На PC наконец вышла The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — игра, призванная завершить одну из самых продолжительных и грандиозных сюжетных арок в истории японских RPG. Насколько удачным получился гранд-финал и финал ли это вообще? Может, только многоточие?
В обзоре The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel III я подробно описывал историю этой уникальной серии и основные сюжетные мотивы арки, которая выходит аж с 2004 года и посвящена личным и политическим конфликтам в империи Эребория. Главным героем, напомню, является Рин Шварцер, который сначала учился и служил, потом вроде бы остановил гражданскую войну и сам возглавил обновлённый Class VII в родной военной академии.
Сказать, что третья часть серии завершилась драматично, — это ещё слишком мягко. Кто-то из знакомых персонажей погиб, другие вроде как оказались коварными убийцами и предателями, самого Рина похитили, император убит, на пороге — новая гражданская война и даже конец света, если осуществиться древнее проклятие, которое уже начинает действовать меняя флору и фауну. В этой ситуации ученики Рина из нового Class VII начинают его поиски в попытке всё исправить, остановить и спасти.
Для новичков со стороны это выглядит достаточно нелепо — лупоглазые мальчики и девочки в затейливых костюмах ведут банальные диалоги про то, как важно в этот тяжёлый час объединиться и выстоять; утешают пафосными речами вчерашнего предателя, говоря, что он не виноват в случившемся и должен взять себя в руки ради Рина. И смахивают слезу, глядя на то, как играют детишки, — дескать, хорошо, что хоть с ними в эти трудные времена всё в порядке. При этом уже минут через 10 они могут вместе мыться и лапать друг друга за сиськи.
В общем, всё очень по-японски, к тому же пафосно, банально и толком ничего не понятно — уж слишком много персонажей, которые что-то там вспоминают.
Ситуация усугубляется тем, что сюжет, который в силу крайне драматичной завязки, стартует куда бодрее, чем в Trails of Cold Steel III, в середине ощутимо проседает — нас заставляют мотаться на воздушном корабле по империи, исследовать и выполнять побочные квесты, прежде чем история двинется дальше.
Но фишка в том, что The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV — это игра совершенно не для новичков. При желании можно изучить отдельный раздел про предыдущие события, но лучше поиграть в прошлые части самому. Потому что начинать своё знакомство с серией именно с Trails of Cold Steel IV, а потом жаловаться на «банально» и «непонятно» — это всё равно что начать читать с конца «Войну и мир» или книжную серию о ведьмаке.
Сравнения не случайны. Trails of Cold Steel — это действительно глыба, где детально проработаны и мир, и персонажи, и многочисленные сюжетные линии, которые сплетаются в сложный клубок скандалов, интриг, слёз, ностальгии, дружбы и романтики.
И разобраться в этом клубке смогут только преданные поклонники серии, для которых разбираться как раз не составит труда. Наоборот, для них эти «банальные» речи героев, их встречи и воспоминания — как бальзам на душу. Ведь авторы ставят на создание и поддержание эмоциональных связей между персонажами, которые не меняют полностью свой состав в каждой новой игре (как, например, в Final Fantasy), а развиваются, уходят и возвращаются на протяжении вот уже 17 лет.
И именно в Trails of Cold Steel IV практически все они собираются вместе — тут самый большой состав персонажей, включающий как эту, так и другие арки серии. Вот отдельный трейлер про них:
Но для поклонников каждая встреча со знакомыми героями и возможность поиграть за Ллойда или, например, за Эстель — именины сердца. Просто почитайте комментарии в духе «Мне 40 лет, но когда увидел снова на экране героев Sky и Zero/Ao, то визжал как школьница» или «Я даже не смогу подобрать слова, чтобы описать весь тот восторг, который испытал, увидев Эстель и КиА». А уж как лично я рад был снова увидеть Юну и Алтину…
Это при том, что помимо таких фанатских сантиментов в сценарии Trails of Cold Steel IV есть и объективные достоинства. Даже по сравнению с насыщенными событиями второй и третьей частей здесь выросло количество драматичных и интригующих поворотов, как вырос и общий уровень постановки. Да, где-то в середине темп повествования замедляется, и это может не понравиться даже ветеранам серии, которым хочется поскорее узнать, чем же всё закончится.
Но, с другой стороны, это всё-таки не визуальная новелла, а большая японская RPG, где нужно выделить время и место и для гринда, и для исследования мира, и для побочных заданий, поднимающих репутацию партии. Тем более что исследовать стало удобнее — всё интересное помечено разными маркерами на карте. Путешествовать можно на лошади, есть крайне комфортная система быстрого перемещения.
К тому же даже вне сюжетных событий мы укрепляем связи между персонажами и участвуем в специальных событиях (социальные взаимодействия, или Bonding Events), которые раскрывают персонажей, продолжают и завершают их личные истории — а это, поверьте, не менее интересно. Причём все события просмотреть не получится — приходится мучительно выбирать, за кем следить более пристально.
В любом случае скучать не приходится — в Trails of Cold Steel IV много мини-игр, включая собственную ККИ Vintage Masters, которую на этот раз проработали ещё глубже, и местный вариант головоломки Puyo Puyo. Плюс обязательные для жанра рыбалка, готовка и фотографирование достопримечательностей.
С точки зрения геймплея The Legend of Heroes: Trails of Cold Steel IV почти идентична третьей части, так что подробнее об игровом процессе можете прочитать всё в том же обзоре. На месте и боевые приказы, дающие бонусы всей группе, и связи между персонажами, и совместные приёмы, и заклинания, и система кварцев, и крафт.
Враги всё так же более или менее чувствительны к разным видам стихийного, колюще-режущего и прочего урона. Но главное — их нужно вовремя оглушать, чтобы выйти из самых сложных ситуаций.
Некоторые механики было доработаны. Например, вернулись из ранних частей уникальные мощные заклинания (Lost Arts). Оттуда же перекочевали сундуки с особенно опасными монстрами, против которых могут сражаться только определённые персонажи — а в награду они прокачивают свои уникальные боевые приказы. При этом теперь вы всегда вольны через ноутбук вернуться к ещё не открытым сундукам.
Вообще, элитных монстров и боссов стало больше, и в целом по сравнению с третьей частью подросла сложность — гринд на «харде» и «найтмере» практически обязателен. Некоторые боссы даже научились собственным боевым приказам. И это возросшая сила монстров вполне логично объясняется самим сюжетом, а именно действием проклятия, приближающего конец света.
С другой стороны, теперь прямо в бою разрешают призывать на помощь боевых мехов. Да и в целом сражений на роботах стало ощутимо больше. А ещё вырос лимит очков на применение в драках боевых приказов — это даёт больший тактический простор.
Минусы тут приходится почти высасывать из пальца. Ну да, графика и анимация немного отдают нафталином, но для такой исполинской с точки зрения контента игры это не так уж и важно. Да, даже при этом на моём ноутбуке картинка частенько подтормаживала, но это скорее проблемы моего ноутбука, а не порта в целом.
Да, есть проседания темпа повествования и гринд. А при огромном составе персонажей кажется, что кто-то проработан лучше, чем другие, — да и уникальность многих из них в сражениях со временем нивелируется. Но это скорее придирки.
В любом случае Trails of Cold Steel IV — отличный гранд-финал действительно великолепной и очень значимой для жанра серии, который вызывает массу искренних эмоций у её поклонников. А новички, насмотревшиеся на эти слёзы и сопли, теперь, возможно, захотят начать своё знакомство с аркой Trails of Cold Steel.
Что же касается заданного в самом начале вопроса, точка это или многоточие, то скорее последнее. Но точно мы узнаем после того, как выйдет западная версия The Legend of Heroes: Hajimari no Kiseki — именно эта игра призвана протянуть мостик между старой и новой историями. Там сразу три главных героя, и Рин Шварцер — лишь один из них. Так что ждём, надеемся и верим.
Плюсы: драматичный и эпичный сюжет, закрывающий историю великолепной и очень протяжённой серии; возросший уровень драматизма и режиссуры; множество знакомых и подробно проработанных персонажей из предыдущих игр; отшлифованный по сравнению с третьей частью геймплей; не самая современная, но вполне симпатичная картинка; множество фансервиса; отличный, как всегда, саундтрек; выразительная озвучка не только на японском, но и на английском.
Минусы: сюжет в середине проседает; на высоких уровнях сложности нужно активно заниматься гриндом; допотопная анимация.