls IV: Oblivion в 2022-м

Джуби 2022-09-25 19:23:33 60

Когда в нашем доме появился компьютер, The Elder Scrolls IV: Oblivion стала сначала одной из моих первых игр, а затем и самой любимой. Это не изменилось даже спустя 15 лет: я до сих пор наизусть помню вступительную сцену, каждый квест и его решения, имена и расписание блуждающих по городам «неписей». Не счесть, сколько раз я почти насильно вручала диск с игрой своим друзьям и с пеной у рта доказывала, что это лучшая часть «свитков» — c харизматичными персонажами и лучшими в серии квестами.

С каждым годом рекомендовать эту игру всё сложнее. Игровая индустрия не стоит на месте, в то время как «Обливион» неизбежно устаревает и его недостатки всё сильнее бросаются в глаза: автолевелинг, создающий странные ситуации Radiant AI, искусственная генерация ландшафта, пригодные только для гринда подземелья и безжизненный, пустой мир.

Вернувшись в Oblivion сейчас, я поняла, что терпеть эти недостатки ради того, чтобы поиграть в хорошую игру, больше не нужно: вооружившись парочкой гайдов, графических, сюжетных и ребалансных модификаций, можно вернуть игре былую красоту, вновь насладиться своим путешествием по Сиродилу и по пути даже найти парочку новых приключений.

Эгоцентризм одного заключённого

Баланс, вернее его отсутствие, вызывал вопросы ещё на релизе. Если вам встречались форты, наполненные крысами и крабами, одинокие сундуки в конце пещер с уровневыми «Штанами маленькой крысы» и дорожные бандиты в стеклянной или эбонитовой броне, готовые умереть за сто монет, то вы понимаете, о чём речь. Мир в Oblivion постоянно подстраивается под уровень игрока, удерживая его в безопасной песочнице, но подобные ограничители только мешают погрузиться в процесс, особенно когда герой попадает во враждебное и опасное царство Обливиона.

И даже с такими поблажками очень просто в своём развитии свернуть не туда — пока герой параллельно прокачивает акробатику, использует базовые исцеляющие заклинания и торгуется за стрелы, противники будут улучшать только боевые характеристики. Это сильно ударяет по отыгрышу, ведь игра насильно толкает изучать оружейные искусства, а не алхимию, мистицизм или торговлю. В далёком 2006 году все проблемы баланса решались топорно: игрокам приходилось штудировать гайды по «правильной» прокачке, заниматься «манчкинством», постоянно менять сложность в настройках или повышать уровень персонажа только при необходимости.

К счастью, сейчас этим заниматься не нужно, ведь всю работу за нас уже сделали фанаты и их модификации по ребалансу. Наиболее популярная из них — Oscuro’s Oblivion Overhaul, разработку которой в своё время перехватывали различные мододелы. Мир теперь не вращается вокруг игрока, а существует обособленно, что генерирует множество интересных ситуаций: теперь герой первого уровня сможет найти в форте ковен вампиров, разобравшись с которыми получит редкий и уникальный лут.

На дороге будет поджидать минотавр, победить которого помогут только бравые имперские патрули, а маленькие крысы начнут здраво оценивать свои силы и дважды подумают, прежде чем перейти дорогу человеку. Даэдра в Обливионе теперь представляют реальную угрозу, из-за чего каждый поход в гости к Мерунесу Дагону будет сложным, но стоящим приключением не на жизнь, а на смерть.

Плагин не только переделывает баланс, но и добавляет множество маленьких механик, фракций, оружия, предметов и существ: на сундуках теперь присутствуют ловушки, по миру разбросаны айлейдские монетки, а в случайной пещере можно найти воюющие племена гоблинов или амазонок. Наличие дополнительного контента — это одновременно и преимущество для тех, кто хотел разнообразия, и главный недостаток Oscuro’s Oblivion Overhaul для игроков, которые пытались изменить баланс не затрагивая лор и атмосферу оригинальной игры. Это привело к созданию схожей модификации «Другой Обливион», которая сосредоточена исключительно на ребалансе.

О дивный пустой мир

Ещё я стараюсь постоянно подбрасывать игроку вопросы. Зачем зомби ходит там? Почему он там оказался? И у вас получается эдакое чтение между строк. Ваше воображение дорисовывает картину, и ситуация обретает смысл.

Тодд Бродуотер (Todd Broadwater), дизайнер подземелий

Оказавшись в игре с открытым миром, мы ожидаем, что он будет кипеть жизнью. Всё-таки приятно представлять, что герой находится не в пустой коробке с кучей скриптов, а в наполненной событиями вселенной, где параллельно приключениям протагониста решаются судьбы сотен людей, а в каждой локации находится своя мини-история.

Амбициозный Radiant AI, которым хвасталась Bethesda, со своей задачей справляется — NPC динамически реагируют на события в игре и следуют своему расписанию, успешно симулируют жизнь и взаимодействуют с героем. К примеру, скрывающийся преступник действительно прячется, бедный каджит приходит в таверну поужинать, но, так как еду купить не на что, попросту сворует её, за что получит штраф и привлечёт внимание стражи. У всех персонажей также есть моральный компас — если добропорядочный гражданин заметит преступление, то обязательно уведомит о нём, а убийца из Тёмного Братства только посмеётся, когда на его глазах протагонист безжалостно убьёт невиновного.

Такая жизнь кипит только в пределах городов — остальная часть Сиродила неизменно пуста. Это уже не Daggerfall с тысячами одинаковых деревень и пещер, но ещё не Skyrim, где в каждой локации герой становится свидетелем чужой трагедии. В Oblivion такие истории можно пересчитать по пальцам.

Модификаций, наполняющих мини-историями каждую пещеру или форт, не существует, но выход есть: посещать разбросанные по миру подземелья только в том случае, если героя попросят смотаться в глушь по делу. Благо интересных квестов, которые берут начало в крупных городах, очень много. Но если вы хотите быстро разбогатеть, собирая по подземельям всякий хлам, то без терпения и хорошего воображения, которое поможет додумать происходящее в пещерах, не обойтись.

Если телепорты в крупные города открыты изначально, то до квестовых локаций посреди леса ещё нужно добраться. Разнообразить это приключение помогут моды, добавляющие новую флору и фауну, звуки, путников на дорогах, птиц и даже котиков. С последними следует быть осторожнее — хвостатые хоть и выглядят красиво, но следят за порядком ещё похлеще кур из Skyrim.

Заговорив о разнообразии природы, не могу не остановиться на ней подробнее. Сиродил поражал своей красотой в 2006-м, и всего несколько мелких модификаций хватит для того, чтобы вновь любоваться здешними пейзажами.

Наслаждаться обновлённым Сиродилом помогут улучшенные текстуры, природные эффекты, красивое свечение окон и ENB, с помощью которого можно добиться открыточной красоты. Ночи станут действительно тёмными — появится смысл в использовании факелов и заклинаний.

Остальные модификации стоит использовать по настроению: один сезонный мод укрывает страну снегом, другой погружает сердце Тамриэля в буйную весну или рыжую осень с красиво опадающими листьями. Автор одного из модов решил последовать лору из внутриигровой книги и перенести империю в субтропики.

Увлёкшись живописными видами, можно забыть посмотреть в зеркало и на лица тех, с кем придётся взаимодействовать большую часть игры. Квадратные босмеры, сплющенные альтмеры и опухшие норды стали притчей во языцех даже среди тех, кто знаком с Oblivion лишь опосредованно, поэтому модификации, улучшающие внешность персонажей, едва ли не самые необходимые.

М’Айк считает, что его люди красивы. Аргониане тоже красивы. Они выглядят лучше, чем когда-либо прежде.

Самая популярная — Oblivion Character Overhaul, сложная и очень спорная среди фанатов модификация, изменяющая меров под стандарты Morrowind и полностью перерабатывающая лица аргониан и каджитов. Спорной она стала из-за идущих в комплекте бровей, причёсок и настроек возраста, где почему-то затесались усы, татуировки и макияж, но выбирать не приходится — на данный момент это едва ли не единственный достойный вариант, который хорошо сочетается со многими ENB и не портит оригинальную атмосферу. А если вместе с OCO в игру добавить рекомендуемые автором реплейсеры тел и убрать шейный шов, можно забыть о спасении империи и надолго засесть в фоторежиме.

Дорога приключений

Итак, Сиродил спасён, гильдии возглавлены, рулеты съедены — что дальше? Задавшись тем же вопросом, фанаты решили продлить своё путешествие и занялись созданием сюжетных модификаций, которые расширяют и дополняют лор: позволяют возродить пострадавший от войны Кватч, посетить другие провинции и поучаствовать в новых приключениях с полюбившимися героями.

Цепочка квестов Тёмного Братства не зря считается лучшей за всю историю «свитков». В ней есть и интересные заказы, и запоминающиеся персонажи, и драматические повороты сюжета. Расставаться с Братством по завершении заданий больно, но ещё больнее возвращаться в пустое убежище, которое стало для главного героя домом. Вторую жизнь Тёмному Братству даёт The Return Of The Dark Brotherhood — сюжетная модификация добавляет несколько новых квестов с отсылками к прошлым контрактам, изменяет убежище и позволяет нанять себе компаньона.

Тёплые воспоминания навевает плагин, за развитием которого я много лет наблюдала со стороны, — он вырос из идей текстовой ролевой игры по мотивам Oblivion, когда десятки увлечённых фанатов создавали новую историю, отыгрывали собственных персонажей, общались, придумывали квесты и методы их решения. События разворачиваются после победы над Дагоном и через четыре года после завершения сюжетной линии Тёмного Братства. Слышащий понимает, что визиты к статуе Матери Ночи не приносят результата, и решает отправиться в горы Джерол, где всё это время строился Город Ночи.

После многих лет гонений последователи Ситиса наконец смогли обрести дом — огромную сеть подземных сооружений, где есть магазины, таверны, жилые кварталы и даже сад. Объединившись с семьёй, герой противостоит Ордену Тайных, куда входят сильнейшие мира и который заинтересован в поиске Матери Ночи и истреблении Братства.

Тодд Говард (Todd Howard) с новыми «свитками» не торопится, поэтому фанаты снова сделали всё за него — ещё одна крупная модификация позволяет посетить большую провинцию по-соседству с Сиродилом — Эльсвейр. Это отличная возможность познакомиться с культурой каджитов с севера конфедерации, Анеквины: мод добавляет несколько регионов, городов и деревень, выдержанных в уникальном архитектурном стиле, животных, предметов быта и, конечно же, цепочку квестов.

Следующая модификация понравится игрокам, которые остались недовольны финальным презентом от Серого Лиса. Новоиспечённому главе Гильдии воров необходимо больше, чем сарай в бедняцком районе и волшебная шапка, — Thieves Guild HQ исправляет вселенскую несправедливость, добавляя в игру полноценную штаб-квартиру и, конечно же, несколько квестов, «заточенных» под скрытное проникновение и кражу безделушек.

Ещё одна жертва вселенской несправедливости — многострадальный Кватч, с нападения на который и начался Кризис Обливиона. Мало того что даэдра разрушили город до основания, так игроку ещё и не позволили привести его в порядок его с помощью пары увесистых мешочков с золотом. Теперь это можно сделать с модификацией «Восстановление Кватча».

После битвы за город капитан имперской стражи Савлиан Матиус предложит герою помочь с постройкой нового города. Скромные поручения по поиску каменщиков постепенно перерастают в исследование айлейдских руин под Кватчем, получение графского титула и сражение на восстановленной арене, которая украшала Кватч до вторжения Мерунеса.

Перечислять сюжетные модификации для Oblivion можно долго, ведь, несмотря на прошедшие годы, большую базу поклонников игра не растеряла, и вряд ли это изменится в будущем. На просторах Интернета можно найти как не особо «лорные» моды с анимешными девочками, так и глобальные и атмосферные аддоны с новыми провинциями, например с Хаммерфеллом или Валенвудом.

Вернувшись в обновлённую Oblivion, я с радостью провела там несколько долгих вечеров, заново пробежалась по местам былой славы и освежила в своей памяти одно из лучших приключений. Приятно было узнать, что ностальгию испытываю не только я: поклонники игры до сих пор занимаются поддержкой своей любимой части «свитков», снабжают её модификациями и продолжают навещать Сиродил даже спустя столько лет. А как в Oblivion играете вы?

Другие новости

Комментарии

… Лучше пройти что-то новое, сейчас столько классных рпг есть…
Похожая ситуация. Причём меня привлекает атмосфера всех трёх игр, но геймплей и сюжет кажутся пресными, а сам мир — полным филлеров, и я просто не выдерживаю. Лучший способ потребления этой серии для себя я нашёл в чтении лора на викифэндом под осты Соула)
Первый мой лицензионный диск «Обливиона» был после установки бережно извлечён из dvd-привода, и с размаху отправлен в стену — настолько мне не понравилось то, что вышло ПОСЛЕ «Морровинда». Дело в том, что пока весь мир с открытой варежкой ходил по тамошнему лесу и пел хвалебные оды игре, я со своей win2000 был обделён графикой и упёрся носом в кастрированный геймплей с убогим интерфейсом, ужасным дизайном городов, примитивным дизайном квестов. Вообще, города и поселения с квестами стали слабейшим местом игры. Помню те строчки обзоров: «разработчики выстроили целую деревню ради одного квеста!», и пофиг, что кроме этого одного квеста в этой деревне больше совершенно нечего делать, а игрок не вернётся туда никогда даже случайно...Второй мой лицензионный диск был подарен другу. И лишь третья копия была таки пройдена. А длс с Дрожащими островами был заброшен на половине, ибо сил моих больше не было...Я считаю ТЭС4 — слабейшей игрой в серии. Потому что мультиплатформа убила в ней всё, что было в «Морровинде».
Сколько раз ни пытался, все равно не могу играть в Облу. Первые несколько раз в детстве заканчивались тем, что у меня переполнялись карманы в первых же руинах после выхода из тюрьмы. Интернета тогда еще не было, соотвественно откуда ребенок должен был узнать, что что-бы выкласть что-то из инвентаря нужно зажать аж целую комбинацию клавиш. Потом, после прохождения Скайрима и Морровинда я снова несколько раз пытался и каждый раз меня отпугивало то, что весь мир сразу для тебя открыт и можно переместиться куда угодно. Последний раз был недавно, я всё же смог себя перебороть и даже смог закрыть врата в Обливион в Кватче, но дальше меня задушило то, что эта игра катастрофически поломана. Кражи непонятно работают, если вообще работают, я так и не понял. От штрафов избавиться невозможно, при чем о твоих провинностях знает буквально весь Сиродил, поэтому куда бы ты ни шел, стража всегда будет ганяться за тобой. Кроме того интерфейс в Обле дико неудобный, мини-игра с убеждением очень топорная, а взлом замков это просто ужас. Для меня игра в Обливион это бесконечное страдание и это печально. Я много слышал об месных отличных квестах, особенно тех, что касаются Темного Братства, но я не могу их опробовать, потому что сама игра меня смертельно душит
Я после того как на скайрим поставил True Directional Movement, то вообще не могу воспринимать эту дубовейшую боëвку в «свитках».
Все комментарии