14 июля 2018 14.07.18 4 4847

Обзор серии Ghost in the Shell (Призрак в Доспехах). Часть III — SAC: Solid State Society

+24
 

Сегодняшний пост посвящен аниме-фильму «Ghost In The Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society», уточнению некоторых деталей и подведению итогов по всей серии «Синдром одиночки».

Но для начала – маленькое лирическое отступление: рассказ о «Днях Татиком». Это набор спэшл-серий, которые, если так можно выразиться, дополняют оба сезона сериала. Всего выпущено 52 эпизода (то есть, по одному эпизоду на каждую серию). Каждый эпизод «Дней татиком» длится чуть меньше минуты и являет собой эдакий юмористический скетч по мотивам. Главные герои здесь, как понятно из названия, татикомы. Они обсуждают события соответствующей серии, выдвигая свои теории и мнения. Всё действие происходит в виртуальном пространстве (являющим собой белый фон). Чем-то напоминает «Матрицу». «Дни татиком» — абсолютно необязательная для ознакомления вещь. Если хотите поднять себе настроение – посмотрите. В остальном, никакой особой смысловой нагрузки этот сериал не несёт.

Теперь же перейдём наконец к «Solid State Society». Необходимо оговориться о переводе названия. Дело в том, что Solid State Society – это игра слов. Это можно перевести и как Общество Стабильной Государственности, и как Закостенелое общество. И в рамках аниме оба варианта находят свое воплощение и реализацию.

Фильм вышел в 2006 году. Сюжет его разворачивается через два года после событий второго сезона. Мотоко больше не работает в 9-м отделе. Полевыми операциями теперь руководит Тогуса и это удается ему далеко не так мастерски, как Майору (уже самое начало фильма нам это живо доказывает). Бато же теперь окончательно замкнулся в себе и стал напоминать себя из аниме 2004 года. В этом сезоне 9-й отдел расследует дело так называемого Кукольника – мастера по взлому кибер-мозга.

Сюжет здесь очень хорош. Авторы очень грамотно играют со зрителем, то давая одни намеки и наводя на определенные подозрения, то вдруг обрубая их и начиная вести по иному следу. Одним словом, просто прекрасно. Но я понимаю, что могут быть придирки вида «это же копирка сюжетов старых аниме! Ничего своего придумать не могут!». Развею ваши сомнения чуть далее по тексту.

Единственное, что должен отметить – фильм несколько более неровный в плане соотношения экшена и разговоров. Вся первая половина фильма – практически сплошные разговоры, зато вся вторая – почти один сплошной экшен. Это не самый страшный минус, просто имейте это в виду.

Визуальный стиль аниме ничуть не изменился. Впрочем, тут куда больше мрачных тонов, теней и полутеней и тому подобного. И это довольно неплохо – «Синдром одиночки» словно с каждым новым продолжением становится всё более и более взрослым. Впрочем, концовка здесь, как мне кажется, слегка чересчур счастливая. Да и вообще весь фильм несколько рушит трагизм второго сезона. Но это уже совсем субъективно.

К слову, в 2011 году в Японии транслировалась 3D версия фильма. Как обычно, нас таким счастьем обделили.

Музыка в аниме всё на том же уровне. Опенинг лично меня впечатлил куда меньше, чем его собрат из второго сезона, но всё равно выглядит куда лучше опенинга первого сезона. К слову, раз забыл сказать об этом ранее, исправлю ошибку сейчас. Все опенинги (и часть эндингов) серии «Синдром одиночки» исполняет певица Origa (О́рига). Её настоящее имя – Ольга Я́ковлева. Так что русский язык песен – это вовсе не алхимические эксперименты наших локализаторов. Они действительно исполняются на русском (с примесью английского).

И вот теперь пришла пора поговорить о соотношении сюжетов этого фильма и фильма 1995 года. На самом деле, рассуждать об этом довольно сложно и тут могут быть разные трактовки и споры. С одной стороны, Solid State Society даёт явные отсылки к предшественнику. Одно только начало чего стоит: стоящая где-то на верхотурах Мотоко и камера, пролетающая над ней и берущая просто изумительные по красоте ракурсы и виды… где-то мы это уже видели, не находите? Но на практике, содержательно аниме очень и очень разные. Solid State Society, как понятно из названия, посвящен совершенно другим проблемам – проблемам общества, одиночества человека в рамках системы, его отрешенности от всего мира… впрочем, не буду углубляться, лучше сами посмотрите и проанализируйте.

Кроме того, сильно разнятся и образы героев. Во-первых, образ Мотоко, как мне кажется, здесь прямо противоположен по концепции и конечной идее образу из аниме 1995 года. Мотоко «Синдрома», в конечном итоге, не смогла существовать без 9 отдела, оставшись частью системы. И, как по мне, здесь это не делает ее слабой или какой-то незаконченной. Просто это совершенно другой образ, с совершенно другим характером и мировосприятием, только и всего. Во-вторых, интерес вызывает вопрос — является ли Кукольник аналогом Кукловода из аниме 1995? Довольно сложный вопрос. Казалось бы, имена схожие, да и сама суть вроде одинаковая – мастер по взлому чужого мозга. Но концептуально персонажи очень и очень разные. У них разные цели, разные задачи и судьба. Один ищет себя в этом мире, пытается доказать своё право на существование, второй же пытается перестроить общество, сделать, как ему кажется, благое дело. Потому я считаю Кукольника совершенно отдельным персонажем, хотя и явно намекающим нам на Кукловода.

Из всего вышесказанного можно сделать один простой вывод: «Синдром одиночки» не лучше и не хуже аниме 1995 года. Он просто другой. Кому-то он может нравится, кому-то нет, но это вовсе не делает его плохим и неудачным. Это просто дело вкуса. И он вовсе не является тупой копиркой. Тут совершенно другие персонажи, абсолютно другой сюжет (хотя и имеющий некие сходные мотивы), да и во всё это действо заложены совсем другие смыслы и подтексты. Так что обвинять авторов в отсутствии фантазии – дело в данном случае неблагодарное.

Кроме того, здесь же хочу отметить следующий момент – я считаю крайне странными попытки представить «Синдром» как приквел аниме 1995 года. Выше я уже указал на серьезные концептуальные и идейные различия как минимум двух персонажей. И вы всё еще считаете, что это те же самые лица, что и в аниме 1995 года? Тогда я еще раз повторю – это спин-офф. Он не имеет никакого прямого отношения к дилогии Осии. Это совершенно отдельное произведение, хотя и снятое в недрах той же студии. Да и потом, раз 9-й отдел уже сталкивался с Кукольником, почему тогда в деле Куколовода они столь беспомощны и не понимают, с чем имеют дело? Не кажется ли это вам серьезнейшей несостыковкой, напрочь рушащей все попытки связать эти аниме?

Что я скажу про «Solid State Society» по итогу? Да, даже перейдя в формат полнометражного аниме-фильма, «Синдром одиночки» сохранил все свои достоинства и недостатки. Быть может, ему удается чуть лучше раскрывать героев, но сути это особо не меняет, поскольку раскрываются все те же Мотоко, Бато и Тогуса. Но при этом в этом аниме прекрасный сюжет, глубокий и неглупый посыл. Он может порадовать вас очень сильными, напряжёнными и драматичными эпизодами. Конечно, это уже не то изысканное произведение искусства, какими были фильмы 1995 и 2004 года. Но тем не менее, я всё равно очень люблю «Синдром одиночки». Это поистине прекрасное и отлично продуманное воплощение «Призрака».

И, если хотите знать мое мнение, то на этом история качественных адаптаций «Призрака в доспехах» и заканчивается. Дальше нас ждёт только весьма спорный Arise и еще более спорный фильм 2017 года. «Синдром одиночки» же пусть и не идеален, но очень и очень близок к этому, потому что даёт то, что надо: атмосферу, хорошо продуманный и закрученный сюжет, красивую и яркую картинку, глубокий и хороший посыл и довольно ярких и колоритных героев… словом, всё то, за что мы любим «Призрака».

Предыдущая часть — stopgame.ru/blogs/topic/89070
Следующая часть — stopgame.ru/blogs/topic/89335
[автор текста: GodofPlague]


Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2004)

Платформы
PS2 | PSP
Жанр
Дата выхода
4 марта 2004
48
4.0
21 оценка
Моя оценка

Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2005)

Платформа
PSP
Жанр
Дата выхода
15 сентября 2005
24
3.6
7 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Про игры не забывай. Для PS и недавний сессионный шутан. Отдельного рассмотрения они вряд ли стоят, но упоминания достойны.
Скорее всего, про них я сделаю небольшое отдельное видео… они стоят особняком, т.к. даже самые неудачные кино-воплощения призрака меня порадовали куда больше чем… эти «шедевры»
На пс1 — по рамкам платформы неплохая игра.

На пс2 — она по SAC чего от нее хотет.
Читай также