В 40-м тысячелетии что ни событие, то готовая основа для шутера или масштабной стратегии. Правда, игры по вселенной часто не справляются с тем, чтобы внятно рассказать свой сюжет и презентовать его участников.
По случаю скорого выхода Warhammer 40,000: Battlesector, которая, возможно, станет исключением, остановимся на тех элементах «сорокатысячника», что используются в играх по нему, и попутно разберём устройство вселенной.
Своим существованием Warhammer 40,000 обязан настолке Гайгэкса (Gary Gygax) и Арнесона (David Arneson). В 1983-м команда Citadel Miniatures под началом Games Workshop — компании, что занималась производством миниатюр для D&D, — создала фигурки, которые должны были выдавать покупателям бесплатно, в довесок к основной продукции, чтобы стимулировать их брать больше миниатюр. В итоге Warhammer Fantasy перерос в отдельную популярную игру.
Всего через пару месяцев его создатели придумали на основе Warhammer научно-фантастический сеттинг, который многое взял от Rogue Trader — старого проекта руководителя Citadel Miniatures Рика Пристли (Rick Priestley). Правда, он концентрировался на битвах космических кораблей, а в новой игре от них отказались. В 1986-м в Citadel Journal появился первый тизер Warhammer 40,000, через год вышел первый наборчик с космодесантниками, а вскоре и полноценная настольная игра — Warhammer 40,000: Rogue Trader, из которой вырос самый популярный и прибыльный варгейм Games Workshop. Кстати, сначала её хотели назвать просто Rogue Trader, но Games Workshop чуть раньше приобрела лицензию для настолки по Rogue Trooper и не хотела путать покупателей.
Во втором издании, которое вышло в 1993-м, сеттинг избавился от подзаголовка, а ещё в то же время вышли первые книги с «лором» игры, база которого окончательно укрепилась в третьем издании. Со временем в варгейм добавлялись новые юниты и кампании, которые двигали глобальный сюжет серии параллельно огромному количеству книг — сегодня написано под сотню романов по вселенной «сорокатысячника». Со временем игра стала удобнее: к примеру, шестое издание позволило более свободно организовывать свою армию, а восьмое понизило порог вхождения и разделило варгейм на три вида матчей с правилами разной сложности. Ну а в девятом, вышедшем совсем недавно, сменился логотип игры.
Пожалуй, до сих пор лучшая игра по Warhammer 40,000 — первая часть RTS-серии Dawn of War и её аддоны, которые хороши и как самостоятельные представители жанра. Это ещё и отличная точка входа во вселенную мрачного будущего, ведь в игре представлены почти все расы «сорокатысячника». С ними и разберёмся.
Всех участников игровых конфликтов можно разделить на три больших группы: Империум, Хаос и Ксеносов. Большинство событий Warhammer 40,000 разворачиваются вокруг Империума Человечества — объединения людей, которое пережило несколько космических войн и почти полное уничтожение. Во время Тёмной Эпохи Технологий (она же Золотая) население Земли распространилось по бесчисленному множеству систем и открыло путешествия через Варп — пространство, сотканное из худших эмоций и снов. Через 10 тысяч лет расцвет сменился Эпохой Раздора из-за Варп-штормов, которые перекрыли связь между людскими колониями, и восстания машин.
«Сегодня» Империум погряз в бесконечных войнах и попытках восстановить утерянные технологии. Императору Человечества подчиняются несколько фракций: космодесант, или Адептус Астартес, — элитные суперсолдаты, которых он создал для объединения человечества после Эпохи Раздора; имперская гвардия — бесконечная армия из обычных людей, основная боевая единица Империума; Инквизиция — религиозная организация, члены которой в основном занимаются истреблением еретиков и уничтожением демонов; Адептус Механикус — люди-машины, которые презирают бренную плоть и выискивают технологии Золотого Века в самых отдалённых краях космоса. Кстати, в Dawn of War гвардейцы — это отдельная раса, а в дополнении Soulstorm выделились и Сёстры Битвы, тесно связанные с Инквизицией.
Подробнее следует остановиться на космодесанте. После Эпохи Раздора эта фракция стала инструментом Императора в объединении разбросанных по космосу колоний. Она делится на ордена, во главе каждого из которых изначально стоял примарх — искусственно выращенный великий воин, «сын» Императора. Когда во время космической переправы контейнеры с маленькими примархами раскидало по разным планетам, Императору пришлось собирать их по всей вселенной. Все они росли очень быстро отличались силой и интеллектом и могли даже дорасти до правителей своих планет — не зря многие получили свои имена в честь местных божеств.
С Хаосом всё проще — его обычно представляют бывшие имперцы, которые поддались искушениям тёмных богов и перешли на их сторону, а также сами тёмные боги и их демоны. Самые известные персонажи Хаоса — Хорус, любимый сын императора, которой перешёл на «тёмную сторону» и решил свергнуть отца, и боги Кхорн, Тзинч, Нургл и Слаанеш, которые живут в Варпе и борются с Империумом, так как знают, что лишь он в состоянии их одолеть. Именно они разбросали капсулы с младенцами-примархами по космосу. Ересь Хоруса — один из главных этапов в истории Империума, после которого ужесточились его порядки и религиозность, а примархи потеряли безоговорочную власть над своими орденами. К тому же Император тогда получил смертельное ранение, из-за чего теперь вынужден в виде трупа сидеть на своëм «троне жизнеобеспечения».
А вот к ксеносам относятся сразу несколько рас:
Особое место во вселенной Warhammer 40,000 занимают Адептус Механикус, которые пару лет назад заслужили собственную игру — пошаговую Warhammer 40,000: Mechanicus, один из лучших проектов по вселенной. В ней под управление игрока попадает «когорта» людей-машин, которые исследуют гробницы некронов на Сильва Тенебрис.
Эта фракция отделилась от Империума ещё на заре Тёмной Эпохи Технологий, при колонизации Марса. Там цивилизация развивалась параллельно земной, и постепенно на планете разросся Культ Машины: марсиане презрели бренную плоть и обратились к разнообразным аугментациям, из-за которых в них стало сложно узнать людей. В Империум они вернулись только во время Великого Крестового похода и стали поклоняться Императору как Омниссии — физическому воплощению Бога-Машины.
Адептус Механикус живут ради знаний и технологий. Хороший пример — Убер Эмос, учёный и член команды инквизитора Эйзенхорна, который из-за вируса стал информационным наркоманом и начал регистрировать абсолютно любые данные. Причём Эмос даже не полноценный техножрец.
Особую ценность для Механикусов представляют СШК, или Стандартные Шаблонные Конструкции, — что-то вроде чертежей изобретений Тёмной Эпохи Технологий. В 41-м тысячелетии люди даже не думают что-то изобретать: всё из-за того, что в прошлом технологическая экспансия привела к восстанию ИИ, так что теперь человечество просто боится новых открытий. Со временем СШК становится всё меньше, что делает их ещё ценнее. Доходит до того, что Империум может выслать целый флот по наводке из слухов.
В отличие от Dawn of War, в которой механикусы выступали побочными юнитами и вообще занимались стройкой, в Warhammer 40,000: Mechanicus игрок напрямую управляет техножрецами-магосами и сервиторами. Первые — члены высшей касты Адептус Механикус, у каждого из которых есть своя специализация в отдельной научной области. Это основные боевые единицы в игре, но во вселенной Warhammer 40,000 они редко выступают бойцами, хоть и производят сложные военные машины для Империума. Именно Адептус Механикус создали Золотой трон, который поддерживает жизнь в Императоре. Ну а сервиторы — что-то вроде слуг не только в мире Адептус Механикус, но и среди людей. В тех же произведениях об инквизиторе Эйзенхорне они встречаются даже на корабле богатого торговца.
Отдельная популярная ниша в играх по Warhammer 40,000 — истории под брендом Space Hulk. Этот подсеттинг посвящён исследованию космических скитальцев: скоплений подбитых или покинутых кораблей, которые срослись в единое целое в результате столкновений. Они непредсказуемо блуждают по Млечному Пути, время от времени проходят через Варп и достигают таких размеров, что часто обретают собственную гравитацию и даже атмосферу. Так что изредка они становятся и приютом для обитателей космоса, будь то тираниды, орки, неспособные построить что-то столь же сложное, или отвергнутые имперцы.
В Space Hulk игроки сталкиваются с генокрадами — «пехотой» тиранидов. На бой с ними отправляют только ветеранов-космодесантников, заслуживших право использовать Терминаторский доспех. Это сверхпрочная массивная броня, которая становится для десантника второй кожей благодаря Чёрному панцирю — дополнительному органу, который имплантируют всем Астартес. На скитальцах они, во-первых, истребляют генокрадов, которые могут быть предвестниками нашествия тиранидов, а во-вторых, исследуют корабли в поисках древних технологий вроде тех же СШК.
Кстати, в какой-то момент всех космодесантников хотели оснастить Терминаторскими доспехами, но во время Ереси Хоруса стало очевидно, что они слишком неповоротливы и даже целую армию можно легко одолеть из-за слабых мест вроде сочленений пластин. Всё равно что заменить всех танками.
Среди наиболее известных скитальцев выделяется Сломанный Хребет. Он стал убежищем ордена Испивающих души после того, как их изгнали из-за многочисленных мутаций и подозрений в скверне Хаоса. Правда, сами космодесантники своё еретичество отрицали и до последнего под предводительством библиария Сарпедона бились как с демонами Хаоса, так и с посланниками Империума. Так вышло из-за предательства Адептус Механикус — техножрецы хотели заполучить легендарное копьё Рогала Дорна, одного из примархов, и передать его богам Хаоса, и оклеветали Испивающих души, чтобы не попасть к Инквизиции.
А самый большой космический скиталец — Мортис Тул (Mortis Thule) вмещает в себя аж несколько рас: внутри него встречаются и орки, и генокрады, и даже люди, которые до сих пор мечтают выбраться и вернуться на службу Императору. Но вот раса поработителей опаснее всех предыдущих вместе, так что за скитальцем постоянно наблюдает Инквизиция.
Поработители могут контролировать любой разум, и планета под их началом сразу становится угрозой Империуму. А ничего лучше экстерминатуса — полного её уничтожения — в борьбе с ними пока не придумали. Оно и понятно: эти твари могут превратить любого псайкера в живой портал и начать вторжение.
За последний год вышли аж две игры с Necromunda в названии — тактическая Underhive Wars и шутер Hired Gun. Они основаны на одноимённом дочернем сеттинге Warhammer 40,00, действие которого происходит в городе-улье Некромунда. От основной вселенной варгейм отделился ещё в начале 90-х, а совсем недавно, в 2017-м, случился его перезапуск.
Из около миллиона планет под контролем Империума 32 тысячи представляют собой миры-ульи, которые состоят из монструозных городов, построенных ещё во времена Тёмной Эпохи Технологий. Это гигантские конструкции с населением от 5 до 100 миллиардов человек, причём в одном мире-улье может быть до двадцати городов. Учитывая количество и масштаб военных конфликтов, эти цифры не так уж впечатляют — Империум всегда нуждается в пушечном мясе.
Города представляют собой конусы, основания которых могут достигать нескольких тысяч миль в диаметре. Чем выше область улья, тем состоятельнее её жители. В самом верхнем отсеке — шпиле, который обычно отделён от остального улья силовым барьером, живут представители кланов, делящих власть над городом. В самом нижнем — уходящем под землю подулье орудуют наёмники и преступники всех мастей, скрываются от Империума еретики и другие беженцы. Перебраться из нижних уровней в шпиль практически невозможно. Обшивка же, обычно сделанная из самых крепких материалов вроде адамантиума, защищает города от нападений и окружающей среды: некоторые из них располагаются в токсичных пустошах или на планетах с постоянными штормами.
Сложнее всего приходится обычным жителям. Они сутками трудятся на мануфакторумах (заводах), вынуждены дышать пропущенным через фильтры «использованным» воздухом из шпиля и не могут даже восстать против власти: для Империума несколько миллионов человек ничего не значат, так что проще уничтожить бунтарей, чем пытаться договориться. К тому же в тоталитарном имперском обществе нет места индивидуализму — один человек ничего не может изменить.
Во вселенной Warhammer 40,000 выходило гораздо больше игр — взять хотя бы Space Marine, которая рассказывает о буднях космодесанта и показывает строгость имперских законов. Но этот текст призван объяснить общее устройство вселенной «сорокатысячника», а на примере других игр, вроде Battlefleet Gothic: Armada или Inquisitor — Martyr, будет гораздо удобнее разобраться в структуре конкретных организаций Империума. В них погрузимся в следующей статье.
И где я был неправ?Ну ты определись тогда, ТДА не делают потому что сложно/трудно или потому что чертежи (кстати, чертежи какого именно из, навскидку, пяти проектов ТДА) украли хитрые хаоситы?) Я уж молчу про волшебный легион в ТДА который бы все разрулил) Все проблемы той войны они ведь упирались ровно в толстожопость пехоты конечно же)