Dodgeball Academia рассказывает стандартный для спортивных историй сюжет: мальчик Отто вдруг получает приглашение в Академию вышибал, где обучаются лучшие игроки в вышибалы со всего света. В тот же день начинается ежегодный турнир, герой собирает собственную команду, сталкивается с сильнейшим оппонентом и пытается достичь мастерства, которое позволило бы ему одолеть даже непобедимого противника. Однако клише никак игре не мешают — настолько удачно в ней сочетаются все геймплейные механики и повествование.
Территория академии — не очень большая, но открытая локация, где со временем появляется всё больше развлечений. Есть побочные задания, есть желающие поиграть с вами в вышибалы ученики (тут очевидны параллели с играми серии Pokemon — подростки так же останавливают проходящего мимо героя), открываются магазин и медпункт. Сюжет поделён на несколько эпизодов, и в каждом из них список доступных «побочек» и драчунов обновляется. В конечном итоге всё, что здесь происходит, связано с игрой в вышибалы — такое однообразие может слегка утомить, но было бы трудно придумать что-то другое в таком жанре.
Главное, что удалось разработчикам, — это сделать мир игры очень уютным. Двухмерные персонажи отлично выглядят в трёхмерных декорациях, визуальный стиль очарователен, а возможность свернуться клубочком и быстро кататься по территории особенно прекрасна. По мере прохождения открывается доступ к паре соседних локаций, так что проводить время в одних и тех же местах не придётся.
Академия в игре не совсем обычная — ученики, прикасающиеся к священному артефакту на центральной площади, получают небывалые силы и могут в дальнейшем открывать в себе новые возможности. Однако им всё равно нужно играть в вышибалы по стандартным правилам: есть поле, поделённое поровну, и две команды, которые перекидываются мячами. Ранили оппонента несколько раз, у него иссяк запас здоровья, и он либо выбывает из игры, либо переходит на вашу сторону — так он может ловить пропущенные вами мячи и кидать их в вас со спины.
По сюжету персонажи становятся всё опытнее и ловчее: обучаются заряженному броску, ловят летящие мячи или отбивают их, а вскоре узнают, что такое «смячный удар». Когда заполняется соответствующая шкала, можно одним нажатием совершить особый приём. Кто-то выпускает электрические разряды в места, на которые вы направили прицел, а кто-то создаёт исцеляющую союзников ауру. К сожалению, способности оппонентов зачастую значительно круче ваших — особенно сильна атака, отправляющая в вашу сторону целый вихрь мячей, от которого трудно увернуться. Победить удаётся даже таких противников, но к балансу возникают вопросы.
Чтобы драки не превращались в рутину, авторы добавили прокачку — по достижении определённых уровней все герои улучшают навыки. Поначалу протагонист поджигает врагов, только если попасть в них заряженным броском, а со временем и обычная атака начнёт наносить огненный урон. А закомплексованный парнишка по имени Пузырь сможет своим заряженным мячом пробивать оппонентов насквозь.
Геймплейно персонажи тоже различаются — если Отто ловит мячи (для этого нужно нажать на кнопку за долю секунды до попадания мяча в героя), то некоторые его компаньоны предпочитают отбивать снаряды. Причём, пока один персонаж их отпинывает, другой отбивает битой, а для этого замахиваться желательно ещё на секунду раньше. Плюс вместо прыжка у кого-то может быть рывок. Состав команды определяет лишь игрок, и в большинстве случаев между тремя выбранными героями позволяют переключаться в любой момент поединка.
Получается увлекательное приключение, которое напоминает то Pokemon, то Golf Story, но остаётся самобытным. Тут неплохой дизайн персонажей, хороший юмор с регулярным разрушением «четвёртой стены» (банальность некоторых сюжетных моментов тоже высмеивают) и приятный геймплей — всё необходимое.
В то же время есть элементы, не получившие должного развития. К примеру, «аптечки» — чем больше персонажу нравится та или иная еда, тем больше здоровья она восстановит. Пищу получаешь и за победу в матчах, и в спрятанных сундуках. Однако эти «аптечки» практически бесполезны — внутренний скупердяй постоянно подталкивает сходить в бесплатный медпункт (благо он всегда близко), а не расходовать вещи из инвентаря. Вот и получается, что забавная система с любовью героев к еде проходит мимо игрока.
Зато в Dodgeball Academia нашлось место для «фишки», которую хотелось бы видеть во всех играх. Одна из опций в настройках называется «Режим обучения» — если её включить, то нажатием одной кнопки вы выведете на экран перевод диалогов на другой язык. А двумя нажатиями сможете переключаться между языками, в числе которых английский, русский, французский, японский и ещё несколько других.
Конечно, нельзя назвать решение идеальным, поскольку локализаторы используют литературный перевод, а не дословный. Но всё равно это отличная возможность укрепить знание иностранного языка, не прибегая к онлайн-переводчику или бумажному словарю. Играете на английском, встречаете незнакомое слово, нажимаете на одну кнопку и видите перевод фразы на русский язык. Будь такая опция в трилогии Mass Effect и других огромных RPG, пользователи наверняка активно бы ею пользовались — пока из примеров можно вспомнить разве что полное издание Disco Elysium.
Хотя Dodgeball Academia не лучшая игра о вышибалах в 2021 году (этот титул я бы приберёг для Knockout City), это всё равно очень забавное и увлекательное приключение с элементами RPG. У его авторов были замечательные источники вдохновения, и они не просто скопировали их идеи, а создали что-то своё.
Плюсы: увлекательная история с хорошим юмором; очаровательный визуальный стиль; достаточно глубокая механика, чтобы матчи не наскучивали; «Режим обучения».
Минусы: однообразные задания, особенно побочные; «лечилки» не очень-то полезны, а выдают их тоннами.