20 мая 2019 20.05.19 4 6560

Игровые Секретные Материалы

+9

X-Files – хитовый для своего времени и до сих пор шикарный, культовый сериал, который покорил множество умов и сердец. Он представлял из себя невиданную для 90-ых смесь из научной фантастики, мистических страшилок и политического триллера. А экранный дуэт Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон многим запомнился и понравился даже больше чем Росс и Рэйчел или Кхалиси и её Драконы.

Прошло уже больше 25 лет с первого появления на экранах телевизоров сериала X-Files, а до истины всё так же далеко, хотя она и где-то рядом. Но сегодня мы попробуем найти её кусочки в видеоиграх, сделанных по сериалу. Хотя, правильнее будет сказать, основанных на вселенной сериалаX-Files.
Итак, давайте взглянем на все те видеоигровые проекты, что были сделаны по лицензии Секретных Материалов.

 

Во второй половине 90-ых популярность сериала была неимоверной, а его проникновение в разные медиа, кроме телевидения были многочисленны. Но только всё, что создавалось кроме самого сериала отличалось довольно низким качеством и явно халтурным отношением.

The X-Files: Unrestricted Access
Считается, что первая видеоигра по лицензии Секретных Материалов появилась в 1997 году. И это «чудо» называть полноценной игрой должно быть незаконно.

The X-Files: Unrestricted Access – игра для персональных компьютеров, которая в разных источниках упоминается как квест, но на самом деле, это скорее некое интерактивное, похожее на своеобразную энциклопедию, собрание разных досье, видеороликов и картинок. Все они связаны с происходящим в сериале, а игрок, якобы, получает доступ к взломанной базе данных отдела X-Files. Рассказы о создателях сериала, актерах, сюжетные перипетии. Раскадровки, 3d-модельки и всякие подробности о разных персонажах, в том числе и о героях ещё только готовящейся игры по секретным материалам. Никакого геймплея здесь нет и в помине, но для фанатов секретных материалов в то время этого было достаточно, чтобы расширить знания о любимом франчайзе или хотя бы иметь такое в коллекции. Ведь на самом деле, данный проект скорее был похож не на интерактивное развлечение, а на дополнительные материалы к диску с фильмом или сериалом.

Даже если порыться в данных этих дисков (Unrestricted Access шла на двух дисках), то ничего кроме кучи картинок и коротеньких видео там не найти. Хотя там есть несколько html-ссылок – судя по всему, игра должна была обновляться и с выходом новых серий предоставлять новую информацию о происходящем в них, но сейчас это уже нормально не проверить.
В итоге, перед нами не стоящая внимания поделка, созданная ради поднятия денег на фанатах, которую сейчас ещё и очень проблематично запустить на современных компьютерах.

The X-Files Game
В то время как сами Fox Interactive разрабатывали эту поделку, похожую на допы к dvd, студия-разработчик HyperBole под их присмотром ваяли более привычный FMV-квест, который по задумке создателей должен был даже дополнять основную сюжетную линию сериала.

Так и называвшаяся The X-Files Game (незатейливое название) вышла в 1998 году для PC и MAC, а через годик была портирована на PlayStation 1.
Именно с ps1-версией я и познакомился ещё в своем детстве, где-то в начале нулевых. Как для фаната сериала, FMV-квест по Секретным Материалам в то время казался настоящим подарком, словно очередная порция просмотра любимого сериала, только его главные герои здесь на второстепенных, а то и на третьестепенных ролях, но ведь теперь в действии сюжета принимаешь участие вместе с ними. К тому же тут все на месте, даже Скинер и Курильщик.

По сюжету мы играем за новичка – агента Крейга Уиллмора, который получает задание найти в Сиэтле пропавших Малдера и Скалли. И, разумеется, вместе с этим придется раскрыть некий правительственный заговор, связанный с инопланетными вторженцами. Игра создавалась одновременно со съемками первого полнометражного фильма и четвертого сезона, поэтому оттуда были взяты некоторые идеи, предметы и даже сцены. Черная живая инопланетная жижа, стилет, которым убивают вторженцев и тому подобное. Сюжет в целом, сейчас кажется довольно глупым и скучным. Можно сказать, что даже главные герои словно должны, по задумке авторов повторять химию дуэта Малдера и Скалли, но на деле даже и не сильно стараются, и кажутся одним из самых скучных дуэтов вообще.

Главный герой и вовсе порой кажется непрошибаемым истуканом и тупицей. То ли актер не сильно старался, то ли таким и задумывался, но, создается ощущение, что эмоций и логичных реакций ему сильно не хватает. Хотя здесь многие актеры, включая и самих Духовны с Андерсон, словно не желают играть, и, как следствие, выглядят скучающими и скучными.

Скукота здесь также достигается почти полным отсутствием музыки. Звуки окружающего пространства и диалоги сделаны на качественном уровне, но в большинстве сцен просто ощущаешь полнейшую тишину, которую можно было бы и заполнить хотя бы эмбиентом. И да, большую часть времени мы либо наблюдаем за диалогами разных персонажей друг с другом или просто в камеру лицом, либо тыкаем курсором по всему, что движется и не движется на экране, чтобы хоть как-то продвинуться дальше по сюжету.

Первые часа 2 игры нет никаких проблем с прохождением и получением чисто квестового и фанатского удовольствия. Но вот дальше с геймплеем и пониманием сюжетных перепетий могут начать возникать проблемы – point and click квесты всегда таким отличались – либо трудно понять что делать, куда идти и на какие предметы тыкать, либо просто логика решения задач бывает странной и нелогичной. А количество всяких ФБР-овских гаджетов и разных предметов с собой тут носишь в больших количествах, и приходится порой применять каждый из них друг на друга или на что-то и кого-то. Иногда это, кстати, может обернуться какой-нибудь интересной или веселой сценкой, когда просто ради пробы вы применяете пистолет или ломик на персонаже, а он стреляет в вас в ответ или героя сажают в тюрьму в следующей сцене, или ещё как-нибудь доводиться до геймовера. Даже разное поведение и разные реплики могут вызывать разные сцены.

Сцены мгновенной смерти здесь кстати очень часты. Сделал неправильное движение – смерть. В реплике с важным персонажем сказал что-то не то – смерть. Не успел отреагировать на какие-либо действия – мгновенная смерть. Меня особенно смешит форма некоторых подобных сценок – поговорил с персонажем, который тебе помогает, и, если после разговора пошел за ним в открытую дверь, то он тебя тут же убивает, а в некоторых случаях вас просто показывают сразу же лежащим на столе в морге, без каких-либо объяснений. Хотя вообще, именно большое количество видео-вставок и является наибольшим плюсом игры. Ещё и поэтому игра занимала для своего времени огромное количество дискового пространства. Версия для ПК занимает аж 7 дисков (хотя, наверняка, находились пиратские версии на двух или вообще на одном). Но я предпочитаю версию для ps1, где всё уместили на 4 дисках, и весь контент всё так же хорош, но скучен. Понимаете, даже если нужно было бы рассказать про сюжет игры, то можно было бы вспомнить только те самые первые часа 2 из начала, пару сцен из середины и концовку. Слишком уж много тут воды.

Многие моменты в X-files The Game позволяют игроку выбирать какие взаимоотношения с персонажами у вас выстроятся, выбирать то, как вы дойдете до конца и даже есть возможность довести героя до паранойи или любовных отношений с напарницей. Всё это для своего времени было замечательно, но не подумайте неправильно – это не разветвления наподобие игр от Quantic Dream. Для чего-то хоть слегка похожего у создателей X-Files просто бы не хватило возможностей и бюджета. Это очень средненький квест, который сейчас даже для фанатов сериала может показаться пустой тратой времени. Хотя, с гайдом он не должен занят у вас много времени. Проходится игра часов за 5. Это такая филлерная серия, растянутая на постоянные тыканья курсором в пиксели и порой до безобразия нелепые диалоги, и скучные брождения по безлюдным улочкам Сиэтла и темным павильонным декорациям.

X-Files: Resist or Serve

Лучшим представителем сериала в видеоигровом секторе была и остается игра под названием X-Files: Resist or Serve, вышедшая в 2004 году на PS2. Для её создания разработчиками и издателями было предпринято несколько правильных шагов. За основу геймплея взяли концепцию первых частей Resident Evil, и даже был лицензирован игровой движок RE2.

Вот только графика уже и для 2004 года была устаревшая. А анимации движений просто поражали своей кривизной. Недаром сейчас лучшие из игровых журналистов сравнивают её с первыми симсами – настолько криво и смешно выглядят почти все движения героев. Эти неуклюжие, а порой и вовсе неестественные для человеческих существ, движения пугают. Даже оружие они здесь держат как инвалиды какие-то, неспособные разгибать и сгибать пальцы рук.

Для создания истории также были привлечены создатели сериала – сюжет написал один из сценаристов, Том Шнауц, и игру позиционировали как одну из серий седьмого сезона, во время выхода которого она и зарелизилась. Но во время прохождения у меня ни разу не сложилось такого ощущения. Начинается она как мистическая бредятина с зомби, а заканчивается как псевдо-научная фантастика с подземными лабораториями и телепортами. И в целом история, рассказанная в Resist or Serve больше раздражает своей клишированностью и порой откровенной тупостью. Хотя стоит отметить, что пару раз мне было интересно следить за приключениями героев и управлять ими.
Здесь также есть отсылки к сериальному сеттингу – присутствуют и опять та инопланетная черная жижа (да, я знаю, что её называли маслом) и стилет и сохраняешься здесь на точках с изолентой, наклеенной в форме буквы ИКС, и даже в бюро дают прогуляться.

Возможно, интерес к игре поддерживается ещё и потому, что следующим правильным решением являлось взятие на главные роли именно главных героев сериала. Теперь мы играем именно за Малдера или за Скалли (прямо как в первых резидентах дают выбрать изначально за кого проходим и сценарии будут отличаться слегка), и их озвучивают сами Духовны и Андерсен. Вот только, судя по всему, видеоигры они всерьез не воспринимали, и сами этот проект не считали одной из возможных серий сезона. Ведь озвучены главные герои плохо – безэмоционально и наплевательски. Они словно бы и незаинтересованны в действии. Что-то не помню, чтобы в сериале герои были истуканами с вечно спокойными голосами во время напряженных экшен-моментов, а здесь чуть ли не вся игра, это экшен. А учитывая, что герои часто путешествуют по локациям вместе, стоит ещё добавить, что искусственный интеллект напарника неимоверно туп. Видимо программисты тоже не воспринимали игру серьезно.

В Resist or Serve есть хорошие идеи и геймплейные моменты. Например, экшен на механике первых резидентов сложно было испортить, и здесь он вполне приятный, есть даже самонаведение, а управление персонажем сделали больше похожим на то, что было в первом Devil May Cry, а не танковое резидентовское. Играя за Скалли мы часто будем вынуждены решать головоломки, связанные с её докторской специальностью – например, смешивать разные вирусы и антивирусы или копаться в телах умерших, выполняя работу патологоанатома.

Но всё равно Resist or Serve полнится кривизной и неуклюжестью. Здесь очень неприятный и неинтуитивный интерфейс, пытающийся косить под Resident Evil, но добавляя своей стилистики. Перемещаться по уровням всё равно неудобно из-за камеры и её порой очень странных ракурсов. Очень часто может возникать ситуация, когда ты не понимаешь, что тебе надо делать, и куда ты должен идти для продвижения по сюжету. В начале игры есть возможность создавать коктейли молотова, но, готов поспорить, что без чтения гайда, из ста человек игравших в игру, самостоятельно додуматься как скрафтить их, сможет лишь один – просто комбинировать найденные бутылки с бензином недостаточно — это лишь одни пример кривого геймдизайна из множества других. Сложность варьируется от простенького клона резидента до просто ДаркСоулсовских хренпройдешь боссов.

Сюжет здесь вроде как хвалили, когда игра только вышла, но лично я в этой сборной солянке не смог нормально разобраться – вирусы, культисты, зомби, инопланетяние, древние артефакты, психозы Малдера, Тунгусский метеорит – каша какая-то, а не сюжет. К тому же слишком много копирования разных частей резидента. Как довесок к сериалу, это не самый худший проект, но даже фанаты сериала ничего не упустят, если игру пропустят.

The X-files: Deep State

Но вот создатели последней игры по Секретным Материалам сразу же всего лишь одним только решением смогли сделать всё хуже, чем было или могло быть до этого. Они её сделали для мобильных телефонов. Игра под названием The X-files: Deep State была разработана для систем Android и Iphone, и на facebook* её тоже вроде можно поиграть. Она считается оффициальным спин-оффом серии. Разработана она была эстонской студией в 2018 году.

Интерактивный нарратив, разветвленные диалоги, красочное окружение и всё это в игре с механикой найди 50 спрятанных объектов на локации и тыкни в них, а затем, на манер подобных же игр по сериалу CSI, наблюдай в течении минут пяти скучную визуальную новеллу, чтобы потом снова повторить цикл. Игра бесплатная, а значит ещё и рекламу смотрим.

Вообще здесь я мог бы уже и не рассказывать больше ничего кроме того, что это мобильная игра в жанре Hidden Object. То есть, теперь уже даже не квест, даже не раннер, где бы мы, например, бегали за скалли или Малдера от инопланетян. Нет, мы здесь играем за очередного ноунеймового агента ФБР, который на местах преступления находит вещи и улики, ведущие к той самой истине, что где-то рядом…ну или к распутыванию очередного дела…ну или просто для того, чтобы нагриндить себе местной валюты.

Сама же игра – это просто череда однотипных экранов разных интерфейсов и статичные картинки, иногда появляются небольшие мини-игры, где мы опять что-нибудь ищем или создаем одну картинку из множества кусочков. А для визуальной новеллы здесь очень плохие тексты, и диалоги словно безэмоциональными и бесхарактерными болванчиками произносятся.

Даже неплохим вступлением и приятной завязкой сюжета в прологе (а сюжет здесь даже, представьте себе, имеется) игра вас надолго не удержит. Ну а если и удержит, то не потому, что она ой какая интересная, а потому, что без вливания реальных денег для буста вы просто не сможете нормально проходить уровни. Не потому что игра длинная или сложная, или и то и другое, а потому что нужно гриндить улики на одном и том же месте, а запрятаны они хорошо, и, учитывая, что порой даже непонятно, какой именно предмет тебе нужно найти, это превращается в сплошное раздражение от вытыкивания по всему экрану. А за подсказки и бусты надо платить.

Если ты застрял, то тебе обязательно напомнят о том, что заплатив, можно пройти дальше. Или о том, что заплатив можно получить подсказку. Вместе с постоянным напоминанием о том, чтобы запускал и играл каждый день. И не забывал, что тебе нужно отдать нам свои деньги!

Здесь есть возможность поменять аватара, косметику для него приобрести, есть 8 сюжетов про разные мистические и не очень события, и нет ничего, что бы реально связывало игру с сериалом. Уж про Скалли и Малдера я вообще молчу. Я их там так и не нашел. Они есть только на постере, а в самой игре их днем с огнем, как говорится, не сыщешь.
Как и любая современная мобильная игра по лицензии (и уж тем более по сериальной лицензии) The X-files: Deep State скорее расстраивает и бесит, нежели развлекает и нравится.

The X-Files: The Deserter
Я бы так не придирался, если бы не знал, что не может быть лучше. Но если мы вернемся в 2005 год, то узнаем, что для мобильных телефонов на java выходила ещё одна игра по Секретным Материалам. И в мобильной The X-Files: The Deserter мы управляем самим Фоксом Малдером, расследуя мистическое дело в Неваде (поэтому у игры такое название – там пустынь много).

А геймплейно игра является чуть ли не традиционным point and click приключением, похожим на игру 1998 года, только с рисованной пиксельной графикой. И вроде как здесь тоже просто картинки сменяют друг друга и много пустых диалогов, но это хотя бы можно назвать настоящей игрой, основанной на Секретных Материалах, с детективной сюжетной линией и геймплеем, как в старых квестах, наподобие Кирандии или Monkey Island.

Ну и с чем же мы теперь остаемся? Сериал снова закрыли, а в одном из интервью Крис Картер, его создатель, сказал, что, возможно, когда-нибудь появится еще одна игра во вселенной X-Files, а может и не появится. Его, видите ли, интересуют разные подходы в рассказывании историй. Вот только, судя по всему, в видеоиграх с этим он особо не старался.
Я не могу сказать, что все эти игры были ужасными или даже плохими…кроме разве что Deep State. Но всё что мы в итоге получили, это проходные проекты, навевающие скуку и эксплуатирующие знакомую мифологию сериала. Игры, которые даже для своего времени уже считались технически устаревшими.

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Лучшие комментарии

Предлагаю к ознаКомлению!
Годно и по фактам, мне понравилось. Даже до мобилок добрался, а это чего-то, да стоит. На мой взгляд судьба игровой части франшизы так трагична из-за нежелания владельцев бренда изучать рынок игровой индустрии и шарить лицензию посредственным разрабам и издателям, типа «и так сойдёт», а это грустно.
В этом то и проблема, что в детстве X-files The Game мне тоже зашла (хотя и тогда без гайда вряд ли прошел бы). Resist or Serve ругаю, но её можно попробовать хотя бы ради лулзов и закоса под классический резидентовский геймплей. Ну и только в ней можно отыграть за Скалли или Малдера. А уже это может для фанатов сериала многое значить.
Вот не знаю, не смотря на претензии автора блога, «X-files The Game» я в своем время прошел с большим удовольствием и был в восторге от всего, что там творилось. Прошёл, кстати, даже несколько раз. Может, потому что был юн и впечатлителен, не знаю, и сейчас бы мне игра действительно показалась глупой, скучной, с безэмоциональными персонажами?
В любом случае, за материал спасибо — осознал, что не потерял ничего, поиграв лишь в одну игру, ибо остальные ещё хуже :\
Читай также