Все мы знаем, что сиквелы и продолжения успешных фильмов и игр, как правило, делаются по отлично зарекомендовавшей себя схеме оригинала и редко кто решается на кардинальные перемены. А вот авторы отечественного «выживача» Skyhill, вышедшего в 2015 году, решились. Что же из этого вышло?
https://www.youtube.com/watch?v=Y4bvosKCsv4
Теперь и в 3D!
Впрочем, особого выбора у разработчиков из российской студии Mandragora, кажется, и не было. Оригинал был по-своему интересной игрой, где мы пытались выжить в захваченном монстрами отеле, но чисто внешне он, конечно, выглядел очень схематично и простенько. Не шибко детализированная рисованная картинка, методичный спуск с сотого на первый этаж по одинаковым лестницам, предельно схематичные бои – нет, попытка войти в эту реку дважды была бы сродни добровольному утоплению в ней же.
Поэтому в новой игре, Skyhill: Black Mist, многие вещи переделали – она выглядит одновременно и более современной за счёт перехода в 3D, и более классической, напоминающей традиционные хорроры в духе Resident Evil.
Горький туман
Поменялся и сюжетный расклад. Мы по-прежнему должны выживать в большом здании, но это теперь не сто этажей вниз с короткими ответвлениями направо/налево, а огромный жилой комплекс взаимосвязанных построек, включая рестораны, парковки, магазины, апартаменты, кинотеатры и даже школы.
Без топора не попасть во многие зоны.
А играем мы уже не за бизнесмена, а за сотрудника «подозрительной биотехнологической корпорации» Skyhill Inc., которой принадлежит не только этот жилой комплекс, но и фактически весь город. Наш герой недавно потерял жену и теперь один воспитывает дочку. Он буквально только что получил квартиру в этом здании и переехал, однако новоселье справить не удалось: жители комплекса начали превращаться в монстров и нападать на людей. Да ещё и какие-то культисты явно неровно дышат к нашему герою. Они похитили его дочку и теперь периодически звонят, мерзко смеются в трубку и кричат – дескать, пока её убивать не будут, у НЕГО на неё другие планы.
Естественно, наш герой изо всех сил пытается её найти. Но дело осложняется тем, что сам он тоже заразился чёрным туманом – именно эта мерзость, вырабатываемая чёрными обелисками, которые с недавних пор начали появляться в разных точках планеты, и превращает людей в монстров. Так что он и сам медленно умирает – время на спасение дочери ограниченно.
Просто выживай!
В своём обзоре первой части я писал, что её механика проста, а где-то даже примитивна. И тем не менее помимо сражений, исследования уровней, крафта, поиска еды и ресурсов там были прокачка персонажа, торговля, случайные встречи, элементы апгрейда и отстройки базы, в которую мы превратили свой ВИП-пентхаус. Даже сон был интересно обыгран и заставлял переживать, посетит ли персонажа кошмар или нет.
Так вот, с этой точки зрения Black Mist – игра ещё более примитивная. Из всего вышеперечисленного фактически остались только исследование, сражения и крафт. Правда, драки уже не пошаговые с прицельным выбором, куда врагу заехать палкой, а в реальном времени – теперь в них используется не только холодное, но и огнестрельное оружие. Причём управление, да и ракурс камеры во время стрельбы, не назовёшь самым удобным в мире.
Один из самых громких уровней в игре.
Как и в первой части, главным образом мы ищем ключи от дверей и карты доступа к лифтам, а также периодически чиним электричество, меняя предохранители. Ну и постепенно получаем доступ к новым рецептам для крафта полезных предметов, включая аптечки, коктейли Молотова, дымовые бомбы и так далее. Заточки мы тоже создаём сами, но они быстро ломаются, а к пушкам, естественно, днём с огнём не найти достаточно боеприпасов. Так же редко попадаются разные гнилые яблоки, газировка и куски пиццы – правда, толком не понятно, на что влияет голод. Отсутствие лишнего места в ограниченном инвентаре совершенно точно не позволит изготавливать что-либо новое, поэтому в склад приходится превращать те самые чёрные обелиски.
Работа со звуком. И напряжением
Другое дело, что, несмотря на простоту геймплея, играть всё равно интересно. Главным образом благодаря точно переданной атмосфере напряжения и постоянной опасности. Выразительный эмбиент; мрачная и в то же время стильная картинка; неведомые опасные враги, некоторые из которых медлительны, как зомби, а другие резво преследуют нас; постоянная нехватка боеприпасов и ресурсов; напрягающее тиканье таймера да эти звонки с криками дочки – всё работает на то, чтобы игра увлекала и держала в тонусе.
Для мгновенного убийства врага нужна хорошая реакция, чтобы вовремя нажать на нужную кнопку.
К тому же есть элементы метроидвании, когда мы можем свободно исследовать уровни, но должны сначала найти какой-нибудь инструмент или топор, чтобы вернуться и попасть в те зоны, куда раньше вход нам был заказан. И есть интересные механики: например, много внимания уделяется звуку – в некоторых локациях враги нас лучше слышат, в других – хуже. Бывает, там так громко, что можно спокойно кидать гранату, не боясь быть обнаруженным. О статусе звука (и самого персонажа) мы узнаём по особым значкам, и это нужно обязательно учитывать.
Сплошные загадки
Чаще всего лучше просто убегать от чудищ или заманивать их в ловушку – на мины и растяжки, например. От других при всём желании и ловкости долго убегать не получится. После того как таймер истечёт, появится смерть с косой, которая, подобно Немезису, будет постоянно преследовать героя. Если повезёт и вы быстро найдёте ресурсы для создания ещё одной «инъекции темноты», то выиграете себе немного времени.
Наконец, есть ещё странный мужик в странном месте, куда мы попадаем после гибели, – он говорит загадками и открывает двери, чтобы мы вернулись обратно. Кто он, о чём говорит? Ещё одна интрига на пути к разгадке тайны того, что же здесь творится.
Такую прыть в местных драках нечасто удаётся продемонстрировать.
Да, играть в Skyhill: Black Mist действительно интересно. А уж за возможность включить озвучку «под Володарского» и вовсе хочется долго и благодарственно трясти авторам руку. И всё же не покидает ощущение, что проекту чего-то не хватает. К тому же есть проблемы с управлением и навигацией на уровнях. И с оптимизацией – встречаются и вылеты, и баги с провалом под текстуры, и чрезмерно долгие загрузки. Так что пока это всё же «Проходняк», хотя попробовать «Чёрный туман» все ценители мрачных игр на выживание просто обязаны.
Плюсы: густая атмосфера постоянной опасности и дефицита ресурсов; интриги в сюжете; достаточно много рецептов для крафта; игра бросает вызов и держит в напряжении, заставляя исследовать каждый закуток; стильная картинка; шикарная работа с музыкой и озвучкой.
Минусы: мало интересных механик; геймплей по сравнению с оригиналом менее разнообразный; примитивная боевая система; много повторов в геймплее; есть проблемы с управлением и технической реализацией.