6 июля 2023 6.07.23 19 2232

[Не]Закрытый гештальт — Doom 3

+17

Я - прошёл дум 3.

Дум 3, который пытался осилить лет эдак 15.
Дум 3, который вышел уже как 19 лет назад.
И не подумайте, дело не в какой-то там сложности или устаревшей графике, нет. Просто отношения у меня с ним не сложились с самого начала, ещё когда компе стояла старенькая GT9800. Вот в то время мной и был куплен пиратский диск.

И естественно из-за ахренительной обложки.

Ммм..
Ммм..

И я его бросил. Причины вспомнить я уже не смогу, но, кажется, одной из них была чуть ли не самая темная локация в игре, в которой я попросту заблудился. Ну и ещё платформинг, который ни к селу, ни к городу. Поэтому я с долей иронии отношусь к тем, кто жаловался на платформинг в Eternal. Они, по-видимому, либо забыли о DOOM 3, либо не играли в него вовсе. Потому что в Eternal... Он хотя бы работает.

В общем. После нескольких безуспешных попыток а прохождении я успешно его снес. Однако засел в голове он надолго. И, опять же, не в последнюю очередь благодаря выдающейся эстетике игры. Посему, как предоставилась возможность - купил его стиме лет эдак через 7. И, отыграв 4 часа,  снова бросил.
Однако, прошествии ещё пары лет желание пройти его так и не угасло. Я всегда помнил о нем,   голове он то у меня засел, как "игра, которую я так и не осилил".  На почве чего и возник мой очередной [Не]Закрытый гештальт, связанный с этой игрой. Так вот, только спустя ещё год ( а на момент прохождения целых пятнадцать лет с момента выхода) я добрался таки до него. И, с чувством выполненного долга, рассказываю вам об этой игре.

А начнем мы, пожалуй, с той самой эстетической составляющей.

 

И прекрасным началом послужит  музыка из главного меню.

Темные коридоры космического корабля, кишащие демонами, невозможность освещать себе путь, если в руках оружие или наоборот ограничение по ведению огня, если в руках фонарь, напряжённый эмбиент, не самая плохая графика, КПК... Ммм, КПК... 
Про него даже чуть подробнее, ведь выполнен и реализован он просто отлично. При перепрохождении я даже слегка оторопел. В себе он содержит множество текстов с лором игры, писем сотрудников станции( некоторые из которых полезны, ибо содержат в себе коды от сейфов), а в другом разделе даже  реализован видео-плеер. Причем, некоторые из переписок напрямую коррелируют с сюжетными поворотами игры.
Даже дизайн - и тот хорош. Для 2004го года - вообще шик.

В визуальной составляющей разобрались. А что там с повествованием? А там - 27 уровней. Нет, я даже текстом напишу. Двадцать семь уровней.  И если первая десятка воспринимается не так плохо, то впоследствии те самые "темные коридоры" начинают уже порядком надоедать, ведь они... все ещё коридоры. Да, естественно, шутеры всегда болели коридорной болезнью, но... Эти ведь ещё и одинаковые. Ещё и темные. И иногда -  непозволительно темные.
Опять же, сама задумка с тем, чтобы поставить игрока перед выбором видеть, что находится в темноте или стрелять, но не видя куда - имеет право на жизнь. И возможно это должно было работать. Да и чего уж говорить, работало. Но РОВНО до того момента, пока у тебя не появляется плазмоган.Патроны к нему, конечно, ресурс важный, однако ТЕПЕРЬ в бою тебе теперь не нужен фонарик, а урон он наносит хороший. И по итогу у тебя теперь целых два оружия на всю игру. Это  плазмоган и... Как ни странно, дробовик. И раз уж мы затронули тему оружейки, то перейдём сразу к ней. 
Вы не подумайте, я не особенно казуальный геймер, одна из моих любимых франшиз - DMC. Я люблю "позадрачиваться". Но при этом отдаю себе отчет в том, какой КПД несет то или иное оружие. И если я не вижу смысла пользоваться, например, винтовкой, когда есть пулемет, который и стреляет быстрее, и патроны расходует те же, но при условии незначительно увеличенного разброса - то для меня нормально. Так же ещё одним оружием в игре выступает бензопила, которой лично я вообще не пользовался. Да и как уже говорил выше,  практически всю игру прошел с дробовиком, так как он И удобный, И убойный, если подходить вплотную. Что примечательно, на релизе, если мне не изменяет память, многие жаловались на то, что дробовик реализован в этой части дерьмово. 

Далее - геймплей. И сразу пару слово и менеджменте ресурсов. Точнее микроменеджменте. Точнее, его здесь нет. Больше сказать тут и нечего.
Однако в сторону геймплея есть еще один камень - заскриптованные прыжки основных в игре противников, от которых не увернуться и они все время сносят хп. Ну а потом появляется убвервундервафля в лице бфг и куба душ. Первая позволяет тебе всех поголовно убить, а вторая позволяет восполнять во время резни здоровье отчего по итогу ты умираешь только по причине корявости игры.

По пересечении экватора игры, ты понимаешь, что это абсолютно коридорный, темный, одинаковый шутер. Вторая треть игры проходится с чувством что игра уже изрядно надоедает.  "Пойди туда, чтобы взять ключ для вот этой двери через половину уровня", а в итоге твои брождения напоминают зигзаги. Вопрос на засыпку тем, кто "строил" такой комплекс. Удобно сотрудникам станции там работается, нет? Причем, прошу заметить, сюжет провисает на данной ноте.

А вот третья часть игры - уже прямо думаешь "когда эта беготня закончится?".  И ведь самое смешное, что она по сути самая "насыщенная". К примеру, у нас дважды отбирают оружие (до входа в ад и после), откуда впервые возникает потребность в менеджменте ресурсов и патронов, но как же это... Надоедает. С одной стороны видно, что разработчики внедрили много механик, всяческих миниигр, конечно же включая платформинг, который коряво работает.
Кто вообще придумал платформинг в думе? (опять же, исключая этернал в котором он работает).  

Резюмируя, DOOM 3 - так себе шутер. Понятно, почему ее "засрали" на старте, но при этом понимаю за что её любить. Сюжетно - она хороша. Вырежи оттуда хотя бы одну треть игры и будет вообще прекрасно. От 27и уровней. Вдумайтесь, от 27и. К примеру, с первой трети два уровня, со второй два и с третьей. Убери эти 6-7 уровней и будет прекрасно.
Присутствуют в игре и интересные локации. Чего только стоят два уровня в аду, хотя вторая лишь для финального босса, откровенно слитого.  При всем, видно, откуда дед спейс брал свою толику вдохновения, ибо есть как минимум пара похожих локаций.

  Игра неоднозначная сама по себе, но она однозначно "проходняковая". Есть, конечно некий интерес в духе  "а что же будет дальше" и "есть же дополнение". В моменте даже хочется пройти их, однако играть в "ЭТО" ещё раз? Нет, уж лучше посмотрю игрофильм.

Такие вот неоднозначные итоги неоднозначной игры. Спасибо за прочтение всем, кто дочитал до сего момента.  В будущем обязуюсь поработать над качеством своих статеек. В остальном же, все как обычно - желаю приятного времяпрепровождения вам, куда бы вы не направились в своих скитаниях далее.   


Doom 3

Платформы
PC | Mac | Linux | PS3 | PS4 | PS5 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX | NSW | Android
Жанр
Дата выхода
3 августа 2004
1.6K
4.0
1 084 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Calisto Protocol своего времени. Графонисто и супер скучно. Никогда наверно не пройду.

Менеджмент ресурсов отсутствует в БФГ издании, оригинал дает с запасом разве что дробовик, и то он не против всего хорош, хотя урон дает хороший если пользоваться как оружием ближнего боя. Не понимаю, с каких пор пулемет и автомат делят патроны? Всю игру к пулемету их было крайне мало, а уж играя на геймпаде пригождалась даже бензопила, она как и в оригинале неплоха против пинки. Уровни же запоминаются, если проходишь игру не первый раз то точно не заблудишься, а от всех «неизбежных» атак врагов можно легко уклонится, но тайминг и вправду мал.

Какое… хорошее сравнение. Вау, чувак, ты сделал мой день.

Все мы очень зависимы от наших первых игровых проектов даже среднего качества. Для меня подобной игрой выступает Turok 2008го года. И я до сих пор питаю к ней теплые чувства, несмотря на ее явную посредственность.

Я думаю, писать текст только для этой игры — идея сомнительная. А вот концептуальное что-то — очень может быть.

Мы обязательно тебя увековечим где-нибудь.

А если серьезно, то проворачивал подобное лишь с парой проектов.

Обычно, если игра мне сильно вкатывает, я закрываю процентов 70-80 достижений и успокаиваюсь. Как правило, на этом этапе заканчиваются адекватные ачивки и начнется бредятина.

Хотя могу понять подобное отношение к играм, которые засели в сердечке. Я бы хотел вернуться в будущем к Prey и закрыть его на сотку. При условии, что ачивки там адекватные.

Я так не могу. Если ачивки есть то я добиваю. Особенно больно смотреть на «Хороший парень Ник» в Left For Dead 2.

Ачивки есть в большинстве современных игр и если выбивать все в каждой из них — исходит слишком много времени, которые ты мог бы потрать на что-то более полезное и интересное. Приведённую выше ачивку знаю, так как сам откатал в лефтач больше сотни часов

Он хорош только в контексте рака на безрыбье. Игр с акцентуацией внимания на динозаврах действительно не так много.

Да и постановка сцен там хороша.

Но вот цветовая гамма, неработающий и контекстуально зависимый стелс вызывают вопросы.

А вот сюжет и повествование тоже момент дискуссионный, однако я бы не смог выделить эти аспекты ни как плюс, ни как минус. Они просто есть и как бы все.

Ладно, так и быть, я задумаюсь рецензированием этой игры. В любом случае я знаю её вдоль и поперек.

оригинал дает с запасом разве что дробовик

Да, потому я и чередовал его с плазмоганом)

Насчёт патронов к пулемёту и винтовке — ошибся, прошу прощения. Однако патронов на пулемет хватало всегда.

Играл на клавомыши.

Бензопила пригождалась против пинки

который выступал противником… лишь пару раз за игру?

Заблудился-то я как при первом прохождении, а по поводу «запоминающихся» уровней — отнюдь. Ещё раз. Их 27. Из них я могу вот прямо вот сейчас назвать максимум 5.

а от всех «неизбежных» атак врагов можно легко уклонится

Да, после просмотра видео от Бурдукова мне это уже известно. Однако, каюсь, я так и не смог оное реализовать.

У меня в свое время дум3 спалил видеокарту. Буквально. Игра тормозила, я зашел в драйвера видеокарты ати, выставил все ползунки на скорость (то есть ничего не гнал, все, что драйвера разрешают). Дум3 запустился, уже выдавал играбельные 25-30 фпс, но с артефактами текстур. Поиграл я 15 минут и комп вырубился. Даже паленым запахло (может воспоминания подводят).

Дум3 бфг — зло. Он все ломает и портит, так как берет версию для хбокс1, а не ПК-версию, так что про него нужно забыл и никому не советовать.

В дум3 довольно хорошая технология EAX. Ее можно врубить даже сегодня, с помощью небольшой софтины:

Так же говорят, что дум3 на ЭЛТ-мониторах преображается благодаря оттенкам черного, но лично я не проверял, хотя много раз слышал данную предъяву.

Так же не забываем про моды и аддон.

В целом, дум3 можно починить, если просто врубить на фоне метал, а еще лучше мика гордона. Серьезно, ощущения от игры будут совершенно другими и правильными, потому что дум3 — это не хоррор, а экшн-хоррор, и если играть в него так, то он будет работать.

Хороший материал. У меня подобная ситуация: появилась игра у меня с новым (первым в жизни) ПК. Это год 2006. Я был очень пугливым и не смог осилить игру дальше сцены, где в сотрудника UAC вселяется нечисть. И только в 2016 я вспомнил об игре. НО! Решил для себя пройти оригинальную дилогию и потом уже DOOM 3. Выражу, быть может, не популярное мнение, но мне игра понравилась. С учетом года выхода, разумеется. На волне симпатии к игре я с АХРЕНИТЕЛЬНЫМ кайфом прошел игру 2016 года. Многим и Quake 4 не понравился тогда, а я рубился с удовольствием.

Ох. Земля бензолом твоей тогдашней видеокарте. Сочувствую.

По поводу бфг — не сориентирую, так как не играл, ибо изначально знал, что она кал.

Возможно по поводу EAX ты прав, однако мне не хватит эрудированности в разбираемом вопросе.

А вот по мониторов соглашусь чуть больше, чем полностью. Так как прохождение игры затянулось на 15 лет и я запускал ее с разных мониторов, скажу да, матрица монитора очень сильно определят восприятие картинки. Мое финальное прохождение вывез именно хороший монитор.

Никогда не не занимался кастомизацией игры через моды или аддоны. Есть лишь одна игра, с которой мне было вкайф с подобным поиграться — это, ожидаемо, Skyrim.

К сожалению, мне, как человеку очень приближенного к миру музыки будет скорее хуже, нежели лучше от фона иной направленности.

Как минимум потому, что музыка в DOOM 3 более диегетична.

Вот на счет ''зависимы'' это точно. Сейчас играю в старое и доброе и как глоток свежего воздуха, без преувеличения.А Turok реально хорош))

Читай также