Недавно состоялся релиз долгожданной визуальной новеллы «Любовь, деньги, рок-н-ролл». По такому случаю мы решили рассказать о своих любимых представительницах жанра. Список получился разнообразным — от классики до внезапной Disco Elysium!
Это был поистине идиллический август. Я, тогда еще студент-младшекурсник, приехал на каникулы в деревню к родителям, заперся у себя в комнате и решил не выходить оттуда без серьёзного повода. По ночам я смотрел чемпионат мира по Dota 2, а днём спал и читал Ace Attorney — на Nintendo DS вышло аж шесть частей серии, и проходятся они примерно за 150 часов, так что удовольствие растянулось на целый месяц. А потом начался новый учебный год, и я, прежде получавший по английскому в основном тройки и четвёрки, неожиданно для себя стал в этой дисциплине отличником. Воодушевившись, я начал смотреть кино в оригинале и проводить всё больше времени в англоязычном Интернете, а потом и вовсе начал работать переводчиком. Где бы я сейчас был без Феникса Райта? Понятия не имею.
Эти новеллы и правда замечательно подходят для изучения языка: в них простая лексика, их можно читать в любом темпе, а ещё они невероятно увлекательные. Ace Attorney — это комедийные детективы, где главный герой берётся за, казалось бы, безнадёжные дела, но по ходу разбирательства всякий раз оказывается, что история куда запутаннее, чем кажется на первый взгляд, а ключевые доказательства, переворачивающие процесс с ног на голову, обнаруживаются ровно тогда, когда судья уже заносит над головой молоток, чтобы вынести вердикт «виновен». Персонажи в серии невероятно харизматичные, а в зале суда неизменно творится фарс: во имя справедливости Фениксу Райту приходится, например…
Начать знакомство с серией советую либо с классической трилогии (она, к счастью, выходила на целой куче платформ), либо со сборника The Great Ace Attorney Chronicles. Если и то и другое понравилось и хочется ещё, пройдите обе части Investigations (для второй придётся ставить фанатскую локализацию). Apollo Justice, Dual Destinies и Spirit of Justice можно смело пропустить.
Больше скрывать это не получится — в юности я смотрела очень много аниме. А ещё чаще пересматривала особенно запавшие в душу! Нечто классическое вроде, Death Note и Hunter x Hunter, чередовалось с нишевыми проектами: Katekyo Hitman Reborn, Hetalia: Axis Powers, Black Butler и Ouran Host Club. Аниме мне никогда всегда не хватало, поэтому я использовала любой шанс погрузиться в полюбившиеся вселенные и найти единомышленников. Я посещала сходки, занималась косплеем, рисовала, писала фанфики, покупала мерч, читала мангу, смотрела мюзиклы и сериалы по мотивам, дорамы-адаптации и, конечно же, играла в игры. В общем, была типичной анимешницей, и мой псевдоним тому отличное подтверждение.
Так судьба свела меня с миром Hakuoki, в котором благодаря аниме я с головой погрязла на долгие годы. Сериал выходил в рамках рекламной кампании игр, но смог увлечь меня как полноценное произведение ещё до того, как удалось ознакомиться с новеллами. Казалось удивительным прикасаться к японской культуре через аниме, в котором были адаптированы реальные исторические события. Это потянуло за собой фанатское увлечение периодом Эдо, литературой, изобразительным искусством и поэзией времён сёгуната Токугавы. Но что самое главное, я, как и многие японцы, попалась на удочку повальной любви к Шинсенгуми, довольно романтизированному явлению на Востоке.
Воины Шинсенгуми стали один из основных элементов японской культуры, а произведения по мотивам их сражений обросли рядом художественных выдумок. О приключениях отряда снимали документальные фильмы, исторические сериалы, аниме, рисовали мангу и, конечно же, делали игры, в том числе и визуальные новеллы!
Честно, всю серию Hakuoki мне оценить не удалось: количество игр уже перевалило за десяток, некоторые сложно найти, а те, которые доступны на эмуляторе, даже не переведены с японского. К тому же, порывшись в чужих прохождениях, я поняла, что версии для разных консолей различаются только в мелочах. Я не была готова так себя мучить и переводить с японского самостоятельно, поэтому взгляд упал на Hakuoki: Kyoto Winds и Edo Blossoms, которые сейчас можно отыскать в Steam, правда на английском.
Начало довольно тривиальное. Девушка по имени Тидзуру Юкимура пешком отправляется в Киото на поиски своего отца, который уехал врачевать, но так и не вернулся. Город встречает её прохладно, и уже в первую ночь пребывания в Киото Тидзуру сталкивается с чем-то паранормальным. От смерти её спасают воины Шинсенгуми: поняв, что героиня стала невольной свидетельницей их тайной работы, отряд берёт её в плен.
Вскоре становится ясно, что Шинсенгуми и Тидзуру объединяет общая цель, поэтому героям приходится работать сообща. Ища отца, Тидзуру участвует в исторических событиях из послужного списка Шинсенгуми: бойня в гостинице и убийство заговорщиков, задумавших сжечь Киото, защита императорского дворца и война Босин, которая поставила точку в славной истории отряда. В реальные исторические события аккуратно вплетена мифология, чудодейственная медицина и демоны óни, так горячо любимые японцами.
Серия Hakuoki по сути своей — это отомэ, но я ни разу об этом не вспомнила, стоило погрузиться в гущу из японского колорита, политических конфликтов и разборок с ронинами. Ветка с моим любимчиком, Кэйсукэ Сананом, была настолько второстепенна, а сюжет — настолько насыщенным, что порой я забывала, в игре какого жанра нахожусь.
При этом сюжет построен так, что получить полную картину событий за одно прохождение не получится. Пути героев постоянно расходятся, а Тидзуру присоединятся к приключениям своего избранника, оставляя позади остальных персонажей, их личные переживания и эксклюзивные сцены. Доходит до того, что некоторых героев под конец знаешь лишь заочно, а кто-то может умереть, не успев даже показаться в сюжете. Но если «романсить» воинов Шинсенгуми вам не хочется, любые романтические поползновения можно отключить в настройках и наслаждаться хорошей приключенческой историей с отличным опенингом!
Рекомендую начать знакомство с Hakuoki с Kyoto Winds или аниме-адаптации, которая следует сюжету игры порой дословно. Следующая игра серии, Edo Blossoms, логически продолжает историю Тидзуру. Это отличная входная точка в культуру Японии эпохи сёгуната Токугавы, прекрасная возможность поучаствовать в приключениях Шинсенгуми и «поесть стекла», так как своей смертью в то смутное время умирали редко.
После Disco Elysium у меня один большой вопрос ко всем визуальным новеллам: а почему вы не написаны настолько же хорошо? Какое у вас оправдание?
Да, Disco Elysium — это не чистокровная «визуалка», и я страшно читерю, когда вношу её в этот список. Но суть у них близка. Очень. Много. Текста. И в Disco Elysium текст льётся так изящно, плавно, эстетично, что такого же уровня хочется вообще везде.
Я пробовал много визуальных новелл от «Бесконечного лета» до VA-11 Hall-A, от Emily is Away до Zero Escape, от Doki Doki Literature Club! до Steins; Gate. Многие из них мне нравятся, но почему-то даже в топовых играх жанра мне не встречалось настолько же восхитительное писательское мастерство, как в Disco Elysium.
В плане текстов Disco Elysium как будто бы идеальна: удобный формат ленты «Твиттера», броские диалоги с неожиданными вариантами ответа, превосходное озвучивание и необычное отражение нашего мира, когда с удовольствием ищешь пересечения в событиях или технологиях.
Каждую строчку Disco Elysium я впитывал с жадностью, многое не ленился перечитывать даже спустя три прохождения. Прекрасно помню свой изумлённый вопль, когда главному герою кое-кто отвечает по телефону. Или последние откровения галстука. Или кивки в унисон с Кимом. Или песню в караоке. Или беседы с Эй-Камоном.
Конечно, многие образы Disco Elysium работают как раз благодаря оболочке из классической RPG, но всё-таки тексты там — это самое главное, ведь у большинства событий нет даже особых анимаций. Я вполне могу себе представить Disco Elysium в виде стандартной «визуалки»: от некоторых вещей пришлось бы отказаться, но суть осталась бы прежней.
Так вот, где же та визуальная новелла, которая подарит мне такое же увлекательное чтиво?
Проходят годы, сменяются поколения геймеров и площадки для споров, однако аргументы против критики видеоигр не меняются. Например, когда разговор заходит о сценариях и их частенько паршивом качестве, в ход идёт классика: «Хочешь хорошие сюжеты? Иди книжку почитай, позёр!» И пускай спорить с утверждением сложно, звучит оно, на мой взгляд, забавно. Причём вовсе не потому, что у каждого свои предпочтения и взгляды на разные вещи, — просто среди великого множества интерактивных развлечений существует свой аналог литературы. О нём, правда, многие забывают. Я в том числе.
Так сложилось, что абсолютное большинство визуальных новелл вечно проходят мимо меня. Все эти VA-11 Hall-A, The Silver Case, 428: Shibuya Scramble и даже Doki Doki Literature Club! (также известная как «Моя первая крипи-паста», судя по реакциям на её избитую, в общем-то, концепцию) — сколько бы их ни хвалили, сколько бы их ни носили на руках, для меня они вечно где-то там, на периферии, пока всё внимание занимают экшены, гонки, RPG, в которых я ежемесячно прожигаю десятки часов.
Есть, само собой, исключения вроде Ace Attorney, Danganronpa и Neon Genesis Evangelion: Girlfriend of Steel, однако в списке знатоков жанра Игоря Ерышева можно не искать. Какого чёрта в таком случае я забыл в этом материале? Из-за 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors — ВН, которая не выходит из головы вот уже 10 долгих лет.
Рассказывать о 999, правда, не так-то просто. Во-первых, её завязка (неизвестный похищает 9 человек и даёт им 9 часов, чтобы найти скрытый за дверью под номером 9 выход) невероятно банальна. Во-вторых, это одно из тех произведений, о которых чем меньше скажешь, тем лучше, ведь важнейшие его аспекты идут под грифом «Спойлер». Искренне хочется поделиться восторгами, поведать о любимых моментах, подчеркнуть лишний раз гениальность заключительных сцен, но не получится — испортит сюрприз. Наконец, в-третьих, геймплей (сводящийся к поиску выхода из комнат) сам по себе не фонтан, не выйдет опереться и на него. Беда.
Ладно, пускай за меня всё скажет музыка — как показывает практика, порой именно она способна описать произведение лучше всяких слов. Меланхоличная, с налётом таинственности, но в то же время красивая и поразительно элегантная… Да, пожалуй, такие эпитеты подходят для хитро закрученного триллера, в центре которого лежит история странной любви.
Но если всё дело в романтике и неожиданностях, то почему же творение Котаро Утикоси (Kotaro Uchikoshi), а не какая-нибудь Trials and Tribulations прочно заняла место в моём сердце? Всё просто — Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors вобрала в себя то, за что я до сих пор люблю видеоигры как метод изложения историй. Она интригует. Она держит в постоянном напряжении. Не надоедает. Когда надо — веселит. Но самое главное — её авторы прекрасно распоряжаются интерактивными элементами жанра визуальных новелл, и речь здесь вовсе не о глуповатых пазлах, которыми иные студии так любят злоупотреблять. Поразительно, как буквально один штрих (который, увы, невозможно воспроизвести за пределами Nintendo DS) способен сделать просто неплохой момент феноменальным, откладывающимся в памяти навсегда.
Но ладно, не буду перебарщивать с патокой, ведь без промахов дело не обошлось. Например, скорость появления текста оставляет желать лучшего, что невероятно бесит поначалу, а сценарист любит устами персонажей читать лекции на произвольные темы, делать лирические отступления по поводу и без. Впрочем, за последнее не мне его осуждать.
Что же до самого серьёзного недостатка, то он очевиден: самостоятельно проложить путь к финалу без помощи гайда практически нереально — уж больно много неочевидных развилок бросают в читателя дизайнеры. Но на всё вышеперечисленное можно закрыть глаза, если повествование цепляет, а 999: Nine Hours, Nine Persons, Nine Doors хватает за шкирку с первых минут и не отпускает до самого-самого-САМОГО конца. Боже, всегда бы так.
По-хорошему на этом стоило бы закончить. Всё-таки уметь вовремя остановиться — это невоспетый талант, о котором мне, например, остаётся только мечтать. Тем обиднее, что Утикоси не хватило здравомыслия оставить 999 в покое и обойтись без пошлых многоточий, задним числом портящих шедевр одним только фактом своего существования. Справедливости ради — первый сиквел, Zero Escape: Virtue’s Last Reward, ещё можно с натяжкой назвать достойным: оригинальностью он не блещет, но хотя бы сделан с умом и тщанием, достойным оригинала. А вот триквел, Zero Time Dilemma, так плох, что его впору ставить в один ряд с Mass Effect 3. Хотя нет, «Дилемма» даже хуже, ведь в игре BioWare хотя бы есть терпимый геймплей и нет настолько чудовищных роялей в кустах.
Но оставим разочарования за скобками и прикинемся, что не было никаких продолжений. Есть лишь 999 — великая новелла, способная не только развлечь, но и чему-то научить. Трогательная, удивительная, неглупая, захватывающая с головой и удивляющая на каждом шагу… Изумительная, одним словом. На StopGame не принято ставить балльных оценок, но ничего страшного: нужная цифра уже вынесена в заглавие игры.
Когда я в первый раз открыла страничку Eliza в Steam и прочитала синопсис, то сразу представила этакий симулятор психотерапевта, где мне предстоит слушать проблемы людей и выбирать подходящие реплики, чтобы им помочь. Но эта визуальная новелла сумела обмануть мои ожидания и дать то, в чем, я, как позже оказалось, нуждалась в тот период жизни.
Что же такое визуальный роман Eliza? Повествование ведется от лица девушки Эвелины Исино-Обри, в прошлом успешной программистки. Из-за выгорания и усталости героиня просто выпадает из бытовой суеты на целых три года. Тем временем индустрия высоких технологий не стоит на месте, и постепенно начинает обретать популярность виртуальный психотерапевт Элиза.
Программа общается со своими клиентами с помощью прокси — человека, который зачитывает генерируемые машиной ответы. Придумывать отсебятину категорически запрещено — в противном случае прокси отправляется на мороз. Вот в качестве такого работника Эвелина и устраивается в компанию «Скандха» после трёхгодичного отшельничества. Но, проведя несколько сеансов, девушка начинает сомневаться: действительно ли так хороша Элиза, или она просто неуклюжая замена для человеческих специалистов?
Как я уже сказала, в начале знакомства с романом у меня были определённый ожидания. Я потёрла ручки, надела очки, дабы казаться умнее, и достала ярко-красный блокнотик для записей. Антураж был готов для полного погружения в миры Юнга и Бека. И вот к Эвелине заходит первый клиент — Даррен Уиллоус. После парочки экзистенциальных рассуждений и выбора реплик для ответа из одного варианта я начала понимать: где-то меня накололи. Никаких вам моральных мук: следовать отработанному сценарию или пойти против искусственной женщины и поговорить с человеком «за жизнь»? Такая функция доступна ближе к концу, а всё остальное время извольте быть хорошей прокси.
А потом… потом случилось кое-что: мой внутренний недовольный бубнёж ушёл на второй план, на передний же вышел восторг. Я жадно впитывала в себя истории, которые мне любезно преподносила игра. Выгорание Эвелины, отчаяние Даррена, разочарование художницы Майи — всё это откликалось во мне в тот момент, как будто каждый персонаж нёс в себе частицу меня. Когда новелла подходила к концу, общение с персонажами дало мне повод посмотреть на свою жизнь со стороны. И вот это было для меня полнейшей неожиданностью. А сюжет, посвящённый возможности программы превзойти человеческий интеллект, дал дополнительную пищу для размышлений.
Этот роман не держит в напряжении, а, скорее, воспринимается, как расслабляющее и слегка меланхоличное чтиво на вечерок за кружечкой пельменей. Новелла небольшая — проходится примерно за шесть часов, так что брать отпуск не потребуется.
С визуальными новеллами у меня всё сложно. Признавая важность (а может, где-то и гениальность) аниме, я его никогда не смотрел, потому что на каком-то глубинном уровне сознания не переношу визуальную стилистику японской анимации. Ну вот совсем. Всё, что я видел из аниме, вызывало у меня недоумение и желание поскорее это выключить. Повторюсь, что говорю исключительно о внешней составляющей жанра — о чём-то другом судить просто не берусь.
Из этого можно сделать и логичный вывод: визуальные новеллы, в 99 % случаях выполненные в той же манере, также прошли мимо меня. Пока не наступило «Бесконечное лето». Уж не знаю, что произошло, но в какой-то момент все мои друзья начали живо обсуждать похождения Семёна в «Орлёнке», а я всё так же оставался в недоумении. Время шло, разговоры не утихали, и я всё же решил попробовать сам, благо аниме-стиль в игре не так ярко выражен, как в какой-нибудь Ever 17.
«Лето» я прошёл, впечатлился, и начал искать другие новеллы в отличной от японской стилистике. Так я познакомился с Coffee Talk, Eliza, Neo Cab, Vampire: The Masquerade — Coteries of New York, Vampire: The Masquerade — Shadows of New York, Leviathan: The Last Day of the Decade, One Day in London и прочими ВН. Всё перечисленное — хорошие игры, но для себя я понял главное: меня не слишком привлекает «обычное» чтение текста в новеллах — гораздо интереснее, когда геймплей разбавляется дополнительными активностями.
И вот, пройдя отличную The Red Strings Club, я начал искать игры, в которых есть механика смешивания коктейлей. Так я наткнулся на VA-11 Hall-A. «Ну вот в это я точно играть не буду», — подумал я. Какие-то типичные японские тяночки, кошкодевочки — нет уж, увольте. Но подзаголовок Cyberpunk Bartender Action, фантастические отзывы в Steam и всеобщий ореол обожания всё же заставили меня передумать и попробовать понять, что же такого крутого в «Вальгалле».
А прекрасно в ней всё. Игра выполнена в моём любом жанре slice of life, он же «повседневность». По сути, в VA-11 Hall-A нет глобальной истории, на протяжении всего прохождения мы просто участвуем в разговорах с посетителями бара, обсуждая их бытовые проблемы, постепенно раскрывая детали из их жизни и биографии главной героини. Но как же за этим интересно следить!
Разработчики здорово постарались, прописывая каждого персонажа. Пусть прозвучит банально, но любой посетитель бара — это личность со своим характером, а главная звезда — Джилл Стингрей, за которую мы и играем.
Разнообразие в геймплей привносит механика работы барменом. У каждого клиента — свои предпочтения в выборе напитков, догадаться о которых можно из диалогов. И разгадывать эти задачки бывает не менее интересно, чем беседовать с NPC. Ответственности добавляет необходимость платить за жильё Джилл, заработать на которое можно как раз правильно смешивая напитки и получая за это чаевые.
Слово Cyberpunk в подзаголовке присутствует не просто так. Пусть внешних атрибутов сеттинга в игре не так уж много, но в диалогах то и дело заходит речь о текущих событиях и местном «лоре». За атмосферу отвечает графическая стилизация под игры с компьютера PC-98 — всё выглядит довольно лаконично, но чертовски «лампово». Уже через час забываешь про все свои заморочки и стереотипы касательно графики и вместо анимешных картинок начинаешь видеть людей и не совсем людей, за каждым из которых стоит целая жизнь.
В итоге я влюбился в VA-11 Hall-A — её вселенную, персонажей и невероятный уют. Каждый сеанс игры сопровождал бокальчиком алкоголя чтобы, так сказать, соответствовать. И в очередной раз убедился, что стоит почаще выходить из зоны игрового комфорта, пробуя что-то новое, чтобы не превратиться в старика, сетующего на то, что раньше всё было лучше.
А какие визуальные новеллы запали в душу вам? Как обычно, не забывайте делиться в комментариях!