Не нужно быть великим детективом, чтобы заметить, что авторы визуальной новеллы Coffee Talk в своей работе ориентировались на VA-11 Hall-A: Cyberpunk Bartender Action. Но если игра от Sukeban Games предлагала нам примерить на себя униформу бармена, то в новинке от индонезийской студии Toge Productions нам придётся готовить лишь безалкогольные напитки. В роли бариста мы будем выслушивать чужие истории и слегка влиять на происходящее, подавая клиентам всевозможные вариации чая, кофе и горячего шоколада. На первый взгляд кажется, будто Coffee Talk — это та же самая VA-11 Hall-A, просто меню для посетителей немного другое. Однако на деле различий между играми гораздо больше. Можно даже сказать, что разработчики из Toge Productions учли кое-какие шероховатости «Вальгаллы» и в своей новелле постарались от них избавиться. Давайте разбираться, получилось у них это или нет.
https://www.youtube.com/watch?v=WA1lEU_zTCw
Мои черничные ночи
Из вступительного ролика мы узнаём, что действие игры происходит в Сиэтле. Что, впрочем, неудивительно: где ещё, как не на родине «Старбакса», устраивать симулятор бариста. Не факт, правда, что в мире игры тоже существует знаменитая сеть кофеен. Несмотря на то что на фоне городского пейзажа узнаваемо высится Спейс-Нидл, а персонажи то и дело упоминают знакомые нам вещи (например, песню Стинга Englishman In New York), Сиэтл из Coffee Talk отличается от нашего хотя бы тем, что бок о бок с обычными людьми там живут вампиры, оборотни, суккубы, русалки и прочие фэнтезийные существа.
Когда-то давно между расами была война, но теперь на дворе 2020 год и, вместо того чтобы воевать, эльфы основывают стартапы, дворфы создают автомобильные империи, а орки сосредоточенно сидят за компьютерами. Ну и временами захаживают в небольшую кофейню под названием Coffee Talk. Заведение имеет свою специфику — оно открывается только ночью. Возможно, это дань тому, что когда-то оно было баром.
При написании рецензии на Coffee Talk очень сложно удержаться от оборота «как и в VA-11 Hall-A». Так, в обеих играх повествование разделено на дни, но, в отличие от новеллы Sukeban Games, в Coffee Talk есть удобный календарь, из которого можно вернуться в любую пройденную смену. Перед началом нового рабочего дня нам показывают первую полосу местной газеты, из заголовков которой мы примерно понимаем, что происходит за стенами кофейни. Однако основную часть информации о мире мы по-прежнему получаем, наблюдая за посетителями.
Одна из завсегдатаев заведения — зеленоволосая Фрейя. Девушка пытается написать собственную новеллу и приходит в кофейню за вдохновением. А ещё очень похоже, что облик Фрейи — это отсылка к главной героине научно-фантастических комиксов Aphrodite IX.
Кофе и сигареты
Бариста в Coffee Talk — это прежде всего слушатель, который изредка вмешивается в чужие диалоги. Мы даже не знаем, как он выглядит, и вольны дать ему любое имя. Время от времени посетители кофейни делают заказы, которые мы должны точно исполнять. Впрочем, если игрок допустит ошибку, ничего страшного не произойдёт: история всё равно продолжится, просто клиент немного повозмущается. Ради интереса во втором прохождении я пыталась строить из себя бестолкового бариста, но в финале всё равно получила те же самые слайды.
Почти все заказы довольно простые и конкретные, но иногда посетители кофейни просят чего-то необычного и побуждают экспериментировать. Большинство напитков в Coffee Talk основано на реально существующих, и тут игроку пригодится жизненный опыт: ведь чем больше вы знаете о чае, кофе и горячем шоколаде, тем проще вам будет угодить визитёрам.
Подавая правильные напитки в правильное время, бариста улучшает отношения с посетителями. Чем крепче дружба, тем больше информации о персонаже доступно в его профиле.
Напитки состоят всего из трёх ингредиентов, каждый из которых влияет на вкус. Мёд делает питьё слаще, имбирь добавит горечь и тепло, а мята освежит. Важно, однако, не только то, что вы смешиваете, но и то, в каком порядке вы это делаете. Например, чтобы приготовить напиток под названием Lemony Snippet, нужно к молоку добавить мёд и лимон. Но если поменять местами два последних ингредиента, то получится просто лимонно-медовое молоко, которого даже в списке рецептов не будет.
Все необычные рецепты сохраняются в смартфоне (там же можно переключать ненавязчивую лоу-фай-музыку, читать короткие рассказы Фрейи и просматривать анкеты завсегдатаев) и открываются постепенно, путём проб и ошибок — это именно то, чего мне так не хватало в VA-11 Hall-A. К вопросу об ошибках: если вы видите, что кофейная импровизация зашла не в то русло, то напиток можно выбросить и приготовить заново, и так до пяти раз за смену.
Тренироваться и разблокировать рецепты можно и в специальном бесконечном режиме. Именно в нём начинаешь осознавать, что процесс угадывания нужного порядка ингредиентов утомителен, особенно когда до открытия всего списка остается совсем мало напитков. С другой стороны, игра не заставляет этим заниматься: полное собрание рецептов нужно лишь в Challenge Mode, ещё одном дополнительном режиме, где нужно готовить заказы с ограничением по времени.
Любопытно, что в игровом процессе никак не задействованы деньги. Проговаривается, что цена на все напитки одинаковая, при этом за ошибки не штрафуют, бариста не нужно платить за квартиру и покупать радующие душу мелочи, которые повышали бы концентрацию. Последняя по большому счёту и не нужна: на экране приготовления напитков и так прописывается желание посетителя.
Некоторые напитки можно украсить латте-артом. Делать это необязательно, но процесс сам по себе затягивает и отлично погружает в весь этот кофейный антураж.
О чём говорят эльфы
Хоть персонажи игры и являются фантастическими существами всех мастей, проблемы, которыми они делятся за чашечкой кофе, очень даже обыденные и приземлённые. Например, у нас есть отец, сильно переживающий из-за того, что его дочь становится самостоятельной и популярной; межрасовая парочка, чьи родители против брака; талантливая писательница, которая любит прокрастинировать.
Все истории довольно просты: Coffee Talk не копает вглубь, а просто обозначает, с какими проблемами сталкиваются герои. Так, местная разработчица игр страдает трудоголизмом и не понимает, что иногда стоит всё-таки брать отпуск, а у бывшего ветерана войны были сложности с дальнейшим трудоустройством. В фэнтезийном мире тоже есть незаконная иммиграция, вирусные эпидемии и неадекватные фанаты звёзд шоу-бизнеса. Но упоминается всё это вскользь, без навязчивого тыканья и постоянного обмусоливания.
Единственной нетривиальной сюжетной аркой можно назвать историю Нила — загадочного пришельца, который прибыл на Землю, чтобы «заромансить» кого-нибудь и оставить потомство.
В Coffee Talk вмешательство игрока в диалоги персонажей и ход истории минимально, ещё меньше, чем в VA-11 Hall-A. Мне опять-таки хотелось бы больше контролировать то, как бариста реагирует на те или иные высказывания клиентов, но в Toge Productions посчитали куда более важным просто показать нам срез жизни маленькой кофейни. И это у авторов вполне себе получилось. Все разговоры кажутся живыми и ненатужными, персонажи то и дело шутят и подкалывают друг друга, так что, читая их диалоги, сложно сдержать улыбку. К сожалению, локализации на русский язык у игры пока что нет, но, как я понимаю, это вопрос времени — разработчики планируют её добавить.
Что касается визуального оформления игры, то оно, без сомнения, приведёт в восторг всех, кто питает слабость к пиксель-арту. Интерьер кофейни, посетители и интерфейс выглядят очаровательно. В игре не так много анимаций, но те, что есть, сделаны отлично (особенно мне нравится, как показан процесс создания напитков). Плюс все клиенты красноречиво выражают эмоции своими лицами.
За одной стойкой может поместиться до четырёх посетителей. Чем больше людей (эльфов, вампиров, русалок), тем обычно веселее и динамичнее беседа.
Coffee Talk с натяжкой можно назвать симулятором бариста — всё-таки выслушивать чужие откровения в игре приходится куда чаще, чем готовить кофе. Акцент полностью смещён с главного героя на NPC, и, пускай истории посетителей не поражают своей глубиной, персонажи всё равно получились яркими и запоминающимися, а следить за тем, как у них всё разрешится, занимательно.
В новелле от Toge Productions, с одной стороны, совсем немного чистого геймплея, с другой — есть дополнительные режимы, в которых можно вдоволь поэкспериментировать с напитками. В Coffee Talk ценят время игрока — тут можно сохраняться когда угодно, загружать любой из дней календаря, а в отдельной вкладке разрешают прочитать все разговоры за смену, если случайно проглядел какую-нибудь реплику.
Плюсы: колоритные персонажи; приятное визуальное и звуковое оформление; возможность самому открывать новые напитки и сохраняться в любой момент.
Минусы: небольшая интерактивность и минимальная вовлечённость игрока в ход истории, которая сама по себе не отличается проработанностью.
Всем привет! в стиме есть демо-версия, она на русском языке. поиграл в нее, диалоги приятные, рисовка красивая, не отталкивает, музыка вполне соотвествует окружению. оттолкнула итоговая цена полной версии- все же 300р за данный проект считаю многовато.