В 2014 году студия Triumph оправдала своё название, выпустив Age of Wonders III — замечательную глобальную стратегию в стиле фэнтези. Произведение оказалось настолько крепким, что хоть стены им пробивай, хоть гвозди заколачивай. Каково же было удивление фанатов, когда на последней Е3 объявили, что из сказки про эльфов и магов серия превращается в космическую оперу. Никакой больше магии — вместо неё телепатия, инфекции и взлом компьютеров. Некромантов сменили киборги, драконидов — твари, напоминающие моллюсков из «Района № 9», а гномов одели в скафандры. Оправдан ли такой эстетический каприз?
https://youtu.be/5WunILw84QY
За веру, царя и гнойные мутации
Внешне новую Age of Wonders и впрямь не узнать — теперь здесь летают атомные пепелацы и бегают лазерные тираннозавры. Зато основы прежние: всё так же закладываем столицу, улучшаем её за счёт полезных зданий и растим государство вширь, захватывая богатые ресурсами районы. А если сосед недоволен — сам напросился. Выкатываем ему ультиматум, подкреплённый очками «казус белли», и готовим войска. Армии, как и в предыдущей стратегии Triumph, представляют собой группы по пять отрядов во главе с героем. Вроде ничего серьёзного, но, если собрать пару-тройку таких ватаг на соседних клетках, можно наподдать кому угодно.
Перед началом партии дают настроить героя-главнокомандующего, включая его достоинства и недостатки.
Шанс на победу особенно велик с ветеранами: каждый из них становится мощнее за счёт опыта от выигранных битв и нового вооружения, добавляемого в редакторе. Меняете обычные патроны на бронебойные, а стандартные гранаты на плазменные — и проверяете результат в пошаговом сражении. Точно так же обновляется геройский инвентарь. Словом, во главе угла — хорошо забытое старое. Разве что в Planetfall гораздо больше внимания уделили стрельбе, задвинув рукопашные хватки на второй план. Оно и понятно: зачем нужен меч, когда под рукой бластер?
Поддерживать боевой дух в колонии несложно. На покупку отрядов уходит энергия — аналог валюты, а перевооружение расходует космит — единственный редкий минерал во вселенной игры. Добавьте очки производства, пищи, науки, дипломатии — вот вам и все ресурсы, необходимые для процветания. Правда, чтобы научиться с толком распоряжаться ими, потребуется несколько пробных партий. Иначе велик риск спустить космит на нескольких ниндзя, которых разберут на органы в первой же битве.
С сюжетной интригой разработчики не заморачивались: дескать, ужасная катастрофа развалила Звёздный союз на куски, после чего каждый сам за себя. Порядок во вселенной пытаются восстановить люди из Авангарда и их бывшие рабы — разумные насекомые Кер’ко. Гангстеры из Синдиката выясняют отношения с амазонками, технически подкованными коротышами-дварами и расой роботов-конструктов. Полем битвы служат планеты на задворках галактики, хранящие следы былого величия — то руины прежних цивилизаций попадутся, то селения парагонов, некогда заправлявших делами в империи.
Поле боя вблизи камера показывает редко — и слава богу.
Как это принято в жанре, у каждой из сторон имеются особенности. Конструкты, например, чувствительны ко взлому и электрическим атакам, зато на шарнирах вертели инфекцию и гипноз, умеют возрождать павших киборгов, а их снайперы — чертовски сильные атакующие бойцы начального уровня. Двары, наоборот, поднаторели в защите.
Помимо расы очень важна идеология её командира: в новой «Эпохе чудес» существует выбор политик, открывающих уникальные технологические ветки. Скажем, ксеногенеты на ты с микробами — укрепляют ими себя и ослабляют других. А прометеанцы спят и видят, как бы выжечь и разбомбить всё вокруг, да ещё и гигантского робота построить.
Впрочем, одно дело — знать о своих преимуществах, а другое — эффективно их использовать. С этим, внезапно, проблемы: пускай сотрудники Triumph Studios ничего не изобрели, освоить азы Planetfall сложнее, чем разобраться в любом из недавних хитов жанра. Даже если вы собаку съели на 4X-стратегиях, новая Age of Wonders всё равно усадит за парту на несколько часов. Учите технологии, чтобы понять, какая ветка открывает продвинутых солдат, а какая — гнойные мутации ксеногенетов. Разбирайтесь с менеджментом городов и ресурсов, копайтесь в дипломатии, методом проб и ошибок выясняйте, чем чреваты те или иные действия в адрес малых фракций. А как вы думали? Путь к звёздам лежит через тернии.
Смешанный стиль
Поначалу четвёртая Age of Wonders действительно кажется замороченной. Но эта тень на плетне создана заимствованными и упрощёнными наработками других серий. Похожую застройку поселений, уровень довольства граждан, распределение пищи и производства, а также два древа развития — научное и культурное — мы видели в Sid Meier’s Civilization. Да и космический сеттинг уже был в Beyond Earth. Только вот в «Цивилизации» взаимодействие с населением разнообразнее, менеджмент городов гораздо тоньше, а открытия имеют более глобальные последствия.
Перед захватом района его нужно застолбить. Если там уже отметился ваш соперник, быть войне.
Если при взгляде на систему дипломатии, районы с аномалиями и задания нейтральных фракций вы не вспомнили об Endless Legend, вы просто не играли в Endless Legend. Planetfall во многом похожа на творение французской Amplitude, однако там глубже различия между расами, интереснее мир (чего стоит только смена сезонов!), а малые народы не заваливают поручениями настолько, что в какой-то момент проще начать войну с заказчиком, чем браться за его очередную прихоть.
Что ещё следовало бы позаимствовать у конкурента пятилетней давности, так это внятное развитие науки по эпохам и простую, но в то же время разнообразную прокачку героев. Впрочем, возьми сотрудники Triumph на вооружение ещё и эти идеи, их свежая стратегия стала бы не нужна: зачем покупать пародию, когда есть неповторимый оригинал?
Ну а битвы передают привет последним XCOM. Едва вы переходите с глобальной карты на тактическую, чтобы всыпать противнику по первое число, как разворачивается знакомая картина — с очками действий и боевого духа, заходами во фланг, укрытиями, которые можно разрушать, одноразовыми умениями и выраженной в процентах вероятностью успешной атаки. 65 % при выстрелах в упор прилагаются. Чего не хватает, так это вертикальности уровней и размаха. Зато в наследство от Age of Wonders III досталась неприятная мелочь — игра не «режет» урон от отряда, даже если там остался лишь один калека. Поэтому ослаблять противника без толку — его подразделения надо бить сразу насмерть. Тактику это, прямо скажем, не разнообразит.
Мелочь, а приятно: сейв запоминает назначенную очередь исследования технологий.
Что же получается? Стратегия метит в тех, кто знаком сразу с несколькими похожими произведениями, но при этом не предлагает и половины их достоинств. Зато сплетает воедино разносторонние элементы и кучу фантастических терминов — отсюда проблемы при первом знакомстве. Вот почему советовать Planetfall новичкам — решение так себе. Но получат ли удовольствие давние ценители 4Х? Вопрос что надо.
Эй, почему не «Похвально»?
Потому что речь о глобальной пошаговой стратегии, которая требует концентрации и творческого азарта на десятки часов. Получи те же задатки шутер-аттракцион, с оценкой не возникло бы никаких проблем. А что? Графика более-менее, дизайн приличный, оптимизацию подвезли, баги не бросаются в глаза — все компоненты удачного релиза на месте. Почему бы не оторваться на полную? Только здесь особый случай.
Planetfall принадлежит к жанру на любителя, где редко встретишь шедевр на все времена, зато придирчивых фанатов у него хоть отбавляй. Поэтому смены сеттинга с фэнтези на космос для полного улёта недостаточно — нужна новаторская и яркая идея, тянущая за собой весь геймплей. Эту особенность всякий честный обозреватель должен непременно подчеркнуть, будто бы сообщая аудитории: вот повод раскошелиться и забыть на какое-то время про сон. А как обстоят дела с художественной частью — уже второстепенно. Но за пять лет, прошедших после релиза Age of Wonders III, студия Triumph так и не создала краеугольного камня, способного принять на себя груз геймерских запросов. Акцентировать внимание попросту не на чем.
Держать армии рядом с владениями незачем — с любыми рейдерами справится ополчение, набираемое автоматически.
Чтобы дотянуть до звания хорошей стратегии, нужна оригинальность. А Planetfall напоминает выставку достижений жанра: если вы хорошо знакомы с последними тремя Civilization, Age of Wonders III, Endless Legend и XCOM 2, новинка не подарит вам острых ощущений. Скорее, наоборот — вызовет скуку буквально через пару партий. Как бы ни хотелось хвалить авторов «Эпохи чудес» за объём проделанной работы, в 2019-м чуда не произошло.
Плюсы: из классики 2010-х извлекли рабочие органы и пересадили в одно тело — оно подаёт признаки жизни; неплохой дизайн; музыка на уровне; локации тактических битв повторяются редко; к серии Age of Wonders в кои-то веки приобщили адептов консолей.
Минусы: не самый понятный интерфейс; научно-фантастические клише; отсутствие оригинальности в геймплее и беспощадность к новичкам.
А я согласен с обзором. Причем если смотреть с высока или описать основные моменты то интересно, тот же сюжет фракций интересно, но потом запускаешь кампанию и когда начинаются уже реальные «диалоги» для квестов то в 9 из 10 сидел с фейспалмом… Юнитов не много но их можно прокачивать, ну идея не плохая, но прокачки мало, точнее она есть, но не чувствуется… лучше бы или добавили больше вариантов юнитов фракции, а ещё лучше позволили бы их собирать с нуля, вот были бы пехотинцы и ты из них и разных модулей и оружия собираешь что хочешь, как кораблики в стеларис, а то ни рыба ни мясо… так что там ещё есть… Бои, бои довольно просты, играл на высокой, но собирать армию что бы 2 на 1 или 3 на 3 сражаться не приходилось, в 100% случаях, занять позицию, герой снайпер плюхает во врага, враг бежит, если попал на овервоч гуд, не попал выползаем и застреливаем, очень редко враг преподносит сюрпризы и приходится думать, и даже тогда выхожу без потерь ну или 1 пехотинца снимут или «сову», да я к тому же новых юнитов не делать, пехота и сова наша всё… Не хватает Таверны где нанимать героев, хотя тогда мб собрал армию из героев))) Города пустые качаются на автомате, идея с областями и уникалками хороша, но в отличии от стеларис или цивы, почему то нет желания строить ещё и ещё городов как можно быстрее вон на ту вкусную область, ибо таких особо нет (за очень редким исключением), там чуть больше того там чуть больше того, а зачем оно мне нужно не понятно, юниты и так хорошо делаются, остальное строится ибо юниты не мрут, прогрессия не чувствуется… И так во всём, идея хорошая в глобальном, но когда доходит до деталей, становиться скууучно… Эх а потенциально была хорошая игра :)
Вот согласен, «как Дарксайдерс». Взяли всё из других игр, а своё забыли — потому как плелась раньше Darksiders за Bayonetta, DMC, MGR и God of War, так и сейчас плетётся за Dark Souls. Можно поиграть когда игры калибром выше уже пройдены и под рукой нет ничего лучше. Так что, да, проходняк, игра для распродаж, когда берешь по скидке, забываешь на полгода-год, а потом на безрыбье достаешь — тогда и можно получить от неё удовольствие. Но играть в неё, когда на горизонте есть явно игры лучше, могут только фанаты.
Интересно играть компании, потому что в них есть сюжетная линия. Но скучно играть рандомные миссии, потому что геймплей интересен только пока разбираешься в механиках разных технологий. То есть да, в игре нет изюминки, которая сделала бы рандомные партии развлечением на месяцы и годы. Согласен с автором обзора. Ну может Проходняк с плюсом. За компании.
Не хватает Таверны где нанимать героев, хотя тогда мб собрал армию из героев)))
Города пустые качаются на автомате, идея с областями и уникалками хороша, но в отличии от стеларис или цивы, почему то нет желания строить ещё и ещё городов как можно быстрее вон на ту вкусную область, ибо таких особо нет (за очень редким исключением), там чуть больше того там чуть больше того, а зачем оно мне нужно не понятно, юниты и так хорошо делаются, остальное строится ибо юниты не мрут, прогрессия не чувствуется…
И так во всём, идея хорошая в глобальном, но когда доходит до деталей, становиться скууучно…
Эх а потенциально была хорошая игра :)