Любимые визуальные новеллы авторов StopGame

Редакция 2022-08-10 21:27:52 84

Недавно состоялся релиз долгожданной визуальной новеллы «Любовь, деньги, рок-н-ролл». По такому случаю мы решили рассказать о своих любимых представительницах жанра. Список получился разнообразным — от классики до внезапной Disco Elysium!

Владимир Сечкарев. Серия Ace Attorney

Это был поистине идиллический август. Я, тогда еще студент-младшекурсник, приехал на каникулы в деревню к родителям, заперся у себя в комнате и решил не выходить оттуда без серьёзного повода. По ночам я смотрел чемпионат мира по Dota 2, а днём спал и читал Ace Attorney — на Nintendo DS вышло аж шесть частей серии, и проходятся они примерно за 150 часов, так что удовольствие растянулось на целый месяц. А потом начался новый учебный год, и я, прежде получавший по английскому в основном тройки и четвёрки, неожиданно для себя стал в этой дисциплине отличником. Воодушевившись, я начал смотреть кино в оригинале и проводить всё больше времени в англоязычном Интернете, а потом и вовсе начал работать переводчиком. Где бы я сейчас был без Феникса Райта? Понятия не имею.

Эти новеллы и правда замечательно подходят для изучения языка: в них простая лексика, их можно читать в любом темпе, а ещё они невероятно увлекательные. Ace Attorney — это комедийные детективы, где главный герой берётся за, казалось бы, безнадёжные дела, но по ходу разбирательства всякий раз оказывается, что история куда запутаннее, чем кажется на первый взгляд, а ключевые доказательства, переворачивающие процесс с ног на голову, обнаруживаются ровно тогда, когда судья уже заносит над головой молоток, чтобы вынести вердикт «виновен». Персонажи в серии невероятно харизматичные, а в зале суда неизменно творится фарс: во имя справедливости Фениксу Райту приходится, например…

Начать знакомство с серией советую либо с классической трилогии (она, к счастью, выходила на целой куче платформ), либо со сборника The Great Ace Attorney Chronicles. Если и то и другое понравилось и хочется ещё, пройдите обе части Investigations (для второй придётся ставить фанатскую локализацию). Apollo Justice, Dual Destinies и Spirit of Justice можно смело пропустить.

Джуби. Hakuoki: Kyoto Winds

Больше скрывать это не получится — в юности я смотрела очень много аниме. А ещё чаще пересматривала особенно запавшие в душу! Нечто классическое вроде, Death Note и Hunter x Hunter, чередовалось с нишевыми проектами: Katekyo Hitman Reborn, Hetalia: Axis Powers, Black Butler и Ouran Host Club. Аниме мне никогда всегда не хватало, поэтому я использовала любой шанс погрузиться в полюбившиеся вселенные и найти единомышленников. Я посещала сходки, занималась косплеем, рисовала, писала фанфики, покупала мерч, читала мангу, смотрела мюзиклы и сериалы по мотивам, дорамы-адаптации и, конечно же, играла в игры. В общем, была типичной анимешницей, и мой псевдоним тому отличное подтверждение.

Так судьба свела меня с миром Hakuoki, в котором благодаря аниме я с головой погрязла на долгие годы. Сериал выходил в рамках рекламной кампании игр, но смог увлечь меня как полноценное произведение ещё до того, как удалось ознакомиться с новеллами. Казалось удивительным прикасаться к японской культуре через аниме, в котором были адаптированы реальные исторические события. Это потянуло за собой фанатское увлечение периодом Эдо, литературой, изобразительным искусством и поэзией времён сёгуната Токугавы. Но что самое главное, я, как и многие японцы, попалась на удочку повальной любви к Шинсенгуми, довольно романтизированному явлению на Востоке.

Воины Шинсенгуми стали один из основных элементов японской культуры, а произведения по мотивам их сражений обросли рядом художественных выдумок. О приключениях отряда снимали документальные фильмы, исторические сериалы, аниме, рисовали мангу и, конечно же, делали игры, в том числе и визуальные новеллы!

Честно, всю серию Hakuoki мне оценить не удалось: количество игр уже перевалило за десяток, некоторые сложно найти, а те, которые доступны на эмуляторе, даже не переведены с японского. К тому же, порывшись в чужих прохождениях, я поняла, что версии для разных консолей различаются только в мелочах. Я не была готова так себя мучить и переводить с японского самостоятельно, поэтому взгляд упал на Hakuoki: Kyoto Winds и Edo Blossoms, которые сейчас можно отыскать в Steam, правда на английском.

Начало довольно тривиальное. Девушка по имени Тидзуру Юкимура пешком отправляется в Киото на поиски своего отца, который уехал врачевать, но так и не вернулся. Город встречает её прохладно, и уже в первую ночь пребывания в Киото Тидзуру сталкивается с чем-то паранормальным. От смерти её спасают воины Шинсенгуми: поняв, что героиня стала невольной свидетельницей их тайной работы, отряд берёт её в плен.

Вскоре становится ясно, что Шинсенгуми и Тидзуру объединяет общая цель, поэтому героям приходится работать сообща. Ища отца, Тидзуру участвует в исторических событиях из послужного списка Шинсенгуми: бойня в гостинице и убийство заговорщиков, задумавших сжечь Киото, защита императорского дворца и война Босин, которая поставила точку в славной истории отряда. В реальные исторические события аккуратно вплетена мифология, чудодейственная медицина и демоны óни, так горячо любимые японцами.

Серия Hakuoki по сути своей — это отомэ, но я ни разу об этом не вспомнила, стоило погрузиться в гущу из японского колорита, политических конфликтов и разборок с ронинами. Ветка с моим любимчиком, Кэйсукэ Сананом, была настолько второстепенна, а сюжет — настолько насыщенным, что порой я забывала, в игре какого жанра нахожусь.

При этом сюжет построен так, что получить полную картину событий за одно прохождение не получится. Пути героев постоянно расходятся, а Тидзуру присоединятся к приключениям своего избранника, оставляя позади остальных персонажей, их личные переживания и эксклюзивные сцены. Доходит до того, что некоторых героев под конец знаешь лишь заочно, а кто-то может умереть, не успев даже показаться в сюжете. Но если «романсить» воинов Шинсенгуми вам не хочется, любые романтические поползновения можно отключить в настройках и наслаждаться хорошей приключенческой историей с отличным опенингом!

Рекомендую начать знакомство с Hakuoki с Kyoto Winds или аниме-адаптации, которая следует сюжету игры порой дословно. Следующая игра серии, Edo Blossoms, логически продолжает историю Тидзуру. Это отличная входная точка в культуру Японии эпохи сёгуната Токугавы, прекрасная возможность поучаствовать в приключениях Шинсенгуми и «поесть стекла», так как своей смертью в то смутное время умирали редко.

Геннадий Воробьев. Disco Elysium

После Disco Elysium у меня один большой вопрос ко всем визуальным новеллам: а почему вы не написаны настолько же хорошо? Какое у вас оправдание?

Да, Disco Elysium — это не чистокровная «визуалка», и я страшно читерю, когда вношу её в этот список. Но суть у них близка. Очень. Много. Текста. И в Disco Elysium текст льётся так изящно, плавно, эстетично, что такого же уровня хочется вообще везде.

Я пробовал много визуальных новелл от «Бесконечного лета» до VA-11 Hall-A, от Emily is Away до Zero Escape, от Doki Doki Literature Club! до Steins; Gate. Многие из них мне нравятся, но почему-то даже в топовых играх жанра мне не встречалось настолько же восхитительное писательское мастерство, как в Disco Elysium.

В плане текстов Disco Elysium как будто бы идеальна: удобный формат ленты «Твиттера», броские диалоги с неожиданными вариантами ответа, превосходное озвучивание и необычное отражение нашего мира, когда с удовольствием ищешь пересечения в событиях или технологиях.

Каждую строчку Disco Elysium я впитывал с жадностью, многое не ленился перечитывать даже спустя три прохождения. Прекрасно помню свой изумлённый вопль, когда главному герою кое-кто отвечает по телефону. Или последние откровения галстука. Или кивки в унисон с Кимом. Или песню в караоке. Или беседы с Эй-Камоном.

Конечно, многие образы Disco Elysium работают как раз благодаря оболочке из классической RPG, но всё-таки тексты там — это самое главное, ведь у большинства событий нет даже особых анимаций. Я вполне могу себе представить Disco Elysium в виде стандартной «визуалки»: от некоторых вещей пришлось бы отказаться, но суть осталась бы прежней.

Так вот, где же та визуальная новелла, которая подарит мне такое же увлекательное чтиво?

Игорь Ерышев. 999: 9 Hours, 9 Persons, 9 Doors

Проходят годы, сменяются поколения геймеров и площадки для споров, однако аргументы против критики видеоигр не меняются. Например, когда разговор заходит о сценариях и их частенько паршивом качестве, в ход идёт классика: «Хочешь хорошие сюжеты? Иди книжку почитай, позёр!» И пускай спорить с утверждением сложно, звучит оно, на мой взгляд, забавно. Причём вовсе не потому, что у каждого свои предпочтения и взгляды на разные вещи, — просто среди великого множества интерактивных развлечений существует свой аналог литературы. О нём, правда, многие забывают. Я в том числе.

Так сложилось, что абсолютное большинство визуальных новелл вечно проходят мимо меня. Все эти VA-11 Hall-A, The Silver Case, 428: Shibuya Scramble и даже Doki Doki Literature Club! (также известная как «Моя первая крипи-паста», судя по реакциям на её избитую, в общем-то, концепцию) — сколько бы их ни хвалили, сколько бы их ни носили на руках, для меня они вечно где-то там, на периферии, пока всё внимание занимают экшены, гонки, RPG, в которых я ежемесячно прожигаю десятки часов.

Есть, само собой, исключения вроде Ace Attorney, Danganronpa и Neon Genesis Evangelion: Girlfriend of Steel, однако в списке знатоков жанра Игоря Ерышева можно не искать. Какого чёрта в таком случае я забыл в этом материале? Из-за 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors — ВН, которая не выходит из головы вот уже 10 долгих лет.

Рассказывать о 999, правда, не так-то просто. Во-первых, её завязка (неизвестный похищает 9 человек и даёт им 9 часов, чтобы найти скрытый за дверью под номером 9 выход) невероятно банальна. Во-вторых, это одно из тех произведений, о которых чем меньше скажешь, тем лучше, ведь важнейшие его аспекты идут под грифом «Спойлер». Искренне хочется поделиться восторгами, поведать о любимых моментах, подчеркнуть лишний раз гениальность заключительных сцен, но не получится — испортит сюрприз. Наконец, в-третьих, геймплей (сводящийся к поиску выхода из комнат) сам по себе не фонтан, не выйдет опереться и на него. Беда.

Ладно, пускай за меня всё скажет музыка — как показывает практика, порой именно она способна описать произведение лучше всяких слов. Меланхоличная, с налётом таинственности, но в то же время красивая и поразительно элегантная… Да, пожалуй, такие эпитеты подходят для хитро закрученного триллера, в центре которого лежит история странной любви.

Но если всё дело в романтике и неожиданностях, то почему же творение Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), а не какая-нибудь Trials and Tribulations прочно заняла место в моём сердце? Всё просто — Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors вобрала в себя то, за что я до сих пор люблю видеоигры как метод изложения историй. Она интригует. Она держит в постоянном напряжении. Не надоедает. Когда надо — веселит. Но самое главное — её авторы прекрасно распоряжаются интерактивными элементами жанра визуальных новелл, и речь здесь вовсе не о глуповатых пазлах, которыми иные студии так любят злоупотреблять. Поразительно, как буквально один штрих (который, увы, невозможно воспроизвести за пределами Nintendo DS) способен сделать просто неплохой момент феноменальным, откладывающимся в памяти навсегда.

Но ладно, не буду перебарщивать с патокой, ведь без промахов дело не обошлось. Например, скорость появления текста оставляет желать лучшего, что невероятно бесит поначалу, а сценарист любит устами персонажей читать лекции на произвольные темы, делать лирические отступления по поводу и без. Впрочем, за последнее не мне его осуждать.

Что же до самого серьёзного недостатка, то он очевиден: самостоятельно проложить путь к финалу без помощи гайда практически нереально — уж больно много неочевидных развилок бросают в читателя дизайнеры. Но на всё вышеперечисленное можно закрыть глаза, если повествование цепляет, а 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors хватает за шкирку с первых минут и не отпускает до самого-самого-САМОГО конца. Боже, всегда бы так.

По-хорошему на этом стоило бы закончить. Всё-таки уметь вовремя остановиться — это невоспетый талант, о котором мне, например, остаётся только мечтать. Тем обиднее, что Утикоси не хватило здравомыслия оставить 999 в покое и обойтись без пошлых многоточий, задним числом портящих шедевр одним только фактом своего существования. Справедливости ради — первый сиквел, Zero Escape: Virtue’s Last Reward, ещё можно с натяжкой назвать достойным: оригинальностью он не блещет, но хотя бы сделан с умом и тщанием, достойным оригинала. А вот триквел, Zero Time Dilemma, так плох, что его впору ставить в один ряд с Mass Effect 3. Хотя нет, «Дилемма» даже хуже, ведь в игре BioWare хотя бы есть терпимый геймплей и нет настолько чудовищных роялей в кустах.

Но оставим разочарования за скобками и прикинемся, что не было никаких продолжений. Есть лишь 999 — великая новелла, способная не только развлечь, но и чему-то научить. Трогательная, удивительная, неглупая, захватывающая с головой и удивляющая на каждом шагу… Изумительная, одним словом. На StopGame не принято ставить балльных оценок, но ничего страшного: нужная цифра уже вынесена в заглавие игры.

Диана Урбанович. Eliza

Когда я в первый раз открыла страничку Eliza в Steam и прочитала синопсис, то сразу представила этакий симулятор психотерапевта, где мне предстоит слушать проблемы людей и выбирать подходящие реплики, чтобы им помочь. Но эта визуальная новелла сумела обмануть мои ожидания и дать то, в чем, я, как позже оказалось, нуждалась в тот период жизни.

Что же такое визуальный роман Eliza? Повествование ведется от лица девушки Эвелины Исино-Обри, в прошлом успешной программистки. Из-за выгорания и усталости героиня просто выпадает из бытовой суеты на целых три года. Тем временем индустрия высоких технологий не стоит на месте, и постепенно начинает обретать популярность виртуальный психотерапевт Элиза.

Программа общается со своими клиентами с помощью прокси — человека, который зачитывает генерируемые машиной ответы. Придумывать отсебятину категорически запрещено — в противном случае прокси отправляется на мороз. Вот в качестве такого работника Эвелина и устраивается в компанию «Скандха» после трёхгодичного отшельничества. Но, проведя несколько сеансов, девушка начинает сомневаться: действительно ли так хороша Элиза, или она просто неуклюжая замена для человеческих специалистов?

Как я уже сказала, в начале знакомства с романом у меня были определённый ожидания. Я потёрла ручки, надела очки, дабы казаться умнее, и достала ярко-красный блокнотик для записей. Антураж был готов для полного погружения в миры Юнга и Бека. И вот к Эвелине заходит первый клиент — Даррен Уиллоус. После парочки экзистенциальных рассуждений и выбора реплик для ответа из одного варианта я начала понимать: где-то меня накололи. Никаких вам моральных мук: следовать отработанному сценарию или пойти против искусственной женщины и поговорить с человеком «за жизнь»? Такая функция доступна ближе к концу, а всё остальное время извольте быть хорошей прокси.

А потом… потом случилось кое-что: мой внутренний недовольный бубнёж ушёл на второй план, на передний же вышел восторг. Я жадно впитывала в себя истории, которые мне любезно преподносила игра. Выгорание Эвелины, отчаяние Даррена, разочарование художницы Майи — всё это откликалось во мне в тот момент, как будто каждый персонаж нёс в себе частицу меня. Когда новелла подходила к концу, общение с персонажами дало мне повод посмотреть на свою жизнь со стороны. И вот это было для меня полнейшей неожиданностью. А сюжет, посвящённый возможности программы превзойти человеческий интеллект, дал дополнительную пищу для размышлений.

Этот роман не держит в напряжении, а, скорее, воспринимается, как расслабляющее и слегка меланхоличное чтиво на вечерок за кружечкой пельменей. Новелла небольшая — проходится примерно за шесть часов, так что брать отпуск не потребуется.

Дмитрий Карнов. VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action

С визуальными новеллами у меня всё сложно. Признавая важность (а может, где-то и гениальность) аниме, я его никогда не смотрел, потому что на каком-то глубинном уровне сознания не переношу визуальную стилистику японской анимации. Ну вот совсем. Всё, что я видел из аниме, вызывало у меня недоумение и желание поскорее это выключить. Повторюсь, что говорю исключительно о внешней составляющей жанра — о чём-то другом судить просто не берусь.

Из этого можно сделать и логичный вывод: визуальные новеллы, в 99 % случаях выполненные в той же манере, также прошли мимо меня. Пока не наступило «Бесконечное лето». Уж не знаю, что произошло, но в какой-то момент все мои друзья начали живо обсуждать похождения Семёна в «Орлёнке», а я всё так же оставался в недоумении. Время шло, разговоры не утихали, и я всё же решил попробовать сам, благо аниме-стиль в игре не так ярко выражен, как в какой-нибудь Ever 17.

«Лето» я прошёл, впечатлился, и начал искать другие новеллы в отличной от японской стилистике. Так я познакомился с Coffee Talk, Eliza, Neo Cab, Vampire: The Masquerade — Coteries of New York, Vampire: The Masquerade — Shadows of New York, Leviathan: The Last Day of the Decade, One Day in London и прочими ВН. Всё перечисленное — хорошие игры, но для себя я понял главное: меня не слишком привлекает «обычное» чтение текста в новеллах — гораздо интереснее, когда геймплей разбавляется дополнительными активностями.

И вот, пройдя отличную The Red Strings Club, я начал искать игры, в которых есть механика смешивания коктейлей. Так я наткнулся на VA-11 Hall-A. «Ну вот в это я точно играть не буду», — подумал я. Какие-то типичные японские тяночки, кошкодевочки — нет уж, увольте. Но подзаголовок Cyberpunk Bartender Action, фантастические отзывы в Steam и всеобщий ореол обожания всё же заставили меня передумать и попробовать понять, что же такого крутого в «Вальгалле».

А прекрасно в ней всё. Игра выполнена в моём любом жанре slice of life, он же «повседневность». По сути, в VA-11 Hall-A нет глобальной истории, на протяжении всего прохождения мы просто участвуем в разговорах с посетителями бара, обсуждая их бытовые проблемы, постепенно раскрывая детали из их жизни и биографии главной героини. Но как же за этим интересно следить!

Разработчики здорово постарались, прописывая каждого персонажа. Пусть прозвучит банально, но любой посетитель бара — это личность со своим характером, а главная звезда — Джилл Стингрей, за которую мы и играем.

Разнообразие в геймплей привносит механика работы барменом. У каждого клиента — свои предпочтения в выборе напитков, догадаться о которых можно из диалогов. И разгадывать эти задачки бывает не менее интересно, чем беседовать с NPC. Ответственности добавляет необходимость платить за жильё Джилл, заработать на которое можно как раз правильно смешивая напитки и получая за это чаевые.

Слово Cyberpunk в подзаголовке присутствует не просто так. Пусть внешних атрибутов сеттинга в игре не так уж много, но в диалогах то и дело заходит речь о текущих событиях и местном «лоре». За атмосферу отвечает графическая стилизация под игры с компьютера PC-98 — всё выглядит довольно лаконично, но чертовски «лампово». Уже через час забываешь про все свои заморочки и стереотипы касательно графики и вместо анимешных картинок начинаешь видеть людей и не совсем людей, за каждым из которых стоит целая жизнь.

В итоге я влюбился в VA-11 Hall-A — её вселенную, персонажей и невероятный уют. Каждый сеанс игры сопровождал бокальчиком алкоголя чтобы, так сказать, соответствовать. И в очередной раз убедился, что стоит почаще выходить из зоны игрового комфорта, пробуя что-то новое, чтобы не превратиться в старика, сетующего на то, что раньше всё было лучше.

А какие визуальные новеллы запали в душу вам? Как обычно, не забывайте делиться в комментариях!

Другие новости

Комментарии

Много читающему человеку Вн-ками сложно восторгаться. Например, маленький совет из Белгариада Дэвида Эддингса, помог в своё время мне расширить спектр романтических отношений и завести себе жену. А ВН уже такого опыта не давали, просто мнение других людей по разным поводам. Иногда интересное, немного расширяющее кругозор, но более того.Так что бы эмоционально реагировать, ну разве что вон недоделанный Зайчик, что тычет в ностальгию по детским городским легендам.
Мда я понял свою ошибку, игру в жанре отомэ тоже можно было ожидать.
Чистых внок в статье мало. К тому же даже не упомянули таких символов жанра как саечку, цукихимку, фейтоту, махоё, гейт, хаосы, эвер17, невер 7, ремембер11 и прочие творения тайпмунтв, 5пб, нитров и кидов. А тотоно? А дешёвая на неё пародия (доки)? А катава? А кривая, эксперимаентальная, франкенштейноподобная, но в чём-то душевная бл? А dies irae? A данганронпа? Последнюю я конечно новеллой не считаю, но авторы статьи не столь разборчивы в этом плане. Странно
О, «отбитые» — это хорошее слово, здесь мне спорить не с чем.

Но я бы не сказал, что они что-то деконструируют, скорее ломают. VLR, например, это тупо «мост». Не самостоятельное произведение ни в коем разе, буквально прелюдия к «завершению трилогии» (которую никто даже не просил делать трилогией), кончающаяся ничем и на триквел по итогу не роляющая никак. Да, никак, абсолютно никак. Плюс из неё торчат сюжетные линии, которые ведут в пустоту (потому что Учикоши переписал ZTD с нуля и забыл о них).
Это моя главная претензия — читается/проходится VLR на одном дыхании, но послевкусие оставляет странное, а центральный твист ощущается откровенно читерским, если включить голову и поразмыслить над происходящим.

Триквел, Zero Time Dilemma — просто поганая игра и чудовищная ошибка. Это СМЕХОТВОРНАЯ чушь, в которой нет ни нормального геймплея, ни толковой истории. Её почему-то на выходе хвалили, но как мне кажется скорее из-за того, что VLR провалилась и судьба финала повисла в воздухе на несколько лет. Если не лень, я бы даже посоветовал пройти это убожество со смехотворным сюжетом, ретконами и невероятно бюджетными катсценами в духе сериалов Telltale. Зачем? Чтобы наслаждаться мемами, которые она породила.
Я всё откладывал эту серию новелл, но видимо время пришло
Все комментарии