TN против IPS: выбираем ноутбук для игр по экрану

Александр Бурсов 2020-04-29 20:46:09 18
Геймер, привыкший менять компоненты домашнего PC по принципу «Чем мощнее, тем лучше», в ноутбуке тоже сперва оценивает железо – процессор, объём оперативки, модель видеокарты, количество и удобство расположения портов. Зато экрану достаётся куда меньше внимания. А зря, ведь, в отличие от десктопа, здесь дисплей просто так не заменишь новым. Тогда какой именно «заточен» под игры и на что обращать внимание при покупке? Чтобы ответить на эти вопросы, надо слегка вникнуть в теорию, а затем разобраться с преимуществами разных решений на практике.

Как устроен LCD-экран?

Уже из названия Liquid Crystal Display (LCD) понятно, что в основе – жидкие кристаллы. Это молекулы продолговатой формы, поэтому их иногда называют нематическими, от греческого слова «нема» – «нить». Они способны вести себя как жидкость, но тем не менее создают устойчивые структуры. Фокус в том, что их ориентацию в пространстве и, следовательно, оптические свойства можно менять электричеством. Подаёте на них напряжение – и кристаллы синхронно реагируют, будто солдаты в строю после команды «Налево» или «Направо». Только представьте, что степень их поворота зависит от громкости приказа.
Если не вдаваться в объяснение законов природы, всё просто.

При незначительном напряжении края молекул едва тронутся с места, а если запитать их по полной, крутанутся до отказа. В зависимости от угла поворота, они пропускают сквозь себя разное количество света. Но как закрыть эту заслонку наглухо? Тут пригождается пара фильтров – вертикальный и горизонтальный, между которыми, словно котлета в гамбургере, зажаты наши кристаллы. В рабочем состоянии они проводят волны только с определённой поляризацией колебаний: «вертикальный» свет, двигаясь по кристаллам, на выходе становится «горизонтальным» – и мы его видим. Но стоит структуре измениться, как внешний фильтр из окошка превращается в преграду. На выходе в таком случае – темнота.

Теперь мысленно соберём микроскопическое устройство, руководствуясь этой идеей. Нам нужен источник света – обычно эту роль выполняют светодиоды (LED). Следом идёт ячейка с жидкими кристаллами, ограниченная с двух сторон слоями стекла (или пластика) и фильтрами, о которых сказано выше. Для выполнения задачи ячейка должна быть подключена к крохотному транзистору, дозирующему напряжение и тем самым меняющему положение молекул. Наконец, со стороны, обращённой к зрителю, ставим цветовой фильтр – в RGB-матрицах он может быть только красным, зелёным или синим, но надо иметь в виду, что существуют ещё RGBW, RGBY и RGBC. Все эти части вместе образуют субпиксель, самую мелкую точку адресации сигнала на экране.

Берём несколько таких элементов (по числу основных цветов матрицы) и получаем целый пиксель. Издали граница между точками неразличима, но если рассмотреть их в увеличении, станут видны разноцветные группы, которые складываются в узор вроде шотландского килта. Меняя прозрачность отдельных ячеек с кристаллами, компьютер создаёт не только светотени, но и миллионы различных оттенков. Например, для фиолетового глушит зелёные субпиксели, зато оставляет одинаково яркими красные и синие.
Вблизи белый объект на LCD-дисплее оказывается не таким уж и белым.

TN, IPS, VA – в чём разница?

Понять принцип действия LCD – ещё половина задачи, ведь технологию реализуют несколькими способами. Самые популярные – TN, IPS, VA и их вариации. Конечно, в придачу к жидким кристаллам есть экзотика вроде OLED (матрицы с органическими светодиодами), но если лэптопы с такими экранами и продаются в ближайших к вам магазинах, то стоят они заоблачно. Поэтому рассмотрим форматы, доступные простым смертным: разберёмся в их преимуществах, недостатках, а заодно прикинем, что там по игровой части.

TN – живая до сих пор классика, без которой ноутбуки с цветными дисплеями вообще не появились бы на свет. Аббревиатура расшифровывается как Twisted Nematics, то есть «закрученные нематические молекулы». И это вносит ясность в схему их работы: без электрического напряжения кристаллы образуют спиральную структуру, пропускающую сквозь себя свет. Но стоит подать ток через транзистор, как порядок частей «завитушки» разрушается, делая ЖК-ячейку менее прозрачной. Вот почему битые пиксели на TN-экранах белые, а не чёрные.

Обычно эти матрицы – самые доступные: если нужен недорогой ноутбук, обратите внимание. Либо, если цена всё же кусается, они чертовски быстры. Скорость отклика – время, необходимое для поворота ЖК-молекулы, – составляет у них одну-две миллисекунды, а высокая герцовка встречается во многих моделях, благодаря чему к TN питают тёплые чувства геймеры. Ведь порой исход онлайн-матча решает мгновение. Правда, положение жидких кристаллов в этих дисплеях нельзя настроить точно – отсюда проблемы с контрастом и передачей оттенков. Грубо говоря, картинка выглядит менее сочной, чем на IPS и VA. Добавьте слабые углы обзора, особенно по вертикали. А ведь это важно для пользователя, который смотрит на ноутбук вблизи и то крышку у него наклонит, то вообще развалится с ним на диване. В таком случае получить одинаково насыщенные края кадра – утопия.
Схематичное сравнение TN и IPS.

IPS (In-Plane Switching) придумали как замену TN-технологии, решающую большинство её проблем. Прежде всего – с тонкой настройкой поворота кристаллов. Этого удалось добиться, расположив их по-новому: если в классических матрицах ток превращает спиральную структуру в прямую, то здесь при любом напряжении сохраняется определённый порядок. Вроде мелочь, но столько преимуществ: у IPS-экранов самая точная цветопередача, а вдобавок выше контрастность и шире углы обзора. Короче, использовать их – одно удовольствие. Только стоят они дороже, чем TN, – это сказывается и на цене всего ноутбука.

Существует ещё один нюанс: изначально ради красоты пришлось пойти на некоторые жертвы, поэтому долгое время IPS ставили в упрёк низкую (по сравнению с TN) скорость работы и стандартную развёртку в 60 Гц. Но за годы развития технологии разрыв удалось сократить до совсем незначительных величин, что и доказывают современные игровые ноутбуки. Никто же не будет всерьёз ломать копья из-за жалкой миллисекунды!

Экраны на основе VA (Vertical Alignment) разработаны как нечто среднее между TN и IPS – оттенки они передают лучше первых, а бьют по карману, как правило, слабее вторых. Конечно, время внесло коррективы – одни конкуренты поднаторели в улучшении отображаемой картинки, другие сделали цены пониже. Но идея, заложенная в VA, по-прежнему актуальна. В чём же секрет? Представьте субпиксели, разбитые на сегменты, словно планки жалюзи, которые закрываются по очереди. У молекул каждой отдельной ячейки мало углов поворота, благодаря чему достигается высокая скорость срабатывания, но все вместе они хорошо дозируют поток света и могут надёжно его перекрыть.
Принцип работы VA-матрицы хорошо виден под микроскопом.

Вот почему VA-дисплеи обладают отличной контрастностью (вплоть до 1:1000) и ладят с HDR – большинство моделей с поддержкой расширенного динамического диапазона создано именно по этой технологии. С другой стороны, всем им свойственен эффект Black Crush, когда оттенки в тёмных участках кадра становятся различимы только при взгляде сбоку, а не под прямым углом. В играх это не вызывает особого неудобства – в отличие от работы с графикой. Так что профессионалы всё-таки предпочитают IPS, а технология VA, как и планировали её создатели, занимает среднюю нишу между низкой ценой и высоким качеством изображения.

На что ещё обратить внимание?

Помимо способа работы у ноутбучных экранов есть и другие характеристики, важные для геймера. Прежде всего – размер и разрешение. Казалось бы, никто не мешает дать волю обычной хотелке «Чем больше, тем лучше», но при выборе игрового лэптопа гораздо выгоднее соблюсти баланс. Допустим, вам предлагают две модели с одинаковым железом, но у одной диагональ дисплея 15.6 дюйма, а у второй – 17.3. Если поставить их рядом, разница в габаритах не так уж и велика, чего не скажешь о разнице в цене. Добавьте удобство ношения – мы всё-таки компактную технику обсуждаем – и получите пищу для размышлений.

Ещё один аспект, о котором редко вспоминают, – способность железа тянуть навороченную графику в нативном разрешении и с комфортной частотой кадров. Будь у модного офисного ульрабука хоть 4K-дисплей, его начинка либо не осилит современные экшены, либо превратит их в слайд-шоу. В лучшем случае поможет смена настроек внутри самой игры, но тогда деньги, потраченные на двойную порцию пикселей, вылетят в трубу. Зато геймерские модели при экране Full HD (1920 х 1080) имеют и высокую герцовку, и достаточно мощную начинку – никаких просадок fps даже на максималках не возникнет. И раз уж речь зашла о комфорте, нелишне подумать о защите глаз. Ведь их утомляют не только дефицит fps и низкая развёртка, но и мерцание подсветки. Простой способ оценить её качество – это так называемый карандашный тест.

https://youtu.be/loYGcAYwpBQ

Как его провести? Надо открыть на экране белый объект (сгодится чистая страница в текстовом редакторе) и помахать перед ним карандашом, по очереди меняя яркость – сперва выставить максимальную, затем среднюю, а напоследок приглушить до минимума. Если контуры предмета от движений сливаются в кашу – славно, а если разбиваются на серии чётких очертаний – не очень. Дело в том, что LED-подсветка управляется методом широтно-импульсной модуляции, при которой каждый горизонтальный ряд светодиодов то загорается, то затухает. Уловить ритм мерцания невооружённым взглядом нельзя, но чем он медленнее, тем быстрее устают глаза. Десятки импульсов в секунду представляют проблему, однако тысячи не создадут дискомфорта. Наметили долгие игровые сессии за новеньким ноутом? Не забудьте прихватить в магазин карандаш.

Полезно знать и о других нюансах, от поддержки синхронизации частоты кадров до цветовой температуры. Однако с этим можно не заморачиваться, если брать модель от известного и проверенного бренда. Обычно такие производители проводят необходимую настройку и калибровку экранов ещё на заводе – всё-таки репутация обязывает.

А есть вариант на примете?

В конечном счёте выбор ноутбука по экрану зависит от ваших целей. Для игрового устройства важно отсутствие лишних наворотов, которые стоят кучу денег, но могут не понадобиться на деле. А вот действительно полезные свойства в этом дисплее должны быть на первом месте. Речь и об отображаемой палитре, чтобы была видна красота графики, и о развёртке со скоростью отклика, достаточных для комфортного геймплея, и о современных технологиях, снижающих нагрузку на глаза. Это сочетание, да ещё и с мощной начинкой в корпусе, встретишь нечасто. Но есть модели, разработанные специально для геймеров, – на них и следует ориентироваться прежде всего. Хороший пример из новинок – ROG Zephyrus S GX502.
Лэптоп оснащён 15.6-дюймовым экраном Full HD с частотой обновления 240 Гц и скоростью отклика 3 мс, что делает его удобным для динамичных экшенов, особенно в мультиплеере. О преимуществах IPS мы говорили выше – эти матрицы выдают самую красочную картинку. Вдобавок точность цветопередачи даёт заводская калибровка по сертификату PANTONE Validated. Конечно, этот нюанс важнее для профи, работающих с графикой, но и геймеру приятно знать, что оттенки в игре переданы именно так, как задумали её авторы. Дополнительный, но весомый плюс – синхронизация G-Sync, лучшая на данный момент. Характеристики в самый раз, чтобы без скидок на компактность ноутбука давить чертей в DOOM Eternal или рассекать по прериям Red Dead Redemption 2.

* Партнёрский материал

Другие новости

Комментарии

Да, за 150 тысяч рублей. Чет я прихерел от подобных цен. У меня почему-то стоит планка в башке, что нормальный игровой комп можно собрать за сто тысяч рублей — около-менее, а все что больше ста тысяч должно покупаться под работу с определенным сроком амортизации.
Ну, для меня лично это несколько странно. Я предпочитаю разделять дом и работу в том числе и по месту нахождения. Но сейчас вот по случаю карантина работаю из дома с рабочего же ноута и да, это тот самый HP с ужасным экраном. И использование его в качестве одного из рабочих экранов доставляет только страдание, поэтому я не очень согласен с тем, что качество монитора в рабочем ноутбуке вторично.
Полностью заряженного аккумулятора ноутбука при просмотре видео в разрешении 1920×1080 пикселей с битрейтом около 14K в тихом режиме работы при 30% яркости экрана хватило на очень приличные 4 часа и 45 минут. С играми дела обстоят куда скромнее: 1 час и 24 минуты в сбалансированном режиме и 1 час и 39 минут в тихом.
www.ixbt.com/mobilepc/asus-rog-zephyrus-s-gx502-review.html#n11
Мобильность же. Тебе нужен стол и розетка и ты развернул компьютер. Есть маленькие мини-компьютеры, специально заточенные под переноску, есть планшеты, но там нужно с собой еще акссесуары таскать, а ноутбук открыл и работаешь.
Ну, это если есть несколько рабочих мест (что для меня немного странный сценарий). Если пользоваться ноутбуком как ноутбуком, то экран всё-таки важен. Не 4К HDR 240 GHz, естественно, но просто чтобы с контрастом и углами всё было в порядке. Да и при использовании в качестве второго монитора эти параметры тоже не лишние. Те же HP любят (или любили года 3 назад) в младшие версии даже дорогих линеек ставить абсолютно отвратительные экраны.
Я примерно так-же считаю с 1 но — 100к (плюс минус 25к) за сам системник без моника, клава-мыши и остальных средств ввода-вывода информации. Т.е. к этим 100к можно смело добавлять примерно 25к (плюс минус 5к), а это как-раз этот ноут и получится.
Все комментарии