Call of Cthulhu: Обзор

Кирилл Волошин 2018-10-30 08:42:02 45
Игры по Лавкрафту выходят довольно часто, но последняя действительно крупная вещь, претендовавшая даже на звание хита, появилась аж 13 лет назад — речь про Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Тандем Focus Home и Cyanide — конечно, не лучшая в мире парочка, чтобы исправлять эту ситуацию: все мы знаем, что французы чаще всего делают средненькие игры. Но от Call of Cthulhu многие ждали действительно хорошей, мощной игры…

https://www.youtube.com/watch?v=QxPAm7sHbZQ

Модель для Пикмана… и Сары Хокинз

Как и в Dark Corners of the Earth, в новой Call of Cthulhu мы играем за частного детектива. На сей раз это бывший коп и ветеран Первой мировой Эдвард Пирс. Его, конечно, сложно назвать здоровым — тяжёлый груз прошлого, депрессия, алкоголизм дают о себе знать, но всё же это профессионал, полный решимости расследовать загадочную гибель известной художницы Сары Хокинз и всей её семьи.

Впрочем, поездка на удалённый остров Даркуотер, что близ Бостона, быстро расставляет всё по своим местам, и вместо нуар-детектива мы получаем настоящий болезненно-бредовый хоррор по Лавкрафту. Прогулки по побережью, устланному трупами китов и бледно-зелёным туманом, посещение мрачного особняка Хокинзов, под которым обнаруживается логово зловещей секты, процедуры в местной психиатрической лечебнице, возглавляемой доктором-садистом, просмотр жутких картин художницы Сары, из которых буквально выпрыгивают чудовища (это прямые отсылки к рассказу «Модель для Пикмана»), — всё это пагубно влияет на разум нашего бравого детектива.

И вот он уже видит живыми тех, кто пять минут назад погиб у него на глазах, перемещается в чужие тела, слышит странные голоса и толком не понимает, где тут явь, а где сон. Реальность и видения переплетаются в тугой комок, и именно в таком состоянии Эдвард Пирс должен принять решение, от которого зависят судьбы мира и его жизнь.
Стрелять приходится ровно в одном эпизоде.

Хребты безумия

При этом у нас вроде бы есть возможность держать рассудок героя в более-менее здравом состоянии. Периодически игра ставит перед выбором, пить снотворное или нет, читать запретные оккультные книги или закрывать их скорее от греха подальше, — это вроде бы влияет на судьбу главного героя, его разум и на концовку всей истории.

Но на самом деле, что бы вы ни решили, после определённых сюжетных событий Эдвард Пирс всё равно будет находиться в состоянии психоза, что откроет в диалогах новые реплики. А вот на финале всей этой грустной истории такие решения всё же отражаются. Просто жаль, что их последствия мы ощущаем по большому счёту только в конце, где всё сводится к чисто математическому высчитыванию одного из вариантов развязки.

Он получил эту роль

В любом случае авторы Call of Cthulhu ставят (или делают вид, что ставят) на нелинейность и отыгрыш роли. Вся игра представляет собой хоррор-адвечнуру с вкраплениями экшена (очень маленькими, надо сказать), стелса, решением пазлов, диалогами и периодическим выбором, что и как дальше делать.

Проникнуть на склад семьи Хокинзов можно по-разному — попытайтесь сразу обмануть сторожей или сначала найдите одинокий дом рядом, вскройте замок, отыщите компромат и пускайте в дело старый добрый шантаж. Сбежать из нехорошего места тоже разрешают двумя способами — закоротить странный аппарат, предварительно активировав несколько рычагов в разных помещениях, или сломать газовые трубы, чтобы отвлечь внимание охраны.
Уровни в больнице — самые тяжёлые и неуютные.

Нелинейность только развивается благодаря тому, что игра во многом базируется на настольной системе, дебютировавшей ещё в 1981 году, и предлагает улучшать несколько параметров главного героя. С помощью «Красноречия» можно убеждать собеседников в диалогах, «Сила» позволяет надавить на них, сломать или передвинуть какой-нибудь механизм, а также выбить дверь, если не удаётся вскрыть замок.

Ктулху фхтагн

Став экспертом или мастером в «Поиске» (все параметры прокачивают от «Любителя» до «Мастера»), вы будете чаще находить скрытые предметы. А это важно, учитывая, что такие показатели, как «Медицина» и «Оккультные науки», прокачиваются только за счёт найденных книг: они позволяют ставить верный диагноз и осознавать скрытые от остальных вещи, а в случае с оккультизмом — ещё и понимать, что значит «Ктулху фхтагн».

Есть также «Психология» и «Расследование». Последнее особенно важно — оно не только повышает навыки вскрытия замков, но и позволяет более эффективно реконструировать события, когда по сюжету нам, например, нужно понять, что стало причиной пожара в особняке Хокинзов или как произошло очередное убийство.

Тут тоже, конечно, периодически проскальзывает мысль, что прокачка сделана «для галочки» и мало на что влияет. Ну не будет возможности использовать в диалоге «Красноречие», «Психологию» или «Силу», так всё равно появится общедоступная реплика, которая поможет продвинуть сюжет дальше. Но всё равно лучше с половинчатой ролевой системой, чем без неё, — так игровой процесс становится насыщеннее, появляется желание исследовать локации, думать над развитием персонажа и отыгрывать роль.
Очки прокачки выдаются автоматически после важных сюжетных событий.

Шепчущий во тьме

В итоге игра, несмотря ни на что, держит в напряжении, сохраняет интригу и в целом оставляет приятное послевкусие — пусть даже графика тут не самая навороченная, а закончится всё, скорее всего, не самым приятным образом. В Call of Cthulhu встречаются интересные загадки, а простенький стелс (можно даже прятаться в шкафах!) грамотно чередуется с исследованием и напряжёнными сценами, заставляющими нас, например, быстро уничтожать руны, которые удерживают потустороннее чудище в этом мире, — в процессе приходится использовать фонарь, свет которого замедляет врага. Многочисленные диалоги хорошо написаны и всегда оставляют пространство для выбора.

Наконец, местами тут страшно — особенно когда мы бродим по коридорам психлечебницы с лампой. Свет в ней постепенно гаснет, в этот момент из подступающей тьмы начинает раздаваться жуткий шёпот, а уж когда лампа совсем погаснет… Брр. Пару раз я реально подпрыгивал. К слову, когда Эдвард Пирс прячется в шкафу, оказывается в темноте или видит что-то неприятное, картинка начинает расплываться, дыхание его учащается, и мы буквально кожей ощущаем, как детективу неуютно, страшно и хочется домой, к старой доброй бутылке вискаря…
Какая же игра по Лавкрафту без осьминожки?

Учитывая неоднозначную репутацию авторов, Call of Cthulhu вполне могла обернуться разочарованием. Но, слава Старшим Богам, этого не произошло — мы получили действительно отличную, лучшую за последние годы игру по Лавкрафту, адвенчуру на стыке хоррора, квеста, стелса и RPG, которая точно передаёт атмосферу произведений культового писателя и при этом предлагает насыщенный, разнообразный и местами нелинейный геймплей.

Плюсы: интересный сюжет; точно переданная атмосфера книг Лавкрафта; встречается нелинейность; попадаются интересные головоломки; отличная работа со звуком.

Минусы: не самая современная графика и анимация; нелинейность местами кажется липовой, а прокачка — мало на что влияющей.

Другие новости

Комментарии

я стесняюсь спросить, а что тут кроме ктулху от лавкрафта? объясните мне пожалуйста, товарищи диванные критики и автор статьи, в каком моменте игры вы нашли связь между лавкравтом и этой игрой, со вселенной лавкрафта связи в игре не больше чем в пиратах карибского моря: сундук мертвеца (чел с башкой осьминога). То есть если я на коленке создам игру с упоминанием тентаклей и сделаю темную гамму это можно будет назвать с упоминанием ктулху и сказать что игра по вселенной лавкрафта и сделать стоимость как AAA проект? пипл хавает… даже в вов больше отсылок к лавкрафту чем в этой игре, а вам пофигу, все схаваете… игра вполне хороша, но если убрать приписку ктулху красная цена ей 500 рублей, за такие деньги вполне годный продукт
Глубоко не уважаемый, бездумный поедатель фикальных масс именуемых современные игры, прошу заметить что в статье четко указано «по Лавкрафту» а не с отсылками к лавкравту, к тому же хотелось бы спросить вас, а у лавкравта не было его последователей? которые писали в той же стилистике? почему же мы отсылаемся не к ним а к лавкравту, вы пытаетесь доказать что игра по лавкравту, тогда может быть outlast была сделана по Стивену Кингу? или Slander был тоже сделан по лавкрафту?
Если из этой игры вынуть всю лавкравтовщину и вставить туда ноунеймовую сатанинщину и оккультизм, смысл игры не изменится, поэтому эту игру ни в коем разе нельзя назвать игрой по лавкравту. Попробуйте из голоса во тьме вытащить пришельцев крабов, что получится? а если взять сатанистов в этой игре и поменять на обычных смысл ни на толеку не изменится.
Издатель просто наживается на таких псевдо экспертах которые с коричневыми пятнами на воротнике с пеной у рта кричат что «ЭТО КАНОН!», «ВЫ НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТЕ» так вот когда вы начнете разбираться либо в одном либо в другом, вы поймете, что нормальные то люди перед тем как хавать нюхают, а не защищаются потом в потугах доказать что кто-то не прав…
вспоминается отрывок из одного старого мульсериала
-как твоя бездерьмовая диета Фаги?
-Великолепно, совсем по дерьму не скучаю, смотрите
-по вкусу совсем на дерьмо не похоже, зато похоже на говно
-Что ты такое несешь, отличный вкус, не спорь!
Да, можно была переосмыслить всё заново.Лавкрафт кроется в деталях.Если почитать его книги — то часто столкнёшься с «это необъяснимое существо, словами его не описать» плюс пара подробностей.Древние, которые хотели драться даже со самим Ктулху (он один из низших) бесконечно существуют в великом космосе.Сколько на этом фоне подробностей можно было придумать.Например Лавкрафтовский апокалипсис.И там бы был экшн, было бы драйвовей.
товарисч, будь так любезен, объясни это как же некрономикон связан с этой игрой…
Не понимаю, столько историй, написанных этим автором, а берут в основном только тентакльского бога и знакомую обстановку деревни на краю озераокеанаморя.
1. Распиаренность.
2. А какая разница? В геймплей пугалки будет трудно ввести так, чтобы они различались от уже имеющихся. Многие штуки, в конце концов, будет трудно реализовать в геймплее. Псы Тиндала, например, или дед поехавший — живые примеры.
Все комментарии