Четыре года прошло с премьеры первого сезона Castlevania от Netflix. История о Треворе, Сайфе, Алукарде и, конечно, самом Дракуле сразу же успела зарекомендовать себя как одна из лучших адаптаций видеоигр. С одной стороны, на безрыбье и мёрман рыба, но с другой — не принижать же заслуги авторов одной экранизации оттого, что работы их коллег по цеху куда слабее и не передают дух первоисточника! А у «нетфликсовской» Castlevania с этим как раз всё в порядке. Три сезона мы пристально следили за развитием (надо отметить, порой весьма неторопливым) событий, и вот наконец дождались финала.
Удалось ли новому сезону удержать планку качества? Этим вопросом я задаюсь каждый раз, когда приступаю к просмотру свежих эпизодов Castlevania и написанию рецензии (кстати, не забудьте освежить в памяти обзоры первого, второго и третьего сезонов!), и каждый раз отвечаю на него утвердительно. Но сейчас к этому вопросу добавились и другие — у нас тут как-никак долгожданная развязка. Получили ли все сюжетные линии достойное окончание? Уделили ли главным героям достаточно внимания, чтобы их судьбы не вызывали вопросов? На какой ноте завершился заключительный аккорд сериала Castlevania? Пришла пора разбираться.
В третьем сезоне параллельно шли четыре основные сюжетные линии, и финальные эпизоды закономерно продолжили их развитие. Некоторые из этих линий, в свою очередь, стали разветвляться, чтобы сфокусироваться на конкретных персонажах. Так, арка Кармиллы и её соратниц была раздроблена: Стрига и Морана покинули вампирский замок, чтобы воевать с людишками, а Ленор, хоть и осталась в его стенах, большую часть времени проводила с дьявольским кузнецом Гектором. Кармилла меж тем жаждет поработить мир — и для этого ей нужна армия Гектора.
Ещё один одержимый в сериале — граф Сен-Жермен, но власть ему не нужна, он хочет найти и спасти возлюбленную (и как тут не провести параллели с самим Дракулой). Свои хитроумные планы вынашивают и другие — и упираются эти самые планы в возрождение легендарного кровопийцы. Это классический ход для франшизы Castlevania. Как и появление ещё одного ключевого антагониста серии. Главные герои — Тревор, Сайфа и Алукард — активно стремятся помешать воскрешению Дракулы, но уже измучены постоянными сражениями с ночными тварями. Не стоит списывать со счетов и второго дьявольского кузнеца, Айзека: он как раз работает с такими монстрами, но предпочитает не делать из них машины для убийств, а смотреть прямо в их душу. Или что там от неё осталось.
И пускай персонажи не всегда ведут себя логично (например, защищаются от врагов снаружи замка, когда можно было бы сразу укрыться за его стенами), они по-прежнему ощущаются живыми. Никуда не делся и юмор — зачастую грубый, с шутками ниже пояса. Да и саркастичность главных героев осталась на месте. «Я превращаюсь в Бельмонта, стоит ли дальше жить?» — патетично вздыхает Алукард в начале сезона. Приятно, что есть вещи, которые не меняются!
Хоть четвёртый сезон и финальный, не обошлось в нём и без новых персонажей. Самый примечательный из них — лондонский вампир по имени Варни. Английских манер он, увы, лишён, зато обладает такой предысторией, что не грех поговорить о ней подробнее. Варни пришёл в сериал не из игр, а из литературы: он главный герой бульварных ужастиков Джеймса Малкольма Раймера (James Malcolm Rymer) и Томаса Пекетта (Thomas Peckett). Рассказы про Варни издавались в середине XIX века, и именно в них впервые описывались вампирские клыки, которыми можно прокусывать человеческие шеи. Ещё он гипнотизировал своих жертв и любил охотиться на женщин по ночам.
Литературный образ Варни сильно повлиял на стокеровского Дракулу, но ирония в том, что сейчас о лондонском вампире мало кто помнит. Это и обыгрывается в Castlevania от Netflix — Варни постоянно сетует на то, что про него все забыли, и хочет добиться признания среди своих кровожадных соратников. Ну, хотя бы благодаря сериалу английский вампир получил немного заслуженного внимания.
Во время просмотра финального сезона Castlevania я поймала себя на мысли, что по сравнению с ним предыдущий теперь вспоминается и ощущается совсем филлерным. На контрасте с неспешным третьим четвёртый очень бодр, ведь сражения тут гремят чуть ли не в каждой серии. И какие сражения!
Безостановочный экшен завораживает, кровь льётся рекой, нашинкованные разнообразнейшим оружием монстры разлетаются на кусочки (людям, впрочем, тоже досталось). Не стоит забывать и про магию Сайфы: волшебница очаровывает своими стихийными атаками не хуже, чем старая добрая сталь. Создатели финальных эпизодов явно вложили в бои, их постановку и детализацию немало сил. И если сейчас вы сравните какую-нибудь битву из первого сезона и последнего, то поразитесь, насколько улучшилось качество анимации.
Отдельно я бы выделила шестой эпизод: в нём кроваво-прекрасный танец смерти раскрывается по-максимуму. Но и кульминационная битва с «боссом» сделана на совесть — четыре года, и вот он, апогей художественных возможностей Castlevania. И если вы, как и я, порицали предыдущий сезон за обилие диалогов и малое количество сражений, то изменения в финале вам точно придутся по нраву.
Несмотря на то что в сериале рассказывается оригинальная история, четвёртый сезон Castlevania (как и предыдущие три) содержит в себе множество отсылок к первоисточнику — одноимённой видеоигровой серии о борьбе клана Бельмонтов с Дракулой. Увы, создатели экранизации снова обошлись без музыки из игр, и нам остаётся только с ностальгией вспоминать сражение под Bloody Tears во втором сезоне.
Отсутствие каноничной музыки активно компенсируют визуальные «пасхалки». Взять хотя бы врагов: вооружённые мечами или луками скелеты, с которыми Тревор и Сайфа дерутся в первом эпизоде, — это типичные для серии чудища, которых обычно нужно «валить» пачками. Противники покрупнее тоже имеют свои игровые прототипы — так, в финальном сезоне засветился напоминающий безрукого динозавра Гергот, впервые появившийся в Castlevania: Dawn of Sorrow.
Облик Алукарда — история, заслуживающая отдельного абзаца. Щит и накидка сына Дракулы — это очевидная отсылка к Castlevania: Symphony of the Night: там они были точно такими же. В момент, когда плащ дампира превращался в крылья, можно вспомнить двойной прыжок героя в той же «Симфонии ночи» — у него была похожая анимация. Ну а полуголая грудь Алукарда уже смахивает на его образ из Castlevania: Lords of Shadow 2.
Появившаяся в четвёртом сезоне Грета сражалась вместе с легендарной троицей прямо как Грант Данасти, четвёртый персонаж Castlevania III: Dracula’s Curse. Не в том плане, что она похожа на пирата, а в том, что Тревору, Сайфе и Алукарду по канону как раз не хватало последнего «сопартийца». На то, что Грета является «грантозаменителем», указывает ещё и то, что девушка родом из деревни под названием Данасти. Совпадение? Не в этом сериале!
Разумеется, в обзоре упомянуты далеко не все «пасхалки» — для полного перечня, пожалуй, нужно было бы писать (или даже монтировать) отдельный материал. Ну а мы лучше вернёмся к четвёртому сезону и его итоговой оценке.
Финал Castlevania вряд ли сильно удивит фанатов прославленной франшизы Konami: даже единственный внезапный «вот это поворот» вполне себе органичен и ожидаем для серии. Но это нисколько не мешает четвёртому сезону быть достойным окончанием истории, которая началась четыре года назад. Каждый значимый персонаж получил своё экранное время, а зрители, в свою очередь, — понимание того, к чему тот или иной герой в итоге пришёл. Финал не оставляет после себя ощущения недосказанности, ведь сюжет завершён вполне логично и, пожалуй, даже слишком жизнеутверждающе для сериала, в котором части тел разлетались направо и налево, а из отрубленных конечностей вытекали литры крови. Но ведь все мы знаем, что после ночи настанет рассвет и утреннее солнце обязательно разгонит страшных монстров.
Но после солнечного дня вновь наступит вечер, и создания тьмы вновь выйдут на охоту. А значит, миру срочно нужен какой-нибудь спин-офф с другими героями, но в той же вселенной. Netflix, видя популярность сериала, конечно же, готова работать в этом направлении. Пока ещё неизвестно, про кого нам расскажут в ответвлении: простор для фантазии тут большой. Например, Ади Шанкар (Adi Shankar), исполнительный продюсер экранизации, как-то обмолвился, что ему очень нравится как персонаж Сома Круз (главный герой Aria of Sorrow и Dawn of Sorrow). А ведь история Сомы — это только один из путей развития сериала. Предлагайте свои варианты для потенциального спин-оффа Castlevania в комментариях и не забывайте делиться своими мнениями о финальном сезоне.