Мы видели много клонов Resident Evil, но дилогия Heaven Dust стоит особняком. С одной стороны, тут много прямых цитат из классики сурвайвл-хорроров, а с другой — выглядит игра как-то по-детски, почти мультяшно. Хотя вот в Heaven Dust II, чтобы выжить, придётся напрячься совсем не по-детски.
Первая Heaven Dust вышла в 2020 году и рассказывала привычную историю про жуткие вирусы, опасные эксперименты и секретную лабораторию в особняке, где и очнулся главный герой. Чтобы выбраться из этого лабиринта, полного ловушек и зомби, он, как водится, сражался и решал головоломки.
В сиквеле протагонист оказывается в криогенной камере и снова приходит в себя посреди натурального ада — а точнее, в первом исследовательском институте, где после важной пресс-конференции ожившие мертвецы вырвались наружу и сожрали практически всех. Нам снова нужно выбраться и выжить, а помогает в этом директор института Александр, который выходит на связь с героем и подсказывает, куда идти, что делать и как добраться до помещения, где он забаррикадировался.
Причём надо спешить — вскоре запустится программа самоуничтожения, и весь комплекс взлетит на воздух. Правда, редкие выжившие, которых мы встречаем, предупреждают, что Александру не стоит особо доверять… То есть свои интриги тут есть, а дополнительную информацию о том, что случилось и как ситуация в принципе развивалась мы по традиции находим в многочисленных записках и дневниках.
Кстати, редкие выжившие могут не только предложить на обмен полезные расходники, но и попросить о помощи. Например, журналистка с той самой роковой пресс-конференции, оказавшаяся в ловушке из обломков (и зомби до неё добраться не могут, но и она не способна выбраться), просит найти утерянную камеру и ключ от комнаты охраны за её спиной. И лучше помочь — это впоследствии пригодится при решении некоторых пазлов.
Да, геймплей, как и в первой части, чередует классический экшн и головоломки. Но сиквел стал масштабнее, а сами сражения — более интересными, разнообразными. И их в принципе стало больше. Появилось много крупных, опасных и причудливых боссов. Даже первый — огромный червь вызывает «вау»-эффект и заставляет попотеть даже на нормальном уровне сложности, отказываясь умирать с первого раза и преследуя героя на протяжении долгого времени.
То и дело возникают эффектные ситуации, когда, например, мы едем на вагонетке и расстреливаем монстра из пулемёта. Или когда, чтобы добраться до камеры вышеупомянутой журналистки, нужно сначала выпустить толпу зомби, а потом скорее встать за тот же пулемёт и устроить кровавую баню.
Видов врагов тоже стало больше. Некоторые представляют собой ходячую бомбу, другие плюются ядом, третьи покрываются наростом, который нужно сначала отстрелить, чтобы уничтожить гадину. А ещё есть крайне агрессивные собаки.
А в целом экшн-основа всё та же и напоминает о классике жанра: вскидываем оружие и стараемся прицелиться в голову. При этом реализована интересная механика — нужно дождаться, когда прицел автоматически сфокусируется на голове и превратится в точку, чтобы ровно в этот момент и выстрелить. Патронов, как обычно, не хватает, поэтому всё обыскиваем и помним, что боеприпасы можно изготовить, смешав порох и гильзы. В случае чего можно и полоснуть зомбака ножом. Или кинуть огненные/электрические гранаты в толпу.
Оружие (револьвер, пистолет-пулемёт, дробовик, «калаш» и другие) разрешают модифицировать, устанавливая оптику, улучшенный магазин и так далее. Происходит это на станках в комнатах безопасности. Там же мы сохраняемся с помощью кассетного магнитофона и пользуемся складом — инвентарь-то небезграничный. В общем, классика. Точно такой же прямой цитатой из Resident Evil выглядит возможность с помощью красной травы улучшить целебную зелёную.
Что же касается пазлов, то тут в целом тоже всё по классике. Часто приходится крутить статуи, подбирать коды к электронным замкам, а также искать ключи, карты доступа и особые предметы, таблички разной формы и с разным знаками, чтобы водрузить их на нужное место. Подсказки находим в записках, в записях на видеопроекторе, или, например, можно увидеть цифры на стене, если включить свет. Где-то потребуется подтащить ящик, чтобы добраться до нужного места, где-то — сжечь мешающие пройти кусты. А с помощью электрической гранаты мы приводим в действие генераторы.
И в целом с фантазией у авторов всё хорошо — пазлов много, встречаются нестандартные ситуации. Так, подсказки к кодам могут быть зашифрованы в расположении бильярдных шаров на столе. А чтобы добраться до ящика с дробовиком, без которого невозможно разрушить некоторые препятствия, надо очень метко пострелять в тире.
Именно обилие и разнообразие экшн-ситуаций и головоломок позволяет с удовольствием играть в этот слишком дотошный, казалось бы, клон Resident Evil. А ещё мне понравился дизайн уровней — он достаточно свободный и открытый, позволяющий в вольном порядке исследовать локации. Появляются даже элементы метроидвании — постоянно держишь в уме, что ты ещё не нашёл способ открыть ту или иную дверь или ящик, не добрался куда-то — и всегда, если что, туда можно вернуться. А огорчают разве что иногда возникающие проблемы при прицеливании и в целом в управлении — метать гранаты вот не очень удобно.
Heaven Dust II оставляет исключительно приятное впечатление. «Изюм» тут, конечно, не поставишь — слишком уж много явных цитат из другой игры. Но все поклонники сурвайвл-хорроров не имеют права проходить мимо творения One Gruel Studio.
Плюсы: история стандартная, но держит в напряжении; увлекательный геймплей в лучших традициях жанра; обилие и яркого экшена, и интересных пазлов; возможность модификации оружия; интересные боссы и разнообразие видов зомби; картинка, конечно, специфическая для сурвайвл-хорроров, но к ней быстро привыкаешь, и она оставляет приятное впечатление
Минусы: иногда возникают проблемы в управлении; возможно, хотелось бы видеть больше оригинальных идей и меньше прямых цитат из Resident Evil.