30 октября 2023 30.10.23 12 9215

НЕ ПОКУПАЙ VR… пока не прочтешь этот блог. Гадание на Quest 3 и его разбор.

+13
Примечание 1: приведенные мной VR гарнитуры не составляют все предложения на рынке, но являются самыми доступными или интересными, а оттого наиболее распространенными.
Если вы хотели почитать о чём-то понаворочаннее - извините, в другой раз.
Примечание 2: подпишитесь, чтобы не пропустить ещё больше контента про железо и софт!
  Я надеваю виртуальный шлем
И в паутину погружаюсь встреч.
Теперь не отвлечешь меня ничем,
И время незаметно будет течь.

Я вижу ярких масок карусель,
Приятна мне красивая их ложь…
Огнями светится системная панель,
И бедный мой модем впадает в дрожь.

Здесь много развлечений и идей -
Любую выбирай на интерес,
Здесь все равно в бордель или музей,
Пока есть спрос, тут движется прогресс.  

©Анна Дмитри 

Введение

Привет всем наткнувшимся на данный материал! Уверен, многие из вас слышали о таком понятии как «метавселенная». Данное слово достаточно плотно вошло в обиход интересующихся IT-индустрией, и мы даже можем отследить когда это произошло с точностью до дня. Взглянем на график из Google Trends — агрегатора поисковых запросов одноименного браузера

Нельзя не заметить высоченный рост популярности слова «Метавселенные» на 43-ей неделе октября 2021 года. Что же случилось в этом промежутке?

Не хотите поговорить про метаверс?
Не хотите поговорить про метаверс?

А случилась ежегодная презентация продуктов *Facebook — *Meta Connect, от которой ждали чего-угодно, но не разговоров о какой-то загадочной вселенной в виртуальном пространстве. В итоге этот пузырь начал раздуваться до каких-то немыслимых масштабов. К нему присоединились и Epic Games, и Microsoft, и NVidia, Sony, Adobe, даже IKEA (видимо в будущем тоже придется собирать виртуальную мебель со странными инструкциями). Все они заявили о разработке соответствующих продуктов или доработке уже существующих, но именно компания Марка вложила просто какую-то страшную гору денег в это предприятие, понеся одних лишь убытков на больше чем 20 млрд долларов за 3 неполных года. Но самое интересное — что же с этого получили обычные геймеры? Запомните этот вопрос, вернемся к нему в конце. 

Метачеловеки с разными брендами одежды. Мужчина - это аватар Цукерберга
Метачеловеки с разными брендами одежды. Мужчина - это аватар Цукерберга

Пока же стоит упомянуть, почему я решился написать этот блог. Может вы и не знаете, но вот-вот снова состоится Meta* Connect, на котором будут показывать не только абстрактное будущее, но и вполне близкое простому человеку, в частности — скорый релиз шлема виртуальной реальности Quest 3, и, судя по утечкам, которым можно доверять, это будет не революция, но вполне неплохой апгрейд предшественника, Quest 2, о котором дальше пойдет речь.

Так или иначе, я считаю, что нынешнее бюджетное VR решение *Mеta до сих пор актуально и достойно покупки, особенно, учитывая скидку на него. 

Quest 2 и его преемник 

Дабы не быть голословным, взглянем на характеристики рассматриваемых устройств. 

Quest 2/Quest 3:

·        Разрешение на глаз: 1832x1920/2064x2208

·        Частота обновления экранов: 72-90-120Гц/только 120Гц

·        Количество памяти: 128 и 256 Гб/ 128 и 512 Гб

·        Угол обзора: 100 °/110 °

·        Тип экранов: IPS/IPS

·        Тип линзы: Френеля/Pancake

·        Отслеживание: 4 черно-белых камеры/4 цветных камеры + камера глубины

·        Стоимость базовой версии: $299/$499

И что же мы видим?

  • Разрешение на глаз получается примерно схожим (то же самое можно сказать про угол обзора - у Quest 3 он будет лишь на несколько градусов больше)
  • Тип матрицы такой же - IPS, который не может отображать реальный чёрный цвет
  • Максимальная частота обновления экрана у обоих шлемов одинакова, при этом у старой версии есть режимы на 72 Гц и 90 Гц, что позволит снизить расход батареи в автономном режиме.
  • В обоих устройствах есть отслеживание рук, но нет и не будет трекинга глаз, поэтому прощай ямковый рендеринг (обработка более качественной картинки там, куда направлен взгляд пользователя)
  • К тому же, 500 долларов будет стоить базовая версия на 128 гигабайт памяти, а за 512 гб (куда столько?) придется доплатить ещё 200. Версия на 256 гигабайт на момент релиза выпускаться не будет.

Как-то так. Список изменений не сказать, что впечатляет, но ради справедливости стоит отметить одно по-настоящему любопытное нововведение - сенсор глубины, который можно использовать для глубокого погружения в AR (то бишь дополненную реальность), что даёт гораздо большее ощущение правдоподобности от происходящего внутри шлема, ведь вымышленный контент будет взаимодействовать с реальным. 

Но так как технология достаточно молодая, есть большие сомнения, что под эту фишку быстро начнут делать массовый контент.

Семейство Quest вместе (слева - 2, справа - 3)
Семейство Quest вместе (слева - 2, справа - 3)

Big Daddy Index

А что если взглянуть на конкурентов нашего белого рыцаря, имеющих заметно бóльшую стоимость?

Взять, например, крутейший (после Steam Deck) продукт Valve  - VR гарнитура Index.

У него:

  • Неплохое разрешение на глаз - 1440x1600
  • Частота обновления до 144 Гц
  • Контроллеры с отслеживанием каждого пальца попеременно
  • Угол обзора аж в 130°

Казалось бы, несмотря на 4-х летний возраст (что в мире высоких технологий срок немалый), решение всё ещё остается конкурентоспособным.

Но, как в том самом анекдоте, есть нюанс и не один. 

Во-первых, иметь подобную гарнитуру - удовольствие не из дешевых: сам шлем стоит 500 американских президентов, а полный комплект с контроллерами и базовыми станциями для трекинга (встроенных камер не завезли) так вообще все 999 USD. Даже с учетом инфляции, позволить подобное может не каждый. 

Тем временем за полный набор с Quest 2 нужно отдать лишь 300 "зелёных".

Во-вторых, как было упомянуто выше, для понимания пространства Индекс (да и не только он) задействует внешние камеры, а не внутренние, поэтому выйти с ним на улицу и использовать максимальное количество пространства для погружения не выйдет. 2-0, в пользу ящеров, то есть *Меты 

Ну, и в-третьих, вышеописанные достоинства игрового продукта Габена не являются чем-то эксклюзивным. Если мы опять обратимся к спецификациям, то увидим, что разрешение экрана у сиквела Quest'a даже выше, при этом он может работать в режиме до 120 Гц. К тому же, благодаря интегрированным сенсорам возможен полный трекинг рук и пальцев.

А если всё можно получить дешевле, зачем переплачивать?

Работа отслеживания рук в Quest 2 при помощи встроенных камер

Ладно, допустим, что Вальва немного пожадничали и задрали цену, но ведь они не единственные игроки на этом хоть и небольшом, но всё равно заметном рынке. Найдётся ли тот, кто сможет противостоять силам зла, в смысле *Facebook'у? 

В идеале, эта компания должна заботится о своих пользователях, постоянно развивать свои технологии, при этом быть не просто не скупой, а практически благотворительной организацией, чтобы перебить Цукеровы three hundred bucks.  

PSVR 2

Но мы живем не в идеальном мире либерала и компаний "добра" не существует, поэтому рассмотрим SONY с её Playstation VR 2.

·        Разрешение на глаз: 2000x2040

·        Частота обновления: 90/120 Гц

·        Поле обзора: 110°

·        Отслеживание по 4 камерам для контроллеров и 1 ИК сенсор для глаз

·        Тип экрана - OLED

·        Тип линз - Френеля

·        Стоимость - 550 долларов + PlayStation 5

Согласитесь, что это очень похоже на то, что мы видели раньше, только у вас не будет:

  • автономного и беспроводного режимов
  • обратной совместимости с первой версией PSVR
  • подключения к ПК
  • Большого разнообразия игр (особенно бесплатных;))

Конечно, кого-то могут заинтересовать OLED панели и отслеживание взгляда, но не спешите кидать деньги в монитор - многие жаловались именно на это. Из-за устаревших линз Френеля OLED даёт световые ореолы по краям ярких объектов и гостинг, а ямковый рендеринг слишком сильно мылит изображение вне поле зрения.

Но не будем на это останавливаться, ведь есть ещё один японский производителей игровых приставок:

 Да-да, не удивляйтесь, Nintendo также является игроком на рынке развлечений и в виртуальной реальности. И, казалось бы, Свитч не такая уж мощная консоль, на нём в "плоских" проектах редко увидишь даже 720p, что уж говорить о VR режиме. Но хитрые японцы умеют удивлять...  

...ценником на бумагу!
...ценником на бумагу!


Не, ну вы видели это дерьмо? Целый фистинг за какой-то картон с пластиком. И ведь это правда кто-то мог купить, даже не по ошибке, может кому-то в подарок (как инструмент для пыток). Если вы живёте с такими людьми по соседству, у вас есть полное основание как можно скорее переехать подальше. Кто знает, насколько опасным для вас будет их следующее деяние. Безумцев контролировать невозможно.  

Pico 4

И даже на этом список восточных VR-платформодержателей не кончается. Как бы то не было удивительно, в Китае есть минимум один успешный производитель портативных гарнитур - Pico, который занимается этим уже седьмой год. Уж они должны понимать, что делают. 

К характеристикам...
К характеристикам...
  • Разрешение на каждый глаз: 2160x2160
  • Pancake линзы с равномерным качеством по всему экрану (как у Quest 3)
  • Частота обновления экрана: 90 Гц
  • Угол обзора: 105°
  • Объем встроенной памяти: 128/256 ГБ

В Китае стоимость начинается примерно c 350 долларов за 128 гигабайтную версию, что не сильно дороже Квеста, при этом получим большее разрешение на глаз, шире угол обзора, цветные камеры, точнее подстройку линз под ширину глаз (У Квестов три фиксированных положения, тогда как у Пико плавное перемещение по всему диапазону). Ну, и без фишек дополненной реальности не обошлось - камеры умеют отслеживать руки с пальцами во всех плоскостях. 

Размеры Pico 4 и Quest 2 соответственно
Размеры Pico 4 и Quest 2 соответственно

Но ведь должен быть какой-то подвох у этого китайского конкурента Цукеровой конторы? Именно так, мой проницательный читатель. При такой цене обязательно должны были на чем-то сэкономить, ведь у Pico нет миллиардов грязных зеленых бумажек для разработки дешевого высокотехнологичного девайса, закупки огромных объёмов комплектующих, отладки. Так что же не так?  

На самом деле, всё не так уж и плохо. Самые заметные косяки, которые я бы отметил: 

  • Небольшое количество игр непосредственно для портативного режима (а эксклюзивов и вовсе не завезли).  Beat Saber (популярнейшая ритм-игра), портативная версия  Pavlov (аналог CS в VR) ,  Rec Room (клон Роблокс) Roblox VR (порт оригинального тайтла) - всё это лишь для стационарной игры.
  • Главная проблема большинства китайских IT компаний (в любой отрасли) - недоработанный софт. Так при подключении к ПК через утилиту производителя некоторые игры могут не запускаться (решается игрой через Virtual Desktop)
    Отслеживание рук тоже до сих пор оставляет желать лучшего, при этом игр на платформе с использованием этой технологии ещё меньше, чем у западного конкурента.
    Важно: контроллеры отслеживаются не хуже Квеста.
  • Нет 120 Гц, что печально, ведь меньшая частота развертки, если вы к этому чувствительны, может вызывать укачивание.
  • Яркость Pancake линз меньше, чем у "Френелевских", поэтому в темных сценах может быть немного некомфортно.

Упоминания достойна и Pro версия Пико 4. Стоит она уже 550 долларов, но имеет полное отслеживание лица (вплоть до языка), что может быть полезным для разработчиков (для геймеров вряд ли, так как поддерживается это в 1.5 играх - VR Chat и его аналоге от самой Пики)

Стильный Пико 4 может неплохо сочетаться с вашим гардеробом. В таком и на улице выйти не стыдно)
Стильный Пико 4 может неплохо сочетаться с вашим гардеробом. В таком и на улице выйти не стыдно)

Итоги

...Что вы знаете о слоупочевстве? Пока я гадал по примерным сливам (в прочем, которые оказались верными), прошёл очередной Connect, где новую игрушку дьявола показали во всей красе. Основной упор, как и предполагалось, делался на AR возможности - теперь вы можете собирать ЛЕГО конструктор, не боясь сделать из квартиры минное поле, закреплять сторисы из *запрещенной соц.сети прямо на стене (друг интересуется, прокатит ли это с Оранжевым Ютубом?) 

Так что же брать?

Тем не менее, все слова, сказанные в адрес основных характеристик Quest'а III назад я не забираю - всё же новинка не является столь прорывной, чем был (тогда ещё Oculus) Quest 2 в своё время. При этом поддерживаться предшественник должен ещё достаточно времени, чтобы вышел тот шлем, который сможет тягаться на равных с ним за схожий прайс (те же китайцы умеют удивлять скоростью разработки). Для тех, кто хочет всё здесь и сейчас, но дешёво - Q2 является ультимативным решением, позволяющим по полной отстраниться от внешнего мира. Посудите сами: относительно высокое разрешение на глаз - есть, беспроводное подключение к ПК - есть, возможность игры без ПК - есть, AR фичи - может не в таком качестве, но... ЕСТЬ.

А также, на последней презентации был анонсирован X B O X  G A M E  P A S S для всех для линейки портативных шлемов Ящерберга. Это не ли чудо? Широкий Фил + скользкий Марк = … 

…двойное проникновение в кошельки геймеров
…двойное проникновение в кошельки геймеров

О бедной метавселенной замолвите слово

И всё-таки, что насчет метавселенной, о которой не так давно кричали из каждого угла? Да вроде в порядке - на платформе *Меты скоро появятся и Roblox VR (метавселенная, до того, как это слово вошло в мейнстрим), и Assassins' Creed VR (от компании, которая недавно тоже начала много говорить о виртуальных мирах), вместе с Rayban выйдут новые очки, позволяющие записывать FullHD видео, переводить в режиме реального времени текст и речь - всё это и даже больше, всего за $299.99, уже с 17 октября.

А энтузиасты уже год щупают *Фейсбучную нейросеть LLAMA, работающую по типу ChatGPT, только б е с п л а т н о, в следствии чего их развитие ограничивается лишь мощностями среднестатистического пользователя (а это 3090, если не сервер из них).

Мне очень нравится, как *Мета продвигает в массы крутые технологии за дешево, но всё-таки пока я останусь на предыдущей версии Quest'а, ибо точно знаю, что он ещё на многое способен, особенно с подачи сформировавшегося за годы гигантского коммьюнити. 

В общем, надеюсь данный материал был достаточно исчерпывающим, чтобы помочь с выбором VR гарнитуры. Подписывайтесь и спасибо за внимание!

ПОСЛЕБЛОГОВЫЙ ОПРОС

* Деятельность организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Лучшие комментарии

Однажды я куплю vr шлем и забуду про нашу бренную реальность навсегда. Блог отличный, удачи в будущем.

Где я, в блоге про ВР?

Помогите, это ведь в Казахстане, да?

Ну, если мозгов нет покупать нормальные шлемы, то все вокруг маркетолухи))

У меня Reverb G1 с релиза, потратил 3 рубля на ремонт кабеля, честные 2160х2160 на глаз, никаких аккумов дурацких, никаких беспроводных конских задержек, от которых голова болит, и всё — играю в РДР2, Киберпанк, Хорайзен, Мафии, Хогвартс, Контрол, Резики, Стрэй, и еще кучу старых игр через ворпикс)) В 2023 обещают универсальный инжектер в игры на UE4.

Ну а вы продолжайте в битсабер рубиться на фейсбучном барахле, говорят, на 100500 часу он раскрывается...

А вы не потому ли в BS не рубитесь, что у вас WMR говно-трекинг постоянно теряющий руки?) И чем плох беспровод, если есть возможность подключения по одному кабелю? На Квесте также можно подключиться к ПК и играть в игры с видом в 360 градусов (но зачем, если никакого взаимодействия ты не ощущаешь?)

Плеяда Комментаторов, жду вас с нетерпением

Да, особенно когда пропадает эффект укачивания, вообще снимать его первое время не хочешь)

Спасибо за теплые слова. Желаю того же самого коллеге по блоговскому клубу)

Маркетолог HP, разлогинтесь. Если даже автор не вспомнил, что вы есть, это вопрос к вам)

Нет, мне до трэкинга вообще далеко и глубоко, я в виар-контроллеры наигрался еще во времена первого Рифта, и больше к этой шляпе не возвращался, только шлем и клавомышь. Контроллеры дико неудобны именно тем, что быстро устаёшь, отслеживания и эмуляции пальцев там нет, по итогу бегаешь с двумя виар-культями. А как я наматерился на разрабов за все эти жесты при подбирании предметов и перезарядку в Халф Лайф Алекс… ууу… Короче, я любые контроллеры считаю убогими, поэтому вмр, не вмр, один фиг.

А в целом, у меня лично контроллеры глючили только когда включаешь, съезжали до полуметра где-то вправо-влево, решалось рестартом вмр-приложения. Примерно раз на 10 запусков глюки были.

Беспровод и усб-кабель плохи задержками, шифрованием потока, плясками с бубном с роутером. А еще аккум, который когда-нибудь сдохнет, а новый фиг найдёшь. Попробуй на какой-нибудь телефон 5-7-10 летней давности (кроме айфона) аккум найти родной, не китайский. А еще не знаю как на третьем, но на втором квесте были танцы с бубном по регистрации на мете, которая заблочена в РФ, и народ там целые гайды писал как впны и прокси на роутере настроить. А еще вопрос — а на 3ем квесте напрямую питалово шлема, минуя аккум есть? А на сколько часов аккума хватает? Мой ХП может всю ночь, потом день, а потом еще ночь. А если на квесте 3м нет байпасса, то что будешь делать, когда аккум сдохнет, а нового в РФ не завезут?

Короче, ХП да, не лучший производитель, но если надо именно играть в полноценные игры, то это лучший выбор цена/качество/долговечность. Квест не плох, но есть куча минусов. Вайвы тоже отличные, но стоят конь. Варио тестил, не понял за что столько бабла. Паймаксы… ну это паймаксы, просто это компания, которая продавала 4К через апскейл…

Автор, т.е. ты вот серьезно в голосовалку профессиональный варьо и просто-анальный паймакс добавил, но хп реверб забыл? При том, что это единственный шлем, который реально стоит купить, т.к. он и по разрешению отличный, и без деталей, которые лет через 5 будет не найти (аккум).

При этом речь идёт о каких-то убогих битсаберах, и прочих недоделках, но про Люка Росса, Резидентов в ВР, и Ворпикс — вообще ни слова?!

Читай также