Для разработчиков, которые выросли на старых платформерах эпохи NES и SNES, эти игры часто становятся источниками вдохновения. Авторы Kaze and the Wild Masks, к примеру, не скрывают, что без ума от Donkey Kong Country и хотели создать что-то похожее. К счастью, у бразильской студии PixelHive всё получилось — это прекрасный платформер, полный сюрпризов, отсылок и разнообразных механик.
В роли зайчихи Кейз мы должны спасти от проклятья острова, разбитые на три десятка уровней. Как такового сюжета здесь нет, если не считать вступительный ролик, но потребности в истории и не ощущаешь. Достаточно лишь знать, что проклятье превратило все овощи в монстров, и свирепые морковки с озлобленными помидорами станут чуть ли не главными препятствиями на пути героини.
Чем славилась Donkey Kong Country и почему она многим так запомнилась? Не так давно на этот вопрос ответили авторы Yooka-Laylee and the Impossible Lair, изумительного платформера, в котором всё было сделано правильно: и локации совершенно разные, и ситуации уникальные, и секреты есть, и сложность не совсем уж детская. В Kaze and the Wild Masks всё это тоже в наличии, разве что оригинальности не хватает.
Здесь разнообразия очень много — если первая, ознакомительная локация представляет собой банальный уровень из классического платформера, то дальше всё становится куда интереснее. Уровень с рогатками, уровень с движущимися платформами и препятствиями на их пути, уровень с ураганом, догоняющим героиню, уровень с поднимающейся кислотой, уровень со скользким полом… Даже нет желания сидеть и вспоминать, в каких играх были точно такие же условия, — просто проходишь эпизоды один за другим и получаешь удовольствие.
Вдобавок на каждом уровне встречаются коллекционные предметы и секреты. Есть по два испытания на время, где тоже бывают интересные идеи, вроде убийства всех врагов без приземления. Есть по четыре буквы слова KAZE, ради которых иногда приходится рисковать жизнью в надежде до них добраться. Секреты запрятаны очень хорошо — с одной стороны, их местоположение не всегда бросается в глаза сразу же, а с другой, не приходится тереться о каждую стенку в попытках их обнаружить. Если присмотреться внимательно, можно заметить либо странную кучку пикселей, либо дырку в стене или платформу, с помощью которых доберёшься до бонуса.
По завершении уровня выдают несколько медалей: одну — за нахождение всех букв, другую — за участие в обоих испытаниях на время, а третью — за сбор сотни кристаллов, которых на локации обычно чуточку больше. Но и это не всё — отдельный бонус полагается за прохождение без урона, а когда перезапускаешь эпизод после его завершения, можешь принять участие в гонке на время. Обычно я не сильно увлекаюсь подобными развлечениями, но здесь каждый уровень хотелось зачистить на 100 %, благо условия не такие уж жёсткие и те же «спидраны» в большинстве случаев выполняются со второй попытки.
Дизайн локаций не самый выдающийся и вряд ли чем-то удивит, но каждый эпизод продуман до мелочей. Враги не расставлены бездумно, ловушки тоже, и особенно это становится заметно во время испытаний на время, когда правильное использование умений позволяет идеально перескочить через противника или достичь следующей платформы. Способностей у зайчихи не так уж много: прыжок, медленное пикирование после него и рывок вперёд, служащий ударом. К этому прибавляются другие навыки в зависимости от ситуаций — например, если на локации есть канаты, персонаж цепляется за них ушами.
Вынесенные в заголовок игры маски тоже даруют новые приёмы, но лишь в отдельных эпизодах. Примерив облик акулы, зайчиха научится плавать под водой, а в маске тигра сможет отпрыгивать от стен. А когда она переодевается в ящерицу, игра вообще превращается в раннер — героиня безостановочно бежит и обзаводится двойным прыжком. Возможности перевоплощаться на лету, как в Monster Boy, здесь нет — маски просто разбавляют геймплей, ненадолго предлагая игроку новые возможности. Без облика акулы, к примеру, героиня только плавает на поверхности воды и неглубоко ныряет — в такие моменты игра удивляет другими механиками.
Даже если попытаться найти здесь недостатки, сделать это будет трудно. Управление очень удобное — ни разу не было ситуаций, когда игра не реагировала на нажатия и из-за этого я погибал. Сложность умеренная, надолго застревать на одном и том же месте не придётся. Даже если возникнут трудности, можно переключиться со стандартного режима на упрощённый, где точек сохранения больше. Но делать это незачем — тут, в отличие от Donkey Kong Country, нет ограниченного числа жизней, да и даже в обычном режиме у героини есть возможность выжить после первого ранения.
Выглядит игра очаровательно — пусть это не самый роскошный пиксель-арт, смотреть на Kaze and the Wild Masks приятно. Персонажи неплохо анимированы, локации разнообразны, да и всякие эффекты вроде сильного дождя, ветра или пожара в лесу смотрятся достойно. Музыкальное сопровождение отлично подходит — слушать его отдельно от игры вряд ли захочется, но во время прохождения звучит оно здорово.
Kaze and the Wild Masks оказалась очень приятным сюрпризом — можно было подумать, что это очередной безликий платформер, коих в Steam и на консолях сотни, но от игры получаешь исключительно положительные эмоции. Конечно, ей немного тесно в рамках духовной наследницы Donkey Kong Country — в той же Yooka-Laylee and the Impossible Lair разработчики попытались смешать разные жанры и воссоздать знакомую формулу немного иначе. Здесь же — местами дословное цитирование первоисточника. Как бы то ни было, менее изумительной игра от этого не становится — это замечательный платформер, рискующий незаслуженно остаться незамеченным.
Плюсы: большое разнообразие ситуаций делает геймплей очень увлекательным; добротный дизайн локаций с секретами и коллекционными предметами в каждом эпизоде; отличная сложность и удобное управление; трудно побороть желание вернуться к знакомым уровням и поучаствовать в гонках на время; симпатичный визуальный стиль.
Минусы: отсутствие собственных, оригинальных идей.