Лавкрафта (Howard Lovecraft), как известно, много не бывает. При этом далеко не всегда ужасы и мифы Ктулху подаются через хорроры и квесты – мы видели и RPG, и «рогалики», и шутеры, и даже строительные симуляторы на эту тему. А вот Stirring Abyss – это хардкорная пошаговая тактика, которую все ценители творчества писателя (и тактических игр тоже!) просто обязаны попробовать.
https://www.youtube.com/watch?v=bHfFhASCIEk
Все прокладывали путь к морю сквозь иную суть
Сюжет Stirring Abyss основан на рассказе «Храм», который Лавкрафт написал в 1920 году. При этом действие игры разворачивается в 60-х годах прошлого века, во времена холодной войны, когда американская подводная лодка под названием «Салем» (ну естественно!) потерпела аварию во время секретной исследовательской миссии. И затонула она аккурат среди руин исчезнувшей цивилизации – нетрудно догадаться, что встретят там подводников отнюдь не хлебом-солью.
Им нужно выжить, спасти пропавших членов экипажа, починить подлодку и, конечно, раскрыть тайну этой цивилизации. В процессе будет страшно, неуютно, но интересно и атмосферно – как раз в духе Лавкрафта. Достигается это разными способами. На дне темно, из-за «тумана войны» сложно ориентироваться, а возможности подсветить область прожекторами «Салема» или световыми шашками ограниченны. Поэтому тут, как правило, находишься в напряжённом неведении.
Упс, какая встреча!
А когда оттуда, из океанской тьмы, показываются агрессивные медузы, рыболюды и прочие монстры или когда мы, например, натыкаемся на странные алтари, храмы и разодранные трупы с вывернутыми кишками и ритуальными ножами в грудной клетке, – начинаешь понимать, почему подводники от увиденного могут сойти с ума.
Это ещё не самое страшное, что тут придётся увидеть.
Кроме того, всё это сопровождается хорошо написанными текстами, выдержанными в духе Лавкрафта.
Даже описаниями монстров можно зачитываться.
Это чей-то зов, мне пред ним не устоять…
Впрочем, главным образом в Stirring Abyss нам предстоит всё же не читать, а сражаться и выживать. Геймплей при этом, как и в XCOM, разделён на две части – стратегическую и тактическую, на местности. Подлодка «Салем» – это наша почти «икскомовская» база. Здесь нужно откачивать воду из разных отсеков, чинить их и потом превращать в полезные строения. Это могут быть лазарет, тренировочные комнаты, кают-компания, склад и комната отдыха, где можно слушать музыку и приводить в порядок нервишки членов экипажа (они могут терять очки рассудка и потом выходить из-под контроля, нападая своих). Правда, на всё это нужны и ресурсы, и энергия подлодки.
Там же, на «Салеме», мы крафтим снаряжение из собранного хлама, выбираем, кого взять на миссию, экипируем подводников, решаем, на какую миссию дальше отправиться, или же позволяем команде отдохнуть, восстановив часть здоровья. Правда, в последнем случае есть риск, что увеличится «уровень порчи» – чем он выше, тем сильнее становятся враги, чаще появляются странные, неестественные существа, тем безумнее происходящее вокруг и в головах подводников.
Сканируя окрестности, можно находить дополнительные миссии, связанные в основном с поиском ресурсов.
А мои глаза лезут из орбит, страшен в зеркале мой вид!
Непосредственно же на местности мы перемещаемся в пошаговом режиме, сражаемся, собираем ресурсы, изучаем убитых монстров и выполняем задания, помогающие продвинуться по сюжету. Боевая система в Stirring Abyss вроде бы простенькая. Тут нет укрытий, возможности использовать высоты, включать «овервотч». Мы просто используем обычные и особые атаки, применяем предметы из инвентаря, включаем защитные стойки. Бойцы бывают лишь трёх классов, а с получением уровней мы выбираем, какие характеристики им повысить и какие активные умения выучить.
У каждого есть ещё уникальные черты характера. Садист вот восстанавливает очки рассудка, когда убивает.
Но есть и свои нюансы. Так, подводника за особый ресурс разрешают подвергнуть мутациям на выбор – отрастить ему огромное щупальце, чтобы он им сильно сжимал и притягивал врагов к себе (правда, в этом случае персонаж не сможет использовать гарпун), или изменить мозг так, что боец будет возвращать противникам часть полученного урона.
Кроме того, важно использовать ресурс «Пункты воззвания» для совершения особых действий – включить неуязвимость на один ход, телепортироваться на другую клетку, резко увеличить точность или «запретить» выбранному персонажу нападать на своих в приступе безумия. Правда, пунктов воззвания мало, а их запас един для всей команды – нужно очень точечно их применять.
То, как сильно мутировали ваши подводники, повлияет на игру.
Из последних сил что-то пробовал…
Выживать в Stirring Abyss непросто по нескольким причинам. Соперников, как правило, больше, и поначалу мы просто не знаем, чего от них ждать, – а монстры могут, например, взрываться, нанося урон всем вокруг, или захватывать и помещать подводников в кокон. Появляются и боссы.
При виде такого точно с ума сойдёшь.
Бывает, нам нужно что-то деактивировать, пока со всех сторон прут чудища.
В подобных ситуациях иногда помогает найденное снаряжение вроде турелей.
Ситуация осложняется тем, что у подводников ограничен запас кислорода – важно искать его источники на дне или же крафтить и таскать с собой баллоны. А тут ещё и приступы безумия, и тот факт, что павших коллег уже не реанимировать – они уходят навсегда.
К тому же на борту «Салема» постоянно ощущается дефицит энергии, которая тратится на кучу важных действий и на стратегической карте, и на тактической местности (например, на использование прожектора и сканирование дна в поисках врагов и ресурсов). Соответственно, надо правильно этой энергией распоряжаться, чтобы не остаться в ситуации, когда для прокачки команды позарез нужно отремонтировать кают-компанию, а ресурсов на это нет.
Даже на обычном уровне сложности частенько приходится переигрывать, загружать сохранения и ломать голову, как же выжить в той или иной непростой ситуации.
Спокойно пополнить запас кислорода не дадут.
Stirring Abyss действительно увлекательная тактическая RPG, которая отлично передаёт фирменную лавкрафтовскую атмосферу напряжения, страха и приближающегося безумия. А повышенная сложность эти ощущения только усиливает.
Плюсы: сюжет и тексты; атмосфера; геймплей, сочетающий XCOM-традиции c фирменным лавкрафтовским безумием, с хардкором, мистикой и мутациями; приятная картинка; уместная музыка.
Минусы: местами игре не хватает разнообразия и масштаба, а также некоторых «икскомовских» возможностей в тактической системе.
Эх, только увидел игру на скриншотах еще, то так напомнило Terror From the Deep, что аж взгрустнулось — никогда больше такого Х-COM нам не видать. Максимум — бесконечные клоны казуальщины от Фираксис...
Даже описаниями монстров можно зачитываться. Тексты и описания, действительно интересные и грамотные, однако, в некоторых местах встречается и такие «перлы»: «отремонтировано было с помощью синей изоленты и такой-то матери»… Но это, скорее, исключения — в основном всё очень «похвально»)
Тут нет укрытий, возможности использовать высоты, включать «овервотч».Укрытий нет, это да, однако любая морская преграда между вами и целью снижает точность дальнего боя. Исключением тут является другие подводники или существа, они не мешают стрелять, однако при промахе можно попасть и по своим. С высотой так же, если ты выше — точность больше, если ниже — точность меньше. А овервотч есть только у гарпуна, если жмакнуть по нему появится иконка «Дозор». Впрочем, это камень больше в сторону игры, чем автора, в интерфейсе это всё не очевидно и замечаешь не сразу.Правда, пунктов воззвания мало, а их запас един для всей команды – нужно очень точечно их применять.Тут стоит упомянуть что максимальный запас можно увеличить 2 раза по 2, а также есть возможность конвертировать очки «рассудка» в пункты воззвания. Но это всё стоит местных очков исследований, и, возможно, вы пожертвуете более полезным улучшениями, например улучшение базового урона, максимального здоровья и запаса воздуха. А тут ещё и приступы безумия, и тот факт, что павших коллег уже не реанимировать – они уходят навсегда.Реанимировать можно, надо построить ритуальную комнату. Правда да, это всё забирает ресурсы и даёт неплохой такой штраф к макс. рассудку воскресшего. К тому же на борту «Салема» постоянно ощущается дефицит энергии, которая тратится на кучу важных действий и на стратегической карте, и на тактической местности (например, на использование прожектора и сканирование дна в поисках врагов и ресурсов).Даже на обычном уровне сложности частенько приходится переигрывать, загружать сохранения и ломать голову, как же выжить в той или иной непростой ситуации.Дефицит энергии ощущается лишь поначалу, пока откачиваешь воду, поэтому мой личный совет — не тратьте энергию на подсветку и сканирование, пока не отремонтируете батареи на лодке, всё это прекрасно исследуется подводниками. Насчёт сложности, может это я такой эксперт-тактик, но дошёл до первого босса на обычной сложности уже с максимально прокачанным пати, кораблём, кучей снаряги и преодолел его без проблем(миссия с порталом была сложнее). Хотя, если идти чисто по сюжету без побочек, то будет сложно, не отрицаю. Экипаж чаще можно потерять по собственной глупости. К примеру, неправильный приоритет убийства врагов (псионика и взрывающихся медуз первыми однозначно), сбор всей пати в одну кучу, или наоборот, рассредоточение их по всей карте в поисках ресурсов. Игра заслуженно получила похвально, с автором в основе согласен, но стоит внимательней изучать игру.
Чёт «морок над Инсмутом» вспомнил. За обзор спасибо, уже давно интересуюсь творчеством этого писателя. В последнее время, кстати, Говард стал популярен)