Уже третий блог я рассказываю вам про мемы. И я этим доволен. Но я не доволен тем, что по сути я именно что просто показываю вам шутки из Интернета и рассказываю про их ориджин. Пора бы уже немного объяснить, как и почему шутки работают. И для данной темы у меня как раз набралась пара хороших примеров. Начнем, по традиции, издалека.
Автомойка на ул. Герцена
Недавно какие-то шутники скуки ради заделали паблик в ВК, посвященный автомойке на ул. Герцена, 94 Тюмень За ТЦ «Вояж». Собственно, группа так и называется. Смысл сообщества был в том, чтобы делать мемы про несуществующую автомойку, пародируя колхозный СММ и рекламу всяких второсортных заведений.
Все шутки про автомойку на ул. Герцена можно поделить на следующие категории:
1) Шаблонный мем, переделанный под автомойку.
2) Шутка с использованием корявых 3D монстров. Предположительно, аллюзия на дешевые 3D рекламы всякой дичи типа моющих средств и куриных яиц с ближайшей птицефермы.
3) «Типа» настоящие рекламные посты автомойки: различные акции, уникальные предложения, отзывы, подтрунивания над реальными конкурентами (всмысле над автомойками, которые действительно существуют в Тюмени). Иногда встречался СММ «на грани фолла», которым прославился Бургер Кинг.
Группа автомойки хоть и расфорсилась на какие-то жалкие 10 тысяч человек, у мема с улицы Герцена получилось дойти до, внезапно, профильных СМИ. TJ, региональные новостные сообщества и сайты — где про нее только не писали, словно это действительно нонсенс в среде онлайн-юмора. В какой-то момент создалось ощущение, что автор вложился в рекламу своего трешового паблика… А потом он закрылся, потому что самим создателям надоело почти 2 недели шутить одну и ту же шутку (а примерно столько автомойка и просуществовала, дата основания — 27 июня этого года).
Однако после массовой огласки автора мема пригласили работать СММ-щиком во ВКонтакте… И из-за этой новости я был немного шокирован. «А почему?», — возможно, спросите вы. Да потому что по сути человек заработал себе имя гениального рекламщика, просто повторяя одну и ту же шутку. То есть, прославился форсед-мемом.
Форсед мем (согласно терминологии Даниила Олеговича Кортеза) — шутка, которая многократно повторяется юзерами и ввиду полного отсутствия развития или какой-то глубины быстро умирает ИЛИ живет только за счет не особо умных людей, которым смешно из раза в раз ее повторять.
Я предпочитаю применять термин «форсед-мема» именно на плохих, затертых приколах. И автомойка на ул. Герцена — как раз такой случай.
Верите или нет, но по моим наблюдениям большинство шуток из Интернета в плане основного каркаса — это форсед-мемы. Шутка, которую все повторяют снова и снова. Разница лишь в том, что хороший прикол может жить годами и не надоедать за счет двух показателей:
1. Многоразовость.
Шутка должна быть максимально многоразовой, иначе ее просто нельзя будет долго шутить. Отличный пример — Loss, который я недавно разбирал. Композиция из нескольких палочек может быть найдена абсолютно везде — в мультиках, в комиксах, в быту. Это позволяет мему долго жить и из раза в раз генерировать вопрос «Is this loss?».
Этот пункт автомойка держит плохо — ну окей, первые раз 10 можно обсмеять какие-то стереотипы о колхозной рекламе, пошутить над конкурентами или ввести какие-то акции. Но потенциал у данной шутки — неделя-другая. Доказательство — группа закрылась, не прожив и месяца. Потому что шутить стало просто не про что.
2. Развитие
Многоразовость — лишь 50% успеха долгоиграющего мема, если не меньше. Обычно хорошие шутки из Интернета живут за счет того, что люди, которым понравился прикол, начинают сами его перешучивать. Но в плане использования шаблона они стараются изобрести новое, а не идти по проторенной дороге. И вот тут начинается магия.
Ну точнее не тут, не на автомойке им. Герцена — у нее как раз таки эволюции не произошло. Никому из потребителей паблика не понравилась тема настолько, чтобы как-то переиначивать шутку и развивать тему. На это сил даже у авторов не нашлось.
«Ну вот ты все ругаешь эту автомойку, а можно пример хорошего форсед-мема?». И вот тут мы переходим к главной теме этого блога.
CAR SALESMAN MEME
Можно считать, что все началось с этой картинки, так как именно она стала катализатором шуток про продавца машин. Суть: картинка высмеивает типичных «продаванов», которые душевно, лупя руками по тачке, рассказывают вам про то, какая это «ласточка» и почему вы обязаны ее купить. Только смысл в том, что обычно персонаж картинки либо порет про автомобиль какую-то дичь (в оригинале фраза звучит «этот красавец может вместить в себя просто х**ву кучу спагетти»), либо машина заменяется другим объектом. Так как формула «мужик бьет по крышке XXX и рассказывает, как туда может вместиться куча YYY» полностью отвечает нормам первого пункта, описанного выше по тексту, приколов на эту тему развелась масса.
Перевод: *лупит по верхушке капсулы* этот красавец может вместить просто кучу беззащитных животных.
Перевод: *лупит по верхушке коня* этот красавец может вместить просто х**ву кучу греков.
Переводить ниже текстом вместо полной замены на русский путем фотошопа я решил для сохранения душевного звучания этой эпичной фразы продавана на английском. Как не переводи, а его речевые обороты в оригинале — самый смешной вариант.
И все бы ничего — люди бы шутили-шутили недельку-другую, да успокоились бы. Но тут мы вспоминаем второй пункт — развитие. Прикол про продавца машин понравился маньякам с Reddit, и те понеслись пачками рожать свои вариации. Однако формула «мужик бьет по крышке XXX и рассказывает, как туда может вместиться куча YYY» уже не использовалась — люди предпочитали шутить над происходящим на картинке.
Например, над тем, что продавцу всегда удается дотянуться до верхушки объектов:
Перевод: *лупит по крыше автобуса* Я реально высокий.
Или переделывают шаблон под классическую шутку с ломанием ожиданий:
Перевод: *лупит свою жену* В СЛЕДУЮЩИЙ РАЗ ПОПРОБУЙ НЕ СЖИГАТЬ МОЙ Е**НЫЙ УЖИН, СУЧКА
Или обыгрывают происходящее в шаблоне в другом свете:
Нашлось место даже абстрактному юмору:
В общем, благодаря безграничной человеческой фантазии в начале лета мы получили замечательный повод для юморесок. Вот вам целая куча хорошего юмора. Если нужно будет больше — гугл в помощь, картинок с продавцом реально много.
Надеюсь, на примере плохого и хорошего мема я дал вам хотя бы базовое понимание того, как работают шаблонные шутки в интернете и почему какие-то из них шутятся годами, а какие-то забываются через неделю.
А на этом все. До следующего раза. Помните: с помощью мемасов можно как деградировать, так и тренировать креативность и узнавать что-то новое. Выбор зависит только от вас.
Лучшие комментарии
Кортез, почитай книжку Докинза «Эгоистичный ген», в fb2 её скачать можно изи, если надо, могу напрямую кинуть в дискорде.
Просто и суть эволюции понять можешь, да и ради любопытства работы жизни как таковой, НО, в 11 главе изложены изначальные идеи Ричарда о мемах (мимах, как там перевели, типа из-за произношения). Поглядишь, можешь сможешь для себя какие-то ещё свойства осознать. Узреть корни, так сказать.
*пускает слюну с деграднувшего лица*
По Крыше тачки бьет продавец — в НОКОМ влетел новый мем`ец