Кажется, идеальная формула для асимметричных мультиплеерных экшенов была найдена. Evolve с её охотой на монстра не взлетела, зато если делать с подобным геймплеем хоррор, аудитории такое в разы интереснее. А ещё лучше добавить как можно больше отсылок к ужастикам из прошлого века. Можно, как в случае с Friday the 13th: The Game, основывать на этом всю игру, а можно регулярно устраивать кроссоверы, как в Dead by Daylight. Авторы Evil Dead: The Game пошли по первому пути.
Проект получился довольно любопытным, ведь в нём сочетается несочетаемое. С одной стороны, система «Четыре против одного» не очень хорошо вяжется с тем, что мы видели в «Зловещих мертвецах» и продолжениях легендарного фильма. Особенно если учитывать, что отряд может целиком состоять из Эшей разных эпох. С другой же стороны, авторы постарались сделать всё возможное, чтобы воссоздать атмосферу кинолент как можно лучше, и у них это получилось.
Один из разделов меню — однопользовательские миссии, прохождение которых необходимо для разблокировки некоторых героев. Среди них особенно чудесна первая, созданная по мотивам оригинальной Evil Dead. Мы появляемся в знаменитой заброшенной хижине, заточённая в погребе Шерил отчаянно пытается оттуда выбраться, комнаты в точности такие, какими были в фильмах. В этот момент понимаешь, что это игра от фанатов для фанатов, а со временем находишь и массу других отсылок.
По большому счёту эти миссии не очень-то нужны. Они не имеют почти ничего общего со стандартным мультиплеерным режимом, поскольку вы выполняете задания в одиночку, да и их сложность сбалансирована не лучшим образом — с первого раза всё не пройдёте из-за отсутствия контрольных точек. Но эти сюжетные эпизоды особенно здорово пропитаны атмосферой Evil Dead, плюс не нужно заботиться о команде и задачах — лишь в одной миссии таймер вынуждает спешить и мешает изучать окрестности.
Разработчики с большим уважением отнеслись к первоисточнику — они не только сделали играбельными героев фильмов, но и пригласили на озвучку актёров, что их играли. Особенно заинтересован в проекте был Брюс Кэмпбэлл (Bruce Campbell), исполнитель роли Эша. Он и интервью активно давал, и коллективу советами помогал — даже пятую точку своего героя просил исправить, чтобы сделать его максимально похожим на себя.
Сюжетные миссии — лишь бонус, а главной составляющей Evil Dead: The Game является мультиплеер. Можно играть с ботами, но это быстро надоест, да и опыт там не начисляют. С живыми напарниками — совсем другое дело. Четыре участника появляются примерно в одном месте и должны выполнить цепочку действий: найти три части карты, собрать потерянные страницы Некрономикона и кандарийский кинжал, а затем добраться до книги и защитить её от одержимых. Мешает им пятый участник, управляющий силами зла.
Выжившие могут свободно перемещаться по всей карте, но должны следовать нескольким правилам. Во-первых, начинают они с голыми руками — необходимо обыскивать здания в надежде найти там оружие ближнего или дальнего боя. Заодно желательно обзавестись аптечками и щитами. Во-вторых, нужно как можно чаще держаться вместе или проводить время рядом с огнём, иначе персонаж начнёт бояться и станет потенциальной жертвой для сил зла — пятый игрок на время вселится в него и начнёт охоту на его друзей.
У злодея задачи иные — он чувствует себя оператором «Зловещих мертвецов» и на высокой скорости летает среди кустов и деревьев, как в фильмах. По пути он собирает сферы, у которых много способов применения: за них и ловушки можно активировать, и в ящики с припасами подбрасывать гадости, и открывать порталы для миньонов. Управлять позволяют не только напуганными людьми, но и призванными демонами — они становятся крепче и опаснее.
Задача для разработчиков была непростой, но им удалось сделать геймплей за обе стороны весёлым. Прежде всего было важно, чтобы не скучали игроки за выживших, — их в каждом матче должно быть четверо, так что если желающих брать эти роли мало, то серверы быстро опустеют.
Когда играешь за человека, увлекательно и локации исследовать, и выпутываться из непростых ситуаций, и помогать товарищам. Патронов мало, поэтому дерёшься в основном в ближнем бою, и сделан он отлично — с лёгкими и тяжёлыми ударами, уклонениями и специальными приёмами. У противников есть шкала баланса (аналог выносливости из других игр), и чем больше урона вы наносите врагу, тем быстрее она иссякнет, после чего можно совершить мощный приём. Не факт, что он добьёт оппонента, но здоровья отнимет немало.
Впечатляет то, что авторы сделали уникальные анимации для каждого вида оружия — лопат, копий, молотков, бензопил и так далее. Плюс анимации различаются в зависимости от того, добиваете ли вы ударом противника или просто наносите большой урон. Выглядят такие моменты очень зрелищно, особенно когда после ожесточённой драки персонаж, залитый кровью с головы до пят, идёт к следующему врагу и с остервенением его избивает. Приёмами пользуешься постоянно, поскольку во время их исполнения герой неуязвим для остальных монстров.
Огорчает во всём этом лишь то, что случайные компаньоны далеко не всегда хорошо играют. Порой возникает ощущение, что находишься с ними в разных матчах, — они бегут в другую сторону, отделяются от остальных и погибают чёрт-те где, никак не помогая. Чтобы вместе достичь успеха, желательно, в частности, отмечать ящики с припасами — из них выпадают бутылочки, нужные для прокачки по ходу матча. Кто откажется от увеличения урона или повышения запаса выносливости, которую тратишь на уклонения? Но если напарник не помогает с поиском этих бутылочек, играть становится сложнее.
Можно объяснить это тем, что обучение недостаточно хорошо разжёвывает некоторые детали игры. С его помощью удаётся разобраться в базовых механиках, не более. Например, я не сразу увидел, что местоположение следующего фрагмента карты написано в правом верхнем углу. А о том, что в игре есть классы и у всех персонажей уникальные умения, и вовсе узнаёшь лишь в процессе поиска матча или если случайно зайдёшь в меню со странным названием «Коллекция». Есть лидеры, которых сложнее напугать, есть помощники (что-то вроде «хилеров»), и есть воины и охотники — они наносят больше урона в ближнем и дальнем бою соответственно.
Игрок, управляющий демоном, пользуется слабостями неопытных отрядов и может отлавливать одиночек, запугивать их, призывать как можно больше солдат. У сил зла тоже есть несколько классов. Некромант управляет армией скелетов, у Кукловода способности связаны с электричеством, а Полководец руководит дедайтами, то есть рядовыми монстрами. У всех классов — как стандартные, так и элитные бойцы (различаются живучестью, силой и стоимостью призыва), а также особо крепкий босс с опасными способностями. Все по-своему хороши — Некромант, к примеру, может усиливать армию потешным скелетом-флейтистом, которого нужно лишь хорошо спрятать.
Даже проигрышные матчи приносят плоды — вы получаете опыт и можете прокачивать любого персонажа, хоть человека, хоть демона. У каждого героя есть внушительное древо пассивных улучшений, каждое из которых действительно влияет на геймплей. Снижение получаемого урона, повышение максимального здоровья, упрощённый поиск фрагментов карт — лишь пара примеров. «Хилеры» смогут восстанавливать больше здоровья павшим союзникам после их спасения, усиливающая аура лидеров начнёт быстрее восстанавливаться — со временем герои окажутся значительно выносливее, чем были в начале игры.
Это, безусловно, вносит дисбаланс и хаос. Если отряд низкоуровневых выживших попадётся прокачанному монстру, исход очевиден. И наоборот — если выжившие парой ударов разносят в щепки всю армию зла, пятый участник просто не успевает генерировать новых солдат. Спасает то, что и геймплейно, и стилистически Evil Dead: The Game приятна и даже притягательна — независимо от исхода после завершения матча сразу запускаешь следующий. Хочется прокачать полюбившихся героев или демонов, а потом избивать нечисть или руководить ею.
Evil Dead: The Game удалась и как фансервис, и как самостоятельный проект. Конечно, поклонникам «Зловещих мертвецов» здесь будет веселее всех — спасибо зашкаливающему количеству отсылок. Но и как новый экшен с асимметричным мультиплеером игра очень хороша. Динамичные матчи, персонажи и демоны с уникальными способностями, обширная прокачка каждого героя — можно долго перечислять причины, по которым игра затягивает, а недостатки вроде проблем с балансом её не портят. Остаётся лишь надеяться, что поддержка будет достаточно активной и аудитория не разбежится по другим проектам — как минимум стартовые продажи у новинки очень хорошие.
Плюсы: огромное количество отсылок к «Зловещим мертвецам», включая озвучку от тех же актёров, что были в фильмах и сериале; увлекательный геймплей за любую из сторон конфликта; динамичные матчи, в которых некогда скучать; большие древа прокачки у каждого персонажа и демона делают игрока сильнее даже после неудачных матчей.
Минусы: однопользовательские миссии не имеют почти ничего общего с мультиплеером, а сложность в них сбалансирована не лучшим образом; наличие обширной прокачки приводит к дисбалансу в матчах; не все механики объясняются в обучении, из-за чего новичкам трудно быстро сориентироваться.