IGN: индустрия сильно давит на все магазины, чтобы они снижали свою долю от продаж
Один из аргументов Epic Games Store в войне магазинов — значительно сниженный процент, который
Epic забирает себе с каждой продажи. Обычно он упоминается как сравнение со Steam:
Valve получает 30 %, а
Epic — всего 12 %.
Однако 30 % — стандарт по всей индустрии, не только у Steam. И, как утверждает сайт
IGN в своём свежем материале, издатели и разработчики сейчас сильно давят на магазины, чтобы они снижали свою долю от продаж.
Сайт пообщался с различными источниками — от официальных представителей платформодержателей до анонимных разработчиков. Картина получается следующая.
30 % берут себе:
• Steam (доля снижается до 25 % после 10 миллионов долларов, которые зарабатывает игра, и до 20 % после 50 миллионов долларов),
• GOG.com,
• Microsoft Store для Windows 10 и Xbox,
• PlayStation Store,
• Nintendo eShop (35 % во времена WiiWare),
• Apple App Store,
• Google Play,
• розничные магазины GameStop, Amazon, Best Buy и Walmart.
Исключения из 30 %:
• Epic Games Store (12%),
• Humble Store (25 %, из которых 15 % Humble забирает себе, а ещё 10 % переводит на благотворительность или возвращает покупателю в виде аналога кешбэка; в комплектах Humble Bundle распределение процентов указывают покупатели),
• itch.io (разработчики сами определяют, какой процент они хотят отдавать магазину).
Правда, на деле всё сложнее: в магазинах обычно есть дополнительные особенности, которые пожирают ещё несколько процентов. Несколько примеров:
• Кроме процента в пользу
Valve в Steam учитываются налоги и НДС, а также автоматический возврат средств недовольным покупателям. В итоге доля разработчика, как говорят источники IGN, составляет не 70 %, а ближе к 65 %.
• В GOG.com разработчик должен самостоятельно выставить счёт магазину за проданные копии своей игры, что не так удобно, как автоматические выплаты у
Valve.
• На консолях доля разработчика ближе к полным 70 %, но там не так хорошо обрабатываются возвраты средств и другие мелочи, что есть в Steam.
• В розничных магазинах добавляются другие крупные отчисления, после которых, как утверждает один из источников IGN, доля разработчика может составить всего 10—15 %.
Чуть подробнее о рознице
рассказывает аналитик
Дэниел Ахмад (Daniel Ahmad) в своём «Твиттере». По его словам, в среднем в ретейле распределение получается следующее:
• около 25 % магазину,
• около 20 % за лицензионные отчисления платформодержателю и себестоимость производства.
В итоге до издателя/разработчика добирается лишь 55 % от общей суммы.
Лицензионные отчисления — это доля, которую девелоперы платят
Sony,
Microsoft и
Nintendo за право выпускать свою игру на их платформе. Себестоимость производства — деньги, потраченные на производство и распространение физических носителей. В цифровых магазинах лицензионные отчисления и себестоимость входят в те самые 30 %.
Себестоимость может разниться от платформы к платформе. Например, цена носителей для Nintendo Switch зависит от их памяти. Носитель на 8 гигабайт стоит примерно столько же, сколько диск у
Sony и
Microsoft, пишет
Ахмад. Но носитель на 32 или 64 гигабайта уже ощутимо дороже и начинает сильно сказываться на прибыли. Поэтому многие игры для Switch издают по принципу «На картридже только 8 гигабайт данных, а всё остальное нужно докачивать из Сети».
Разумеется, есть ещё масса нюансов, которые не попали в материал IGN или рассказ
Ахмада. Скажем, за продажу ключей для Steam издатели не доплачивают
Valve. Этим любит пользоваться
Paradox Interactive: в продвижении своих игр компания часто напирает на собственный магазин, где продаются ключи для Steam. Таким образом общая доля отчислений в пользу
Valve размывается. А в App Store и Google Play начинают развиваться подписные сервисы, где не действует правило 30 % и поощряется время, проведённое пользователем в игре (что
грозит другими проблемами).
Но в целом, когда разработчики и издатели критикуют 30 % в пользу Steam, на самом деле они критикуют этот самый общепринятый стандарт, который сейчас действует в подавляющем большинстве магазинов.
Точно так же как когда речь заходит про эксклюзивы, эпики критикуются, а вот сони они платформодержатели, им можно. И плевать что эксклюзивы эпиков не вечные, они не оплатили все производство игры с нуля, значит не имеют право платить за эксклюзивность.
И конечно никто не упомянул, что часть расходов на «поддержание инфраструктуры» возложены на… игроков. Так как все консоледержатели и не собираются отказываться от платного мультиплеера. А упомянутых возвратов и вовсе по факту нет, возврат за игру «которую купил по ошибке и даже не запускал», за систему возвратов и считать нельзя.
А если бы стим предлагал платить за онлайн, тоже бы ссылались на консоли где и выбора то у игроков нет? Тоже был бы «общепринятый стандарт»
Все это вообще не к «войне» Steam и эгс, все это к тому, что разработчики и издатели серьезно так офигели. Инди-сцене так и вообще в серьез задуматься о том, где бы она была, если бы ей приходилось целиком и полностью жить в ритейле (спойлер: не было бы никакой инди сцены), вот тогда бы они по настоящему прочувствовали что такое «не продохнуть».
Нормально жила инди сцена до гринлайта стима, а сейчас имеем тоже что и 10 лет назад, когда стоит обращать внимание только на те «инди» что поддерживаются крупными издателями, а у всего остального шансов набрать популярность не больше чем если бы они вышли на собственном сайте.