Среди коллекционных карточных «рогаликов» в духе Slay the Spire — интересное пополнение. Французы из Tavrox Games и Goblinz Publishing (Legend of Keepers, Snowtopia) выпустили Neurodeck: Psychological Deckbuilder, — игру, где мы сражаемся не с гоблинами или демонами, а со своими фобиями. И побеждаем их ароматерапией, мячиком-антистрессом, психологическими тестами, случайными мыслями, вспышками гнева, печеньками с предсказаниями и даже… месячными. Да-да, не удивляйтесь, ведь героини игры — женщины. Одна из них — азиатка, которой снится, что она переспала с соседкой. Готовы узнать ещё больше про психиатрическую ККИ с лёгкими вкраплениями феминизма и пресловутой повестки?
На самом деле, про феминизм и повестку я слегка хайпанул, так сказать. Да, мотивы эти есть, азиатка действительно рассуждает о том, как ей становится не по себе, когда на вечеринках начинают обращать внимание на её внешность. Есть темы, фобии и карты про «токсичную среду». Но подано это не в лоб, и никто ничего особо не навязывает. И да, девушке действительно приснился сон, как она переспала с соседкой, — хотя та ей не нравится. То есть это скорее психология, сон разума и прочие игры подсознания.
А то, что главные герои — женского пола, тоже неудивительно. По своему опыту знаю, что именно женщины особенно увлечены психологией, — да и вы наверняка натыкались у них в соцсетях на простыни цитат от очередного психологического «гуру». Так что дело тут не в феминизме, а в констатации факта.
Чувствуете некоторую иронию в моих словах? Правильно, она есть. Но в случае с героинями Neurodeck: Psychological Deckbuilder всё куда серьёзнее — они тут не посты в «ВК» выкладывают, а сражаются с реальными страхами, среди которых есть агорафобия, токофобия, мизофобия, нозофобия, герпетофобия и много прочих -фобий. Здесь есть боязнь родов, микробов и слизней, страх перед толпой и панический ужас от того, что до вас кто-нибудь дотронется.
Героинь две, и они во многом по-разному со всеми этими фобиями борются (хотя есть, конечно, и общие моменты). Одна, та самая азиатка, молодая студентка по имени Лэй, приехала учиться из другой страны и сейчас чувствует себя не очень комфортно в новом окружении. Вторая — достаточно пожилая Джупитер, которая воспитала большую семью, а теперь, после того как все разъехались кто куда, может наконец отдохнуть.
По сути, это аналог классов, у которых есть свои умения и механики. Понятно, что у каждой в наличии энергия и здоровье (тут называется адекватностью — при её обнулении персонаж сходит с ума и проигрывает), где первая тратится на применение карт. Кроме того, есть ограничение на количество действий в свой ход. Так вот, оставшиеся действия Лэй может потратить, чтобы не выкладывать карты из руки, а сконцентрироваться и взять новую. Джупитер в такой же ситуации получит очко Медитации — это её уникальный ресурс, который при накоплении позволяет совершать дополнительные ходы. Соответственно, у неё много карт, которые рассчитаны на комбинирование одних эффектов с другими.
Есть, понятно, и другие различия, в том числе и в названиях карт. Более мудрая Джупитер предпочитает «Прогулки по лесу», «Старое кино» и «Выполнение домашних заданий с детьми». У студентки Лэй всё, конечно, иначе — «Объятия» с любимым, «Уютная постелька», «Домашняя вечеринка» и так далее.
Хотя тут всё зависит от того, какие колоды вы используете. Они различаются эмоциями. Лэй изначально доступна колода радости, где есть все эти обнимашки и вечеринки, потом открывается «Злость», где в наличии уже «Вспышки гнева», «Сердитый взгляд», «Негодование» и «Удары в стену». Здесь особый упор делается на карты гнева, увеличивающие урон по врагу. А колоде удивления уникальность придают «Подарки» — они и фобии урон наносят, и дополнительное действие дают, и себя тут же копируют в сброс.
А Джупитер изначально выдают колоду печали, где помимо «Просмотра старого кино» и «Прогулок по лесу» есть ещё «Одиночество», «Хмурый взгляд» и три классические стадии — «Отрицание», «Депрессия» и «Принятие».
Понятно, что за всеми этими названиями скрываются знакомые по ККИ вещи — нанесение урона, лечение, добавление разных «бафов», сброс или добор карт и так далее. Есть также действия, позволяющие применять в нужный момент расходные предметы. Некоторые эффекты лучше складывать и комбинировать, как в случае с упомянутой «Медитацией».
Сама геймплейная схема взята почти напрямую из Slay the Spire и подобных «рогаликов». Во время забегов к боссу мы выбираем, куда отправиться дальше — добавить новую карту в колоду, убрать или преобразовать, улучшить параметры (то есть увеличить запасы энергии или адекватности) или разблокировать что-то для будущих прохождений. Есть также вариант взять карту из колоды других эмоций. То есть вы вольны достаточно гибко редактировать колоду и вырабатывать свою тактику.
Кроме того, можно наворачивать вкусные равиоли и прочую еду, чтобы увеличить энергию или адекватность перед следующей дракой. Ну и как же в игре про девушек и психологию без психологических тестов? Они тут открывают черты характера и глобальные пассивные бонусы. Мы отвечаем на вопросы в духе «Предпочитаете ли вы сидеть дома с книгой или пойдёте на вечеринку» и в итоге получаем ярлык общительного или замкнутого, ленивого или настойчивого, интроверта или экстраверта, утончённой личности или, условно, сухаря с «животными инстинктами».
Это даёт интересные эффекты — так, если у вас есть «Настойчивость», то при падении уровня энергии до нуля фобия автоматом потеряет 10 очков здоровья. А утончённая личность при восстановлении адекватности автоматически получает и пять очков энергии. Правда, с психологией и реальными чертами характерами всё это, конечно, слабо связано.
Проблема в том, что сейчас в Neurodeck мало контента: каждая попытка рассчитана где-то на два десятка этапов, а потом всё — в главное меню, начинать сначала, разблокировав, возможно, что-то новое. Фобий тоже не слишком много. И уже скоро всё про них узнаёшь — одна, например, обожает накладывать состояние тревожности, что каждый ход наносит нам урон, другая любит блокировать, поэтому в драке с ней нужно использовать действия, увеличивающие урон, если противник имеет статус блока. Ну и так далее.
То есть тактики и колоды достаточно быстро заучиваешь наизусть. Карты, фобии, психологические тесты и даже сны героинь — всё начинает повторяться. Остаётся лишь повышать сложность забегов, выставляя особые условия — например, чтобы в начале каждой битвы на игрока накладывался эффект тревожности, который действует, пока мы его не снимем.
Плюс есть система испытаний по типу шахматных задачек: как, например, выжить, если следующим ходом оппонент сразу снесёт вам всё здоровье? Правда, задачек таких всего пять.
Авторы Neurodeck: Psychological Deckbuilder сумели привлечь внимание оригинальным подходом к классическому жанру ККИ-рогалика — они предложили нам играть за чувствительных дамочек, которые боятся микробов, родов и обнимашек. Но пока здесь слишком мало глубины и контента (а также глубины контента), чтобы признать это значимым высказыванием. Остаётся надеяться, что разработчики будут развивать проект — быть может, что-то и про мужскую психологию добавят.
Плюсы: оригинальный взгляд на концепцию карточного «рогалика»; актуальная социальная тематика; атмосферная картинка и звук.
Минусы: игре не хватает глубины и контента; достаточно поверхностный взгляд на психологию.