Пути издателей неисповедимы — во всяком случае, такой вывод напрашивается после чтения новостей из года в год. Одни хладнокровно убивают, а потом воскрешают любимые в народе сериалы, вторые старательно делают хорошую мину при плохой игре, третьи так и вовсе начинают идти войной на собственных фанатов. Будни развлекательной индустрии порой напоминают остросюжетное шоу, по ходу которого героем или злодеем может оказаться кто угодно.
К счастью, без камбэков жизнь не обходится — спросите Capcom, у которой в последние годы творческий ренессанс. И Devil May Cry она со вкусом возродила, и Resident Evil в порядок привела, и даже некогда откровенно нишевую Monster Hunter умудрилась на Западе популяризовать — да уж, после таких достижений DLC-концовку Asura’s Wrath даже неудобно припоминать. Что дальше на повестке дня именитой корпорации? В общем-то, ничего сложного — лишь исправление одного из самых странных её упущений за минувшее десятилетие.
Юриспруденция — отнюдь не та тема, которая вот так просто ассоциируется с видеоиграми. И неудивительно: хотя в зале суда постоянно решаются вопросы первостепенной важности, правовые баталии по ряду причин нелегко адаптировать к интерактивному формату — слишком уж они затянуты и порой безжизненны. С другой стороны, «нелегко» отнюдь не синоним «невозможно»; главное — подойти к делу с выдумкой, как авторы Phoenix Wright: Ace Attorney.
Сегодня про эту визуальную новеллу слышал каждый — сарафанное радио да вездесущие мемы тому виной. Однако за всеми этими Objection! и Hold it! легко забыть о том, насколько же прорывным в своё время был оригинал. Перекрёстные допросы, напряжённые перебранки с прокурором из-за улик и поиски убийц не отходя от кассы — с лёгкой руки талантливого режиссёра-сценариста Сю Такуми (Shu Takumi) в теории скучные заседания обрели невиданную по меркам разговорных драм динамику, когда от одного лишь чтения диалогов под музыку захватывало дух. Да, с реальностью драматичные протесты да внезапные обновления отчётов о вскрытии не имели ничего общего, но подобные мелочи никого не волновали — в художественных произведениях важно не только «что», но и «как».
Естественно, столь новаторское произведение просто не могло обойтись без сиквела, а потом ещё одного — и ещё. И пускай номинально Justice for All и Trials and Tribulations вместе с Apollo Justice: Ace Attorney не сильно потеряли в качестве по сравнению с первоисточником, со временем из цикла выветрилась его величайшая черта — непредсказуемость, покорившая публику на заре тысячелетия. Опять непобедимый прокурор, опять магия, опять перегруженные криминальные схемы… Ace Attorney погрязла в самоповторах.
А что же Такуми, «отец» Феникса Райта? По воле случая автор «отстал от жизни» — в 2012-м из-за затянувшейся производства Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney ему пришлось передать бразды правления номерными частями в руки другой команды. На первый взгляд печально, но рокировка пришлась очень кстати, ведь она развязала дизайнеру руки для смелых экспериментов с застойным форматом.
Вооружившись знаниями о прозе Мориса Леблана (Maurice Leblanc), Эллери Куина (Ellery Queen) и Артура Конан Дойла (Arthur Conan Doyle), разработчик задумал увезти судебную драму в незнакомое русло — сделать многосерийный спин-офф, посвящённый приключениям молодого японца в Англии на рубеже XIX–XX вв. Взять лучшее из предыдущих выпусков, убрать лишнее, изобретательно переработать знакомые идеи и добавить в ядрёный коктейль Шерлока Холмса — таков был план, и он, казалось, был обречён на успех.
История, увы, распорядилась иначе. Новоявленную The Great Ace Attorney в Стране восходящего солнца встретили на редкость прохладно, а за пределами островов по каким-то причинам её не выпустили вообще. Исход предсказуем и печален: слабые продажи чуть было не загнали многообещающее ответвление в гроб. Сиквелу повезло ещё меньше — даже с урезанными бюджетом и PR-кампанией The Great Ace Attorney 2: Resolve провалилась хлеще предшественницы. Некогда прибыльный цикл отправился на покой.
Все эти годы фанатам оставалось только гадать, чем же две новеллы так не угодили восточной публике: неужели они настолько ужасны? Что ж, теперь, благодаря смелому продюсеру, дымка наконец-то рассеялась: обе игры наконец-то доехали до широкой публики в форме шикарного сборника с подзаголовком Chronicles. И вот что занятно — на поверку дилогия оказалась отнюдь не бездарной, а одной из ярчайших глав затухающей серии.
Итак, «новинка» повествует о Рюноскэ Наруходо, далёком предке Феникса Райта. Недотёпа и рохля Рюноскэ едва ли рассчитывал на полную интересных событий жизнь, вот только у судьбы были другие планы на скромного паренька. Цепочка удивительных совпадений привела обычного студента на юридическую практику в викторианский Лондон — культурную столицу Европы, а то и всего мира. Однако жизнь в Англии не так безоблачна, как можно подумать: величественные фасады Туманного Альбиона скрывают немало тайн, а заговоры и всепоглощающая коррупция давно стали обычным явлением в аристократических кругах. Сумеет ли молодой адвокат выжить в каменных джунглях и сохранить при этом веру в правосудие?
Поиски ответов на этот и многие другие вопросы оформлены по знакомому ещё с нулевых сценарию. Что The Great Ace Attorney: Adventures, что The Great Ace Attorney 2: Resolve разбиты на пять глав, каждая из которых (за вычетом двух заключительных во второй части) посвящена отдельному преступлению. От зрителя требуется относительно немногое: внимательно читать текст, усердно исследовать локации в поисках улик, а потом, когда дело неминуемо дойдёт до суда, использовать смекалку и собранные доказательства для поисков противоречий в чужих показаниях. Сюжет абсолютно линеен — морального выбора (а следовательно, и альтернативных концовок) не предусмотрено, и даже срочные заседания не начнутся, пока юрист не соберёт всё необходимое для успешного спасения своего клиента. Проиграть можно, лишь если постоянно ошибаться с аргументацией и обвинять людей во лжи там, где её нет. Вроде всё привычно — но не обошлось без пары-тройки нюансов.
Например, на сей раз в перекрёстном допросе могут (и будут!) участвовать несколько свидетелей разом, как в кроссовере Professor Layton vs. Phoenix Wright: Ace Attorney. Это мало того что заметно оживляет прения, так ещё и хорошо дополняет классическую механику: даже если один персонаж на стенде не врёт, реакция его соседа может намекнуть на важную деталь, способную помочь вывернуться из очередного тупика.
Ещё одна любопытная, если не сказать долгожданная новинка — коллегия присяжных, которая присутствует практически на каждом заседании в Великобритании. Помощи да сострадания, правда, лучше не ждать: она, как правило, служит ещё одним препятствием на пути к оправдательному вердикту. Само собой, совет не всегда единогласен: у каждого члена жюри своё мнение по поводу ситуации в зале, поэтому Наруходо не единожды придётся стравливать исполняющих долг граждан между собой.
И наконец, последняя большая новинка касается Шерлока Холмса, де-факто главной звезды викторианских приквелов. Великий сыщик вечно себе на уме и во время исследования мест преступления любит разбрасываться смелыми размышлениями, зачастую откровенно бестолковыми. Но в его замечаниях можно найти зёрна истины. Пока детектив смело упрекает небогатого старика, скажем, в содержании охочего до ковров тигра, Рюноскэ (и игроку) надо самую малость поправлять его выводы — а там и до важной улики недалеко.
Всего вышесказанного, конечно, мало для того, чтобы назвать The Great Ace Attorney революцией: привычные элементы на местах, а нововведения, даром что они интересны и хорошо чередуются между собой, картины не меняют. Тем не менее язык не поворачивается окрестить дилогию проходной или совершенно вторичной — и это целиком и полностью заслуга необычного по меркам судебной драмы повествования.
В прочих Ace Attorney далеко не каждый эпизод представляет серьёзную ценность для общей картины. Несмотря на присутствие условно-центральной сюжетной нити, практически в любом выпуске сериала найдутся филлерные диалоги, совершенно бесполезные заседания и целые главы, которые можно убрать куда подальше, — вроде затянутого безобразия в Цирке, одним своим существованием позорящего Justice for All.
В Adventures и Resolve всё несколько иначе. Взявшись за спин-оффы, Сю Такуми решил поведать одну большую, цельную историю — без откровенной «воды» и преступлений ради преступлений, зато с множеством загадок и продуманной до мелочей центральной интригой. Шутка ли, вместо самодостаточного обучения приключение Наруходо начинается с лихо закрученного убийства, мотив которого прояснится даже не в конце первой части, а в финале второй. Это смело, непривычно и классно.
Словно устав от предсказуемости всего и вся, авторы регулярно нарушают негласные правила серии, проверяя на прочность сам её формат. А так ли нужны судебные заседания для поимки убийцы? А что если разбирательство закончится в самый разгар прений ввиду отсутствия неопровержимых доказательств? И почему вообще каждое дело обязано начинаться с чьей-то смерти? Уже один такой подход вызывает восхищение, но по-настоящему поражает другое — авторы ни разу не перегибают палку. Они берут знакомые концепции, обыгрывают их на грани деконструкции, однако, что бы ни творилось в жизни Рюноскэ Наруходо, происходящее на экране всё равно остаётся именно тем, что хотели увидеть фанаты, — яркой криминальной новеллой с прекрасной музыкой, подчас феноменальной постановкой и дотошно воссозданной атмосферой Лондона старины.
Экзотические декорации, к слову, — отличная находка, и не только благодаря шансу ввести в повествование как реальных людей, так и литературных героев. Викторианская эпоха подарила Такуми уникальную возможность обыграть привычные ситуации по-новому, соорудить перед героями препятствия, которым просто нет места в современности. И пускай художники порой откровенно срезают углы, облачая персонажей в бесстыдно стимпанковские наряды, разработчики редко используют техническую (да и обычную) магию в качестве палочки-выручалочки. В этом плане Chronicles действительно напоминает приземлённую детективную прозу старины, а это, как ни крути, хорошее соседство.
Роднит обе «новинки» с литературой того периода и впечатляющая по меркам жанра аутентичность. Тут и грамотный русский язык (правда, без твёрдых знаковъ), и хорошо вплетённые в повествование особенности быта, и обыгрывание британских законов для создания завесы тайны… а также ксенофобия, без которой в Лондоне просто никуда. Да-да, Capcom столь ревностно воспроизвела реалии конца XIX века, что особое внимание уделила, скажем так, расовой неприязни между англичанами и японцами. Не сказать, конечно, что авторы глубоко копают на эту скользкую тему (гости с Востока вежливые и добрые, а западные аристократы все как один грубияны), но надо отдать им должное за смелость — сегодня такие вещи принято вымарывать или в лучшем случае заметно смягчать. Стоит оговориться, что это не мелочь, проскальзывающая пару раз за 40 часов, — натянутые отношения между государствами и связанные с этим политические распри с первого же дела ставят во главу угла. Вот чего-чего, а такого от визуальной новеллы про смешного адвоката уж точно не ждёшь.
И это, пожалуй, самое интересное качество Adventures и Resolve: дилогия свежа благодаря отлично воссозданному сеттингу, но в то же время стопроцентно узнаваема, без откровенной вторичности и пошлости. Однако, каким бы прекрасным ни было творение Capcom, безупречным его не назвать.
Парадоксально, но, пожалуй, единственная проблема The Great Ace Attorney Chronicles — прямое следствие её главного достоинства. Как уже говорилось выше, Такуми замышлял не просто спин-офф, а мини-сериал с неспешно развивающимися персонажами, общей сюжетной канвой и множеством загадок, ответов на которые придётся ждать по нескольку лет. У такого подхода есть как очевидные преимущества (можно неспешно рассказать грандиозную историю, не стесняться ограничений хронометража и вносить в план небольшие правки по заявкам публики), так и недостатки — в частности, ощущение незаконченности отдельно взятых релизов вкупе с обманутыми ожиданиями фанатов. Что, собственно, и потопило викторианский спин-офф в 2015 году.
Adventures, по факту невероятно красивая, остроумная и захватывающая юридическая драма, совершенно не работает как самостоятельное произведение: это лишь гигантский 20-часовой пролог. Эдакий пилотный эпизод, который долго и обстоятельно представляет героев, сеттинг и сеет зёрна центральных интриг. Это, с одной стороны, прекрасно: зрителю дают шанс понаблюдать за медленным превращением стеснительного паренька в отважного защитника обездоленных. Но в то же время из пяти дел первые три уходят просто на переселение Наруходо из Японии в Великобританию, а последние два, даже учитывая накал страстей, скорее тизерят сиквел, чем ставят точку в истории приезжего адвоката. Именно поэтому восточные геймеры так ругали оригинал и называли его недоделанным — их-то о многозначительном «Продолжение следует…» никто не предупредил.
Сиквел же в этом плане абсолютная противоположность: из-за срезанного бюджета авторам пришлось срочно сворачивать удочки и кое-как завязывать все повисшие в воздухе сюжетные нити. Учитывая ситуацию, с задачей разработчики справились блестяще, однако без потерь не обошлось. Из-за смены курса пострадали второстепенные, но важные персонажи — бедняг вводят практически без предупреждения, дают им с десяток реплик, а потом провожают на нары. Иногда создаётся впечатление, будто читаешь не эпический роман, а его изложение: смысл тот же, но всё как-то скомканно, словно события двух игр сплющили в одной.
Chronicles кое-как сглаживает эти шероховатости. Да, Adventures всё ещё излишне нетороплива, а Resolve страдает от очевидного недостатка средств, зато вместе они образуют законченную историю, которую можно пройти от начала до конца за недельку-другую. Лучшего варианта ознакомиться с The Great Ace Attorney не будет: Такуми — не Кодзима (Hideo Kojima), ему права «Режиссёрскую версию» никто не даст.
Прочие недостатки в целом традиционны для сериала. Некоторые сегменты, например, откровенно затянуты обсуждением несущественных в контексте преступления деталей и повторением изученного пару-тройку раз. Что символично, этим больше всего грешит первая часть, тогда как вторая куда быстрее берёт быка за рога.
Никуда не делся и «триггер-хантинг» — если не тыкать в каждого собеседника уликами во время расследований (или курсором в неприметные книги и детали окружения), велик шанс внезапно застрять на этапе расследования без права явиться в зал суда. Разработчики переиздания хотели ввести функцию подсказок, но ограниченные ресурсы и сроки поставили на задумке крест. Впрочем, это мелочи, они не сильно портят впечатление.
Можно, конечно, пожурить отдельные специфические особенности дилогии (например, необычное поведение Шерлока Холмса или в целом вольное обращение с литературным каноном Конан Дойла), но по большому счёту незачем. The Great Ace Attorney — в первую очередь ни к чему не обязывающий фанфик. Причём фанфик изобретательный и вдохновенный, написанный с большим уважением к книгам и их автору. Да, Холмс был несколько серьёзнее, а его Ватсоном была не розоволосая девчушка, но какая, в сущности, разница, если дух произведений передали блестяще? Поклонники Великого сыщика наверняка оценят старания Capcom по достоинству — не одной же Frogwares делать лучшие адвенчуры про квартирантов с Бейкер-стрит.
Вот и всё, после стольких лет размышлений и мечтаний гештальт наконец-то закрыт. The Great Ace Attorney Chronicles — великолепная, вне всяких сомнений заслуживающая внимания новелла в двух частях, которая живо напоминает, за что же мы все полюбили Ace Attorney много лет назад. Остроумная, захватывающая, трогательная, полная неожиданностей — если о ней и писать, то в исключительно положительных тонах.
Да, без пары промахов дело не обошлось, но, признаться, сути это не меняет: даже в слегка незаконченном виде обе игры вызывают почти детский восторг. Превосходный сборник юридических триллеров, написанных, пожалуй, одним из талантливейших сценаристов всея индустрии.
Плюсы: замечательная детективная история; впечатляющая постановка; не теряющий своей привлекательности геймплей; неплохие новые механики; добротная музыка; Шерлок Холмс и тысячи уместных отсылок к прозе Артура Конан Дойла; отличная локализация на английский язык; обилие дополнительного контента для фанатов.
Минусы: затянутость отдельных глав, лёгкая скомканность финала, отсутствие DLC-сценок из Resolve; часть бонусов спрятали в предзаказе.