1083 22 322 155

Deus Ex

Рейтинг игры

4.5 850
0.5
1
1.5
2
2.5
3
3.5
4
4.5
5
Deus Ex
Все отзывы к игре
26 января
+3

Что нужно знать новичку

или очерк ньюфага

Прежде изложу персональный бэкграунд. Своё знакомство с серией я, как и многие, начал с Human Revolution, который меня, откровенно говоря, не впечатлил. С одной стороны, как игра вне контекстов это, безусловно, качественный продукт, но с другой, после игр Arkane и Irrational Games лично мне чего-то не хватало. Как-то не увидел я вариативности и комплексности Дизоноредов или оригинальной и глубокой вселенной Биошоков. Опыт был несколько разочаровывающим после вычитанного потока высказываний про гениальность игры (так и не научился, что такие сообщения всегда стоит воспринимать со скепсисом). Не ради хейтерства это пишу. Просто после HR на серию я забил и не видел близких возможностей ею воодушевиться.

С олдскульным геймдевом, в свою очередь, я знаком неплохо: олдовые квесты, метроидвании, шутеры 90-ых, данжн краулеры и прочее мне вполне привычны. К чему я веду? Желание опробовать батю иммерсивов сидело во мне несколько лет, а культурных барьеров между мной и игрой с каждым годом становилось всё меньше. И вот, одним скучным вечером я запустил первый Deus Ex.

Тууу-Тудудуту-Тутуууу
Тууу-Тудудуту-Тутуууу

Первое впечатление можно ёмко описать эвристикой "да это же Дизоноред в киберпанке!". Деус-2000 беспрелюдно воскресил мои детские эмоции от первого опыта знакомства с творением Аркейн. "Тут можно сделать так, а ещё вот так, а ещё залезть сюда, а вот тут спрятан предмет, а это новый перк, меняющий характер игрового процесса, аааа!.." В общем, я был в восторге. Что было особенно примечательно, стирание культурного барьера не было столь уж необходимо. Игра не ощущалась как неповоротливое и недружелюбное детище девяностых, каким, например, для меня в своё время был System Shock 2. Наоборот, удивило то, насколько Ion Storm сделали свой проект понятным и легко вовлекающим. И это при многослойном и глубоком игровом процессе.

Первая же вылазка на Либерти-Айленд сходу демонстрирует все основные особенности проекта: витиеватый левел-дизайн, множественность инструментов и их применений, свобода и ответственность игрока в принятии решений, иммерсивный мир с обилием физических предметов для взаимодействия. Переставить ящики и залезть на стену, взломать панель, отключить турель или направить её на врагов, найти пароль, вырубить охранника и забрать ключ, убить неприятеля из снайперской винтовки или устроить резню с гранатами и пулемётами - всё это доступно тебе с САМОГО начала! Ну, или почти так. В отличие от HR, которая имела бесячую привычку ограничивать прокачкой перемещение, стелс-возможности и навыки ведения боя, оригинальный Деус Экс многое даёт тебе сразу, из-за чего игровой интерес возрастает значительно. Да, и в этой игре есть импланты, их прокачка, +/- классическая ролевая система с разбросом очков в персональный ролевой стиль, но это ощущается именно надстройкой над базой, которая в основной массе доступна с самого начала небыстрого путешествия.

Продолжительность игры - около 30-40 часов, готовься надолго погрузиться в этот противоречивый мир теневых заговоров
Продолжительность игры - около 30-40 часов, готовься надолго погрузиться в этот противоречивый мир теневых заговоров

Справедливо отмечу, что весомую часть общего игрового времени занимает бесконечный сейвскам и тестинг возможностей (особенно актуально в первое прохождение), но, чёрт возьми, найдите мне ещё одну такую игру, где непрекращающийся цикл save/load будет столь же увлекательным! Кроме проектов Харви Смита и Колантонио мне ничего не приходит в голову. С другой стороны, выкупив основной игровой луп, на каждой локации ты занимаешься примерно одним и тем же: исследуешь местность, ищешь возможности, предметы и тайники, принимаешь решение действовать определённым образом, реализуешь выбранную стратегию. И тут было бы неплохо повеселить себя интересными квестами или локациями. А вот с этим у игры дела обстоят не столь гладко. К 2/3 прохождения успеваешь устать от бесконечных армейских складов и милитарного полумрака. Конечно, Гонконг, Нью-Йорк, Париж в игре шикарны и атмосферны до сих пор (а какая там музыка, ммм). Мне даже представить сложно, какой культурный шок случился в 2000-ых, когда GTA III ещё не вышла, а у геймеров уже была возможность посмотреть на живой кусочек киберпанкового мира от первого лица. И всё-таки местами игра ощущается монотонной и затянутой.

Насчёт квестов сказать особенно нечего. Сюжетно-лорного содержания в них не то чтобы очень много. В игре есть клёвые сюжетные эпизоды и любопытные художественные идеи, но всё это размазано слишком неравномерно по немалому объёму, и где-то после пятой главы я просто смиренно выполнял поручения болванчиков с воображаемым восклицательным знаком над головой. На общем структурном уровне первый Deus Ex умело развешивает крючки интриг и удерживает интерес игрока до самого конца: что такое серая смерть и в чём её причина? Кто стоит за предательствами в отделе? Что за странные создания обитают в подвалах лабораторий? Почему тебе в директ написывает ИИ, считавшийся пропавшим? Всё это, без преувеличения, интересно изучать, однако, ответы выдают в час по чайной ложке, а между ключевыми точками ты можешь разве что кормиться обильными потоками всевозможных текстов из газет, книг, почты и датакубов. В целом это ещё один аспект, в котором Деус и Дизоноред схожи. Правда, тут я едва ли могу их похвалить.

Абзацем выше я говорю именно про квесты и интерес к сюжету в ходе его прохождения; сама вселенная у Деуса (как и у Дизонореда, хыы) прописана добротно
Абзацем выше я говорю именно про квесты и интерес к сюжету в ходе его прохождения; сама вселенная у Деуса (как и у Дизонореда, хыы) прописана добротно

Всем фанатам прекрасно известно, как Спектор любит спекулировать на отсылках и наваливать фан-сервиса ко всем тем штукам, что изучал сам. Не осуждаю, его право) Как-никак и мой любимый Кен Левин взрастил первый Биошок на критике философии Рэнд (вот так и давай гениям читать литературу: всего одна контроверсивная теория - готов очередной магнум опус индустрии). Но вот есть в Деусе один такой неприятный культурный анахронизм - болезненный запуск старой игры на современной системе.

В ооооообщем... Качай сразу Deus Ex: Revision. Модификацию одобрил сам создатель. Если обладаешь ГОТИ-версией в Стиме, то можешь легко нагуглить мод (в магазине Габена есть официальная страница с ним). Ревижн меняет кучу вещей: детали окружения, освещение, ролевой баланс, особенности прогрессии и игрового процесса, ИИ врагов и т.д., и т.д.. Я не то чтобы какой-то упоротый канонист, которому претит всё новое, но сложно отрицать, что DE:R достаточно сильно трансформирует ощущения от игры. Это в целом два разных опыта. Однако в первый раз я крайне советую именно Ревижн по множеству причин, перечнем которым не хочу засорять отзыв. Достаточно того, что в ином случае существует немаленькая такая вероятность нежеланного БДСМ-секса с панелью настройки, разрешением, технологиями рендера, управлением, корректировкой INI-файлов, необходимостью установки левых программ... Короче, просто качай Ревижн. Если понравится, то после можешь опробовать и оригинал.

За некорректный рендер тебе накинут BLM-ный фильтр, который встретил меня в первую попытку поиграть в ванильную версию; кстати, в единственном скрине в отзыве из Revision тоже некорректно передан свет: во время игры сцена осветляется
За некорректный рендер тебе накинут BLM-ный фильтр, который встретил меня в первую попытку поиграть в ванильную версию; кстати, в единственном скрине в отзыве из Revision тоже некорректно передан свет: во время игры сцена осветляется

Своим спичем я хотел развеять сомнения в том, стоит ли пробовать эту игру новичку. Мой ответ, однозначно, ДА. Даже если тебе, как и мне, не сильно зашла интерпретация Айдосов, первая часть способна изменить отношение к серии. Deus Ex - это увлекательная и глубокая игра, которая отнюдь не требует колоссального времени на её освоение. Ну а я пошёл перепроходить Human Revolution и переосмысливать своё отношение к ней. Всем добра)

Оригинальный авторский продукт и аддиктивный системный геймплейАтмосфера декаданса под весёлые синтыИИ людей тупее ДедалаСугубо линейные ветки квестов, пройти их иначе задуманного нельзя (хоть бы дали возможность ошибиться в квесте с поиском Тонга или альтернативным образом потопить корабль, не взрывая всё гранатами в СТЕЛСЕ)

Лучшие комментарии