Чуть больше года назад я поставил высший балл Knockout City, а мой коллега Александр Вилисов назвал игру проходняком. Моё мнение это тогда не изменило — мало того, я по-прежнему считаю этот мультиплеерный экшен изумительным. Рекламировали его абсолютно бездарно, модель распространения была выбрана не самая удачная, но геймплейно это замечательное развлечение — и, что самое главное, спустя год оно продолжает жить. На днях разработчики прекратили сотрудничество с Electronic Arts и сделали Knockout City условно-бесплатной на всех платформах, так что сейчас самое время ознакомиться с ней по новой.
Главный плюс игры заключается в том, что её идея не только оригинальна, но и реализована здорово. Совсем недавно вышла Roller Champions, которая тоже по-своему необычна, однако на этом плюсы заканчиваются — там просто наворачиваешь круги в нестандартных условиях. Разработчики Knockout City же выжимают из изначальной задумки практически максимум и при этом с каждым новым сезоном умудряются придумывать что-то новое.
Суть проста: две команды по три человека играют в вышибалы. То есть находят на карте мячи и швыряют их друг с друга. Если кто-то пропустил два удара, он на время выбывает из игры, а противники получают очко.
Всё становится намного интереснее благодаря дополнительным механикам, которых целая гора по меркам этого жанра. Есть обычные, навесные и закрученные броски — мяч может летать по-разному. Есть рывки, которыми либо выбиваешь мяч из чужих рук, либо спасаешься от чужих снарядов. Есть возможность перехватывать вражеские мячи и пасовать товарищам — это позволяет заряжать снаряд, чтобы наносить повышенный урон. А в поединках один на один можно совершать обманные замахи, чтобы оппонент не смог вовремя отреагировать на настоящий бросок.
Самое забавное — возможность сворачиваться в клубок и превращаться в мяч, который другие игроки могут подбирать и использовать в качестве снаряда. Врагу, конечно, лучше не давать собой пользоваться, зато для союзников открываются новые варианты. Обычный удар человеческим мячом моментально устранит любого противника, а если перед броском его зарядить, то снаряд превратится в бомбочку, которой удастся прицельно обрушиться на выбранное место и тоже нанести существенный урон.
Это базовые механики, которые за год никак не поменялись и по-прежнему делают матчи очень весёлыми и динамичными. Игра идёт всего лишь до десяти очков, так что раунды долго не продолжаются, зато они всегда насыщены событиями. Когда в одной точке встречаются три или четыре игрока, начинается хаос: летают мячи, участники разными способами швыряют их, кто-то сам превращается в снаряд, все пытаются уворачиваться или перехватывать то, что в них кинули…
Благодаря кросс-плею в Knockout City оставалась активность ещё до перехода на бесплатную модель — как минимум подписчики Game Pass проводили в ней время. Так что сейчас, когда игра привлекла внимание новой аудитории, матчи ищутся ещё быстрее. Опытных вышибал на серверах полно — по надетым на них косметическим предметам можно понять, что они не вчера скачали игру. А для новичков здесь есть исчерпывающий обучающий режим, где не только в деталях рассказывают о механиках, но и знакомят с картами, добавленными после релиза.
В обновлениях разработчики каждый раз старались предлагать карты с необычными особенностями, которые делали бы каждый матч уникальным. К примеру, «Потасовка с изоляцией» — это заброшенная тюрьма с активными охранными системами. Если встать под свет прожектора, вылезет турель, которая через несколько секунд выстрелит мячом-клеткой — вы либо оказываетесь заперты и превращаетесь в снаряд, либо перехватываете этот мяч. Турели появляются в разных местах, в том числе в центре карты — когда там идут ожесточённые бои, результат может быть непредсказуемым.
Или взять «Голливудский авторай». Структурно это довольно стандартная локация, но лишь до тех пор, пока центральная площадь не начинает меняться. Там то появляются постройки и укрытия, то исчезают, и они постоянно разные — ни одна другая карта не предлагает ничего подобного. Не все локации одинаково хороши («Место крушения НЛО», например, так себе — там очень легко свалиться в пропасть), но в подавляющем большинстве случаев от дизайна очередного поля боя получаешь удовольствие.
Разнообразными поединки делают и мячи. Помимо стандартных снарядов, которые всегда можно найти на любой карте, в начале очередного матча случайно выбираются особые мячи. Например, будут попадаться мячи-мины — стоит взять такой в руки, как запускается таймер, и спустя несколько секунд мяч взорвётся. Или вышеупомянутые мячи-клетки, из которых жертве какое-то время не выбраться.
В новом сезоне, стартовавшем несколько дней назад, ввели самый интересный тип снарядов — мячи-бумеранги. Когда кидаешь в кого-то любой другой мяч, он падает на землю где-то рядом с противником. Бумеранг же возвращается после попадания в оппонента, и его желательно поймать — иначе вас ненадолго оглушит. Поначалу я активно использовал эти мячи лишь для выполнения испытаний, но со временем мне так понравилось ранить ими врагов и получать бумеранги обратно, что расставаться с ними не хотелось.
В этом прелесть Knockout City — механики в ней изумительные и глубокие. Скелет игры — классический командный бой насмерть, любимый многими режим в сотнях мультиплеерных экшенов. Но здешняя его вариация совершенно непохожа на то, что предлагают конкуренты. Аналогов нет, да и трудно представить, как такую идею можно реализовать ещё лучше.
Главное, что разнообразия тут хоть отбавляй, а благодаря этому и со зрелищностью нет проблемы, от которой страдает недавняя Roller Champions. Поскольку карты абсолютно разные, мячи постоянно меняются, а команды ведут себя непредсказуемо (кто-то часто сворачивается в клубок, кто-то полагается на обычные снаряды), красивых моментов с вашим участием будет выше крыши. Что в процессе написания старого обзора, что сейчас я один за другим записывал крутые клипы в каждом втором матче.
Потому и обидно, что Knockout City не стала громким хитом, имея для этого все данные. В то же время нельзя сказать, что Electronic Arts бросила игру на произвол судьбы, как это было с Rocket Arena. В первые десять дней после релиза проект был бесплатным на всех платформах, потом в него позволили играть всем желающим до 25-го уровня — какие-то попытки продвинуть игру в массы были, хотя давящие на мозг ограничения и могли отпугнуть часть аудитории. Затем — добавление в Game Pass и раздача в PlayStation Plus, однако повторно запускать рекламу параллельно с этими событиями издатель не стал. Теперь же отслеживать, когда игру можно скачать и сколько в неё позволяют играть, не нужно — она везде бесплатна навсегда.
Вдруг стать хитом спустя год, просто лишившись ценника, игре вряд ли удастся, хоть подобные прецеденты и были. Но стоит отметить, что Knockout City не завершила свой первый год будучи полуразложившимся трупом. Если вспоминать неудачные мультиплеерные экшены, то всякие Rocket Arena и LawBreakers спустя 12 месяцев либо в последний раз получали контентные обновления, либо вообще закрывались. В данном же случае хочется верить, что у игры начинается новая жизнь. Уж не знаю, EA ли открестилась от проекта, или сами разработчики решили заниматься им самостоятельно, но прекращать поддержку и отключать серверы они явно не спешат.
Вопрос лишь в том, как игра будет существовать без ценника, денег от раздач в подписных сервисах и прочих источников прибыли, запас которых на сегодняшний день полностью исчерпан. Да, здесь по-прежнему продаются косметические предметы и доступен боевой пропуск, но я не уверен, что люди будут достаточно активно тратить на всё это реальные деньги. Вдобавок тем, кто до июня хотя бы один раз запускал игру, подарили по две тысячи единиц местной валюты — а этого и на пропуск хватает, и ещё на пару мелочей. То есть вернувшихся пользователей, наоборот, отговаривают от вложения своих кровных. Надеюсь, у разработчиков есть какой-то план и они его придерживаются.
Переход на условно-бесплатную модель — повод либо ознакомиться с Knockout City впервые, либо вернуться в неё и дать второй шанс, если когда-то вы забросили её, не успев углубиться в механики. На мой взгляд, это один из самых оригинальных, ярких и захватывающих мультиплеерных экшенов последних лет, который при правильной подаче мог бы стать одной из главных игр в портфолио Electronic Arts. Ещё и кросс-плей с кросс-прогрессом были доступны с первого дня, что в онлайн-играх до сих пор редкость. Это замечательное развлечение, которое за год не растеряло ни одного достоинства, а лишь обзавелось новыми.