Одна большая проблема Marvel’s Spider-Man, о которой никто не говорит

Геннадий Воробьев 2022-08-16 10:00:01 110

Я обожаю игры про Человека-паука. Не скажу, что играл во все, но испытываю нежные чувства ко многому, что появлялось примерно во второй половине нулевых (даже к невзрачной Spider-Man 3). Паучок — идеальный герой для приключенческого экшена в открытом мире: у него есть и личное обаяние, и уникальная механика перемещения, и простор для интересной «боёвки», и известная вселенная с кучей персонажей, и просто-напросто народная любовь.

Игры про Паучка выходили с незапамятных времён и где-то со Spider-Man 2 начали быстро эволюционировать и обрастать классными идеями. Вот первые опыты с открытым миром и свободными полётами на паутине. Вот игра с сюжетными развилками. Вот эксперимент с внешним видом. А вот даже своя версия «Любви, смерти и роботов».

Поэтому, когда права на игрового персонажа перешли от Activision, Treyarch и Beenox к Sony и Insomniac, я с нетерпением ждал результата. Ну такие-то видные ребята с такими-то деньжищами наверняка придумают ещё что-то крутое и уникальное, чего с Человеком-пауком раньше никогда не происходило!..

Каково же было моё удивление, когда Insomniac придумала… ничего. И все ей это словно простили. Чтобы понять недоумение, нужно взглянуть на «Пауков», которые выходили в эпоху перед Marvel’s Spider-Man. Не всех, но самых заметных.

2004 год. Spider-Man 2: The Game на консолях

В детстве я играл в Spider-Man 2 на ПК и относился к ней снисходительно: так себе развлечение, но хоть с любимым героем. Спустя несколько лет, когда Интернет крепко вошёл в мою жизнь, я с недоумением встретил высказывания, мол, Spider-Man 2 — одна из лучших игр по фильмам. Вы там что, обспайдерменились совсем и головой поехали?

Как же я изумился, когда узнал, что речь о Spider-Man 2 от Treyarch, которая вышла на консолях, — это абсолютно другая игра. Для Паучка она и впрямь оказалась прорывной:

  • Первый экшен про супергероя в открытом мире!
  • Первые зачатки геймплея, который окажется золотым стандартом для «Спайдерменов» на годы вперёд!
  • Паутина впервые цепляется за здания, а не за воздух!
  • Возвращение Брюса Кэмпбелла (Bruce Campbell) на роль ехидного рассказчика в обучении, в конце концов!

Конечно, в наши дни Spider-Man 2 уже не производит такого впечатления, особенно из-за механики полётов на паутине: по сравнению с более новыми играми, она неуклюжая, а пируэты в воздухе анимированы не так изящно. Но с точки зрения игровой археологии всё равно восхищает: видно, что Spider-Man 2 заложила крайне крепкий фундамент, который держится и по сей день.

В Spider-Man 2 также можно выпускать две паутины сразу и висеть на них, словно распятый мученик. Штука бесполезная и лишь нарушает чувство потока, но первопроходцам такие ошибки простительны!

2005 год. Ultimate Spider-Man

А вот здесь в Treyarch проснулось визуальное экспериментаторство: Ultimate Spider-Man создавали с закосом под одноимённый комикс. Это не только сел-шейдинг, но и врезки на экране, и надписи-звуки, и недурно поставленные кат-сцены в стиле оживших страниц, и гипертрофированные персонажи в духе первоисточника.

Геймплей разбавили другим персонажем — Веномом. Он сильно отличается от Человека-паука: бьёт так, словно хочет вызвать землетрясение, прыгает, словно гравитация стала раз в пять слабее, и жрёт людей, но с «детским» рейтингом. Контраст между героями получается отличный, хотя «детский» рейтинг впечатления смазывает: вот вроде видишь, как Веном несчастному прохожему хребет сломал, а смачной жестокости не хватает, всё немножко игрушечное.

Тем не менее Ultimate Spider-Man остаётся уникальной снежинкой, которая выделяется на фоне других «Пауков» и сейчас, — спасибо запоминающемуся комиксному стилю. Сюда бы полёты на паутине более современные и динамичные, и стало бы совсем хорошо.

2007 год. Spider-Man 3

На самом деле, сказать о Spider-Man 3 в рамках этой небольшой ретроспективы нечего, но к этой части у меня иррациональная любовь. Игра неказистая, сумбурная, однако именно здесь я впервые вкусил зрелищные полёты на паутине с изящными пируэтами — после ПК-версии Spider-Man 2 это казалось откровением.

Кроме того, в Spider-Man 3, пожалуй, впервые уловили по-настоящему удачное ощущение полёта — парить над городом стало особенно приятно, в детстве я бездумно носился по городу только ради того, чтобы увидеть эти плавные анимации. То, как Человек-паук перебирает ногами по земле, если лететь слишком низко, или приобнимает стену, когда проносишься вплотную к небоскрёбу, в 2007-м казалось мне чем-то невероятным.

А боевая система как будто учитывала любую комбинацию слабого и сильного ударов, поэтому можно было нажать какую угодно последовательность и увидеть сочный результат (на самом деле всё было не так радужно, но тогда мой разум затуманила юношеская наивность).

Сейчас боевая система кажется не такой мощной, но полёты на паутине всё ещё способны завораживать. А уж местные QTE с пластилиновыми лицами и вовсе обрели постироничный слой и превратились в мем.

Да, среди врагов в Spider-Man 3 есть девочки-готы в коротких юбках.

2008 год. Spider-Man: Web of Shadows

Спустя ещё один год Treyarch избавилась от необходимости следовать фильмам и выпустила что-то более-менее самостоятельное. Хотя Web of Shadows как будто пытается воспринимать себя серьёзно (ах, эта «Лунная соната» во вступлении!), получается комедия с каменным лицом.

Web of Shadows предлагает моментально переключаться между обычным, красно-синим костюмом и чёрным, симбиотическим. Так вот, «чёрная» версия Питера Паркера злая до комичности: Паук швыряет машины с людьми (не волнуйтесь, люди переживают взрыв, отряхиваются и идут дальше!), а в диалогах скатывается до уровня клишированного злодейского смеха. За сюжетом в Web of Shadows точно лучше не ходить.

С другой стороны, ключевая фишка неплохо перекладывается на геймплей: два костюма означают два набора приёмов и два варианта выбора в важных моментах истории. Кроме того, Web of Shadows вводит целую систему боёв на отвесных стенах и просто позволяет дурачиться: некоторые магазинчики очень зрелищно разламываются, когда в них прилетает машина или тушка врага.

Объективно Web of Shadows средненькая, но ощущения приносит скорее положительные: полёты на паутине стали ещё изящнее, бои — зрелищнее, а камео персонажей Marvel придают приятный фансервисный привкус. Кажется, именно в Web of Shadows я впервые увидел Росомаху в произведении про Человека-паука и жутко этому удивился: «А что, так можно было, что ли???»

Если я ничего не пропустил, Web of Shadows — последняя игра, где Человек-паук в полёте перебирает ногами по земле и любовно обнимает дома. Для меня загадка, почему следующие студии отказались от столь милых деталей анимации.

2010 год. Spider-Man: Shattered Dimensions

Те самые «Любовь, смерть и роботы» от мира Человека-паука! Вместо одной версии героя — сразу четыре, причём очень разные: классический Человек-паук, Человек-паук-симбиот, Человек-паук из будущего и Человек-паук из прошлого. У каждого отличается не только антураж, но и геймплей и, что меня покоряет особенно сильно, визуальный дизайн.

Более того, в Shattered Dimensions отказались от открытого мира — здесь всё строго поделено на уровни. Звучит как богохульство, но на самом деле это очень даже работает: пространство для полётов остаётся, однако каждая локация уникальна, самодостаточна и предлагает особые условия.

Калейдоскоп из четырёх вселенных задаёт бойкий темп. Вот ты удираешь из-под прицела Крейвена, вот мчишься сквозь футуристические небоскрёбы за Хобгоблином, вот прячешься в густых тенях 1930-х годов, а вот лупишь своими симбиотскими щупальцами Дэдпула в его шоу. Так и появляется ощущение, что смотришь набор классных короткометражек, и никогда не знаешь, что будет дальше.

Видимо, такой взрыв свежих идей связан с тем, что у игрового «Паука» сменились разработчики: вместе с Shattered Dimensions серия ушла от Treyarch и приютилась у Beenox.

Стелс за нуарного Человека-паука бесхитростный, но увлекательный. Чувство хищника в ночи имеется.

2012 год. The Amazing Spider-Man

После Shattered Dimensions (и её тухлого сиквела, Edge of Time) Человек-паук вернулся в открытый мир. Beenox явно пыталась нащупать новый подход: камеру сильно приблизили к спине персонажа и добавили Web-Rush — кнопку «Сделать круто», по нажатию которой Паучок совершает кучу контекстно зависимых действий: например, красиво мчится к указанной точке (какие пируэты там иногда получаются!), швыряется в бою чем-нибудь из окружения или обезвреживает противника в стелсе.

Камера сперва отталкивает, но когда к ней привыкаешь, то начинаешь получать адреналин от полётов: свист в ушах оправдан, скорость кажется высоченной, а ты словно сам сидишь на спине у Паучка и мчишься вместе с ним. Да и выглядит The Amazing Spider-Man очень пристойно — даже трудно признать, что она вышла на том же поколении, что и Web of Shadows!

К 2012 году уже прогремела Batman: Arkham Asylum, и The Amazing Spider-Man ею явно навеяна: в сражения встроены уклонения по сигналу, есть особые добивания на основе достигнутого комбо, прятки динамически перетекают в открытое столкновение, и наоборот. Игре это идёт, экшен получается бодрый, а стелс с паутиной хорошо вписывается в образ Человека-паука.

Впрочем, можно сказать, что на The Amazing Spider-Man креатив в серии начал увядать: да, игру прокачали внешне и внутренне, кайф от полётов получаешь, но Web-Rush смотрится скорее как «гиммик», чем как реально важная отличительная черта. Говорят, в The Amazing Spider-Man 2 креатив стух совсем — меня вялые отзывы о сиквеле оттолкнули что во время релиза, что сейчас, поэтому я даже запускать его не стал. Пишите в комментариях, если это всё-таки стоит исправить!

Если в игре долго не заходить домой, костюм Паука рвётся в лохмотья.

2018 год. Marvel’s Spider-Man

Marvel’s Spider-Man я проходил ещё во время релиза на PlayStation 4. Мне понравилось, но спустя несколько лет, ближе к выходу на ПК, я понял, что вспомнить оттуда почти нечего: ну, там есть слезливая сцена ближе к финалу, графона навалили нормально, голубей можно ловить, а ещё… эм… ну… э-э-э…

Многие предыдущие «Пауки» оставляли в памяти след, благодаря которому их можно отличить от других «Паучков». Ultimate Spider-Man? Комиксный внешний вид! Shattered Dimensions? Аж четыре главных героя! Даже у менее выразительных частей своя харизма: Web of Shadows построили вокруг дуальности Паука, а The Amazing Spider-Man предлагала новый метод перемещения с Web-Rush (а ещё в The Amazing чисто по ощущениям самые быстрые полёты в серии).

Однако Marvel’s Spider-Man как будто сбрасывает эволюцию игровых «Пауков» до состояния Spider-Man 2 из 2004-го. В игре от Insomniac, разумеется, отличная графика и качественно поставленный сюжет, но для меня любой «Человек-паук» всегда был про геймплей и впечатления. А с ними тут всё слишком обычно — открытый мир, коллекционные предметы, двухкнопочные бои да графика с уклоном в реализм.

Конечно, есть эпизоды с Мэри Джейн и разные ультимативные способности, но в моих глазах этого недостаточно, чтобы Marvel’s Spider-Man стала по-настоящему выделяться в игровой истории Человека-паука.

То есть смотрите:

  • Когда Spider-Man попала к Treyarch, студия довела формулу серии до такого отточенного состояния, что её используют до сих пор.
  • Когда Treyarch поменялась на Beenox, мы получили экзотическую Shattered Dimensions — как утверждает «Википедия», благодаря этой игре даже появились комикс Spider-Verse и мультфильм «Человек-паук: Через вселенные».
  • Когда Beenox поменялась на Insomniac, родилась хорошая, но стандартная Marvel’s Spider-Man, которая отличается от игр Treyarch разве что бесконечным бюджетом.

Какое-то шило на мыло — стоило ли менять аж студию и издателя ради того, чтобы вышел просто ещё один «Человек-паук», только получше прилизанный? Причём потратили на это несколько лет.

Не хочу сказать, что Marvel’s Spider-Man плохая. Наоборот, это толковый экшен, где очень многие вещи собраны правильно. Удовольствия получаешь много. Однако «обычность» Marvel’s Spider-Man словно говорит: «Всех вот этих предыдущих частей не было, все их творческие находки и эксперименты не нужны, мы откатываем прогресс серии и изобретаем этот велосипед заново».

К этой же мысли можно прийти, если посмотреть на фильмы о Человеке-пауке за последние 20 лет. Каждая линейка чем-то выделяется:

  • Трилогия Сэма Рэйми (Sam Raimi) стала прорывом для супергеройского кино и вошла в народ.
  • Дилогия Марка Уэбба (Marc Webb) избавилась от наигранности трилогии Рэйми и предложила превосходную химию между Питером Паркером и Гвен Стейси (ту самую сцену с Гвен в конце второй части я и вовсе считаю лучшей сценой из всех фильмов о Пауке).
  • Трилогия Джона Уоттса (Jon Watts) вписала Человека-паука в масштабную эпопею из киновселенной Marvel и протащила на экраны самый ожидаемый кинокроссовер пятилетки.
  • «Через вселенные» и её продолжения козыряют неповторимым визуальным дизайном и целой толпой Пауков.

В этой аналогии с кино Marvel’s Spider-Man оказалась бы пятым пунктом — осовремененной копией Рэйми, хорошим, но уже не удивляющим фильмом, который мы видели ещё 20 лет назад. И такую обычную Marvel’s Spider-Man многие вдруг назвали лучшей игрой про Паучка, словно она действительно является уникальным достижением.

Но ведь не является. С такими деньжищами и ресурсами у Marvel’s Spider-Man был шанс оказаться чем-то таким же внезапным, как комиксная Ultimate Spider-Man или многоликая Shattered Dimensions. Однако Insomniac шансом почему-то не воспользовалась и сыграла очень безопасно — открытый мир, графон, собираемые предметы и бои с оглядкой на «Бэтмена».

Человек-паук достоин свершений посмелее. Надеюсь, в Marvel’s Spider-Man 2 это самое «посмелее» проявит себя.

Другие новости

Комментарии

Марвел челпук это как раз высокобюджетная калька амазинг челпук 2
Какие суждения? Статью писал Геннадий Воробьев, а не я.«Вы» может применяться во множественном числе. А вы, лично поддерживаете его мнение, пытаясь подыскать вменяемую аргументацию, пока что выходит не очень убедительно.С каких пор авторитетность источника определяется по домену? С каких пор слова автора государственного образовательного сайта авторитетнее сотрудника студии-разработчика? Кажется, желаемое за действительное выдаёт здесь кто-то другой.Об авторитетности того или иного источника я ничего не говорил. Я лишь сказал, что данные комьюнити менеджера могут быть не точны, так как эти люди не вовлечены в разработку самой игры так же как какой-нибудь человек, который отвечал за 3д модели персонажей, motion capture или полёты на паутине.Пользуясь вашими же словами: «кажется желаемое за действительное выдаёт здесь кто-то другой.» Кто-то кто выдёргивает мои слова из контекста и начинает сетовать на авторитетность источника.
Надо лешить половины денег и отдать студий со свежими идеями а то нюерк подзаебал
Трилогия Рейми практически близнецы. Каждый повторяет одну и туже формулу. Прорыв сделал первый фильм паучка Рейми, а не вся трилогия.
Уэбба сделал из паучка му… у, еще и ди… а. Который и на просьбу отца Стейси плюнет, и на друга с смертельной болезни и на здравый смысл. Единственное, что было хорошо у Уэба — это Гвен Стейси.
Новый паучек тоже ничего не приносит нового в геройке.
Хз, что автор хотел сказать добавив примеры из кино.
Можно было эту простыню сократить до — «я люблю унылые однотипные активности в играх и, поэтому, мне норм»
Все комментарии