19 января 2009 19.01.09 0 12K

Combat Mission: Shock Force - Marines: Обзор

До чего странно видеть проекты, главной целью которых не является "заколачивание денег" в промышленных масштабах. У нас - среди российских разработчиков - это более частое явление, достаточно вспомнить тот же "Мор". А на западе это не слишком принято. Как пример вымирающего вида можно назвать Battlefront.com.

Правда, нельзя сказать, чтобы в данном случае авторы страдали излишним альтруизмом. Combat Mission: Shock Force продаётся, хотя стоимость его и не слишком велика по меркам крупных издательств. Дело совсем в другом - в отношении к конечным пользователям, то есть нам. Это как разница между голливудским кино и концептуальными фильмами итальянских режиссёров. Первое снимается ради публики и переделывается под её непостоянные вкусы. Вторые отражают исключительно мысли авторов, пусть они иногда и совпадают с мнением большинства. Combat Mission не страдает излишней концептуальностью и философией, но ощущение "вещи для автора" игра оставляет.

CMSF и дополнение-модуль под названием Marines являются вместе симулятором современной американской (и не только) армии. Очень точным симулятором, пусть и не охватывающим все аспекты военного ремесла. Стратегическое планирование по-прежнему является уделом далеких штабных крыс, на переднем плане - тактика, тактика и ещё раз тактика. Забываем о режиме "всех в резиновую рамку и вперёд", начинаем просчитывать отдельные шаги. Поверьте, это может быть интересно.

Движок уровня Half-Life (первой части) отрисовывает солдат и бронетехнику, пустынные барханы и дома, похожие на коробки для обуви. В последнем случае качество графики тут не при чём, это архитектура такая. Прямоугольная плита, на которой ведутся боевые действия, спокойно висит в мировом эфире, затянутом мутной текстурой "неба" и "далёких просторов". Поначалу всё это вызывает чувство дежавю и лёгкого ужаса. Но зато весит игра на удивление немного, а "тормозов" на современных машинах просто нет. Ну, ещё бы. Правда, многотысячных армий здесь не видно, а потому подобные изыски выглядят не слишком уместными, любая современная стратегия обрабатывает не меньшее количество куда более красивых войск без особых проблем. Нормальная смена времени суток и погоды тоже отнесена к ненужным вещам.

О графике, как и о звуке, быстро забываешь в пылу сражения. На них просто нет времени. События так и кипят, но при этом для поклонников Warcraft-RTS здешние бои будут выглядеть вялым копошением на одном месте. После десятка минут подобного "копошения", правда, все ваши солдаты как-то неожиданно оказываются мертвы. Неприятно удивляет отсутствие толкового мониторинга, в случае управления несколькими отрядами контроль, без должной сноровки, теряется очень быстро. Кто в игровой индустрии решил, что всплывающие подсказки - это не модно? Почему это решение так быстро подхватила добрая половина игроделов? В общем, без tutorial'ов и прочтения учебника в игру даже не суйтесь.

Вообще, именно управление нервирует больше всего. Оно неудобно, а временами заставляет чувствовать себя калекой, но надо думать, другое просто не соответствовало бы впечатляющему уровню симуляции. Хотя, когда начальное недоумение и первые восторги спадают, выясняется, что этот уровень не так уж и запредельно высок. Да, здесь хватает возможностей, но игра не позволит вам влезть в шкуру Солида Снейка, отловить пару пустынных животных на ужин солдатам или заняться серьёзной партизанской деятельностью. Общения с мирными жителями тоже нет - по причине отсутствия мирных жителей. То ли всех уже истребили или распугали, то ли они просто невидимы. Что любопытно, шапку-невидимку автоматически отбирают у каждого деда с берданкой, решившего выйти на тропу войны. Так что если позади вашего отряда возникнет несколько неадекватных личностей с "Калашниковыми" - знайте, я вас предупреждал. Следите за тылом.

После того, как вы проведёте в игре несколько часов (если, конечно, выдержите так долго), у вас наконец-то сформулируется наиболее точное описание CMSF: игра в солдатики. Такой вот виртуальный аналог большого пакета с пластмассовыми воинами, которых можно расставить на кровати (тот самый парящий в пустоте прямоугольник), создать им небогатое окружение, позвать друга и устроить битву. Для кого-то это сражение обернётся многочасовыми мучениями, а кто-то это время проведёт, получая истинное удовольствие. Разработчики относятся ко вторым, это легко можно понять по наполнению патчей - больше новых видов техники, больше карт, больше возможностей. А остальные люди компанию Battlefront.com явно не волнуют. Самый правильный подход, надо сказать. Кстати, яркий пример - в Combat Mission существует режим игры через e-mail. Тот самый, давно забытый всеми "прогрессивными" разработчиками. И нельзя сказать, что он тут не нужен.

Обидно, но искусственный интеллект не то что бы плох, а просто невнятен. Всё-таки подобные игры подразумевают наличие живого соперника. AI часто ошибается совершенно недопустимым образом, очень достоверно эмулируя бесталанного командира и проблемы с передачей приказов на позиции.

Что касается модуля Marines - это именно модуль в классическом понимании. Содержит он исключительно набор эксклюзивных юнитов и карт, все прочие обновления (как технологические, так и контентные) наличествуют в бесплатных патчах. Модуль посвящён морской пехоте, соответственно и сценарии в нём заточены под эту разновидность войск. Морпехи смотрятся в конфликте куда как выгоднее обычной пехоты, но потерь при обращении с ними допускать нельзя. Потому что каждый - на вес чего-то подороже, чем золото. Оружейного плутония, например. Так что новичкам в любом случае стоит сначала выиграть пару сражений более традиционным набором, а уж потом рваться к новой игрушке.

И последнее: все патчи, выложенные на странице разработчика, обязательны к установке. Без них в игре случаются странные баги, которых лучше избежать для экономии времени и нервов - готовьтесь к скачиванию более трёхсот мегабайт обновлений (до версии 1.11).

***

CMSF рекомендуется тем, кто в детстве не наигрался в солдатики, а также поклонникам военной теории и современных милитари-технологий. Эти две категории, к тому же, очень часто пересекаются. Marines же - штука исключительно для тех, кому очень нравится оригинальная игра.

Плюсы: хороший уровень симуляции сражений с участием современных армий.
Минусы: неудачно реализованное управление; плохая графика.

Поддержи Стопгейм!

Combat Mission: Shock Force - Marines

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
23 сентября 2008
2
4.0
2 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также