Польская игровая индустрия — штука довольно разномастная. В этой стране разрабатываются как настоящие шедевры (за примером далеко ходить не надо — чего стоят только работы CD Projekt RED), так и низкопробные проекты, которые в народе неодобрительно прозвали польскими шутерами. В Devil’s Hunt, дебютной игре варшавской студии Layopi Games, нет огнестрельного оружия, и сражаться там приходится в основном кулаками, так что это пренебрежительное клеймо ей вряд ли грозит. Зато общий стиль и слово «дьявол» в названии открывает простор для других сравнений. Язык так и чешется окрестить новинку от Layopi Games польской Devil May Cry! Однако чем глубже начинаешь погружаться в игру, тем менее и менее явными становятся параллели между ней и приключениями Данте.
https://www.youtube.com/watch?v=v_YjkAgGNPQ
Рукописи не горят
Devil’s Hunt основана на дебютном романе польского писателя Павла Лесняка (Pawel Lesniak) Rownowaga, или по-нашему «Эквилибриум» (не путать с одноимённым фильмом с Кристианом Бэйлом [Christian Bale] в главной роли). Эта книга была опубликована ещё в 2012 году и даже получила признание местных критиков, однако, судя по малочисленным и невысоким оценкам на литературных сайтах, популярностью и признанием у читателей она не пользовалась. Молодой автор (сейчас ему всего 30 лет) выпустил ещё несколько романов, продолжающих историю первого, но потом решил попробовать себя в иной сфере и основал студию Layopi Games. Наверное, ему захотелось сделать что-то более интерактивное, чем просто книга. Как видите, не все поляки-писатели чураются видеоигровой индустрии.
Cобытия, придуманные паном Лесняком, разворачиваются в наше время. Главный герой Devil’s Hunt — Дезмонд Пирс, преуспевающий молодой человек, живущий в Майами в собственном особняке. У него есть девушка, на которой он собирается жениться, и престижная работа в крутой компании, которой заправляет его отец. Последний, впрочем, не очень-то жалует сына и однажды просто увольняет его. Раздосадованный Дезмонд находит утешение с подругой, после чего отправляется сражаться в подпольном бою, где ему снова не везёт. Чёрная полоса в жизни героя не думает кончаться: вернувшись домой, Дезмонд застаёт невесту в постели со своим лучшим другом. Вот так, практически в одночасье, весь мир парня был разрушен.
Вместо того чтобы взять себя в руки или обратиться к психотерапевту, наш герой садится в машину и на полной скорости едет по ночному Майами. Он разбивается насмерть, и на этом печальная история могла бы закончиться, но вы же знаете этих фэнтези-писателей! После смерти Дезмонд оказывается в Аду, встречает Люцифера и соглашается выполнять его поручения.
Главная беда Дезмонда, как по мне, в том, что он — максимально нехаризматичный персонаж. Он не бросается остроумными фразочками, вечно ходит с каменным лицом и, честно говоря, вообще не вызывает симпатии.
Обретя новые силы, герой становится Палачом: его то и дело отправляют в наш мир разбираться с неугодными и наказывать провинившихся. А ещё Дезмонда всё время называют Спасителем и Разрушителем, намекая на то, что он должен сыграть ключевую роль в битве между демонами и ангелами. Игра постоянно мусолит тему выбора — мол, вы должны решить, на чьей вы стороне, и только вы способны изменить расстановку сил. Даже описание Devil’s Hunt в Steam пафосно заявляет: «От того, чью сторону вы выберете, зависит судьба мироздания».
Вот только игрока ни перед каким выбором не ставят. Ни разу за всю историю нам не предложат что-то решить самостоятельно и проявить свою волю. А ведь порой от поступков Дезмонда хотелось кричать во всё горло — настолько они нелогичные. Скажем, говорит ему очередная жертва: «Ты всё неправильно понял, погоди, я объясню!» Но новоявленный Палач глух к просьбам, а у нас, игроков, соответственно, остаётся только один вариант — нажимать кнопку, многократно ударяя бедолагу ножом.
По большому счёту я ничего не имею против линейных историй (главное, чтобы они были хорошо написаны), но у меня большие вопросы ко всем этим громким речам о возможности выбирать сторону. Потому что в случае с творением Layopi Games мы будто читаем уже готовый роман, в котором события развиваются по воле автора, а игрок может за ними только наблюдать.
Книжное прошлое Devil’s Hunt чувствуется и в деталях. Так, игра разбита на главы, сюжет каждой из которых кратко описан в специальном меню — всем бы играм такую выжимку событий иметь! Правда, долго радоваться мне не пришлось: после девятой список почему-то перестал обновляться. Надеюсь, это временный баг и его поправят, как и другие небольшие огрехи — например, слишком длинные строки текста, из-за которых часть субтитров просто не видно.
Есть в игре и небольшой бестиарий вперемешку с описаниями ключевых персонажей.
Ангелы и демоны
В Devil’s Hunt линеен не только сюжет, но и само прохождение глав. Тут нет открытого мира, но в кишкообразных уровнях попадаются небольшие ответвления с секретами. Иногда даже непонятно, какой путь ведёт в необязательное место, а какой двигает историю. И это проблема, потому что, пройдя вперёд по сюжету, Дезмонд отказывается возвращаться: кнопка «Спрыгнуть» или «Вскарабкаться» просто не подсвечивается. Ну или за героем банально закрывается дверь, и нам остаётся только мысленно помахать рукой оставшемуся позади секрету.
Спрятанные вещи — это обычно души, которые можно потратить на прокачку, и разнообразные листовки, которые Дезмонд изредка комментирует фразами вроде «О, открытка!». О, какой разговорчивый герой! Интересно, что после прочтения такой записки протагонист кладёт её обратно и активная точка не исчезает. Поначалу у меня даже было ощущение, что с этими находками нужно сделать что-то ещё, каким-то определённым образом на них посмотреть, но нет, никакой дополнительной интерактивности с бумагами не появляется. Все эти флаеры, письма, выдержки про монстров и прочие заметки просто можно читать по нескольку раз. Жаль, что не в инвентаре.
Активные точки подсвечиваются на небольшом расстоянии, так что нет нужды «закликивать» все столы в поисках дополнительного контента.
Дьяволы тоже плачут
Во время продвижения по уровню частенько уже издалека видно, как враги терпеливо ждут, пока мы не зайдём к ним на территорию. Поле боя всегда представляет собой арену, с которой нельзя выбраться, пока не умертвишь всех противников. Поначалу Дезмонд предпочитает просто сражаться кулаками, усиленными демоническим пламенем, но в дальнейшем ему открывается всё больше возможностей для расправы.
Всего в игре три ветки навыков, между которыми можно переключаться во время боя. Каждая из них имеет как пассивные способности, так и активные. Разблокировать их нужно за найденные или высосанные из врагов души. Удобно, что умения выбираются не навсегда — их можно активировать и деактивировать в любой момент, что даёт игроку возможность экспериментировать и подбирать навыки под свой стиль боя.
Если вам по душе beat ’em up, делайте ставку на сложные комбо. Если вы предпочитаете держаться на расстоянии, на помощь придут магические способности: выстрелы, атаки по области и даже волшебные турели, расстреливающие врагов. Правда, имейте в виду, что у таких навыков затянутая перезарядка и в ожидании готовности умения помахать кулаками всё равно придётся.
Никто не запрещает вам комбинировать «школы», но лично мне при открытии каждой новой ветки было удобнее полностью перейти на неё со всеми накопленными душами.
В теории всё звучит довольно любопытно, но на практике ощущается не так захватывающе. Анимации протагониста кажутся какими-то деревянными, он не может поворачиваться во время колдовства, смешно бегает трусцой, странно делает рывки. В его движениях нет плавности и лёгкости, а ведь это основополагающая вещь для такого рода игр.
Не обошлось в Devil’s Hunt и без других раздражающих моментов. Например, во время комбо Дезмонд запросто может развернуться и, вместо того чтобы добить врага, начать атаковать другого. Размахивать кулаками и делать быстрые рывки можно только в бою. Ещё герою не всегда дают возможность бегать: иногда ему приходится медленно и утомительно ходить. Объясняется ли это как-то? Нет, просто авторам так захотелось.
В игре нет аптечек: здоровье само восстанавливается после убийства врага, а также с помощью специальной способности, которая открывается ближе к концу игры. Кроме того, можно попробовать высосать чужую душу, чтобы подлечиться, — но велик шанс, что другие противники на арене прервут этот процесс. Любопытный момент заключается в том, что если перед тем, как начать вытягивать из недруга жизнь, Дезмонд успешно отразит его атаку, то остальные будут почтительно ждать в стороне. Видать, демонам и прочему сброду не чужды представления о чести!
Если долго всматриваться в Бездну, то можно увидеть трон Люцифера и его приближённых.
Инферно
Демоническим созданиям можно даже немного позавидовать: обитают они в красивейшем из мест. Преисподняя в Devil’s Hunt, со всеми своими кроваво-красными пейзажами, завораживает. Но не Адом единым, как говорится. В игре есть и локации современного города: небоскрёбы, стройки, улочки. Затесались даже заброшенный завод и полуразрушенный мотель, расписанные граффити и вязью, защищающей от незваных гостей из Пекла.
Индустриальные виды тоже выглядят достойно и не успевают надоесть, поскольку часто сменяют друг друга и чередуются с возвращением в Преисподнюю. Локации детально проработаны, вот только практически неинтерактивны, а окружение Дезмонд комментирует редко. Максимум, что он может сказать, войдя в офисное здание: «Неплохо! Довольно стильно». Наверняка неразговорчивость героя придётся кому-то по душе, но мне бы хотелось, чтобы протагонист рассказывал больше о мире, в котором живёт, и чаще делился своими мыслями. Казалось бы, от литературного персонажа стоило бы ждать такого поведения.
Столкнулась я при прохождении и ещё с одной проблемой — пожалуй, самой неприятной для меня. Из-за того, что Devil’s Hunt неплохо выглядит и полна всевозможных визуальных эффектов, она довольно требовательна к железу, но очень плохо оптимизирована — иначе я не могу объяснить все те просадки fps, что преследовали меня с самого запуска игры. Я продолжила прохождение на куда более мощной машине, но и этого оказалось недостаточно: в иных главах количество кадров в секунду опускалось до смешных семи-восьми. И это при минимальных-то настройках графики! В системных требованиях, к слову, ничего экстраординарного нет, и, по идее, игра должна без проблем работать не только на GeForce RTX 2080 Ti. Остаётся надеяться, что всё это дело поправят патчами.
Чем чаще Дезмонд атакует врагов, тем быстрее копится шкала ярости, заполнение которой даёт герою возможность ненадолго превратиться в демона.
Игра оставляет странное послевкусие. С одной стороны, чувствуется размах и желание разработчиков сделать всё как в AAA, да и источники вдохновения в лице Devil May Cry, God of War и Dante's Inferno видны невооружённым глазом. Но вот реализация страдает. Плюс от игры, которая заявляет, что она основана на литературном произведении, ожидаешь большей проработки сюжета и персонажей. Мы же видим шаблонные ситуации, неинтересных героев и кучу логических нестыковок. Скажем, демоны и ангелы ищут некий предмет, который находится в Аду. Дезмонд с боем пробирается к этому предмету, который лежит себе на постаменте у всех на виду. Протагонист сразу понимает, что это та самая вещь, возвращается к Люциферу и показывает находку. Правитель Ада удивляется, откуда у Дезмонда вещь, которую все так долго искали. Чувак, это твоё царство, вообще-то! Этот предмет даже спрятан-то не был. И таких моментов немало.
Devil’s Hunt заканчивается внезапно, всеми силами намекая на продолжение. Судя по отзывам, книга грешила тем же самым и читателям это не особенно пришлось по душе. Думаю, игрокам смазанный финал тоже не принесёт большого удовольствия. Тем более что последний босс вообще не ощущается как последний босс (по крайней мере, на стандартном уровне сложности), и кажется, что впереди будет настоящее сражение. Но его, видимо, припасли для сиквела. Однако, ждать продолжения, честно говоря, не хочется.
Плюсы: многие локации выглядят эффектно, причём это касается как городских, так и инфернальных пейзажей.
Минусы: нехаризматичный главный герой; топорные сражения, в которых ощущается неуклюжесть протагониста; просадки fps даже на минимальных настройках; игра постоянно говорит о важности выбора, но не даёт этот выбор игроку.
Ну это скорее подтверждение, чем оправдание. На самом деле, я не хотел оскорбить автора, агро на меня ведь из за этого. Я вообще сюда захожу на рофле, после подарка от стопгейма в виде 40 часов омерзительной финалки 15, я в принципе больше им не доверяю, всадница 3 лишь закрепила. Так что не стоит воспринимать меня всерьез, все что сказал автор — первая истина.
Это типа мне надо в комментах разложить по полочкам, где автор не прав и привести обоснование для второго сына? Ты форматы не попутал? Блог и комменты. Твой первый коммент тоже не особо обоснован, в каком месте ты заметил, что я субъективен, если я не обосновывал мнение? Наверное в том же, откуда ты решил высосать проблему?
Большая проблема линейных игр в том, что журы их ругают за то, что прощают опенворлдам. Мне игра понравилась, кроме анимаций. Без моушнкапа больно. Но все остальные претензии автора были и в том же втором сыне, например. Плохая боевка, скучные бои, скучные персонажи, безхребетный сюжет. Но там были графити и красивые партиклы, а значит игра норм.
Так что не стоит воспринимать меня всерьез, все что сказал автор — первая истина.