Рискнём предположить, что лучшей ролевой игрой, вышедшей в 2020 году, станет Cyberpunk 2077. Но если бы поляки перенесли релиз ещё на месяц-другой, то на это звание вполне могла бы претендовать SpellForce 3: Fallen God. Сейчас объясню почему.
https://www.youtube.com/watch?v=sSlpuFf5jaM
Тролли с человеческим лицом
Едва ли стоит напоминать, насколько интересной по своей механике является серия SpellForce, которая ещё в 2003 году предложила уникальный коктейль из RTS и RPG и с тех пор в целом следует этой рецептуре. Первые две части с дополнениями были приняты на ура, но затем для серии начались тёмные времена. И только с выходом полноценной SpellForce 3 от Grimlore Games в 2017 году случился долгожданный ренессанс.
Третья часть – приквел к событиям первой игры, и вот в Fallen God мы вплотную подошли к тому, с чего тогда всё началось, а именно к противостоянию магов Круга и Фиал Даргов, тёмных и практически бессмертных созданий бога-отступника Зарака. И к одному очень неудачному ритуалу, расколовшему мир Эо на части.
Мы впервые играем за троллей, населяющих континент Ургат. Причём если в первых выпусках серии эти создания Зарака представлялись в основном примитивными животными, то тут мы видим их полноценным народом со своими традициями. А кампания за них – это не разновидность диких набегов орков, как это бывает, например, в серии Warhammer, а куда более сложная и печальная история. Да и сами тролли предстают в Fallen God порой более человечными, чем люди.
https://www.youtube.com/watch?v=u2MTjhSYUNw
Во все тяжкие
Играем мы за Акрога, молодого, только что избранного вождя племени Лунных Братьев, которое находится на грани вымирания. Люди относятся к троллям как к животным, браконьеры вырезают целые стойбища ради клыков, а тут ещё и вспышка неизвестной болезни (тролли называют её гнилью, но кажется этот тот самый кровный жар, скосивший многие расы в мире SpellForce). Да и смена власти в племени произошла не от хорошей жизни – предыдущего вождя, отца Акрога, убили люди.
В общем, племя ослаблено и почти что загнано в угол. И в этот момент к ним приходит неизвестный человек в маске, чужак, который обещает помощь и выход, – если они освободят и пробудят одного из Фиал Даргов. А тело того разделено на части магами Круга и находится под защитой.
Какую часть тела найдём в этом саркофаге, пока непонятно.
Вещь вроде бы не очень хорошая. Но это не рассказ о том, как злобные или эгоистичные племена проводят вредный ритуал, чтобы оживить павшего тёмного бога и погубить мир. Тролли искренне верят, что Фиал Дарг поможет им выжить. То есть это история выживания в ситуации, когда все и всё вокруг, казалось бы, против тебя, когда на вас охотятся как на животных, не понимают, да и не хотят понять.
Естественно, добром это закончиться не может. У этой увлекательнейшей кампании часов на 30 есть несколько эмоциональных концовок, каждая из которых по-своему печальна. И вы будете испытывать действительно сильные эмоции, потому что за время прохождения искренне прикипите душой к этим большим, сильным, но порой по-детски наивным ребятам.
Во время посещения храмов, где запечатаны части тела павшего бога, частенько нужно решать не шибко сложные головоломки.
Крушить нельзя говорить
Связано это во многом с тем, как тролли представлены в игре. У них свой странный язык (поэтому их многие и не понимают): людей называют «хрупарями», оружие у них – это «стучало», «метало», «большое дробило», «могучее пыряло» и так далее. А о себе говорят исключительно в третьем лице. «Грунвар мечтает, что когда-нибудь они найдут настоящий дом», – говорит Грунвар Серая Шкура, соратник вождя. «Акрог хочет того же!» – отвечает ему Акрог.
У них есть религия, ритуалы, некоторые из коих действительно кажутся варварскими – там добровольно приносят себя в жертву и даже едят плоть сородичей. Но у Лунных Братьев такое практикуется только в редких случаях – других троллей-каннибалов они тоже не любят. А сами, как тот же Грунвар, собирают священные цветочки и мечтают о настоящем доме.
Задания, как и раньше, выбираем на глобальной карте.
Они не бросаются сломя голову бить и крушить всё вокруг, а способны думать, прежде чем что-то делать. На протяжении всей кампании, почти в каждом задании встречаются ситуации выбора. Например, в одной из миссий мы решаем, грабить деревню «хрупарей» в поисках пищи или попытаться договориться с ними. И даже когда приходим с миром, сценаристы подбрасывают ситуации, заставляющие опять же решать, как поступить: то мёртвого тролля найдём и начнём своё расследование; то наткнёмся на работорговцев, предлагающих сдать им всю деревню в обмен на щедрую награду и помощь.
Большим парням – большие палки!
Учитывая, как много зла «хрупари» доставляют троллям, так и тянет пойти именно жёстким путём. Но тут ещё надо помнить, что многие решения Акрога влияют на формирование характера его младшего брата – Ноага, который, как Грунвар и ещё один важный соратник, Зазка, путешествует вместе с вождём.
Соответственно, он становится мягче или жёстче, учится больше ценить себя или племя. А это отражается в том числе, на доступности умений, на том, будет он получать бонусы к защите и шансу блока или к атаке.
Успокаивать Ноага тоже приходится частенько.
The Lost Trolls
У каждого персонажа свой характер. Зазка и Грунвар недолюбливают друг друга и часто ссорятся. И это не просто типичные для многих RPG ссоры между напарниками в духе «Гном с пивным животиком недолюбливает эльфа», а достаточно трагичная история, связанная с тем, что Зазку в детстве хотели убить. И Акрогу опять же приходится решать, кто прав, а кто нет.
Кампанию можно проходить соло или в кооперативе.
Благодаря напарникам, пожалуй, именно в Fallen God мы увидели самую продвинутую механику генерации персонажей. Ведь тут надо не только создавать главного героя, но и сразу выбирать специализации для всех его союзников.
У каждого, помимо двух деревьев способностей (а те ещё делятся на множество веток), есть уникальные навыки, которые задействуются во время исследования мира и решения сюжетных загадок. Акрог умеет видеть события прошлого, его «младшая кровь» – проламывать некоторые стены и препятствия, Зазка – пролезать через дыры в земле в недоступные другим локации. А Грунвар – читать на других языках. И чем выше этот навык, тем более крутые благословления и заклинания, найденные на специальных алтарях, он сможет произнести.
Сюда может забраться только Зазка.
Благодаря специализациям героев, иногда превращающим SpellForce в подобие The Lost Vikings, исследовать уровни стало ещё интереснее. А сами миссии постоянно и грамотно чередуются – то стратегические, то ролевые, то защищаем важный алтарь от волн людишек, то решаем загадки в очередном храме, где спрятана рука павшего бога. Иногда сами решаем – будем по классической схеме атаковать вражеское поселение, чтобы уничтожить его, или займёмся экспроприацией нужных нам ресурсов с полей и мелких секторов, не трогая саму деревню.
Съедобная стратегия
В стратегическом геймплее тоже есть изменения. Часть связана с появлением новой расы. У троллей есть юниты, которые становятся сильнее, когда пожирают сородичей.
После кровавых ритуалов появляются вот такие гиганты.
Кроме того, у них интересная система подготовки бойцов. Сначала создаём базовых юнитов, пеших или летающих. Потом того же пешего крушителя можно отправить на переподготовку в кулачное стойбище – из него сделают более крутого воина ближнего боя. Потом ещё более и более крутого – вариантов много.
А можно уже продвинутого кулачного бойца послать в метательное стойбище, чтобы быстро перепрофилировать его в юнита для дальних дистанций. Это особенно полезно, когда приходится иметь дело с летающими противниками. А когда собираемся штурмовать вражеские базы, обязательно потребуется перепрофилировать кого-то в стенобоев. Ещё у троллей встречаются собиратели железа, способные добывать его буквально из воздуха.
На отдельной карте племенного стойбища в перерыве между миссиями можно изучать апгрейды для всей тролльей экономики.
Кроме того, ещё лучше и логичнее стала система секторов – в том числе благодаря появлению святилищ, которые позволяют специализировать эти сектора, например, на заготовке пищи или добыче камня.
Впрочем, как и раньше, частенько специализироваться нужно на строительстве защитных башен.
Наконец, на пользу Fallen God пошла и система крафта: практически каждый предмет, включая свитки и книги, у специальных персонажей можно разбирать на материалы, чтобы у них же создавать зелья, снаряжение и даже некоторые важные сюжетные вещи. Причём среди этих специальных персонажей есть именитый кузнец-человек, превращённый своим же братом в свинью. И тролли, что странно, его даже не съели – место для юмора в этой невесёлой истории тоже нашлось.
Чего только эта свинья не делает – эпического снаряжения куча. Правда, нужны чертежи.
А ещё нашлось место для увлекательного мультиплеера – есть разные режимы, включая поединок с сообщениями по электронной почте. С появлением расы троллей играть по Сети стало ещё интереснее. Накануне выхода Fallen God авторы даже выпустили бесплатную версию – SpellForce 3: Versus для знакомства с расами и режимами.
https://www.youtube.com/watch?v=f0ZiQV4XqMI У SpellForce 3: Fallen God есть, конечно, свои проблемы – например, не самый удобный интерфейс и инвентарь. И в некоторых ситуациях персонажи мешают друг другу пройти. Однажды мои герои упорно отказывать атаковать механизмы, поддерживавшие жизнь в големах. Ну, то есть вещи в основном технические. Хотя и тот факт, что все герои принадлежат к одной расе (и даже к одному племени), понравится не всем ценителям разнообразия в партийных RPG. А вот во всём остальном дополнение получилось лучше и оригинала, и SpellForce 3: Soul Harvest. И вообще едва ли не самым ролевым среди многих, даже самых давних выпусков серии.
Плюсы: сюжет, персонажи, диалоги; мультиплеер; разнообразие миссий; нелинейность и моральный выбор; ещё больше упора на ролевую и приключенческую составляющую; в стратегии появились интересные изменения; как всегда, шикарная графика; музыка и озвучка.
Минусы: все ключевые персонажи в партии принадлежат к одной расе, хотя и наделены разными характерами; технические огрехи.
И у меня диск был) вот только вечных загрузок не помню… А вот то, что действительно показалось мне вечным, так это сама игра). Я часов 50 на неё потратил, тогда для меня это было очень долго
у меня тоже была лицуха, только была она на диске, и чтоб играть приходилось его каждый раз вставлять в дисковод. Я не мог пройти последнюю карту. Очень часто, когда я хотел перезагрузится, загрузочный экран держался вечно, сколько бы ты не ждал, но в защиту игры хочу сказать, что это было давно