Ежегодно во всём мире регистрируется около сотни нападений акул на людей, а десятая часть таких атак заканчивается летальным исходом для жертвы. Не так много, чтобы считать этих морских хищников серьёзной угрозой для человека, но кинематограф и масс-медиа делают своё дело: каждый подобный случай широко освещается, а ужастики вроде «Челюстей» давно стали целым поджанром современного кино. Поэтому, несмотря на все апелляции к статистике, пугающий образ огромной зубастой рыбины актуален и сегодня.
Вряд ли кто-то задумывается о том, как обстоят дела с «другой стороны». Люди каждый год убивают десятки миллионов акул – в основном в промысловых и развлекательных целях. Акульи плавники – известный деликатес, а цены на зубы и челюсти белой акулы могут доходить до десятков тысяч долларов. Наверное, акулам очень обидно «проигрывать» с таким разгромным счётом, оставаясь при этом героями кошмаров и неизменным пугалом для любителей заплывать за буйки.
https://youtu.be/wIC7xg75Hn0
За морских хищников решили заступиться разработчики из Tripwire Interactive, больше всего известной по двум сериям – Killing Floor и Red Orchestra/Rising Storm. Их новый экшен Maneater посвящён приключениям акулы, и, как понятно из названия, игра эта вовсе не о тесной дружбе человека и огромной хищной рыбы.
Baby Shark
История главной героини Maneater начинается с того, что ещё не родившуюся акулу вырезают прямо из брюха пойманной охотниками матери. Малышка тут же показывает характер – откусывает правую руку своему обидчику и уплывает на вольные хлеба. Вокруг небольшой залив с мутной водой, населённый разнообразной живностью – рыбами, большими и поменьше, а также не очень дружелюбными аллигаторами. Что делать? Выживать и расти, надеясь со временем отомстить убийце своей матери и по совместительству главному злодею игры – охотнику за акулами по кличке Большой Пит.
Еды вокруг много – только успевай ловить. Это не так уж и сложно даже на первых порах: главное – найти себе добычу по зубам. Каждый съеденный кусок мяса добавляет небольшое количество опыта, который необходим для роста нашей милой рыбки, а питательные вещества, содержащиеся в пище, будут нужны для разблокирования специальных навыков, которые здесь называют эволюциями. Электрические челюсти или костяной панцирь станут хорошим подспорьем в борьбе за выживание, ведь далеко не все обитатели моря представляют собой лёгкую добычу – кое-кто не прочь и сам полакомиться акульим мясом.
От обилия значков в глазах рябит, а ведь карта не открыта даже наполовину.
Те же ценные вещества можно получить и другими способами – найти в укромном месте на дне моря специальный ящик или заняться выполнением заданий, которых здесь хватает. Задания эти не блещут оригинальностью и разнообразием: обычно необходимо слопать некоторое количество рыб, земноводных или даже людей, которые и не подозревают о опасности.
Впрочем, сразу человеческим мясом полакомиться не выйдет: акула ещё слишком мала, да и встречаются ей пока лишь обитатели моря. Зато в изобилии всяческие интересные места, которые можно найти и получить не только опыт и ресурсы, но и небольшой рассказ о достопримечательностях. То, что в других играх является лишь побочными делами, вроде поиска записок или коллекционных предметов, здесь становится едва ли не важнейшей частью прохождения: для продвижения по сюжету порой необходимо найти около половины таких «секретов» на уровне и выполнить все нужные задания.
Let’s go hunt
Акула растёт, а с ней растут и аппетиты. Вскоре можно попробовать себя в охоте на более интересную дичь – в соседней локации двуногой пищи навалом. Сочувствия люди не вызывают – напротив, и задания, и закадровый рассказчик, да и вся окружающая действительность лишь настраивают игрока против людей и их вмешательства в окружающую среду. Загрязнение, безудержная эксплуатация природных ресурсов, пьянство и наркомания, досталось даже социальному неравенству – все эти темы, столь близкие каждому борцу за всевозможные права и свободы, находят своё отражение в игре.
Со временем маленький акулёнок вырастает в здоровенного монстра, который может утопить лодку одним взмахом хвоста.
Спустя некоторое время становится понятно, что перед нами не весёлый симулятор людоеда и не научно-популярный ликбез на тему обитателей моря, а самая что ни на есть «зелёная» пропаганда. Человечество представлено лишь сволочами и бездельниками, ни капли не заботящимися о планете, а акула – эдакий санитар моря, который по мере сил борется с людской угрозой всему живому.
Довольно интересный способ идеологической промывки мозгов, надо признать, но ему, как мне кажется, не хватает остроты. Больше треша и чёрного юмора игре бы точно не помешало. А так… вроде бы всё это на месте, но то ли авторы сами стесняются быть до конца безжалостными к своим жертвам в виде безмозглых людишек, то ли им не хватает фантазии на по-настоящему смешные и оригинальные шутки. Назвать охотников за акул убийцами и пьяницами, пройтись по развлечениям богачей да постоянно напоминать про загрязнение моря и бесконтрольный вылов рыбы – вот и всё, на что их хватает. Социальная сатира в той же GTA хоть и не была центральной темой сюжета, но смотрелась куда веселее и актуальнее.
Юмор – явно не конёк этой игры. Да, встречается пара неплохих шуток, но мне стало по-настоящему смешно лишь однажды: в тот момент, когда я понял, что меня пытаются пичкать пропагандой с помощью видеоигры об акуле-убийце. Вот уж чего, а такого я никак не ожидал.
Крови в игре хватает, но из-за постоянного мельтешения камеры во время боя рассмотреть «мясо» в деталях не всегда получается.
This is the end
Если же рассматривать Maneater только с точки зрения геймплея, отбросив идеологическую составляющую, то похвалить авторов практически не за что. Заметно старание дизайнеров локаций – уровни действительно отличаются друг от друга, и каждый раскрывает какую-то конкретную тему, а графика позволяет любоваться довольно симпатичными пейзажами как в глубинах моря, так и над водой. Кого-то привлечёт исследование морских глубин – всяческих укромных мест и запрятанных на каждом углу секретов здесь хватает. И… пожалуй, на этом достоинства игры заканчиваются.
Боевая система, несмотря на имеющиеся благодаря разносторонней прокачке возможности, сводится к «закликиванию» противников (лишь иногда приходится отступать, чтобы пополнить запас здоровья). Практически не раскрыт потенциал прыжков и прочих трюков, из которых можно было бы соорудить отдельную игру. Задания на каждом из восьми уровней практически ничем не различаются – убей десяток рыб, съешь дюжину людишек, исследуй локацию, победи уникального противника… Про достоинства сюжета в насквозь пропитанном пропагандой проекте и говорить не приходится: всё предсказуемо и шаблонно.
Проходится игра достаточно быстро, особенно если не заморачиваться с исследованием тайников и секретов. Но это сложно назвать плюсом – охота на людей и сражения с охотниками на акул или обитателями моря надоедают куда раньше.
Акула может находиться на суше довольно долго и обычно проводит это время с максимальной пользой для собственного желудка.
Слишком примитивно, чтобы сохранить интерес к поединкам с другими хищниками или к поеданию купальщиков на пляже. Слишком однообразно, чтобы заниматься выполнением заданий. Слишком топорно, чтобы пробудить хоть какой-то интерес и сочувствие к социальным и экологическим проблемам, которые затрагивают авторы. Единственное, чем здесь по-настоящему интересно заниматься, – исследовать уровни да искать коллекционные предметы и потайные места.
Экологическая пропаганда в обёртке посредственного экшена, не более. Людоед оказался беззубым.
Плюсы: возможность исследовать морские глубины в разнообразных локациях.
Не согласен с оценкой, ибо автор изначально рассматривает игру как ААА-проэкт, что в корне не верно. Это, конечно же, не индюшатина, но и ожидать от ее Open World-a многого не стоило. Тем более, не так много игр выходит на подобную тематику, да еще где ты играешь за акулу. Кроме мобильной Hungry Shark ничего и вспомнить не получается. В общем, как по мне, это крепкий середнячок, но авторов стоит похвалить за неплохую реализацию интересной идеи.
Я имел ввиду по уровню качества, ведь очень часто инди игры от студий схожих по уровню намного хуже и по графике (я не графодрочер, но когда глазу приятно, нету мыла, да и светокоррекция правильная то и восприятие улучшается), и по дизайну да и по геймплею, а тут он очень неплох( тут можно схватить человека и запульнуть чтобы оглушить, что еще нужно). Это как раз похвально, да не без шероховатостей, иногда немного скучно, иногда зеленая пропаганда слишком явная, но лично мне зашло.