Fortnite остаётся одной из самых популярных игр на планете, но множество людей по-прежнему опасаются её запускать. Всё дело в злополучной механике строительства — дескать, стоит в кого-то выстрелить, и противник обрастает высоченным небоскрёбом, занимая более выгодную позицию. Если сам строить не умеешь, одолеть такого оппонента будет проблематично, а учиться нужно долго — у многих на это банально нет времени.
Второй сезон третьей главы Fortnite начался с масштабного эксперимента. Строительство в нём не просто сделали ограниченным (раньше появлялись отдельные локации, где стройку отключали), а убрали полностью. Вернее, в соревновательных режимах оно осталось, поскольку их аудитория училась этому искусству, а вот в обычных «пабликах» стройки нет вообще. При нажатии на кнопку, которой раньше вызывалось соответствующее меню, теперь ничего не происходит.
Как и все подобные нововведения до этого, исчезновение столь знаковой «фишки» объясняется сюжетно — враждебный Орден Петли использовал гаджет, лишивший людей возможности строить. Поэтому в сундуках ресурсы не найти, срубленные деревья ничего после себя не оставляют, а понять по оставленным постройкам, посещал ли кто-то локацию или нет, уже не получается.
Я стройкой особо не увлекался и пользовался лишь базовым набором приёмов: ставил доски, чтобы залезть повыше, и сооружал примитивную конструкцию из лестницы и стены в качестве укрытия. Но даже в моём случае в новом сезоне я почувствовал себя не в своей тарелке — когда в чистом поле встречаешься с врагом и понимаешь, что тебе никак от него не защититься, приходится целиться в него особенно точно. В то же время успокаивает, что и он находится в таком же положении, так что побеждает самый меткий.
Чтобы сделать перестрелки более сбалансированными, разработчики увеличили количество здоровья. Вернее, добавили бонусный суперщит объёмом 50 единиц — когда его сносят, спустя пару секунд он начинает автоматически восстанавливаться. Это делает сражения более продолжительными — в самом начале матча вам нужно нанести оппоненту 150 единиц урона, а после употребления им всех возможных зелий — аж 250, а то и больше, если ему повезёт найти укрытие и частично восстановить суперщит во время боя.
Но одного лишь этого было бы недостаточно. Во многом режим без строительства казался невозможным из-за «деревянности» персонажа. На его фоне герои Apex Legends выглядят атлетами — и карабкаться по стенам могут, и подкаты совершать, скатываясь на огромной скорости с холмов. В Fortnite же удавалось лишь приседать и бегать, поэтому сооружение укрытий было необходимостью.
Ещё в прошлом сезоне в игру добавили возможность совершать подкаты, и я пользовался ею постоянно. Она не только позволяла быстрее убежать от надвигающейся бури, но и не раз спасала в перестрелках, когда удавалось за несколько секунд обойти противника и застать врасплох. Теперь же появилась ещё пара крутых «фишек», в том числе ускоренный бег. Точно как в последних Call of Duty, можно нажать на кнопку бега и устремиться вперёд — бежать позволяют до тех пор, пока не кончится выносливость. Скорость передвижения, кстати, возросла — к этому быстро привыкаешь.
Ещё одно нововведение — возможность цепляться за уступы, и вот к этому привыкнуть после стольких лет игры довольно трудно. Функция полностью меняет подход к исследованию и к перестрелкам. Если раньше забраться на домик или заправку можно было лишь после установки наклонных лестниц, то теперь достаточно прыгнуть и удерживать кнопку, пока персонаж не начнёт карабкаться. Происходит всё плавно и быстро, словно такая опция была в игре всегда, хотя даже в PvE-режиме Save the World ничего подобного не вводили.
Конечно, хватает мест, где персонажу цепляться не за что — например, забраться на гору без строительства будет значительно труднее, поскольку персонаж начнёт скатываться с каждого склона. Да и быстро занять позицию на крыше какой-нибудь башни не удастся. В то же время можно представить массу ситуаций, когда введённых функций более чем достаточно, особенно на локациях с невысокими домишками, вроде Сонного Селения. Слышите стрельбу в вашу сторону — быстро ориентируетесь, парой прыжков забираетесь куда-нибудь и методично отстреливаете противников. А заодно и сундук можете там обнаружить.
Все эти новые возможности полностью преображают игру. Если раньше действительно было невозможно представить Fortnite без строительства, то теперь это полноценный шутер от третьего лица, где ни в чём не чувствуешь себя ограниченным. Можно даже сказать, что разработчики вдохнули в игру новую жизнь — все её многочисленные достоинства остались на месте, а то, что пугало сторонних наблюдателей, сменилось отличными нововведениями.
Однако строительство, конечно, не исчезло навсегда — говорят, спустя неделю после старта сезона оно вернётся. Но очевидно, что происходящее — большой эксперимент. Аудитория просила о таком режиме очень давно, известные контент-мейкеры заявили о желании вернуться в игру, узнав об исчезновении стройки. Да и слишком уж много появилось механик, не очень нужных тем, кто привык в любой ситуации сооружать лестницы и стены. Короче говоря, будет странно, если всё это не приведёт к созданию отдельного режима.
Новый сезон интересен и другими нововведениями. Над картой нависают несколько дирижаблей Ордена Петли, в которых сундуки с ценными предметами охраняют управляемые ИИ солдаты. Можно сказать, что это ещё одна скопированная у Apex Legends «фишка», но если там после зачистки можно лишь спрыгивать с дирижабля на землю, то здесь лучше залезть в осадную пушку и выстрелить собой куда подальше — например, чтобы спастись от Бури.
Список доступного оружия пополнился несколькими свежими экземплярами. Как любитель стреляющих очередями винтовок, я остался в восторге от «Ударника», выпускающего по два снаряда и оснащённого прицелом. Винтовка заменила собой автомат Семерых, который в прошлом сезоне порадовал многих возможностью стрелять с видом от первого лица. Ну и боевой пистолет-пулемёт кажется неплохой пушкой для ближнего боя. Также из хранилища вернулись изменённые автомат с тепловизором, револьвер и автоматический дробовик — от последнего погибать особенно обидно, хоть его и постарались ослабить, замедлив стрельбу.
Ну а среди транспорта нельзя не отметить новинку — танки. Конечно, немного странно вводить танки в момент, когда игроки не могут строить оборонительные сооружения, но слишком сильной технику делать не стали. Для убийства оппонента требуется сделать несколько выстрелов из пушки, скорость передвижения довольно низкая, да и отстрелить гусеницы, чтобы ещё сильнее замедлить танк, не так сложно. Кстати, теперь транспорт можно чинить, если найти паяльную лампу.
Удивительно, как Epic Games удаётся освежать игру с началом каждого сезона. Ещё несколько месяцев назад появления подкатов, падающих деревьев, пускателей паутины (их, кстати, убрали) и торнадо казалось достаточно, чтобы в игру в очередной раз захотелось вернуться. Но теперь всё это видится очень незначительным на фоне того, какие геймплейные механики предложили в начале весны.
Масштабы проблемы, связанной со строительством и невозможностью влиться в игру, были сильно преувеличены — даже базовых способностей хватало, чтобы время от времени побеждать в матчах. Как минимум из-за того, что многие умелые игроки сидят в соревновательных режимах, а не в стандартных. Но теперь в «пабликах» все в равных условиях, и тут всё зависит от меткости и скорости реакции. Станет ли режим без строительства новой главой в истории Fortnite или окажется очередным ивентом, о котором больше не вспомнят? Узнаем в ближайшее время.