Как известно, изначально все ролевые игры были бумажными. Видимо, в том числе поэтому разработчики периодически делают и видеоигровые RPG, стилизованные под бумажные. Самый яркий пример — серия Paper Mario. Именно на неё больше всего похожа Bug Fables: The Everlasting Sapling.
https://www.youtube.com/watch?v=x3ahTPimui8
Who Wants to Live Forever
Схожесть эта прослеживается хотя бы в детской, что ли, направленности игры. Правда, таких персонажей детишки редко считают героями и часто боятся — в Bug Fables: The Everlasting Sapling мы выступаем в роли забавных пчёл, муравьёв и жуков. Хотя если заменить их людьми, эльфами или гномами, то мало что изменится: они тоже живут в своих королевствах, совершают подвиги, сражаются со злом и периодически ищут Очень Важные Артефакты. В данном случае речь идёт о реликвиях для королевы муравьёв, которая вслед за своей матерью ищет секрет бессмертия. И в данном случае это особенно актуально — насекомые живут очень недолго.
Чтобы помочь королеве, три героя в составе пчелы, муравья и жука делают то же, что и герои всех классических RPG, — общаются, выполняют квесты, прокачиваются, решают загадки, покупают всякие полезные расходники и сражаются с врагами, в том числе с огромными боссами. А ещё, как практически в каждой японской игре, они любят есть — собирают рецепты блюд и отдают ингредиенты поварам, чтобы те изготовили из них что-нибудь восстанавливающее здоровье, поднимающего павшего союзника и так далее. При этом в качестве валюты служат красные и синие ягодки.
Насекомые в поисках приключений
Сюжет подаётся интересно — история, как водится, совсем не так проста, как кажется поначалу. Событий и приключений много, как и разнообразных локаций, куда мы постепенно получаем доступ: тут и королевские хоромы с тронными залами и библиотеками, и подземелья, и шахты, и портовые доки, и деревни, где проводятся забавные фестивали. Происходящее порой прерывается скриптовыми сценами и диалогами, когда, например, на нас вываливается огромный паук или неожиданно, как раз перед тем, как мы возьмём очередную реликвию, появляется местная богиня и предлагает устроить опасное для здоровья испытание.
К тому же в Bug Fables: The Everlasting Sapling много квестов, как сюжетных, так и побочных. Побочные задания мы берём на досках объявлений. И среди них попадаются не только привычные «Найди, спаси, принеси мой потерянный мячик» или «Достань три бутылки воды». Например, хозяин одной гостиницы предложит нам бесплатно переночевать и потом оставить отзыв о заведении. Такое количество дополнительных квестов радует — в JRPG это не так уж и часто встречается.
Тут постоянно, даже в бою, падают листья — выглядит очень атмосферно и красиво.
А ещё есть персональные задания от напарников. Например, муравьишку-заклинательницу, говорящую о себе исключительно «мы», сначала спасаем из паучьей паутины, принимаем в свою команду, а потом она захочет узнать, как долго была в плену и где её родные.
Командные упражнения
Больше всего пересечений между Paper Mario и Bug Fables — непосредственно в геймплее. У каждого героя тут есть уникальный навык, который помогает не в сражениях, а при исследовании мира, преодолении препятствий и решении загадок. Жук своим рогом может срезать кусты и двигать тяжёлые предметы, муравьишка превращает падающие капли воды и даже некоторых противников в кубы льда, которые помогают куда-нибудь запрыгнуть. А пчела с помощью своего бумеранга умеет удалённо крутить рычаги и подтягивать к себе важные предметы.
А самое главное, все эти способности используются постоянно, да ещё и в сочетании друг с другом. Например, чтобы добраться до нужного объекта, мы сначала с помощью муравья кастуем ледяной куб, по нему перебираемся на островок, потом переключаемся на пчелу и передвигаем мост так, чтобы по нему можно было преодолеть болото. Там нас ждёт слишком высокий холмик, поэтому переключаемся снова на муравья, делаем новый куб, потом на жука, который этот куб и будет толкать своим рогом по мосту. И это далеко не самый сложный пример.
Медаль за отвагу
В Bug Fables: The Everlasting Sapling также много сражений. Они проходят по правилам JRPG — битвы пошаговые, с выбором между атакой, умениями и жонглированием предметами из инвентаря. И при этом все атаки и блоки обыгрываются как мини-игры в стиле QTE. Успели вовремя нажать нужную кнопку — нанесли больше или получили меньше урона.
Здесь особенно заметно, что наши герои — бумажные.
Кроме того, использование умений в бою (а у каждого героя они, понятно, свои) тратит некоторое количество особых очков, которые, как и здоровье, восстанавливаются только расходниками, ночёвкой в гостинице или получением нового уровня.
Наконец, в Bug Fables есть напоминающая о Paper Mario система значков (только тут это медали), которые, будучи надеты на персонажа, дают ему разные бонусы — например, увеличивают хитпоинты. Каждая такая медаль тратит определённое количество особых очков из общего лимита, то есть надеть всё на всех не получится. А расширить этот лимит разрешают при получении нового уровня. Если вы, конечно, не решите вложиться в прирост здоровья для всех членов партии или в увеличение очков маны.
За себя и за того парня
К слову, опыт будет накапливаться быстрее, если надеть (абсолютно бесплатно) медальку хардкорного режима, увеличивающую силу врагов. В этом случае сражения начинают напрягать ещё больше, тем более что контрольные точки зачастую расставлены достаточно далеко друг от друга. Но тем и интереснее. А если становится слишком жарко, в любой момент медаль можно снять — благодаря множеству загадок и препятствий даже в этом случае играть не скучно.
А ещё в сражениях мне понравилась возможность передать право атаки тому персонажу, чьё мастерство и способности более полезны против конкретного вида врагов (например, летающих), — в этом случае союзник будет атаковать несколько раз.
Прыжковые упражнения порой могут раздражать.
На бумажном теле Bug Fables: The Everlasting Sapling трудно найти изъяны — ну, разве что при прыжках управление и камера кажутся не слишком удобными. Если вас не смущают «бумажное» оформление, необходимость играть за насекомых и сам жанр JRPG, то, уверен, вы получите удовольствие от прохождения этой, скажу прямо, неожиданно крутой, разнообразной и увлекательной игры. Да, можно пожурить авторов за копирование механик из Paper Mario. Но, во-первых, сразу видно, что перед нами осознанный оммаж этой серии, чему её поклонники исключительно рады. А во-вторых, разработчики всё сделали в своём, уникальном стиле, в оригинальном сеттинге и наполнили действительно увлекательными приключениями, во время которых просто некогда думать о каком-то там клонировании.
Плюсы: следить за сюжетом интересно; много квестов и приключений, в том числе побочных; увлекательная смесь из сражений и загадок, требующих использования способностей героев; симпатичная, стилизованная под бумажные поделки графика; приятная музыка; забавная озвучка персонажей.
Минусы: можно было бы сделать более интересной и подробной систему крафта; управлять персонажами во время платформенных эпизодов не всегда удобно.
Не забывай смотреть и на количество пользовательских оценок. а то если проглосовали 2 человека, один на 2 другой на 10. то по статистике… ну я думаю понятно
Нет-нет, я полностью с Вами согласен по поводу неадекватных оценок к некоторым играм, особенно данного жанра, да и Вы уже все об этом сказали в своем комментарии, в принципе. Просто я не ожидал, что разброс будет НАСТОЛЬКО большой. Поэтому и решил сам попробовать в нее поиграть, когда руки дойдут, сейчас просто возьму на заметку себе. И да, спасибо за обзор!
Hey everyone, we’ll have more info about the console ports (Switch/PS4) early next year!