Gibbous: A Cthulhu Adventure: Обзор

Когда речь заходит о Трансильвании, на ум сразу приходят величественные средневековые замки и кровожадные вампиры. Казалось бы, каким-нибудь независимым разработчикам из тех краёв сам бог велел сделать игру про всё это. Однако Stuck in Attic, студия из небольшого румынского города Тыргу-Муреш, не ищет лёгких путей. Её дебютная работа под названием Gibbous — A Cthulhu Adventure навеяна в первую очередь рассказами Говарда Филлипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft). Впрочем, в игре всё же нашлось местечко и для отсылок к родине Дракулы.

Как бы то ни было, не стоит думать, что Gibbous — это мрачная игра. Несмотря на пугающий источник идей и образов, этот point-and-click-квест представляет собой насыщенное юмором приключение с поклоном в сторону классики LucasArts.

https://www.youtube.com/watch?v=JAMl8W2HeDE

Ужас Даркхема



История Gibbous — A Cthulhu Adventure крутится вокруг вещей и явлений, знакомых нам по творчеству Лавкрафта. Тут есть и придуманный писателем «Некрономикон», и одержимые культисты, и упоминание отца Дагона и матери Гидры, и, конечно, вынесенный в подзаголовок Ктулху. Действие игры начинается в американском городке Даркхем, в названии которого нетрудно заметить отсылку к лавкрафтовскому Аркхему. Один из двух главных героев, детектив Дон Кетайп, ищет упомянутую выше зловещую книгу, но оказывается в плену служителей Культа звёздных знаний. «Некрономикон» тем временем случайно попадает в руки к библиотекарю Баззу Кервайну, второму протагонисту, который просто оказался не в то время не в том месте.

В отличие от Кетайпа, Базз не искал приключений — они сами нашли его. Вообще, такого рода персонаж довольно типичен для квестов (вспомнить хотя бы Роджера Вилко из серии Space Quest или Джорджа Стоббарта из Broken Sword), поэтому неудивительно, что сотрудники Stuck in Attic добавили его и в свою игру. Наш простоватый герой решает почитать «Некрономикон» вслух, благодаря чему его кошка Китта обретает способность разговаривать. Питомец Базза почему-то не рад внезапно обретённому дару, и вместе они решают вернуть всё на свои места. Ну и заодно, как это обычно бывает, спасти мир от очередного пробуждения древнего зла.

Стартующий в Даркхеме сюжет довольно быстро развивается и выходит за пределы одного города, из-за чего у рассказанной в Gibbous — A Cthulhu Adventure истории есть проблемы с целостностью и концентрацией на происходящем. Герои часто превращаются в мальчиков на побегушках и, чтобы выполнять чужие поручения, готовы отправляться хоть на другой конец земного шара. Иногда в поисках того или иного ключевого персонажа начинаешь задумываться, а что мы, собственно, забыли в Париже или Румынии и как эти города связаны с поиском человека, который знает, как расколдовать Китту. Однако ближе к финалу большинство сюжетных линий ловко переплетаются, а случайности оказываются неслучайными.
Практически каждая из семи глав A Cthulhu Adventure происходит в новой локации с уникальным колоритом, и, так как сюжет здесь поставлен во главу угла, переключение между двумя протагонистами происходит строго по воле сценариста.

Из глубин сознания

В поисках того, как бы продвинуть историю вперед, нашим героям придётся общаться с другими персонажами, решать головоломки, собирать предметы и применять их в самых неожиданных местах. Впрочем, с «неожиданными» я погорячилась: Gibbous вполне удачно избежала главной проблемы многих квестов — нелогичности и абсурдности загадок. Не скажу, что они получились откровенно простые: игра всё же умело балансирует между очевидностью применения предметов и терзаниями о том, что же делать дальше. Однако, вспоминая день кошачьих шапочек в Grim Fandango или покраску носков в Deponia, я облегченно вздыхала во время прохождения. Здесь даже не придётся выключать в настройках музыку, чтобы запомнить секретный стук!

Если игрок окажется в замешательстве, на помощь могут прийти дневник детектива или Китта. Прямых подсказок они не дадут, но ситуацию обрисуют так, что может стать понятно, куда стоит двигаться. Иногда саркастичная напарница даже соглашается оказать Баззу услугу и достаёт какой-нибудь труднодоступный предмет. Но в большинстве случаев она, как и любая уважающая себя кошка, не захочет утруждать себя лишней работой. Хорошо хоть, спать не гонит, как некоторые другие говорящие чёрные коты.
Кетайп работает в одиночку, но может слышать голоса из прошлого, связанные с теми или иными предметами. Такие флешбэки нередко являются к ключом к дальнейшему прохождению и открывают новые строки в диалогах. Но чаще всего они просто вызывают улыбку.

Хребты безудержного смеха

Несмотря на то что в названии игры фигурирует имя ужасающего хтонического божества, а её действие разворачивается в весьма мрачных локациях, сама по себе Gibbous — A Cthulhu Adventure довольно беззаботная и забавная. Лично для меня юмор — неотъемлемая часть хорошего квеста, и приятно видеть, что команда Stuck in Attic считает так же. Диалоги и комментарии в игре пронизаны не только иронией, но и отсылками к классике жанра и поп-культуре. Ну и без разрушения четвёртой стены не обошлось, конечно.

Так, когда Базз замечает, что девочка стоит ночью одна на улице, та парирует, что люди склонны так себя вести в такой игре. Кофейник он комментирует словами «Чертовски хороший кофе, Диана», а даркхемскую лечебницу — фразой «Слышал, там проблемы с летучими мышами». Кетайп тоже в курсе современной массовой культуры и бьёт в стену с возгласом «Я знаю кунг-фу», а изучая тёмный угол в парижском отеле, начинает напевать песню The Sounds of Silence. Стоит ещё отметить, что детектив довольно напыщенно комментирует многие события в духе старых нуарных фильмов — профессиональная деформация Кетайпа отлично проходится по жанровым клише.
В моих беспокойных снах я всё чаще вижу этот город…

Безумие, вышедшее из-под контроля

К визуальной стороне игры тоже не придраться. Персонажи и фоны нарисованы красочно и тщательно, с любовью к деталям, а главные герои ещё и хорошо анимированы: Базз садится на корточки, если разговаривает с детьми, усталый детектив опирается на предметы во время бесед, ну и так далее. Про повадки грациозной Китты я вообще молчу! Мир тоже не статичен, в нём постоянно что-то движется: идёт дождь, мерцает свет в окнах, плывут облака. Небольшие штрихи добавляют игре живости, и за происходящим просто приятно наблюдать — ты словно смотришь мультфильм. Кстати, рисованные заставки тут тоже есть.

Аудиосопровождение также сделано добротно. Музыка хоть и не запоминается, но вписывается в локации, все диалоги озвучены (на английском, само собой). Причём если мы разговариваем с жителем Парижа, то он говорит с французским акцентом, а по прибытии на свою родину, в Трансильванию, Базз начинает сбиваться на местный говор. Опять же, такие моменты идут игре только на пользу.

А вот что разочаровывает, так это отечественная локализация. Перевод на русский навевает воспоминания о детских временах, когда мы проходили пиратские копии игр — других-то не было! — и порой с трудом понимали, что там герои на самом деле имеют в виду. В Gibbous есть все особенности тех самых переводов — персонажи порой говорят о себе не в том роде, путают падежи и используют не те значения слов. Скажем, размышление Кетайпа о том, что ему стоит быть осторожнее, стало звучать как «посмотреть свой шаг», настенная ключница превратилась в клавиатуру, а крючок стал рыбацкой лодкой. К счастью, разработчики уже заметили, что русская версия не соответствует языковым стандартам, и бросили силы на её исправление.
Нередки тут и реплики с ошибками в вёрстке: из-за незакрытого тега в диалоги проникают фрагменты HTML-кода.

Откровенно говоря, A Cthulhu Adventure не привносит в жанр ничего нового. Это добротный point-and-click-квест, для прохождения которого необязательно быть фанатом творчества Лавкрафта — куда важнее быть на одной волне с авторами и их чувством юмора. Древнее зло в игре, разумеется, присутствует, но история вовсе не о страхе перед ним, а о дружбе и взаимопомощи. Открытый финал активно намекает на продолжение, и было бы просто отлично, если бы Gibbous — A Cthulhu Adventure и правда переросла в полноценную серию.

Плюсы: логичные загадки; остроумные диалоги; приятный визуальный стиль и анимация, оживляющая приключение.

Минусы: корявая локализация; искушённым квестоманам игра может показаться слишком короткой и лёгкой; локации не очень большие.

Другие новости

Комментарии

Как же задолбала приелась эта лавкрафтовская тема, он везде, в любой игре-ужастике, везде говорится что сюжет в игре навеян миром Лавкрафта. Это убивает любое желание прочитать хоть что-то из книг этого автора. И почти каждая игра не пугает ни чуть. За исключением может «темнейшего подземелья» в котором игровой процесс был запоминающимся и оригинальным.
спасибо, сейчас даже тупых пришельцев пройти не могу, глючит виснет и мерцает(
вспоминая… покраску носков в Deponia, я облегченно вздыхала во время прохождения.
Если это та эпопея с носками в самом начале первой части, то там спасает разве что безысходность(нельзя выйти из дома) и скудность инвентаря.
Лично моим самым трэшовым квестом остается «Нэнси Лрю: записки черной кошки»: как можно догадаться, что для продвижения сюжета надо зайти в поисковик сайта академии и набрать там «теорию музыки», потому что на абажурах в фойе есть ноты, я до сих пор ума не приложу.
А что за «отсылочка»?
Я имел в виду и New Colossus тоже. Не знаю, почему многим эта игра не понравилась, по мне она лучший шутер того года.
Все комментарии