Limbo и Inside стали источниками вдохновения для многих независимых разработчиков. Иногда оммажи получаются удачными, как дилогия Little Nightmares, иногда — проходными, как Black the Fall. Новинка White Shadows от немецкой студии Monokel относится скорее к первой категории, и тем удивительнее, что для коллектива это дебютная игра. Филигранная работа, которая надолго оседает в памяти и вызывает желание не только советовать её всем и каждому, но и когда-нибудь вернуться к ней и пережить это приключение вновь.
Игра сразу предупреждает о темах, которые будут в ней подниматься. Тут и расизм, и ксенофобия, и насилие с принудительным трудом. Есть и жестокое обращение с животными: все персонажи здесь — представители фауны. Волки, свиньи, крысы — «все животные равны», как утверждается на плакатах и неоновых вывесках. Все, кроме птиц: их считают разносчиками всевозможной заразы и стремятся либо уничтожить, либо «переделать». Хотя и некоторые другие животные в этой вселенной явно не относятся к вершине общественной пирамиды.
Мы управляем одной из птиц, вороной, пытающейся изменить положение, и найти себе место в этом обществе. То есть темы, раскрытые в White Shadows, куда понятнее, нежели в той же Inside. Если там вам не понравилось, что многое приходится домысливать, то здесь всё более-менее очевидно: антиутопическое государство, в котором царит социальное неравенство, да одинокий герой, сталкивающийся с несправедливостью и чудовищным отношением к нему и ему подобным.
Возможно, параллели с реальным миром порой слишком сильно бросаются в глаза: плакат «Вороны виновны», вывеска со словами «Они этого заслуживают», постоянные напоминания о том, что «Свет — это жизнь» и фраза «Хорошая птица — мёртвая птица». Но такая карикатурность кажется уместной — она не превращает игру в излишне депрессивную историю, иногда даже предлагая улыбнуться абсурдности происходящего.
Разработчики блестяще передают масштабы города, позволяя виртуальному оператору раз за разом демонстрировать, насколько крошечный наш галчонок на фоне всего остального. Фабрика, где безостановочно идёт производство, длиннющие трубы и провода, огромные очереди из таких же изгоев, как протагонист… Когда пробегаешь мимо рельс, авторы пускают огромные поезда, с оглушительным звуком проносящиеся мимо героя, — контраст передан блестяще. Ради того, чтобы в некоторых эпизодах показать на экране множество анимированных объектов или существ, создатели не стали выпускать игру на старых консолях — небольшой команде пришлось бы потратить много ресурсов на оптимизацию.
В White Shadows много моментов, впечатляющих качеством проработки, и кажется, что каждому кадру уделили огромное внимание. Как будет падать свет от прожекторов дронов-охранников, как далеко отъедет камера во время долгой пробежки из одного угла в другой, какая музыка включится в том или ином эпизоде? Весь саундтрек состоит из классических композиций — от заезженного вагнеровского «Полёта валькирий» до неожиданного «На прекрасном голубом Дунае» Штрауса. Вкупе с дизайном звука, делающим каждый эпизод жутко атмосферным, получается чуть ли не ювелирная работа, которая за три с лишним часа ни разу не выдыхается.
Геймплей поддерживает интерес с таким же успехом. Где-то нужно решить незамысловатую, но интересную головоломку. Где-то — пройти полосу препятствий, во время которой не хочется материться из-за неудобного управления, как это обычно бывает. Где-то придётся воспользоваться помощью других существ — ещё один повод вспомнить об Inside (тут этот эпизод занимает значительно меньше времени). Здесь много классных идей, которых вообще не ждёшь от дебютного проекта неизвестной студии. Примеры приводить не буду — я намеренно не вставил в статью скриншоты из второй половины игры, чтобы не портить впечатления.
К визуальному стилю привыкаешь быстро — поначалу он кажется позёрством, попыткой выделиться, но со временем без него эту игру становится невозможно представить. Монохромная палитра здорово передаёт мрачную атмосферу, а неоновые вывески с сомнительными слоганами каждый раз приковывают внимание. Без ярких цветов окружение не становится менее детализированным, а проблем с перемещением не возникает — даже искать недостатки не хочется.
Получается своеобразный оксюморон: чёрно-белая White Shadows — одно из самых ярких впечатлений последних месяцев. История с понятным посылом, прекрасное визуальное оформление, роскошная музыка — классические композиции сюда вписываются как влитые. Можно было бы упрекнуть игру в схожести с Inside, но здесь намешано куда больше: что-то взято из шедевров Playdead, что-то — из Oddworld, что-то — из немого кино, плюс собственные идеи. Коктейль получился чудесный — даже придраться не к чему.
Плюсы: любопытная история на понятные и злободневные темы; отсутствие проходных моментов; разнообразный геймплей, регулярно радующий новыми идеями; отличное визуальное оформление, без которого после прохождения игру трудно представить; чудесный саундтрек, состоящий из классической музыки.
Минусы: не обнаружены.