«Анчартед: На картах не значится» (в оригинале просто Uncharted) — очередная голливудская адаптация одной из знаковых видеоигровых франшиз. Новости о том, что по творению Naughty Dog будут снимать фильм, стали появляться ещё в 2008-м, через год после выхода Uncharted: Drake’s Fortune, первой игры серии. С тех пор утекло много воды, менялись кандидаты на место режиссёра и исполнителя главной роли. Например, в 2010-м оглашалось, что Нейтана Дрейка должен играть Марк Уолберг (Mark Wahlberg). Переговоры велись и со Звёздным Лордом Крисом Прэттом (Chris Pratt), кроме того, вжиться в образ охотника за сокровищами вызывался так похожий на него Нейтан Филлион (Nathan Fillion).
Но в итоге роль Дрейка досталась молоденькому Тому Холланду (Tom Holland), а в режиссёрское кресло уселся Рубен Фляйшер (Ruben Fleischer), подаривший нам дилогию «Zомбилэнд» и первого «Венома». Не забыли в фильме и про старину Уолберга, которому спустя столько лет достался уже персонаж повзрослее. Вышло ли в итоге из всех этих перетасовок что-то хорошее? Давайте разбираться.
Честно вам скажу, я очень ждала этот фильм. Не потому, что в прошлом году впервые познакомилась с серией и прошла все игры, не потому, что мне симпатичен марвеловский Человек-паук, и даже не потому, что я в принципе стараюсь не пропускать экранизации видеоигр. Меня просто-напросто пробрал до мурашек трейлер с Led Zeppelin в качестве музыкального сопровождения. Хотя, по моему мнению, трейлеры — это зло. Нынче в них тебе покажут чуть ли не половину фильма, а иногда даже кадры из его концовки. Давайте, может, сразу сцену после титров туда засунем? Ах да… В общем, я никому не рекомендую смотреть трейлеры, но «Анчартед» — тот случай, когда фильм просто невозможно заспойлерить.
Действие киноадаптации происходит до событий игр: перед нами, можно сказать, становление главного героя. Хотя формула сюжета там, по сути, такая же: ловкий и смышлёный Нейтан в компании со своим более взрослым товарищем Виктором Салливаном ищут древнее, утерянное всеми сокровище, на которое при этом у других охотников тоже есть виды. Поиски занесут героев и в экзотические локации вроде тропиков, и в древние катакомбы с ловушками, и на помпезный аукцион, где одними только ставками явно не отделаться — надо пустить в ход всю свою сноровку и смекалку.
Несмотря на то что сюжет вроде бы и оригинальный, многие сцены чуть ли не дословно копируют фрагменты из игр. Ну или просто навеяны ими. Вот грузовой самолёт, словно залетевший сюда из Uncharted 3: Drake’s Deception. Вот приют, в котором провёл своё детство Нейтан, взятый, очевидно, из его воспоминаний из A Thief’s End. Вот уже упомянутый выше аукцион, где в качестве одного из лотов выставлено сокровище, открывающее путь к добыче покрупнее. Да, прямо как во всё той же четвёртой части. Вот не доверяющая никому Хлоя Фрейзер, с которой мы впервые познакомились в Uncharted 2: Among Thieves, оставляет героя в дураках, ну и так далее.
Никто не отменял и совсем небольшие отсылки вроде стикера Naughty Dog на чемодане главного героя или даже одежды персонажей, сшитой явно по цифровому образу и подобию. Есть тут и отличное камео для настоящих фанатов игр — большинство зрителей в зале его просто не поймут, увы (по крайней мере, на моём полном людей сеансе хлопала в тот момент только я одна).
Если с сюжетом всё более-менее понятно (он тут бодрый и незамысловатый, но выдерживает дух первоисточника), то как же обстоит дело с главными действующими лицами? Как по мне, говорить, что Том Холланд в роли весьма юного Дрейка, а Марк Уолберг в роли помолодевшего Салли совсем уж не вписываются в образы или, наоборот, словно специально для них созданы, — та ещё вкусовщина. Да, поначалу сложно отделаться от мысли, что смотришь на очередные приключения Питера Паркера. Персонаж Холланда тут ведёт себя практически так же, как его герой из марвеловской киновселенной: неуклюже дерётся и шутит, для полноты картины не хватает только паучьих сил.
Салли хоть и выглядит моложе, но ведёт себя как старик, отказываясь делать что-то хоть сколько-нибудь физически непростое, хотя, казалось бы, мог бы и подать своему юному ученику хороший пример. Из-за того, что Салливан не лезет на рожон, герои вынуждены разделяться, поэтому первая треть фильма больше напоминает экранизацию серии We Were Here — персонажи находятся далеко, но зависят друг от друга и пытаются вместе решать головоломки.
Помимо поиска сокровищ фильм показывает нам, как герои постепенно учатся полагаться на товарищей. Вообще, тема доверия — одна из центральных в фильме, и именно вокруг неё крутится сюжет. К вопросу об отсутствии интриги: мы уже сразу понимаем, к чему всё придёт в финале, потому что благодаря играм знаем, что герои станут друзьями. Со злодеями тоже всё понятно, однако, несмотря на предсказуемость истории, смотреть фильм всё равно интересно — и не в последнюю очередь благодаря местным пейзажам и происходящему на их фоне экшену. Прибавьте сюда неплохую игру актёров (безотносительно того, походят они на игровых персонажей или нет), задорное музыкальное сопровождения от Рамина Джавади (Ramin Djawadi) — и получите вполне себе приятное приключенческое кино. Беззубый попкорновый экшен на вечер — в рецензии и зацепиться не за что.
Единственное, чего мне недоставало в «Анчартед: На картах не значится» (ну, помимо Led Zeppelin в саундтреке, а то что одним только трейлером ограничиваться?), так это хорошего юмора. Шутки в фильме, конечно же, были, но не сказать, что много. Всё-таки от истории про острых на язык авантюристов ждёшь больше подколов. Но спишем это на то, что перед нами лишь начало приключений героев и они пока что притираются друг другу, а в сиквелах уже расчехлят свои шуткомёты по-полной, да и сам сюжет продолжения окажется более интригующим. Ну а на то, что оно когда-нибудь да выйдет, в фильме дают довольно прозрачные намёки.