Жанр Tower Defense, чрезвычайно популярный на мобильных устройствах, на PC и консолях далеко не так заметен. Конечно, подобные проекты есть и там, но «чистых» TD не так много — как правило, главный акцент делают на другом, используя отстройку базы и истребление атакующих её вражеских полчищ в качестве одного из второстепенных элементов геймплея. Причина понятна — в нынешнее время для столь серьёзных платформ уже несколько несолидно ограничивать игровой процесс только возведением башен да наблюдением за стрельбой пушек.
Свежий пример смеси жанров — The Riftbreaker от польских разработчиков из EXOR Studios. Фабула незамысловата: космические первопроходцы колонизируют планету, населённую враждебной флорой и фауной. Думаете, с такой завязкой ничего интересного ждать не стоит? Ошибаетесь!
The Riftbreaker практически собрана из кусочков других игр, словно пазл. Авторы решили не ограничиваться стандартным геймплеем Tower Defense, а пойти куда дальше. Среди источников вдохновения легко угадываются Factorio, Alien Shooter, классические RTS и даже ARPG вроде Diablo. Но подходить со стандартными мерками, развешивая ярлыки, не стоит — здесь всё куда интереснее, а заимствования из других проектов хоть и заметны, но аккуратно подогнаны друг к другу и не оставляют впечатление абы как слепленного монстра.
Нашлось место даже сюжету — и не скажешь, что ему уделили недостаточно внимания. В далёком будущем человечество приступает к освоению далёких же миров. Капитан Эшли Новак отправляется на планету Галатея-37, чтобы подготовить её к грядущей колонизации. Рифтбрейкер (именно так здесь называют подобных учёных-исследователей) беспомощен без огромного меха-костюма, который обладает каким-никаким разумом, — Эшли зовёт его Мистером Ригзом. Эшли и Мистер Ригз не прочь поболтать — их диалоги служат подсказками к дальнейшим действиям, да и просто развлекают игрока: слушать болтовню девушки и робота порой бывает забавно, пусть это иногда и мешает заниматься делом и изучать наше новое пристанище.
Галатея-37 — планета прекрасная и ужасная. Это не безжизненный каменный или ледяной шар, а пышущий разнообразием мир. Красота убийственная — Эшли не зря отправилась в путь в компании меха: здешняя флора (а иногда и фауна) совсем не рада пришельцам и старается их уничтожить, не взирая на потери. Что ей можно противопоставить, кроме смекалки рифтбрейкера и огневой мощи Мистера Ригза? Конечно же, построить островок спокойствия и тишины в столь ярком и хищном мире. Островок этот, впрочем, способен огрызаться огнём, пулями и ракетами, обеспечивая нормальные рабочие условия для главной героини — во время прохождения кампании ей предстоит построить портал для установки устойчивой связи с Землёй.
Если сюжет и строгая цепочка заданий вас не интересуют, а нужен чистый, концентрированный геймплей, то можно обратить внимание на режим выживания, где отсутствуют чёткие цели, зато появляется возможность настроить игру под себя, изменив с дюжину настроек от длительности сценария до урона врагов.
На начальном этапе прохождения The Riftbreaker больше всего напоминает Factorio: необходимость самостоятельно добывать ресурсы и обеспечивать энергией растущую базу, первые робкие набеги местной живности, простейшие производственные цепочки… Кажется, ещё немного, и об обороне базы можно будет забыть, доверившись пушкам, а самому заняться автоматизацией производства.
Но, как я уже говорил, к этой игре не стоит подходить с привычными мерками. Строительство укреплений, обеспечение непрерывного производства, управление ресурсами — лишь один из многих элементов игрового процесса The Riftbreaker. Если упираться только в него, то легко заскучать — ни в какое сравнение с монструозностью Factorio здешняя симуляция производства не идёт. Производственные цепочки смехотворно коротки, логистика отсутствует как класс (любой ресурс, кроме жидкостей, мгновенно телепортируется в общее хранилище), поэтому биться над оптимальной автоматизацией добычи нет смысла.
А вот над тщательной обороной базы предстоит подумать — и хорошенько. Всё подчинено тому, чтобы не дать агрессивной фауне сожрать и разломать ваши постройки. Пушки, ракеты, мины, лазеры, что терзают инопланетную плоть, — лишь конечная точка приложения всех наших усилий по обеспечению безопасности базы.
Добыть ресурсы, обеспечить заводы энергией и ремонтом, оградить уязвимые точки стенами и батареями орудий — работы хватает, Эшли постоянно чем-то занята. Здесь не получится, как в Factorio, любоваться чётко налаженным технологическим процессом; напротив, всегда цейтнот, всегда нехватка то одного ресурса, то другого, базу необходимо чинить, расширять, перестраивать… Есть и гонка за технологиями: дерево исследований просто огромное, и пренебрегать им смерти подобно — без вложений в науку вряд ли получится выжить в столь сложных условиях.
Новое оружие, новые здания, улучшения — всё это необходимо изучать и не забывать применять на практике. Именно здесь кроется один из немногих минусов The Riftbreaker — не лучшая реализация постройки улучшенных вариантов зданий. Вручную модернизировать каждое — так себе удовольствие, особенно на большой базе.
Отвлечься от рутины поможет Мистер Ригз. Не забывайте, что он сам по себе обладает огромной боевой мощью. Это не просто разведчик или прораб, раздающий приказы строительным дронам, а настоящая боевая машина, в одиночку способная отразить вражеское нашествие. Впрочем, куда чаще нам придётся воевать за пределами базы — особенно в кампании.
Обеспечить производство всем необходимым, огородившись стенами на узком участке карты не выйдет — надо путешествовать, изучая мир. Кроме центрального поселения можно посещать и другие участки планеты, основывая там небольшие городки (или большие — как душа пожелает и местная живность позволит). Один аванпост — для добычи урана, второй обеспечивает приток ценных минералов, а третий — просто для души.
Биомы на Галатее-37 самые разнообразные, а животный мир насчитывает десятки уникальных существ, различающихся друг от друга как внешне, так и поведением. Мелкие злобные монстрики, нападающие огромными толпами, «стрелки», плюющиеся кислотой и кидающие огромные взрывающиеся шары, неповоротливые броненосцы, невидимки, странные каменные великаны — биосфера этой планеты найдёт чем удивить.
Вся эта фауна тоже является источником ресурсов: из биомассы, оставшейся после сражений, можно получать энергию, то же справедливо для растений — иногда бывает выгодно вырубить весь лес в округе ради пары лишних мегаватт. С поверженных врагов можно собирать минералы, а порой и образцы ДНК. С помощью последних удастся узнать о данном виде подробную информацию: сопротивляемости и уязвимости, наносимый урон, количество здоровья — всё это заносится в базу данных.
Отсюда проистекает интересный эффект — Галатея-37 не ограничивается периметром возведённой базы. Мир можно исследовать — как в поисках месторождений полезных ископаемых, так и для собственного удовольствия, изучая новые виды животных и, конечно же, сражаясь с ними. Планета не скупится на многообразие биомов: джунгли, пустыня, кислотные поля, вулканические области — каждый со своими свойствами и обитателями.
Заниматься исследовательской работой (если точнее, сражаться с толпами монстров в одиночку) за пределами базы не менее интересно, чем выстраивать грамотную защиту поселения. Эшли может изучать новые чертежи оборудования и находить модификации для оружия, чтобы изменять снаряжение Мистера Ригза под себя.
Здесь перед нами полноценный изометрический боевик в духе Alien Shooter: один герой против множества врагов, бесконечная стрельба и эффектные сцены применения оружия ближнего боя. Элементы ARPG в виде погони за лучшими характеристиками тоже на месте — у меха множество параметров, которые можно изменять, а арсенал вооружения насчитывает десятки образцов от меча и молота до атомной мины и ракетомёта, не считая активируемых умений и модификаций.
Напоследок нельзя не отметить великолепное техническое состояние проекта — он отлично оптимизирован, а ошибок и вылетов я не наблюдал вовсе. Если постараться, то, конечно, можно найти и минусы — кампания, например, грешит гриндом, не дающим продвигаться дальше (миссию по поиску спор кислотного гриба я запомню надолго). Сюжетная часть вряд ли подходит для повторного прохождения — дело не только в затягивании геймплея, но и в обучающем характере кампании.
А вот режим выживания с его широкими возможностями для кастомизации и настройки условий игры — настоящая находка для любителей подобных развлечений, именно благодаря ему у The Riftbreaker просматривается большое будущее. Быть может, кроме Галатеи-37 нас ждут и другие планеты?
Плюсы: оптимизация; грамотное смешение нескольких жанров; проработка каждого элемента геймплея; возможность настроить игру под себя в режиме выживания.
Минусы: затянутость некоторых миссий кампании.